Скачать:TXTPDF
Таанит

Талмуд. Таанит.

Введение.

«А когда пойдете на войну в стране вашей на притеснителя, творящего вам беды, то трубите в трубы, и пробудит это память о вас пред Г-сподом, вашим Б-гом, и будете вы спасены от ваших врагов». (Бемидбар 10:9)

«Когда небо замкнется и не будет дождя за то, что будут грешить против Тебя, и будут молиться по направлению к этому месту, и возблагодарят Имя Твое, и от греха своего вернутся, чтобы ответил Ты им, — то Ты услышишь в небесах и простишь грех служителей Своих и Своего народа, Израиля, указав им путь добрый, по которому им идти, и пошлешь дождь на Свою землю, которую отдал Ты Своему народу во владение». (Млахим 1, 8:35-36)

«Тора предписывает взывать ко Всевышнему и трубить в трубы каждый раз, когда обществу грозит какая-либо беда. Так сказано в Торе (Бемидбар 10:9): «…на (в смысле из-за) притеснителя, творящего вам беды». То есть, по поводу всего, что грозит вам бедой — засухи, мора, нашествия саранчи и т.п., — взывайте ко Всевышнему трубите. И это — один из путей возвращения к Б-гу, потому что когда придет беда и начнут молиться о ее предотвращении и трубить в трубы, узнают все, что им стало плохо из-за злых дел, совершенных ими же, — как написано (Ирмеягу 5:25): «Проступки ваши изменили это, и ваши грехи лишили вас блага», однако именно возвращение к Б-гу заставит беду уйти.

Однако если не будут взывать ко Всевышнему и не станут трубить, говоря: «Все, что происходит с нами, — это одно из явлений природы, и беда эта случайно пришла на нас», тем самым проявят бесчеловечность и еще больше погрязнут в своих злых делах, а это вызовет новые беды. Об этом написано в Торе (Ваикра 26:27-28): «А если…будете относиться к посланному Мной, как к случайности, Я пошлю вам яростные случайности». То есть: когда Я наведу на вас беду, чтобы заставить вас возвратиться ко Мне, то, если вы скажете, что она — случайное явление, Я продолжу слать вам ту же «случайность», но уже куда более яростную.

А мудрецы Торы предписали поститься каждый раз, когда обществу грозит какая-либо беда, — до тех пор, пока не сжалятся Небеса. И в дни этих постов взывают ко Всевышнему, читая определенные молитвы, и молят Его о милосердии, и трубят только в трубы. В Храме же трубят и в трубы, и в шофар: трубящий в шофар укорачивает трубление, а трубящие в трубы — затягивают его, так как заповедь этого дня — в звуке труб. Но одновременно и в трубы, и в шофар трубят только в Храме, как сказано (Тегилим 98:6): «В трубы и гласом шофара трубите перед Царем, Г-сподом!»

Посты эти, которые возложены на общество из-за бед, не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества. И с самого начала общество обязывают поститься только в понедельник и в ближайшие к нему четверг и опять понедельник. И в таком же порядке потом: понедельник, четверг, понедельник — пока не сжалятся Небеса» (Рамбам, Законы о постах 1:1-5).

Этот трактат Мишны излагает законы о постах, причем большая часть его посвящена тем постам, которые бейт-дин обязывает соблюдать общество в случае засухи. Этим объясняется то, что трактат начинается с законов, связанных с упоминаниями о дожде в молитве «Шмонэ-эсрэ».

Глава первая

Мишна первая

С КАКОГО ВРЕМЕНИ УПОМИНАЮТ О МОГУЩЕСТВЕ ниспосылающего ДОЖДИ? РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: С ПЕРВОГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА. РАБИ ЙЕГОШУА ГОВОРИТ: С ПОСЛЕДНЕГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА. СКАЗАЛ ЕМУ РАБИ ЙЕГОШУА: ПОСКОЛЬКУ ДОЖДИ В ПРАЗДНИКЗНАК ПРОКЛЯТИЯ, ЗАЧЕМ УПОМИНАТЬ их? ОТВЕТИЛ ЕМУ РАБЦ ЭЛИЭЗЕР: НО И Я НЕ СКАЗАЛ «ПРОСИТЬ», НО ТОЛЬКО УПОМИНАТЬ: «ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ДУТЬ ВЕТЕР И ЛИТЬ ДОЖДЬ» — В НАДЛЕЖАЩЕЕ ДЛЯ НЕГО ВРЕМЯ. СКАЗАЛ рдби Йегошуа ЕМУ: НО ЕСЛИ ТАК — ПУСТЬ УПОМИНАЮТ ВСЕГДА.

