Скачать:TXTPDF
Шабат

Потому что с морского корабля разрешается сходить на берег в субботу только при условии, что раньше, чем наступила суббота, он уже вошел в тхум шабат, – пришедший же в субботу с расстояния большего, чем тхум шабат, не имеет права двинуться с места.

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

МИШНА ПЕРВАЯ

ВСЕ ВЕЩИ БЕРУТСЯ В СУББОТУ, И ИХ ДВЕРЦЫ вместе С НИМИ (НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО те ОТДЕЛИЛИСЬ) В СУББОТУ, ПОТОМУ ЧТО они НЕ ПОХОЖИ НА ДВЕРИ ОТ ДОМА: те НЕ ПРИГОТОВЛЕНЫ.

Объяснение мишны первой

Мы уже упоминали (во Введении к трактату), что мудрецы запретили переносить в субботу вещи, которые не приготовили с пятницы для разрешенного в субботу использования. Этот запрет называется: ЗАПРЕТ МУКЦЭ. О нем пишет Рамбам: «Запретили мудрецы переносить некоторые вещи в субботу таким же образом, каким это делают в будни. И почему они пришли к необходимости наложить этот запрет? Они решили: если предостерегли пророки, чтобы в субботу и походка была не такой, как в будни, чтобы в субботу и разговор был не такой, как в будни, – как сказано (Йешая, 58:13): «И будешь чтить ее, уклоняясь от тогоЧТОБ ГОВОРИТЬ повседневные РЕЧИ», – так тем более перенесение вещей в субботу не должно быть таким же, как в будни. И мудрецы наложили этот запрет, чтобы суббота не была в глазах человека таким же днем, как будничный, чтобы он не стал поднимать и переносить вещи с одного места на другое в доме или из одного дома в другой, или не стал собирать камни и т.п., пользуясь тем, что он не работает, остается дома и ищет, чем бы заняться, и получилось бы, что он не перестал работать и пропал бы смысл этого дня, о котором сказано в Торе: «Ради того, чтоб отдохнул». И еще: когда человек будет проверять и переносить инструменты, предназначенные для работы, запрещенной в субботу, вполне возможно, что он займется ими немного и дойдет до совершения этой работы. И еще: поскольку некоторые люди не занимаются ремеслом, но бездельничают все дни своей жизни – как, например, гуляки и лентяи, которые никогда не работают, – если в субботу будет разрешено ходить, и разговаривать, и переносить вещи так же, как в остальные дни, получится, что отдых таких людей в субботу не заметен. Поэтому субботний отдых от подобных дел должен быть одинаков для всех людей, и именно из-за них пришли к необходимости запретить перенос вещей и постановили, чтобы человек переносил в субботу только то, что ему необходимо (как будет разъяснено ниже). ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ РАЗРЕШЕННОЙ РАБОТЫ, – это такие орудия труда, которыми в субботу разрешается делать то же самое, что делают с их помощью в будни. Например, стакан – чтобы пить из него, блюдо – чтобы есть из него, нож – чтобы резать им мясо и хлеб, молоток – чтобы колоть им орехи, и т.п.. А ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЗАПРЕЩЕННОЙ РАБОТЫ, – это такие орудия труда, которыми в субботу запрещается делать то, что обычно делают ими. Например, ступка, жернова и т.п. – потому что запрещается толочь и молоть в субботу. Любой инструмент, предназначенный для разрешенной работы – будь он из дерева, или из глины, или из камня, или из металла, – разрешается переносить в субботу как ради самого инструмента (НАПРИМЕР, УНОСИТЬ ЕГО С СОЛНЦА ИЛИ ИЗ-ПОД ДОЖДЯ, ЧТОБЫ ОН НЕ ИСПОРТИЛСЯ), как для того, чтобы освободить место, на котором он лежит (НАПРИМЕР, ЕСЛИ ХОТЯТ СЕСТЬ НА ТО МЕСТО, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТА ВЕЩЬ), так и для того, чтобы воспользоваться им (НАПРИМЕР, ЕСТЬ С ЭТОЙ ТАРЕЛКИ). А всякий инструмент, предназначенный для запрещенной работы – будь он из дерева, или из глины, или из камня, или из металла, – разрешается переносить в субботу как для того, чтобы воспользоваться им для работы, разрешенной в субботу, (например, взять ступку, чтобы расколоть орехи), так и для того, чтобы освободить место, на котором он лежит. Однако ради самого инструмента брать его запрещается. А все, что не является орудием труда – например, камни, деньги, жерди, бревна, и т.п., – запрещается переносить (Законы о субботе, 24:13-14 25:1-3,6). Источник всех этих законов – эта глава кроме того, в ней говорится и о других видах мукцэ. Данная мишна рассматривает вопрос о предметах мебели, имеющих дверцы, – как, например, шкаф или сундук, – которые предназначены для использования, разрешенного в субботу, а именно: в чем различие между дверцами этих вещей и дверями дома.

