поясняет, что эти слова объясняют сказанное перед ними: КАК КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО? ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ. То есть: его купают не как обычно, а иначе – например, поливая его водой из ладони, НО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ – даже просто плеская на него водой (Бартанура). РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ после обрезания, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ. Раби Эльазар, сын Азарьи, возражает первому танаю по двум пунктам. Во-первых, он считает, что МЛАДЕНЦА КУПАЮТ КАК ОБЫЧНО во-вторых, в то время как, по мнению первого таная, младенца купают только в день обрезания, раби Эльазар, сын Азарьи, полагает, что это делают даже НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, – как в воде, согретой накануне субботы, так и в воде, согретой в субботу (поскольку жизнь младенца в опасности). ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о жителях Шхема, сделавших себе обрезание, (Брейшит, 34:25) «И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ после обрезания, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ» – отсюда видно, что на третий день после обрезания подвергшийся этой операции чувствует сильные боли, и считается, что жизнь в опасности. Правда, эта цитата – не прямое доказательство, но все же хотя бы косвенное доказательство в ней содержится (как выше, 9:3). Тем не менее, вывод, к которому приходит Гемара, – что галаха соответствует словам раби Эльазара, сына Азарьи, и разрешается мыть младенца как водой, нагретой в субботу, так и водой, нагретой накануне субботы, как все его тело, так и только место обрезания – поскольку жизнь его находится в опасности (Шабат, 134б). Некоторые комментаторы так истолковывают слова раби Эльазара, сына Азарьи, КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО ДАЖЕ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ: тем более его купают в предыдущие два дня, когда опасность для его жизни сильнее, чем на третий день, потому что сказанное в Торе «И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ» означает, что в третий день они все еще испытывали боль (ГАМЕИРИ), или что в тот день они были особенно слабы и не были в состоянии ни убежать, ни сражаться – в то время как в предыдущие два дня, несмотря на бо’льшую опасность для их жизни, сил у них было больше (Гаран). Однако из слов Рамбама (Законы об обрезании, 2:8) следует, что намерение раби Эльазара, сына Азарьи, состоит только в том, чтобы дополнить слова первого таная и распространить их также на третий день. То есть: он также считает, что младенца моют только в день обрезания – или на третий день что же касается второго дня, то в этот день младенца не купают, так как тогда его жизнь вне опасности. И то же самое вытекает из слов Гарифа (к тому месту в Гемаре), приводящего от имени гаонов: «Галаха соответствует словам раби Эльазара, сына Азарьи, относительно третьего дня (как вывод Гемары, который мы привели выше), и тем более в первый день купают его обычным образом как перед обрезанием, так и после него, как в воде, согретой в субботу, так и в воде, согретой накануне субботы» (см. комм. Рана и Роша, так объясняющие слова Гарифа «как перед обрезанием»: а именно, только в воде, согретой накануне субботы, слова же «как в воде, согретой в субботу» относятся лишь к купанию после обрезания). СОМНИТЕЛЬНЫЙ.
Согласно одной точке зрения, это ребенок, родившийся то ли на седьмом, то ли на восьмом или то ли на восьмом, то ли на девятом месяце беременности. Различие в том, что семимесячный и девятимесячный ребенок – жизнеспособный, в то время как восьмимесячный – нежизнеспособный, и потому если восьмой день после его рождения приходится на субботу, в тот день ему обрезание не делают (Раши, Гариф). Согласно другой точке зрения, речь идет о ребенке, родившемся в пятницу уже после захода солнца, но до наступления ночи: сомнение состоит в том, что не знают, какой день считать восьмым после его рождения – то ли пятницу, то ли субботу (Гамеири, «Тосафот раби Акивы Эйгера»). И АНДРОГИНОС – обладающий как мужскими, так и женскими половыми признаками – НЕ НАРУШАЮТ РАДИНИХ СУББОТУ и не делают им обрезания в субботу. А РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ ДЛЯ АНДРОГИНОСА нарушить субботу – то есть сделать ему в субботу обрезание. Сказано в Торе (Брейшит, 17:10): «Пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина», и раби Йегуда истолковывает: «КАЖДЫЙ МУЖЧИНА» – включая андрогиноса. Однако первый танай основывает свое мнение на другом месте Торы – (Ваикра, 12:3): «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть» он истолковывает так: обрезание того, кто полностью необрезанный, оттесняет исполнение субботы, – за исключением андрогиноса, который наполовину женщина, и потому его обрезание не оттесняет субботы. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ПЕРВОГО ТАНАЯ. Наш комментарий к началу этой мишны основывается на мнениях рава Йегуды и Рабы, сына Авуга, приведенных в Гемаре. Однако Рава разъясняет эту мишну иначе: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО КАК ПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ – обычным способом в день обрезания, – И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ, ОДНАКО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ – на третий день, совпавший с субботой, – когда его не купают, как обычно, но только плещут на него водой РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, – то есть, даже если этот день совпадает с субботой, младенца купают, как обычно. Однако в Гемаре сказано также, что сам Рава признает большее соответствие объяснения рава Йегуды и Рабы, сына Авуга, простому смыслу слов мишны (см. Шабат, 134б). Тем не менее, некоторые комментаторы (ГАМЕИРИ, «ТИФЭРЕТ ИСРАЭЛЬ») берут за основу своего объяснения именно слова Равы, так как Гемара приводит также барайту, подтверждающую его слова. По поводу «сомнительного» младенца, о котором говорит эта мишна, мы привели два комментария. Однако первый из них у некоторых комментаторов вызывает возражения, так как, согласно объяснению Гемары, ребенка, родившегося то ли на седьмом, то ли на восьмом месяце, обрезают в субботу. И так постановляет Рамбам: «СОМНИТЕЛЬНО, РОДИЛСЯ ЛИ ОН НА СЕДЬМОМ ИЛИ НА ВОСЬМОМ МЕСЯЦЕ, – ОБРЕЗАЮТ ЕГО В СУББОТУ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ: ЕСЛИ ОН СЕМИМЕСЯЧНЫЙ И ЦЕЛЫЙ – ЕГО И СЛЕДУЕТ ОБРЕЗАТЬ В СУББОТУ, А ЕСЛИ ОН ВОСЬМИМЕСЯЧНЫЙ – ТОТ, КТО ЕГО ОБРЕЗАЕТ, СЛОВНО ПРОСТО РЕЖЕТ МЯСО, ПОСКОЛЬКУ ТОТ – ВЫКИДЫШ» (Законы об обрезании, 1:14). На основании этого пишет автор «Кесеф мишнэ», что сказанное в нашей мишне о том, что ради такого младенца не нарушают субботу, относится или только к подготовке к его обрезанию и соответствует мнению раби Элиэзера о том, что, хотя обычно подготовка к обрезанию оттесняет исполнение субботы, в случае ребенка, родившегося то ли на седьмом, то ли на восьмом месяце, это не так и подготовка к обрезанию не производится в субботу (как разъясняется в Гемаре Шабат, 136а), или относится к младенцу, родившемуся в сумерках перед наступлением субботней ночи (в соответствии с приведенным нами комментарием).