Объяснение мишны первой

В трактате Мишны «Брахот» говорится: «Упоминают могущество ниспосылающего дожди в «Воскрешении мертвых, а просят о дождях в «Благословении годов» (5:2). То есть: во втором благословении молитвы «Шмонэ-эсрэ», которое называется «Воскрешение мертвых», только упоминают о могуществе Всевышнего, проявляющемся в ниспослании на землю дождей, а в девятое, начинающееся словами: «Благослови для нас этот год», вставляют молитву о дожде: «…и дай дождь и росу в изобилии на землю» (заканчивают же это благословение так: «Благословен Ты, Г-сподь, благословляющий годы!»).

Эта мишна рассматривает вопрос, с какого времени во втором благословении «Шмонэ-эсрэ» начинают упоминать о дождях.

С КАКОГО ВРЕМЕНИ УПОМИНАЮТ О МОГУЩЕСТВЕ Всевышнего, ниспосылающего ДОЖДИ — с какого дня во втором благословении в молитве «Шмонэ-эсрэ», начинающемся словами Твое могущество вечно, Г-сподь», начинают говорить: «Заставляющий дуть ветер и лить дождь»?

Мишна называет упоминание о дождях «упоминанием о могуществе ниспосылающего дожди», потому что дожди — это одно из проявлений могущества Всевышнего (Гемара).

РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: С ПЕРВОГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА Сукот (который Мишна обычно называет просто «Праздником»).

Гемара разъясняет, что основанием для точки зрения раби Элиэзера является аналогия с лулавом — заповедью, смысл которой состоит в том, чтобы вызвать особое благоволение Всевышнего, результатом чего в новом году будут идти обильные дожди. Поскольку, как говорит Мишна (Рош-Гашана 1:2), в праздник Сукот небесный бейт-дин решает, сколько дождей пройдет в наступившем году, по мнению раби Элиэзера, и нетилат-лулав начинают совершать с первого дня праздника, а потому и упоминать о могуществе Всевышнего, ниспосылающего дожди, тоже начинают с первого дня праздника.

РАБИ ЙЕГОШУА ГОВОРИТ: С ПОСЛЕДНЕГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА — то есть, начиная со Шмини-Ацерет.

СКАЗАЛ ЕМУ — возразил ему — РАБИ ЙЕГОШУА: ПОСКОЛЬКУ ДОЖДИ В ПРАЗДНИКЗНАК ПРОКЛЯТИЯ — так как мешают нам сидеть в суке, — ЗАЧЕМ вообще УПОМИНАТЬ их во время Праздника?

Мишна (Сука 2:9) приводит такое сравнение: если Всевышний посылает дождь во время праздника Сукот и заставляет еврея уйти из суки, это похоже на то, как раб приходит, чтобы налить бокал своему господину, а тот выплескивает содержимое всего кувшина ему в лицо. Так и дождь во время Сукот — признак не благословения, а проклятия, и потому не следует упоминать их в «Шмонэ-эсрэ» в это время.

ОТВЕТИЛ ЕМУ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: НО И Я НЕ СКАЗАЛ «ПРОСИТЬ», то есть молиться о ниспослании дождей в праздник Сукот — например, говорить: «И дай росу и дождь» (Раши), — НО ТОЛЬКО УПОМИНАТЬ: «ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ДУТЬ ВЕТЕР И ЛИТЬ ДОЖДЬ» — В НАДЛЕЖАЩЕЕ ДЛЯ НЕГО ВРЕМЯ. То есть: в Сукот начинают упоминать о могуществе Всевышнего, посылающего дождь «в надлежащее для него время» — то есть тогда, когда действительно нуждаются в нем.

Тогда СКАЗАЛ раби Йегошуа ЕМУ — раби Элиэзеру: НО ЕСЛИ ТАК — если действительно смысл слов «заставляющий дуть ветер и лить дождь» в том, что Всевышний посылает дождь только «в надлежащее для него время», ПУСТЬ об этом УПОМИНАЮТ ВСЕГДА — даже летом! Так почему же ты сказал, что начинать произносить «заставляющий дуть ветер и лить дождь» следует только с первого дня Сукот?! Но нет, ты не прав: упоминать о могуществе Всевышнего, проявляющемся в ниспосылании дождей, необходимо только в то время, когда дождьпризнак благословения.

