Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Таанит

ПРОРОКА ОН ГОВОРИТ (Йоэль 2:13): «И РАЗОРВИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ, А НЕ ВАШИ ОДЕЖДЫ!»

Объяснение мишны первой

Во время семи последних постов, которые бейт-дин обязывает соблюдать все общество (см.выше 1:6), было принято организовывать общественную молитву совершенно особым образом, а перед ней — обращаться к народу со словами, пробуждающими сердца к тшуве.

Первая половина этой главы нашего трактата (мишны 1-5) посвящена подробному описанию этой церемонии.

КАКОВ ПОРЯДОК проведения ПОСТОВ?

Как поясняет барайта, приводимая в Гемаре, имеются в виду семь последних постов из тринадцати, которые бейт-дин обязывает соблюдать все общество в случае засухи (см.выше, 1:5-6).

ВЫНОСЯТ КОВЧЕГ — то есть арон-кодеш — вместе со свитками Торы, находящимися в нем, НА ГОРОДСКУЮ УЛИЦУ.

Гемара обсуждает возникающие в связи с этим вопросы. Во-первых, почему именно на городскую улицу? Тем самым как бы желают сказать: «Взывали мы ко Всевышнему в синагоге, не привлекая к себе людского внимания, и не получили ответа; теперь унизим себя в глазах всех». А зачем выносят на улицу арон-кодеш? Этим как бы говорят: «Предмет, который хранили мы скрытым от людских взоров, опозорен из-за наших грехов».

И ПОСЫПАЮТ ПЕПЛОМ ВЕРХ КОВЧЕГА — исполняя сказанное (Йешаягу 63:9): «Во всех их бедах — страдает и Он», — а также ГОЛОВУ НАСИ И ГОЛОВУ АВ-БЕЙТ-ДИНА. А именно, один из присутствующих берет немного пепла и кладет его на головы носи и ав-бейт-дина в том месте, на которое они возлагают тфилин.

Они не делают этого сами ради того, чтобы усилить ощущение стыда: вообще одно дело, когда человек унижает сам себя, и совсем другое — когда его унижают другие; здесь же именно потому, что эти два человека занимают самое высокое положение во всем народе, они чувствуют себя особенно удрученными из-за того, что их головы посыпает пеплом кто-то другой (Гемара и Раши).

И ТАКЖЕ КАЖДЫЙ из присутствующих затем тоже ПОСЫПАЕТ пеплом СВОЮ ГОЛОВУ.

СТАРЕЙШИЙ — и мудрейший (Гемара) — СРЕДИ НИХ ПРОИЗНОСИТ ПЕРЕД НИМИ СЛОВА, ПРОНИКАЮЩИЕ В СЕРДЦЕ — в сердца тех, кто их слышит, — и побуждающие их к тшуве.

И ТАК ГОВОРИТ ОН: БРАТЬЯ! НЕ СКАЗАНО ПРО ЖИТЕЛЕЙ НИНВЭ: «И УВИДЕЛ Б-Г МЕШКОВИНУ, КОТОРУЮ НАДЕЛИ ОНИ НА СЕБЯ, И ПОСТ ИХ», НО СКАЗАНО (Иона 3:6): «И УВИДЕЛ Б-Г ИХ ДЕЛА — ЧТО ВЕРНУЛИСЬ ОНИ СО СВОЕГО ДУРНОГО ПУТИ», — и отсюда видно, что не самоистязание и пост помогают предотвратить беду, а тшува и совершение добрых дел.

А УСТАМИ ПРОРОКА ОН — то есть Всевышний — ГОВОРИТ (Йоэль 2:13): «И РАЗОРВИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ, А НЕ ВАШИ ОДЕЖДЫ!».

И так продолжает говорить старец, насколько позволяют ему его силы, пока не заставляет их сердца смириться и не пробуждает их к истинной тшуве (Рамбам).

Раши объясняет, почему мишна, приводя вторую цитату, подчеркивает, что слова эти сказаны устами пророка, однако приводя первую цитату, она об этом не упоминает. Дело в том, что, хотя первая цитата тоже взята из книги пророка, она — просто рассказ о событиях (хоть мы и извлекаем из него глубокий нравственный урок), в то время как вторая цитата — это прямая речь пророка, передающего народу Израиля слова Всевышнего и предостерегающего от совершения неугодных Ему поступков.

Мишна вторая

ВСТАЮТ МОЛИТЬСЯ. СТАВЯТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ человека СТАРОГО И ОПЫТНОГО, У КОТОРОГО ЕСТЬ СЫНОВЬЯ И ДОМ КОТОРОГО ПУСТ, — ЧТОБЫ ОН МОЛИЛСЯ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА. И ПРОИЗНОСИТ ОН ПЕРЕД НИМИ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ: ВОСЕМНАДЦАТЬ — КАК КАЖДЫЙ ДЕНЬ, И ПРИБАВЛЯЕТ К НИМ ЕЩЕ ШЕСТЬ.