МИШНА ЧЕТВЕРТАЯ
ТОТ, У КОТОРОГО БЫЛО ДВА МЛАДЕНЦА, – ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, А ВТОРОГО В СУББОТУ, – И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, – ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, А ВТОРОГО – В СУББОТУ, И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, – РАБИ ЭЛИЭЗЕР ОБЯЗЫВАЕТ принести ХАТАТ, А РАБИ ЙЕГОШУА ОСВОБОЖДАЕТ.
Объяснение мишны четвертой
Обрезание оттесняет субботу только тогда, когда его делают вовремя, – как сказано (Ваикра, 12:3): «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть». И мудрецы истолковывают так: даже если восьмой день совпадает с субботой, исполнение заповеди об обрезании оттесняет исполнение законов о субботе. Однако совершение обрезания не вовремя – то есть не на восьмой день после рождения – не оттесняет субботу. Эта мишна рассматривает вопрос о человеке, который по ошибке обрезал в субботу младенца, которого следовало обрезать в другой день, – обязан ли он принести хатат или нет.
ТОТ, У КОТОРОГО БЫЛО ДВА МЛАДЕНЦА, – например, перед могелембыли два младенца: ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ – потому что восьмой день после его рождения приходился на воскресенье, – А ВТОРОГО следовало обрезать В СУББОТУ – потому что срок его обрезания выпал на субботу, – И могель ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, – в этом случае он ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ – обязан принести жертву хатат. Поскольку он обрезал младенца раньше восьмого дня после его рождения – то есть раньше, чем возникла обязанность исполнить эту заповедь, – он совершил такую ошибку в исполнении заповеди, в результате которой заповедь оказалась не исполненной вовсе, и потому обязан принести хатат за нарушение субботы. Другие два младенца: ОДНОГО из них СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – потому что восьмой день после его рождения пришелся на пятницу, – А ВТОРОГО – В СУББОТУ – восьмой день после его рождения оказался субботой И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – и получилось, что заповедь была исполнена не в надлежащее время и не должна была оттеснить субботу (как было сказано выше), – в этом случае РАБИ ЭЛИЭЗЕР ОБЯЗЫВАЕТ принести ХАТАТ. По мнению раби Элиэзера, хотя могель ошибся из-за того, что был очень занят исполнением заповеди и исполнил ее – потому что этот младенец, как-никак, а должен быть обрезан, – тем не менее, поскольку исполнение этой заповеди не должно было оттеснять исполнение субботы, могель обязан принести хатат. А РАБИ ЙЕГОШУА от обязанности принести хатат ОСВОБОЖДАЕТ. По мнению раби Йегошуа, несмотря на то что могель нарушил субботу, совершив обрезание не вовремя (которое не должно было оттеснять исполнение законов о субботе), тем не менее, поскольку он совершил ошибку в исполнении заповеди, но заповедь все же исполнил – поскольку начиная с восьмого дня и далее есть обязанность обрезать этого младенца, – могель свободен от необходимости принести хатат. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙЕГОШУА.
МИШНА ПЯТАЯ
РЕБЕНОК ОБРЕЗАЕТСЯ НА ВОСЬМОЙ, ДЕВЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ, ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ день – НИ МЕНЬШЕ, НИ БОЛЬШЕ. КАК ЭТО? ОБЫЧНО – НА ВОСЬМОЙ РОДИЛСЯ В СУМЕРКАХ – ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕВЯТЫЙ В СУМЕРКАХ НАКАНУНЕ СУББОТЫ – ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПОСЛЕ СУББОТЫ – ОБРЕЗАЕТСЯ НА ОДИННАДЦАТЫЙ день ДВА ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯ РОШ-ГАШАНА – ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДВЕНАДЦАТЫЙ. БОЛЬНОГО РЕБЕНКА НЕ ОБРЕЗАЮТ, ПОКА ОН НЕ ВЫЗДОРОВЕЕТ.
Объяснение мишны пятой
После того как мы учили в мишне 3, что ради обрезания «сомнительного» младенца не нарушают субботу, приходит эта мишна,