сообщает эта мишна, когены благословляют народ также в время «Минхи», поскольку тогда нет опасения, что когены выпьют вина. Кроме того, в дни, когда к обычным молитвам прибавляют еще «Неилу», когены благословляют народ и в этой молитве.
Когда же молятся «Неилу»? Об этом в Талмуде Йерушалми сказано так: «В то время, когда закрывают врата в Храме». Другой ответ: «В то время, когда закрывают небесные врата» — потому что, как поясняет Раши, перед наступлением вечера, с окончанием молитвы, их запирают и на небесах. А Рамбам пишет следующее (Законы о молитве 1:7): «И также мудрецы установили еще одну молитву после молитвы «Минха», перед самым заходом солнца — но только в пост, чтобы в такой день вознести ко Всевышнему больше молений и просьб. Эта молитва называется «НЕИЛА», что имеет в виду ЗАКРЫТИЕ НЕБЕСНЫХ ВРАТ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ВХОДИТ СОЛНЦЕ И СКРЫВАЕТСЯ, — потому что эту молитву читают только перед самым заходом солнца».
В ТРЕХ СЛУЧАЯХ В ГОДУ KOГЕНЫ БЛАГОСЛОВЛЯЮТ НАРОД — то есть, совершают несиат-капаим — ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ, а именно: В «ШАХАРИТ», В «МУСАФЕ», В «МИНХЕ» И В «НЕИЛАТ-ШЕАРИМ» — в молитве, название которой означает «запирание ворот» (см. предисловие к объяснению этой мишны) — таково полное название молитвы «Неила».
И вот когда когены благословляют народ во всех дневныхw молитвах:
В дни всеобщих ПОСТОВ И МААМАДОВ — во время молитв представителей маамадов (см. следующую мишну) И В ЙОМ-КИПУР.
Из этих слов мишны следует, что во всех этих случаях в течение дня молились четыре раза: «Шахарит», «Мусаф», «Минху» и «Неилу». То же самое пишет Рамбам (Законы о храмовой утвари 6:4), и то же самое вытекает из сказанного в Талмуде Йерушалми (см. комментарий «Тосфот Йомтов» к сказанному ниже, в мишне четвертой), однако в Талмуде Бавли спрашивают: «Посты и маамады — разве в них есть «Мусаф»?» И отвечают, что язык нашей мишны так лаконичен, что для понимания его требуется добавления, и в полном виде она должна выглядеть так: В ТРЕХ СЛУЧАЯХ В ГОДУ КОГЕНЫ БЛАГОСЛОВЛЯЮТ НАРОД КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МОЛЯТСЯ (Раши: а именно, в «Шахарит», «Минху» и в «Неилу»); но есть дни, когда молятся ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ — «ШАХАРИТ», «МУСАФ», «МИНХУ» И «НЕИЛАТ-ШЕАРИМ», и вот эти случаи: В дни ПОСТОВ И МААМАДОВ И В ЙОМ-КИПУР.
Сказанное в этой мишне соответствует точке зрения раби Меира, полагающего, что в дни постов когены благословляют народ также в «Минхе» (поскольку, как было сказано в предисловии к объяснению нашей мишны, нет опасения, что коген перед этой молитвой выпьет вина). Однако Галаха соответствует иному мнению, а именно мнению раби Йосей, который считает, что и в пост мудрецы также запретили совершать несиат-капаим, чтобы не делать исключения из общего правила.
«О каких постах идет речь? — уточняет Рамбам. — О таких, в которых молятся и «Минху», и «Неилу» — вроде Йом-Кипура или всеобщего поста, объявленного бейт-дином. Однако в дни постов, когда отсутствует «Неила» — например, Девятого ава или Семнадцатого тамуза, — «Минху» молятся перед самым заходом солнца, она похожа на «Неилу», и ее невозможно спутать с «Минхой» в любой другой день. Поэтому в такие посты в «Минху» несиат-капаим совершают» (Законы о молитве 14:1-2).
Мишна вторая
ЧТО ТАКОЕ МААМАДЫ? ПОСКОЛЬКУ СКАЗАНО (Бемидбар 28:2): «ПРИКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, СКАЗАВ ИМ: ЖЕРТВУ МОЮ, ПИЩУ, которую вы отдаете МНЕ ДЛЯ ОГНЯ МОЕГО» — КАК ЖЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ какого-нибудь ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАЛИ, А ОН НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ПРИ ЭТОМ? УСТАНОВИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОРОКИ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СМЕНЫ: КАЖДАЯ СМЕНА БЫЛА ПРИСУТСТВИЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ определенных KOГEHOB, ЛЕВИТОВ И ПРОСТО ЕВРЕЕВ. ПРИШЛО ВРЕМЯ СМЕНЕ ИДТИ — KOГЕНЫ И ЛЕВИТЫ ИДУТ В ИЕРУСАЛИМ, А ПРОСТО ЕВРЕИ ТОЙ СМЕНЫ СОБИРАЮТСЯ В СВОИ ГОРОДА И ЧИТАЮТ О СОТВОРЕНИИ МИРА.
