и получится, будто их несли. В ЭТОЙ МИШНЕ В ТОМ ВАРИАНТЕ, В КОТОРОМ ОНА ПРИВОДИТСЯ В ГЕМАРЕ, ОТСУТСТВУЮТ СЛОВА «В ОБЩЕСТВЕННОМ ВЛАДЕНИИ». ЖЕНЩИНА ВОДИТ СВОЕГО маленького СЫНА даже в общественном владении – то есть поддерживает его за предплечья обеих ручек и помогает ему идти. СКАЗАЛ РАБИ ЙЕГУДА: КОГДА разрешается женщине водить таким образом своего ребенка в общественном владении? ТОГДА, КОГДА ОН ПОДНИМАЕТ ОДНУ ногу И СТАВИТДРУГУЮ, ОДНАКО ЕСЛИ ВОЛОЧИТ свои ножки по замле, не поднимая их, – НЕТ – тогда запрещается его водить в субботу в общественном владении, потому что получается, что женщина несет его, – а про ребенка, который еще не умеет ходить, не говорят: «живой несет себя самого» (Гаран). И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВАМ РАБИ ЙЕГУДЫ, который не возражает первому танаю, а дополняет его.
МИШНА ТРЕТЬЯ
НЕ ПОМОГАЮТ СКОТУ ПРИ РОДАХ В ПРАЗДНИК, ОДНАКО ПОДДЕРЖИВАЮТ И ПОМОГАЮТ ЖЕНЩИНЕ ПРИ РОДАХ В СУББОТУ, И ВЫЗЫВАЮТ К НЕЙ ПОВИТУХУ С одного МЕСТА В ДРУГОЕ, И НАРУШАЮТ ДЛЯ НЕЕ СУББОТУ, И ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ ПУПОВИНУ. РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ТАКЖЕ ПЕРЕРЕЗАЮТ. И ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ, ДЕЛАЮТ В СУББОТУ.
Объяснение мишны третьей
Эта мишна говорит о том, как помогают при родах в субботу.
НЕ ПОМОГАЮТ СКОТУ ПРИ РОДАХ – не вытягивают детеныша из матки коровы или овцы – В ПРАЗДНИК – и тем более в субботу, так как это требует значительных усилий, – ОДНАКО ПОДДЕРЖИВАЮТ уже вышедшего на свет новорожденного детеныша, чтобы он не упал на землю, а также сжимают тело рожающий самки, чтобы детеныш вышел (Гемара). Некоторые комментаторы считают, что только в праздник разрешается поддержать новорожденного детеныша, однако в субботу это запрещено (Раши, «Тифэрет Исраэль»). И ПОМОГАЮТ ЖЕНЩИНЕ ПРИ РОДАХ В СУББОТУ – и излишне добавлять, что и в праздник, – И ВЫЗЫВАЮТ К НЕЙ ПОВИТУХУ С одного МЕСТА В ДРУГОЕ – даже из места, находящегося дальше, чем тхум шабат, И НАРУШАЮТ ДЛЯ НЕЕ СУББОТУ так же, как для больного, жизнь которого находится в опасности, И ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ ПУПОВИНУ новорожденного, которой он соединяется в утробе своей матери с ней. Если этого не сделать, его внутренности выйдут наружу, однако перезать пуповину в субботу запрещено. РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ТАКЖЕ ПЕРЕРЕЗАЮТ пуповину в субботу. И ТАКОВА ГАЛАХА. И ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ, ДЕЛАЮТ В СУББОТУ – как будет сказано в следующей главе. Потому что совершение обрезания вовремя оттесняет соблюдение субботы – как сказано о новорожденном (Ваикра, 12:3): «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть» – даже в субботу.
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦТАЯ
МИШНА ПЕРВАЯ
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ЕСЛИ НЕ ПРИНЕС НОЖ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ПРИНОСИТ В СУББОТУ ОТКРЫТО, А ПРИ ОПАСНОСТИ – УКРЫВАЕТ ЕГО ПРИ СВИДЕТЕЛЯХ. ЕЩЕ СКАЗАЛ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: РУБЯТ ДРОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ УГОЛЬ И СДЕЛАТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ НОЖ. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ВСЯКАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НЕ ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ, А ТА, КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ.
