души от скверны, запятнавшей ее вследствие грехов, совершенных человеком в этом материальном мире.
Гениза (ивр. «скрывание с целью сохранения») – специальное помещение (часто в синагоге), в котором складывают священные книги и предметы, которые уже невозможно использовать по причине их ветхости, но которые из-за их святости запрещается выбрасывать.
Дмай (от арам. «да май?» – «что это?») – плоды, выросшие на территории Страны Израиля, относительно которых точно неизвестно, отделили ли от них маасер (см.) или нет. Мудрецы Торы постановили, что плоды простых невежественных евреев-земледельцев – всегда дмай, и покупающий их обязан сам отделить массеры.
Зав (ивр.) – еврей, у которого происходит ненормальное истечение из полового органа (см. зов), сообщающее ему ритуальную нечистоту (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:1-15).
Зава (ивр.) – ж.р. слова зав (см.) – еврейка, у которой происходит ненормальное истечение из полового органа (см.зов), сообщающее ей ритуальную нечистоту (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:25-30).
Зов (ивр.) – истечение из полового органа, сообщающее человеку очень высокую степень ритуальной нечистоты (см.) у мужчины оно белого цвета, у женщины – это кровяные выделения (однако не менструальные).
Зуз – серебряная монета времен Мишны (3.5– 4 г ), 1/4 сэлы (шекеля).
Йецер-гара (ивр. «дурное влечение») – сила души, влекущая еврея прочь от исполнения воли Всевышнего дана человеку Творцом ради обеспечения ему полной свободы выбора поведения.
Кагрогерет (ивр. «величиной с сушеный инжир») – галахический термин, обозначающий определенное количество пищи, – большее, чем казаит (см.), но меньшее, чем кабейца (ок. 55 г).
Казаит (ивр. «величиной с маслину») – галахический термин, обозначающий минимум, который считается едой (ок. 27 г).
Карет (ивр. «отсечение», «отторжение») – высшая мера духовного наказания за нарушение некоторых заповедей Торы, которое осуществляет Всевышний сам.
Кармелит – см. Введение к этому трактату.
Килаим (ивр. «соединение несовместимого») – термин Галахи, объединяющий три запрета: сеять, сажать рядом и скрещивать растения различных видов выполнять работу, используя одновременно животных (и птиц) различных видов и случать их носить или вообще использовать для обогрева тела материю, сотканную из овечьей шерсти и льна.
Килаим запрещены как попытка нарушить миропорядок, изначально созданный Творцом.
Кли (ивр.) – галахическое понятие, имеющее большой диапазон значений: это и орудия труда, и посуда, и обувь, и одежда короче говоря, это всевозможные предметы, назначение которых – служить подспорьем человеку в многообразии его деятельности.
Кли, как правило, воспринимает ритуальную нечистоту (см.) необходимое условие для этого – способность кли вмещать в себя что-либо, и поэтому гладкие и прямые предметы из дерева – ее не воспринимают. С точки зрения способности воспринимать ритуальную нечистоту имеет также значение различие между кли, предназначенным для непосредственного использования самим человеком, и кли, играющим лишь вспомогательную роль для другого кли.
Кли шейни (ивр. «второй сосуд») – галахическое понятие, связанное с законами о субботе: посуда, в которую переложили или перелили горячую пищу или жидкость из той посуды, в которой это было приготовлено на огне при этом процесс приготовления пищи ослабляется в такой степени, что, например, уже становится возможным добавить в кли шейни холодную пищу или жидкость без опасения нарушить запрет о приготовлении горячей пищи в субботу.
Коген (ивр. «священнослужитель») – потомок первого первосвященника, Агарона, брата Моше-рабейну, имеющий исключительное право на служение в Храме. В настоящее время коген также исполняет ряд специфических, связанных с его саном, заповедей Торы (например, благословляет народ благословением, о котором говорит Тора), и потому должен быть окружен особым уважением.
Согласно закону Торы, коген обязан беречь себя от осквернения трупной ритуальной нечистотой (см.)
Кутим (ивр. ныне шомроним, «самаритяне») – народ, приведенный ассирийским царем из месопотамского города Кута и поселенный на месте изгнанных 10-и израильских колен. С течением времени эти люди приняли на себя исполнение отдельных заповедей Письменной Торы, однако всегда отрицали и продолжают отрицать Устную Тору.