Объяснение мишны второй
В связи с упоминанием о маамадах в предыдущей мишне здесь разъясняется, что это такое.
ЧТО ТАКОЕ МААМАДЫ и для чего их установили?
ПОСКОЛЬКУ СКАЗАНО в Торе (Бемидбар 28:2): «ПРИКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, СКАЗАВ ИМ: ЖЕРТВУ МОЮ, ПИЩУ, которую вы отдаете МНЕ ДЛЯ ОГНЯ МОЕГО… смотрите, приносите в назначенное для нее время» — и, следовательно, весь народ Израиля отвечает за то, чтобы жертвоприношение тамид совершали в надлежащее время каждый день, — КАК ЖЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ какого-нибудь ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАЛИ, А ОН НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ПРИ ЭТОМ?
То есть: каждый, кто приносит жертву Всевышнему, обязан находиться во дворе Храма в то время, когда когены совершают его жертвоприношение. Однако когда совершают жертвоприношение за весь Израиль — например, приносят жертву тамид или мусаф, — разве может весь народ в этот момент находиться в Храме?
Чтобы разрешить эту проблему, УСТАНОВИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОРОКИ — как разъясняет Раши, имеются в виду цари Давид и Шломо, — ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СМЕНЫ: всех когенов и левитов, а также всех остальных евреев они разделили на двадцать четыре смены; КАЖДАЯ СМЕНА БЫЛА ПРИСУТСТВИЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ — точнее, в Храме — определенных KOГEHOB, ЛЕВИТОВ И ПРОСТО ЕВРЕЕВ. Каждую неделю в Храм приходила определенная смена когенов, левитов и просто евреев. Когены совершали жертвоприношения, левиты сопровождали это музыкой и пением, а просто евреи, представители данного маамада, стояли на своем месте в храмовом дворе как доверенные лица всего народа и следили за совершением жертвоприношений.
ПРИШЛО ВРЕМЯ данной СМЕНЕ ИДТИ в Иерусалим — КОГЕНЫ И ЛЕВИТЫ ИДУТ В ИЕРУСАЛИМ.
Другая версия текста Мишны: КОГЕНЫ И ЛЕВИТЫ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К НЕЙ.
Итак, все когены и левиты, относящиеся к данной смене, идут в Иерусалим — каждый для своей работы в Храме, А ПРОСТО ЕВРЕИ ТОЙ СМЕНЫ в большинстве своем остаются на своих местах. Лишь некоторые из них, избранные в качестве так называемых «представителей маамада», отправляются в Иерусалим, чтобы присутствовать в Храме при совершении жертвоприношений за весь народ, а все остальные СОБИРАЮТСЯ В СВОИ ГОРОДА — или, по другой версии, СОБИРАЮТСЯ В СВОИХ ГОРОДАХ — в синагоги, где много молятся о том, чтобы жертвоприношения, которые совершает народ Израиля, Всевышний принял благосклонно. И изо дня в день ЧИТАЮТ Тору — рассказ О СОТВОРЕНИИ МИРА, чтобы подчеркнуть значение, которое имеет служение в Храме, для того, чтобы мир продолжал существовать.
Гемара (Таанит 27б) приводит афоризм: «Если бы не маамады — не могли бы существовать ни небо, ни земля». Это значит, что все время, пока в Храме совершают жертвоприношения, мир получает благословение Всевышнего для всех, кто его населяет, и дожди идут в положенное для них время.
В своем комментарии к нашей мишне Рамбам пишет: «Каждый из того маамада, кто был близок к Иерусалиму, присутствовал в Храме во время совершения жертвоприношений вместе с когенами и левитами той смены, а находившиеся далеко от Иерусалима, собирались в свои синагоги, где молились и читали в Торе рассказ о Сотворении мира».
То же самое говорит и Бартанура, однако, ПО МНЕНИЮ БОЛЬШИНСТВА комментаторов, представители маамадов, которые находились в Иерусалиме, также посвящали целые дни молитве и тоже читали в Торе о Сотворении мира.