Объяснение мишны второй

ВСТАЮТ МОЛИТЬСЯ — после того, как старец заканчивает свою речь, побуждающую народ к раскаянию и исправлению своих поступков, на том же самом месте начинают молитву. И СТАВЯТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ — чтобы возглавить молитву — человека СТАРОГО И ОПЫТНОГО в этом деле, хорошо знающего порядок молитв, У КОТОРОГО ЕСТЬ СЫНОВЬЯ — которых он обязан содержать, — И ДОМ КОТОРОГО ПУСТ — и который не имеет для этого средств.

Однако Гемара дает еще одно истолкование словам ДОМ КОТОРОГО ПУСТ — в доме которого нет никаких нарушений Торы (см. «Тосфот Йомтов).

ЧТОБЫ ОН МОЛИЛСЯ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, испытывая совершенную покорность воле Всевышнего.

И ПРОИЗНОСИТ ОН ПЕРЕД НИМИ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ: ВОСЕМНАДЦАТЬ благословений молитвы «Шмонэ-эсрэ» — КАК КАЖДЫЙ ДЕНЬ, И ПРИБАВЛЯЕТ К НИМ — между седьмым и восьмым обычными благословениями он вставляет ЕЩЕ ШЕСТЬ дополнительных (о которых будет сказано ниже).

Мишна третья

И ВОТ ОНИ: «ЗИХРОНОТ» И «ШОФАРОТ», «К Г-СПОДУ В БЕДЕ, ПОСТИГШЕЙ МЕНЯ, ВОЗЗВАЛ Я — И МНЕ ОН ОТВЕТИЛ», «ПОДНИМУ ГЛАЗА МОИ К ГОРАМ» И Т.Д., «ИЗ ГЛУБИН ВОЗЗВАЛ Я К ТЕБЕ, Г-СПОДЬ», «МОЛИТВА БЕДНЯКА, КОГДА ИЗНЕМОЖЕТ». РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: НЕ НУЖНО ЕМУ ЧИТАТЬ «ЗИХРОНОТ» И «ШОФАРОТ», НО ГОВОРИТ ВМЕСТО НИХ: «ГОЛОД ЕСЛИ БУДЕТ В СТРАНЕ, МОР ЕСЛИ БУДЕТ В СТРАНЕ» И Т.Д., «КОГДА БЫЛО СЛОВО Г-СПОДА К ИРМЕЯГУ ПО ПОВОДУ БЕЗДОЖДЬЯ», И ПРОИЗНОСИТ ИХ ОКОНЧАНИЯ.

Объяснение мишны третьей

И ВОТ ОНИ, эти шесть дополнительных благословений:

1,2.»ЗИХРОНОТ» И «ШОФАРОТ» — два благословения, которые читают в «Мусафе» Рош-Гашана, начинающиеся словами «Ты помнишь все, происходящее в мире» и ‘Ты открылся в облаке Славы Своей»;

3. «К Г-СПОДУ В БЕДЕ, ПОСТИГШЕЙ МЕНЯ, ВОЗЗВАЛ Я — И МНЕ ОН ОТВЕТИЛ» — ведущий молитву читает главу 120 из книги ‘Тегилим» и заканчивает ее благословением, о котором будет сказано в следующей мишне;

4. «ПОДНИМУ ГЛАЗА МОИ К ГОРАМ» И Т.Д. — потом главу 120 из ‘Тегилим» и тоже заканчивает ее благословением;

5. «ИЗ ГЛУБИН ВОЗЗВАЛ Я К ТЕБЕ, Г-СПОДЬ» — главу 130 из Тегилим», заканчивая ее благословением;

6. «МОЛИТВА БЕДНЯКА, КОГДА ИЗНЕМОЖЕТ» — главу 102 из Тегилим», и также заканчивает ее благословением.

РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: НЕ НУЖНО ЕМУ ЧИТАТЬ «ЗИХРОНОТ» И «ШОФАРОТ» — эти благословения не читают в пост, — НО ГОВОРИТ ВМЕСТО НИХ: «ГОЛОД ЕСЛИ БУДЕТ В СТРАНЕ, МОР ЕСЛИ БУДЕТ В СТРАНЕ» И Т.Д. — отрывок из книги «Млахим» ( I, 8:37 и дальше) вместо «Зихронот» — и «КОГДА БЫЛО СЛОВО Г-СПОДА К ИРМЕЯГУ ПО ПОВОДУ БЕЗДОЖДЬЯ»- главу 14 из книги пророка Ирмеягу вместо «Шофарот».

И ПРОИЗНОСИТ ИХ ОКОНЧАНИЯ — каждое из благословений возглавляющий молитву заканчивает предписанной формулой (как будет сказано в следующей мишне).