Ладонь (ивр. «те’фах», в Письменной Торе – «то’фах») – мера длины: ок. 8 см 1/6 часть локтя (см.).
Левит (ивр. «леви») – потомок Леви, сына нашего праотца Яакова, имеющий исключитетельное право на некоторые виды служения в Храме в наше время также исполняет некоторые специфические заповеди Торы и должен быть окружен особым уважением.
Лог (ивр.) – мера объема жидкостей и сыпучих тел, ок. 1/2 л.
Локоть (ивр. «ама») – мера длины, ок. 48 см.
Лулав (ивр. «побег финиковой пальмы») – одно из четырех растений, необходимых для исполнения заповеди в праздник Сукот. В широком смысле слова – синоним всей связки из этих растений.
Маасер (ивр. «десятина») – часть, которую согласно закону Торы необходимо отделять от плодов, выросших на территории Страны Израиля. Первый маасер должен быть отдан левиту (см.), который обязан отделить от него 1/10 часть (трумат-маасер) и отдать ее когену (см.). Второй маасер, отделенный от той части плодов, которая осталась после отделения первого маасера, необходимо доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии ритуальной чистоты (см.). В 3 и 6 годы семилетнего цикла этот маасер отдают бедным на месте (не отвозя в Иерусалим), и тогда он называется маасер бедняков.
В широком смысле слова маасером (или маасерами) называют все отделения от урожая, которые предписывает Тора, включая труму (см.).
Ман (ивр.) – сверхъестественный хлеб с небес, который сыны Израиля ели в пустыне после исхода из Египта (см. Шмот, 16:13-16, 35).
Мезуза (ивр. «косяк двери») – маленький свиток пергамента, на котором написаны два отрывка из Торы, в которых упоминается заповедь о мезузе. Согласно ей, этот свиток (который обычно вставляют в футляр) евреи обязаны прикреплять к косякам дверей и ворот своего дома.
Мецора (ивр.) – человек, находящийся в особом состоянии, которое внешне выражается в появлении на коже ярко-белых пятен и характеризуется высокой степенью ритуальной нечистоты (см.). Тора называет это состояние цара’ат и, предписывая, чтобы мецора удалялся от людей, накладывает на него ряд ограничений в образе жизни. После выздоровления он обязан пройти процедуру ритуального очищения и, в частности, совершить определенные жертвоприношения (см. Ваикра 13:1-46, 14:1-32). Необходимо подчеркнуть, что это состояние не имеет ничего общего с болезнью «проказа», но вызывается чисто духовными причинами и имеет место лишь тогда, когда существует Храм, в котором Всевышний присутствует в среде народа Израиля.
Мидрас – см. в объяснении мишны 6:8.
Миквэ (ивр. «скопление воды») – специальный бассейн (или водоем), вмещающий не менее 726 л воды, скопившейся там естественным путем, без приложения к этому силы человека погружение в миквэ, согласно Торе, очищает от ритуальной нечистоты.
Минха – (ивр. «дар») – ежедневное мучное жертвоприношение в Храме, которое совершали в послеполуденное время ежедневная послеполуденная молитва.
Чтобы различить эти два значения слова, название молитвы мы пишем с заглавной буквы, а название жертвоприношения – со строчной.
Мишкан (ивр. «обитель») – переносной Храм, сопровождавший народ Израиля в его пути через пустыню после исхода из Египта (см. Шмот, 25:1-8 и далее до конца книги).
Могель (ивр. «совершающий обрезание») – специалист, совершающий обрезание согласно закону Торы.
Молитва – см. «Шмонэ-эсрэ».
Мукцэ – (ивр. «нечто особенное, выделенное») – галахический термин, обозначающий предметы, которые в субботу запрещено передвигать (см. предисловие к объяснению мишны 3:6).
Начерпанная вода – галахический термин, обозначающий воду, к которой была приложена сила человека, в отличие от воды, собравшейся в миквэ (см.) естественным путем. Если человек, очистившись в миквэ от ритуальной нечистоты (см.), вылил на себя (или на него вылил другой человек) 3 лога (см.) начерпанной воды, он, согласно декрету мудрецов Торы, снова стал ритуально нечистым.