Мишна третья
И УЧАСТНИКИ МААМАДА ПОСТИЛИСЬ ЧЕТЫРЕ ДНЯ В НЕДЕЛЮ — ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ЧЕТВЕРГА, НО НЕ ПОСТИЛИСЬ НИ В КАНУН СУББОТЫ, ЧТОБЫ НЕ НАНЕСТИ УРОН ЧЕСТИ СУББОТЫ, НИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕЙТИ ОТ ПОКОЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ К НАПРЯЖЕНИЮ И ПОСТУ И НЕ УМЕРЕТЬ. В ВОСКРЕСЕНЬЕ читали «В НАЧАЛЕ» И «ДА БУДЕТ СВОД», В ПОНЕДЕЛЬНИК — «ДА БУДЕТ СВОД» И «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ ВОДА», ВО ВТОРНИК — «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ ВОДА» И «ДА БУДУТ СВЕТИЛА», В СРЕДУ — «ДА БУДУТ СВЕТИЛА» И «ДА ВСКИШИТ ВОДА», В ЧЕТВЕРГ — «ДА ВСКИШИТ ВОДА» И «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ», В ПЯТНИЦУ — «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ», «И БЫЛИ ЗАВЕРШЕНЫ НЕБЕСА». ДЛИННЫЙ ОТРЫВОК — ЕГО ЧИТАЮТ ВДВОЕМ, КОРОТКИЙ — В ОДИНОЧКУ, В «ШАХАРИТ» И В «МУСАФЕ». А ВО ВРЕМЯ «МИНХИ» ПРИХОДЯТ И ЧИТАЮТ НАИЗУСТЬ — ТАК, КАК ЧИТАЮТ «ШМА». В ПЯТНИЦУ ВО ВРЕМЯ «МИНХИ» НЕ ПРИХОДИЛИ, ЧТОБЫ НЕ НАНЕСТИ УРОН ЧЕСТИ СУББОТЫ.
Объяснение мишны третьей
Эта мишна непосредственно связана с предыдущей, и она продолжает рассказ о том, как вели себя участники маамада в течение той недели, которая была их сменой.
И УЧАСТНИКИ МААМАДА ПОСТИЛИСЬ ЧЕТЫРЕ ДНЯ В НЕДЕЛЮ — ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ЧЕТВЕРГА — весь день до самого вечера, НО НЕ ПОСТИЛИСЬ НИ В КАНУН СУББОТЫ, ЧТОБЫ НЕ НАНЕСТИ УРОН ЧЕСТИ СУББОТЫ — чтобы не быть голодными и усталыми, когда она начнется, — НИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЧТОБЫ сразу НЕ ПЕРЕЙТИ ОТ ПОКОЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ К НАПРЯЖЕНИЮ И ПОСТУ И НЕ УМЕРЕТЬ — чтобы не причинить своему здоровью непоправимый вред.
Все начало этой Мишны — от слов «И участники маамада…» до слов «…и не умереть» отсутствует в Талмуде Йерушалми. Отсюда и далее мишна разъясняет, как рассказ Торы о Сотворении мира, который читали участники маамада, распределялся между всеми днями недели.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ читали «В НАЧАЛЕ» И «ДА БУДЕТ СВОД» — первые два отрывка первой главы книги «Брейшит», стихи 1-8;
В ПОНЕДЕЛЬНИК — «ДА БУДЕТ СВОД» И «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ ВОДА», то есть еще раз повторяли второй отрывок и прибавляли к нему третий (всего — стихи 6-13);
ВО ВТОРНИК читали отрывки «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ ВОДА» И «ДА БУДУТ СВЕТИЛА» — стихи 9-19;
В СРЕДУ — «ДА БУДУТ СВЕТИЛА» И «ДА ВСКИШИТ ВОДА» — 14-23;
В ЧЕТВЕРГ — «ДА ВСКИШИТ ВОДА» И «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ» — 20-31;
В ПЯТНИЦУ — «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ» — 1:24-31, «И БЫЛИ ЗАВЕРШЕНЫ НЕБЕСА» — 2:1-3.
ДЛИННЫЙ ОТРЫВОК — в котором есть больше трех стихов, — ЕГО ЧИТАЮТ ВДВОЕМ, КОРОТКИЙ отрывок — В ОДИНОЧКУ, то есть его читает один человек. Таким образом, каждый день вызывают к чтению Торы трех человек (когена, левита и просто еврея).
Согласно Галахе, во время публичного чтения Торы запрещается вызывать человека для чтения менее трех стихов. Поэтому поступали так: в первом отрывке, «В начале», включающем в себя пять стихов, первый вызванный к Торе читал три стиха, а второй повторял третий стих и дочитывал отрывок до конца, третий же вызванный читал отрывок «Да будет свод», в котором как раз три стиха; в понедельник первый вызванный читал отрывок «Да будет свод», а второй и третий читали следующий отрывок — «Пусть соберется вода», — деля его точно так же, как самый первый отрывок, «В начале», и т.п. во все остальные дни.
Чтение Торы происходило В «ШАХАРИТ И также В «МУСАФЕ» — если на ту неделю приходился день, в который в Храме совершали также жертвоприношение мусаф.
А ВО ВРЕМЯ «МИНХИ» ПРИХОДЯТ в синагогу И ЧИТАЮТ отрывки, соответствующие этому дню, НАИЗУСТЬ — ТАК, КАК обычно наизусть ЧИТАЮТ молитву «ШМА», — чтобы не затруднять