Некоторые комментаторы считают, что фраза И ПРОИЗНОСИТ ИХ ОКОНЧАНИЯ — тоже слова раби Йегуды, и означает она, что хотя благословения «Зихронот» и «Шофарот» в пост не читают, их заключительные формулы, тем не менее, произносят. А именно: отрывок из книги «Млахим» заканчивают: «Благословен Ты, Г-сподь, помнящий этот союз», а отрывок из книги Ирмеягу — «Благословен…внимающий звуку трубления народа Твоего, Израиля, с милосердием» (Тифэрет Исраэль).

Мишна четвертая

В заключение ПЕРВОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ABPAГАМУ НА ГОРЕ МОРИЯ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, СПАСАЮЩИЙ ИЗРАИЛЬ! В заключение ВТОРОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ОТЦАМ НАШИМ НА МОРЕ СУФ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЗЫВАЕТЕ ВЫ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ПОМНЯЩИЙ ПРЕДАННОЕ ЗАБВЕНИЮ! В заключение ТРЕТЬЕГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ЙЕГОШУА В ГИЛГАЛЕ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ ТРУБЛЕНИЮ! В заключение ЧЕТВЕРТОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ШМУЭЛЮ В МИЦПЕ, ОТВЕТИТ И ВАМИ ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ ВОПЛЮ! В заключение ПЯТОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ЭЛИЯГУ НА ГОРЕ КАРМЕЛЬ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ! В заключение ШЕСТОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ИОНЕ В РЫБЬЕЙ УТРОБЕ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ВО ВРЕМЯ БЕДЫ! В заключение СЕДЬМОГО ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ДАВИДУ И ШЛОМО, СЫНУ ЕГО, В ИЕРУСАЛИМЕ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙ ЖАЛОСТЬ К ЭТОЙ СТРАНЕ!

Объяснение мишны четвертой

В заключение ПЕРВОГО благословения — то есть, седьмого благословения молитвы «Шмонэ-эсрэ» («Узри страдания наши»), с которого ведущий молитву начинает расширять ее обычный текст, вставляя дополнительные моления, — ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ABPAГАМУ НА ГОРЕ МОРИЯ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, СПАСАЮЩИЙ ИЗРАИЛЬ!

Несмотря на то, что это благословение не принадлежит к числу шести дополнительных, о которых сказано в предыдущей мишне, оно называется здесь ПЕРВЫМ среди них, потому что с него мишна начинает перечислять окончания этих благословений.

В заключение ВТОРОГО благословения, «Зихронот», ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ОТЦАМ НАШИМ НА МОРЕ СУФ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЗЫВАЕТЕ ВЫ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ПОМНЯЩИЙ ПРЕДАННОЕ ЗАБВЕНИЮ!

Смысл упоминания в этом благословении чуда рассечения моря Суф состоит в указании на то, что, находясь в египетском рабстве, евреи пришли в отчаяние и стали думать, что Всевышний забыл о них и спасение никогда не придет, — однако Он, в действительности, помнил о них и доказал это, освободив их из Египта (Раши).

В заключение ТРЕТЬЕГО — то есть, второго из дополнительных благословений, «Шофарот», — ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ЙЕГОШУА В ГИЛГАЛЕ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ ТРУБЛЕНИЮ! — потому это, когда Израиль стоял лагерем в Гилгале, Всевышний ответил Йегошуа именно на звук шофара, и пали стены города Йерихо (Раши).

В заключение следующего, ЧЕТВЕРТОГО из дополнительных благословений, представляющего собой главу 120 из книги Тегилим» («К Г-споду в беде, постигшей меня воззвал я — и мне Он ответил»), ОН — то есть ведущий молитву — ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ШМУЭЛЮ В МИЦПЕ, ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ ВОПЛЮ! — как сказано (Шмуэль 1,7:9): «И возопил Шмуэль к Г-споду об Израиле, и ответил ему Г-сподь».

А В заключение ПЯТОГО благословения — то есть четвертого из дополнительных благословений, главы 121 ‘Тегилим» («Подниму глаза мои к горам») — ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ЭЛИЯГУ НА ГОРЕ КАРМЕЛЬ — поэтому для этого благословения выбрана именно та глава «Тегилим», которая начинается с упоминания о горах, — ОТВЕТИТ И ВАМ И ИСПОЛНИТ ТО, О ЧЕМ ВЫ ВЗЫВАЕТЕ СЕГОДНЯ; БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ! — так как Всевышний ответил Элиягу именно на его молитву (Млахим 1,18:37): «Ответь мне, Г-сподь, ответь мне сегодня, ибо Ты — Г-сподь, Б-г!»

В заключение же ШЕСТОГО, или пятого дополнительного благословения — главы 130 Тегилим» («Из глубин воззвал я к Тебе, Г-сподь») ОН ГОВОРИТ: ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ ИОНЕ В

Скачать:TXTPDF

Таанит Талмуд читать, Таанит Талмуд читать бесплатно, Таанит Талмуд читать онлайн