Нида (ивр. «отдаленная») – женщина в период менструации.
Нолад (ивр. «родившееся») – галахический термин, обозначающий нечто, появившееся на свет, или достигшее нового состояния в субботу или праздник, и потому запрещенное как мукцэ (см.).
Нечистота – см. ритуальная нечистота.
Нечистота шатра – ритуальная нечистота трупа (см.), которую восприняли «шатер» (т.е. закрытое помещение) и все люди и вещи в нем от находящегося там трупа.
Ола (ивр. «возносящаяся») – так называемое «всесожжение»: жертвоприношение, которое сжигают на жертвеннике целиком обладает высшей степенью святости.
Отец нечистоты – см. ритуальная нечистота.
Палец (ивр. «эцба») – мера длины, 1/4 ладони (см.). 3×3 пальца – минимальный размер куска материи, воспринимающего ритуальную нечистоту (см.).
Первый по нечистоте – см. ритуальная нечистота.
Первый танай – см. танай.
Песах – (ивр.) название жертвоприношения, совершение которого, согласно Торе, является центральным моментом этого праздника Песах.
Чтобы отличить название жертвоприношения от названия праздника, мы пишем его с маленькой буквы.
Приа (ивр. досл. «обнажение») – второй этап совершения обрезания согласно закону Торы: надрезание тонкой пленки, оставшейся после удаления крайней плоти и заворачивание ее назад, обнажающее головку полового члена, – что гарантирует сохранение эффекта обрезания (см. мишну 19:2).
Ревиит (ивр. «четверть») – мера объема жидкостей, 1/4 лога (см.), равная 86 мл.
Ритуальная нечистота (ивр. «тумъа») – особое состояние еврея, противоположное святости, когда он не имеет права касаться святынь (см.): например, есть труму (см.) если он коген (см.), приходить в Храм и т.п.
Источник ритуальной нечистоты называется в галахе «отцом нечистоты», воспринявший ее от него – первый по нечистоте, воспринявший, в свою очередь, от последнего – второй по нечистоте в будничных условиях нечистота далее не передается, однако святыни (см.) воспринимают нечистоту и от второго по нечистоте.
Изложению законов о ритуальной нечистоте посвящена значительная часть книги Торы «Ваикра», и необходимо подчеркнуть, что этот вид нечистоты не имеет ничего общего с нечистотой физической, но имеет природу чисто духовного порядка.
Ритуальная нечистота трупа – высшая степень ритуальной нечистоты (см.), «отец отцов нечистоты», источником которой является труп еврея это состояние возникает от соприкосновения с мертвым телом или из-за нахождения вместе с ним в одном помещении. Процесс очищения от нее длится семь дней.
Святыни (ивр. «кодашим») – общее название всех приношений Всевышнему. Сюда относятся как части урожая Земли Израиля, которые Тора предписывает отделять (трума, маасер – см.), так и все виды жертвоприношений. Среди последних различают большие святыни (ивр. «кодеш-кодашим», досл. «святая святых»), обладающие высокой степенью святости, и малые святыни (ивр. «кодашим калим», досл. «легкие святыни»), обладающие меньшей степенью святости.
Сеа (ивр.) – мера объема сыпучих тел, ок. 13 л.
Сит (ивр.) – см. 13:4.
Скила (ивр. «убиение камнем») – самый тяжелый из видов казни, предусматриваемых Торой. Он заключается в том, что приговоренного связанным сбрасывают со значительной высоты на камни.
Талит (ивр. «плащ») – в древности верхняя одежда еврея в настоящее время – четырехугольное покрывало, которое надевает на себя еврей во время молитвы. К углам талита должны быть привязаны цицит (см.).
Талмид-хахам (ивр. досл. «мудрый ученик») – еврей, посвятивший себя изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.
Талмидей-хахамим – мн. число от талмид-хахам (см.).
Тамид (ивр. «постоянное, регулярное») – ежедневное жертвоприношение, которое совершают в Храме за весь народ Израиля оно состоит из двух ягнят, одного из которых приносят