Объяснение мишны первой
Эта глава (как мы уже упомянули в конце предыдущей мишны) рассматривает вопросы, связанные с совершением обрезания в субботу. Первая мишна сообщает, что по вопросу о нарушении субботы ради подготовки совершения обрезания в субботу разошлись во мнениях раби Элиэзер и раби Акива.
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ЕСЛИ НЕ ПРИНЕС НОЖ НАКАНУНЕ СУББОТЫ. Если день обрезания совпадает с субботой, но могель не принес скальпель для этого еще накануне субботы, он ПРИНОСИТ его В СУББОТУ через общественное владение ОТКРЫТО – чтобы все видели, что он несет именно скальпель для совершения обрезания. Гемара поясняет смысл этого: могель должен так поступить для того, чтобы показать всем, насколько дорога эта заповедь Израилю и что ее исполнение оттесняет соблюдение субботы. А ПРИ ОПАСНОСТИ – во время религиозных гонений, когда неевреи запрещают евреям совершать обрезание своим сыновьям, – могель, неся скальпель, УКРЫВАЕТ ЕГО ПРИ СВИДЕТЕЛЯХ – которые подтвердят, что он принес именно скальпель для обрезания, и никто не заподозрит могеля в том, что он в субботу принес что-то другое. ЕЩЕ СКАЗАЛ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: РУБЯТ ДРОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ УГОЛЬ. Если нет ножа для совершения обрезания, разрешается даже срубить дерево и наколоть дров, чтобы сжечь их и получить уголь, И СДЕЛАТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ НОЖ для обрезания используя этот уголь для разогрева металла. По мнению раби Элиэзера, все действия, необходимые для подготовки к совершению обрезания оттесняют исполнение субботы точно так же, как само обрезание. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА. Раби Акива не согласен с раби Элиэзером, считая, что в субботу запрещено приносить скальпель для обрезания через общественное владение и запрещается делать новый скальпель, ибо ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ВСЯКАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НЕ ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ – например, подготовка к обрезанию: поскольку возможно все сделать для этого накануне субботы, то, если этого не сделали, в субботу этим не занимаются. А ТА, КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – например, само обрезание, время которого определено Торой на восьмой день после рождения, – ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ – как говорилось выше (в конце объяснения последней мишны предыдущей главы). И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ. Сформулированное им общее правило повторяется в Мишне еще раз в связи с совершением жертвоприношения песах (Псахим, 6:2) и жертвоприношением минха, которое совершает первосвященник (Мнахот, 11:3).
МИШНА ВТОРАЯ
ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ: ОБРЕЗАЮТ, СОВЕРШАЮТ ПРИА, ВЫСАСЫВАЮТ кровь И НАКЛАДЫВАЮТ НА НЕГО КОМПРЕСС И порошок из КАМОНА. ЕСЛИ НЕ ИСТОЛОК НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ЖУЕТ ЗУБАМИ И НАКЛАДЫВАЕТ. ЕСЛИ НЕ СМЕШАЛ ВИНО С МАСЛОМ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НАЛИВАЕТ ЭТО ОТДЕЛЬНО И ЭТО ОТДЕЛЬНО. И ПРЕДНАМЕРЕННО НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ НЕГО «РУБАШКУ», ОДНАКО ОБМАТЫВАЕТ ЕГО ТРЯПОЧКОЙ. ЕСЛИ НЕ ПРИГОТОВИЛ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – ОБМАТЫВАЕТ ПАЛЕЦ И ПРИНОСИТ, И ДАЖЕ ИЗ ДРУГОГО ДВОРА.
Объяснение мишны второй
Эта мишна перечисляет то, что делают в субботу для обрезания.
ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ: ОБРЕЗАЮТ крайнюю плоть, СОВЕРШАЮТ ПРИА – могель надрезает и заворачивает назад тонкую кожу, покрывающую головку полового органа под крайней плотью, обнажая последнюю и тем самым гарантируя, что в дальнейшем кожа не опустится и не уничтожит эффект обрезания, ВЫСАСЫВАЮТ кровь И НАКЛАДЫВАЮТ НА НЕГО – на место обрезания – КОМПРЕСС И порошок из КАМОНА – из семян растения «камон» (cominum cominum, «зра»), применявшегося как кровеостанавливающее и лекарственное средство. Однако необходимо приготовить этот порошок еще накануне субботы, но ЕСЛИ НЕ ИСТОЛОК камон НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ЖУЕТ ЗУБАМИ И НАКЛАДЫВАЕТ на место обрезания, так как всякую работу в принципе запрещенную, но которую, в крайнем случае, приходится делать в субботу, если возможно сделать иным образом, отличающимся от обычного, – делают. ЕСЛИ НЕ СМЕШАЛ ВИНО С МАСЛОМ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – потому что этой смесью было принято смазывать место обрезания как лекарственным средством, и это тоже, в принципе, необходимо сделать еще до наступления субботы, – НАЛИВАЕТ ЭТО ОТДЕЛЬНО И ЭТО ОТДЕЛЬНО – то есть, наливают в миску вино и масло, но их не мешают, а если они перемешаются сами, – пусть перемешаются (ГАМЕИРИ, «ТОСАФОТ РАБИ АКИВЫ ЭЙГЕРА»), и затем смазывают ими место обрезания. И ПРЕДНАМЕРЕННО НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ НЕГО – для обрезанного члена – «РУБАШКУ». Для того чтобы завернутая при совершении приа кожа не вернулась на свое место, на обрезанный член надевали специальную «рубашку», в «ворот» которой продевали головку члена. Эту «рубашку» запрещается, в принципе, делать в субботу, так как в этом действии есть нечто от превращения того, чем в субботу было невозможно пользоваться, в такой вид, в котором этой вещью пользоваться разрешается. ОДНАКО – если «рубашка» не была приготовлена с пятницы – могель ОБМАТЫВАЕТ ЕГО – обрезанный член – ТРЯПОЧКОЙ, а ЕСЛИ НЕ ПРИГОТОВИЛ даже тряпочку НАКАНУНЕ СУББОТЫ – и в том месте, где делают обрезание, нет возможности найти нужную тряпочку, – кто-то идет в другой дом, берет там тряпочку и ОБМАТЫВАЕТ ею ПАЛЕЦ, как бы одевая палец в нее – для того, чтобы вынести из дома и принести тряпочку иным способом, нежели в будни, – И ПРИНОСИТ ее. И ДАЖЕ ИЗ ДРУГОГО ДВОРА. Не только из другого дома в том же дворе разрешается принести тряпочку – несмотря на то, что жители двора не создали эйрув хацейрот, – но даже из другого двора, жители которого не создали эйрув (шитуф) с тем двором, где делают обрезание. Тем не менее, через общественное владение тряпочку запрещается проносить («Маген Аврагам», 331:1 см. также «Тосафот раби Акивы Эйгера»), однако другие авторитеты считают, что это разрешается (Гаран от имени Рамбана) – поскольку тряпочку несут, надев, как одежду (Гамеири). В Гемаре сказано, что общее положение, с которого начинается эта мишна – «ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ», – включает в себя нечто большее, чем перечисленное в этой мишне, а именно то, что сказано в приводимой барайте: «Совершающий обрезание – все время, пока он продолжает заниматься совершением обрезания, возращается к подравниванию остатков крайней плоти – как тех, чье наличие препятствует исполнению заповеди, так и тех, чье наличие не препятствует исполнению заповеди (как будет сказано ниже, в мишне 6) перестал заниматься обрезанием – к остаткам крайней плоти, чье наличие препятствует исполнению заповеди, он возращается к остаткам, чье наличие не препятствует исполнению заповеди, он не возвращается (Шабат, 133б).
МИШНА ТРЕТЬЯ
КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО КАК ПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ, НО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ. РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, – ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Брейшит, 34:25) «И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ». СОМНИТЕЛЬНЫЙ И АНДРОГИНОС – НЕ НАРУШАЮТ РАДИ НИХ СУББОТУ, А РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ ДЛЯ АНДРОГИНОСА.
Объяснение мишны третьей
Эта мишна учит, что человек, вынесший что-либо из одного владения в другое подлежит наказанию за это только в том случае, если вынес так, как люди делают это обычно. Однако если он сделал это каким-либо необычным способом – тыльной стороной руки или ногой, – он свободен от обязанности принести хатат и не подлежит наказанию смертью.
КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО в теплой воде КАКПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ в день, когда ему совершают обрезание. Некоторые комментаторы считают, что перед обрезанием не греют в субботу для младенца воду и купают его только в той воде, которая согрета еще накануне субботы после же обрезания – поскольку его жизнь подвергается опасности – разрешается даже согреть в субботу воду для его купания (ГАМЕИРИ, «ШНОТ ЭЛИЯГУ»). И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ.
Гемара