Как сообщает барайта, которую приводит Гемара, раби Элиэзер действительно считает, что если в любое время года желают упомянуть о могуществе Всевышнего, ниспосылающего дожди, это имеют право сделать: смысл того, что Он посылает дождь в надлежащее время, в результате не меняется. Тем не менее, обязанность делать это возникает только с началом праздника Сукот, так как вскоре после этого мы начнем уже молить Всевышнего о дожде, а перед этим следует восхвалить Всевышнего и вызвать его благоволениевсегда перед тем, как изложить свою просьбу, проситель обязан вызвать к себе приязнь того, к кому он обращается.

Мишна вторая

ПРОСЯТ О ДОЖДЯХ ТОЛЬКО ПЕРЕД САМЫМ ВРЕМЕНЕМ ДОЖДЕЙ. РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ В ПОСЛЕДНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ПОСЛЕДНИМ — УПОМИНАЕТ, ПЕРВЫМ — НЕ УПОМИНАЕТ; В ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ПЕСАХА ПЕРВЫМ — УПОМИНАЕТ, ПОСЛЕДНИМ — НЕ УПОМИНАЕТ. ДО КАКИХ ПОР ПРОСЯТ О ДОЖДЯХ? РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ПОКА НЕ ПРОЙДЕТ ПЕСАХ. РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ПОКА НЕ ПРОЙДЕТ НИСАН — ТАК КАК СКАЗАНО (Йоэль 2:23): «И ЛИЛ ДЛЯ ВАС ДОЖДЬ — и РАННИЙ, И ПОЗДНИЙ В месяце ПЕРВОМ».

Объяснение мишны второй

ПРОСЯТ О ДОЖДЯХ ТОЛЬКО ПЕРЕД САМЫМ ВРЕМЕНЕМ ДОЖДЕЙ.

Относительно смысла этих слов Гемара приводит два мнения. Согласно первому, хотя мишна говорит «просят о дождях», она имеет в виду УПОМИНАНИЕ О ДОЖДЯХ (о котором говорилось в предыдущей мишне), и соответствует точке зрения раби Йегошуа, считающего, что начинают упоминать могущество Всевышнего, ниспосылающего дожди, со Шмини-Ацерет. В этом плане и следует понимать сказанное: ПЕРЕД САМЫМ ВРЕМЕНЕМ ДОЖДЕЙ — со Шмини-Ацерет начинается сезон дождей.

Согласно второму мнению, слова ПРОСЯТ О ДОЖДЯХ следует понимать буквально: просьбу «и дай росу и дождь» начинают вставлять в «благословение годов» молитвы «Шмонэ-эсрэ» ТОЛЬКО ПЕРЕД САМЫМ ВРЕМЕНЕМ ДОЖДЕЙ (какое это время, нам сообщит следующая мишна). В этом плане цель этого отрывка только сообщить, что в то время как относительно упоминания о дождях раби Элиэзер и раби Йегошуа придерживаются различных точек зрения, они согласны друг с другом в том, что просить о дождях надо только перед самым началом сезона дождей.

РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ — тот, кто возглавляет молитву В ПОСЛЕДНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА — т.е., Шмини-Ацерет — ПОСЛЕДНИМ — то есть в молитве «Мусаф», — УПОМИНАЕТ о могуществе Всевышнего, «заставляющего дуть ветер и лить дождь», однако тот, кто возглавляет молитву ПЕРВЫМ — то есть, в «Шахарит», — НЕ УПОМИНАЕТ о дожде, но говорит так же, как в течение всего лета: «ниспосылающий росу» (Рамбам).

В ПЕРВЫЙ же ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ПЕСАХА тот, кто ведет молитву ПЕРВЫМ — в молитве «Шахарит» — УПОМИНАЕТ «заставляющий дуть ветер и лить дождь», однако тот, кто ведет молитву ПОСЛЕДНИМ — в молитве «Мусаф» — о дожде НЕ УПОМИНАЕТ, но только о росе.

Талмуд Йерушалми разъясняет, что, согласно мнению раби Йегуды, в большинстве праздничных молитв, таким образом, упоминают не дождь, а росу, что является доброй приметой: росаблагословение для мира.

А ДО КАКИХ ПОР ПРОСЯТ О ДОЖДЯХ — до каких пор в «Благословении годов» в «Шмонэ-эсрэ» говорят: «И дай росу и дождь»?

РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ПОКА НЕ ПРОЙДЕТ ПЕСАХ — то есть, в хол-гамоэд Песаха все еще продолжают говорить в «Шмонэ-эсрэ»: «И дай росу и дождь в изобилии на землю».

Гемара задает вопрос: как же это сочетается с мнением того же самого раби Йегуды, что

Скачать:TXTPDF

Таанит Талмуд читать, Таанит Талмуд читать бесплатно, Таанит Талмуд читать онлайн