ВСЕ ВЕЩИ БЕРУТСЯ В СУББОТУ, И ИХ ДВЕРЦЫ вместе С НИМИ.

То есть: любую мебель, у которой есть дверцы – вроде шкафа и сундука, – когда ее используют разрешенным в субботу образом, разрешается переносить вместе с отделившимися от нее дверцами, (НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО те ОТДЕЛИЛИСЬ) В СУББОТУ.

Гемара разъясняет, что смысл этой фразы таков: НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО те ОТДЕЛИЛИСЬ, они БЕРУТСЯ В СУББОТУ. Это значит: несмотря на то что дверцы отломались от этих вещей перед наступлением субботы и в момент наступления субботы уже не были прикреплены к ним, разрешается в субботу брать и переносить эти дверцы вместе с вещью, которой они принадлежат. ПОТОМУ ЧТО они – дверцы от мебели – НЕ ПОХОЖИ НАДВЕРИ ОТ ДОМА – которые, в отличие от этого, запрещается переносить, если они выпали из дверного проема: те – то есть двери дома – НЕ ПРИГОТОВЛЕНЫ для переноса в субботу. Двери дома предназначены не для того, чтобы их переносить, но для того, чтобы служить принадлежностью дома, неподвижно стоящего на земле, и потому на них распространяется статус мукцэ. Даже если двери сорвались со своих мест в субботу, запрещается их переносить – в отличие от дверец мебели, которые являются как бы предназначенными еще до субботы для того, чтобы их переносить вместе с вещами, которым они принадлежат. Автор «Тифэрет Исраэль» разъясняет, что мишна говорит «и их дверцы с ними» с намерением сообщить нечто большее. А именно: эти вещи разрешается переносить вместе с их дверцами без опасения, что эти дверцы вставят на место в субботу и что тем более разрешается переносить только сами дверцы, отдельно от вещей, которым они принадлежат (см. «Тосафот хадашим»).

МИШНА ВТОРАЯ

БЕРЕТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ МОЛОТОК, ЧТОБЫ КОЛОТЬ ИМ ОРЕХИ, И ТОПОР, ЧТОБЫ РАЗРУБИТЬ ПРЕССОВАННЫЙ ИНЖИР, ПИЛУ – ЧТОБЫ ЕЮ РАСПИЛИТЬ СЫР, ГРАБЛИ – ЧТОБЫ ИМИ ВЫГРЕСТИ СУШЕНЫЙ ИНЖИР, ЛОПАТУ ДЛЯ ПРОВЕИВАНИЯ ЗЕРНА И ВИЛЫ – ЧТОБЫ НА НИХ ПОДАТЬ МАЛОЛЕТНЕМУ, ВЕРЕТЕНО И «КАРКАР»– ЧТОБЫ НА НИХ НАКОЛОТЬ, РУЧНУЮ ИГОЛКУ – ЧТОБЫ ВЫТАЩИТЬ ЗАНОЗУ, А иглу ДЛЯ ШИТЬЯ МЕШКОВ – ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ЕЮ ДВЕРЬ.

Объяснение мишны второй

В предисловии к объяснению предыдущей мишны мы упомянули, что даже инструмент, предназначенный для работы, запрещенной в субботу, разрешается брать ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, РАЗРЕШЕННОГО В СУББОТУ. А эта мишна приводит примеры того, ради чего в субботу разрешается использовать такие инструменты.

БЕРЕТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ МОЛОТОК, ЧТОБЫ КОЛОТЬИМ ОРЕХИ в субботу И ТОПОР – которым колют дрова, – ЧТОБЫ РАЗРУБИТЬ им ПРЕССОВАННЫЙ ИНЖИРкруг измельченного и спрессованного инжира ПИЛУ также берут в субботу, ЧТОБЫ ЕЮ РАСПИЛИТЬ сухой СЫР и разделить его на более мелкие доли – так как благодаря зазубринам пила режет сыр чисто, и он не крошится берут в субботу ГРАБЛИ, ЧТОБЫ ИМИ ВЫГРЕСТИ СУШЕНЫЙИНЖИР из бочки ЛОПАТУ ДЛЯ ПРОВЕИВАНИЯ ЗЕРНА на гумне И ВИЛЫ, которыми ворошат сено на гумне, – их разрешается взять, ЧТОБЫ НА НИХ ПОДАТЬ в субботу пищу МАЛОЛЕТНЕМУ ребенку. Например, если пища – трума, то человек, не омывший руки или у которого руки ритуально нечисты, берет ее на лопату или на вилы и кладет перед ребенком (ГАМЕИРИ). Другое объяснение: это делают для того, чтобы подать еду маленькому ребенку, находящемуся на другой стороне ручья. «Малолетнему» сказано в мишне потому, что взрослому не нужно передавать еду через ручей: он может перешагнуть через него и взять пищу сам («Тифэрет Исраэль»). Разрешается взять в субботу ВЕРЕТЕНО – которым женщины прядут пряжу – И «КАРКАР» – длинную деревянную иглу, которой ткач распрявляет нити основы, чтобы они не перепутались, – ЧТОБЫ НА НИХ НАКОЛОТЬ пищу, которой можно испачкать руки, – например, ягодами тута (чтобы руки остались чистыми) берут в субботу РУЧНУЮ ИГОЛКУ – маленькую швейную иголку, – ЧТОБЫ ею ВЫТАЩИТЬ ЗАНОЗУ, вонзившуюся в тело, что разрешается в субботу (см. комм. Бартануры) А большую иглуДЛЯ ШИТЬЯ МЕШКОВ разрешается взять в субботу, ЧТОБ ОТКРЫТЬ ЕЮ ДВЕРЬнапример, если ключ потеряли.

МИШНА ТРЕТЬЯ

ЕСЛИ ТРОСТЬ ДЛЯ МАСЛИН ИМЕЕТ «УЗЕЛОК» НА КОНЦЕ – ВОСПРИНИМАЕТ РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ, А ЕСЛИ НЕТ – НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ЕЕ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ БЕРЕТСЯ В СУББОТУ.

Объяснение мишны третьей

ЕСЛИ ТРОСТЬ ДЛЯ МАСЛИН.

Для получения оливкового масла сначала маслины обычно ссыпали в специальный чан, где они сами разогревались и размягчались. Через некоторое время их перемешивали специальной тростью и по количеству прилипшего к ней масла проверяли, закончился ли уже процесс размягчения маслин и можно ли их уже положить под пресс. И мишна нам сообщает, каков статус этой трости в отношении восприятия ритуальной нечистоты и разрешается ли ее брать и переносить в субботу. Если эта трость ИМЕЕТ «УЗЕЛОК» НА КОНЦЕ.

«Узелок» – сочленение, обычное на стебле тростника (Раши), или нечто вроде кружка (Рамбам), или нечто, напоминающее пуговку («Тифэрет Исраэль»), – для удобства проверки состояния маслин в чане. Именно на нем-то и остается масло после того, как трость вынимают из чана, переворошив ею маслины. Имея «узелок» на конце, трость ВОСПРИНИМАЕТ РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ – так как, поскольку этот «узелок» нужен для собирания масла, трость считается кли, – АЕСЛИ НЕТ – если на ее конце нет «узелка» – трость НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ЕЕ, так как в этом случае это «прямое деревянное кли» – простая палка, которая не воспринимает ритуальную нечистоту (как мы разъясняли выше, в 6:8) Но В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ – имеет ли трость «узелок» или нет – она БЕРЕТСЯ В СУББОТУ, так как все-таки она – кли, специальное приспособление для перемешивания маслин в чане поэтому в субботу ее разрешается брать для разрешенного в субботу использования или чтобы освободить место, на котором она лежит. Однако то, что не имеет статуса кли, запрещено переносить в субботу (как было сказано в предисловии к объяснению мишны 1).

МИШНА ЧЕТВЕРТАЯ

РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ВСЕ ВЕЩИ БЕРУТСЯ, КРОМЕ БОЛЬШОЙ ПИЛЫ И ЛЕМЕХА плуга. ВСЕ ВЕЩИ БЕРУТСЯ ПО НАДОБНОСТИ И БЕЗ НАДОБНОСТИ. РАБИ НЕХЕМЬЯ ГОВОРИТ: БЕРУТСЯ ТОЛЬКО ПО НАДОБНОСТИ.

Объяснение мишны четвертой

Эта мишна

Скачать:TXTPDF

Шабат Талмуд читать, Шабат Талмуд читать бесплатно, Шабат Талмуд читать онлайн