людей, постившихся целый день, и не требовать от них приносить свиток Торы.
В ПЯТНИЦУ ВО ВРЕМЯ «МИНХИ» в синагогу НЕ ПРИХОДИЛИ — ни для молитвы, ни для чтения Торы, — ЧТОБЫ НЕ НАНЕСТИ УРОН ЧЕСТИ СУББОТЫ — то есть, чтобы дать возможность людям хорошо подготовиться к субботе.
Мишна четвертая
В КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КОГДА ЧИТАЮТ «ГАЛЕЛЬ», НЕТ МАА-МАДА В «ШАХАРИТ», когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МУСАФ — НЕТ ЕГО В «НЕИЛЕ», ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ДРОВ — НЕТ ЕГО В «МИНХЕ», — это СЛОВА РАБИ АКИВЫ. СКАЗАЛ ЕМУ БЕН АЗАЙ: ТАК ОБЫЧНО РАБИ ЙЕГОШУА УЧИЛ: в день, когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МУСАФ, НЕТ маамада В «МИНХЕ», когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ДРОВ — НЕТ ЕГО В «НЕИЛЕ». ИЗМЕНИЛ СВОЕ МНЕНИЕ РАБИ АКИВА И СТАЛ УЧИТЬ, КАК БЕН АЗАЙ.
Объяснение мишны четвертой
В КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КОГДА ЧИТАЮТ «ГАЛЕЛЬ» — Тегилим, главы 113-118, но когда не совершают жертвоприношение мусаф — например, в Хануку, — НЕТ МААМАДА В «ШАХАРИТ» — то есть, участники маамада в этот день не читают молитв о милосердии и рассказ Торы о Сотворении мира, так как заповедь о чтении Галеля» тогда выходит на первый план (см.Рамбам, Законы о храмовой утвари 6:5).
В день, когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МУСАФ — например, в новомесячье, — НЕТ ЕГО — маамада — даже В «НЕИЛЕ», и тем более — в самом «Мусафе» и в «Минхе», поскольку заповедь о совершении жертвоприношения мусаф исключает маамады во время всех этих молитв.
Большинство комментаторов говорят, что в этой мишне говорится о представителях маамада, находящихся в Иерусалиме, у которых не оставалось времени на произнесение молитв о милосердии и на чтение Торы из-за необходимости читать Галель» и присутствовать при совершении жертвоприношения мусаф. Однако, по мнению этих комментаторов, предыдущая Мишна говорит об остальных участниках маамада, остававшихся в своих городах вне Иерусалима, и поэтому в ней сказано, что даже в день, когда приносят мусаф, в молитве «Мусаф» читают Тору — отрывки из рассказа о Сотворении мира. И то же самое относится в молитве «Шахарит» — даже в день, когда читают Галель» (Раши, Бартанура, «Млехет Шломо»).
Однако есть комментаторы, которые считают, что в день, когда читают Галель», нет различия между представителями маамада, находящимися в Иерусалиме, и остальными участниками его, остающимися в своих городах: и те, и другие в «Шахарит» не произносят особых молений и не читают в Торе о Сотворении мира. Однако в день, когда в Храме совершают жертвоприношение мусаф (или жертвоприношение дров — как сказано ниже), маамад устраивают только его представители, находящиеся в Иерусалиме (Ритба, Рашаш).
Наконец, существует мнение, согласно которому Галель» и жертвоприношение мусаф исключают только чтение тех особых молитв, которые во множестве читали участники маамада. Таким образом, в такие дни их не читает никто из участников маамада — ни в Иерусалиме, ни в других городах, — ни в «Мусафе», ни в «Минхе», ни в «Неиле».Однако отрывки из рассказа Торы о Сотворении мира участники маамада читают в такие дни тоже — и даже те, которые находятся в Иерусалиме (Раавад).
Тем не менее, точка Рамбама совершенно отличается от всех перечисленных выше. Он пишет, что маамады устраивали во время всех четырех молитв дня: и в «Шахарит», и в «Мусафе», и в «Минхе», и в «Неиле» (согласно простому смыслу первой мишны этой главы). То есть: в каждый из дней своей смены участники маамада читали дополнительную молитву между «Шахарит» и «Минхой» — то есть молитву «Мусаф», во время которой, как сообщает предыдущая мишна, также устраивали чтение Торы. Наша же мишна призвана сообщить, что в день, когда в Храме совершали жертвоприношение мусаф, не организовывали маамад ни в «Мусафе», ни в «Минхе», ни в «Неиле».
В день, когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ДРОВ, но нет жертвоприношения мусаф, — НЕТ ЕГО — нет и маамада — В «МИНХЕ», — это СЛОВА РАБИ АКИВЫ.
Речь идет об определенных днях в году, когда некоторые семьи доставляли в Храм дрова для жертвенника (как будет сказано в следующей мишне). Тогда же они приносили в Храме также добровольную жертву ола, называвшуюся «жертвоприношением дров», и весь тот день делали своим праздником.
Впрочем, согласно другому мнению, сами дрова, которые эти семьи доставляли в Храм для жертвенника, и назывались «жертвоприношением дров» (Ритба; см. также Менахот 20б и комментарий Рашаша к нашей мишне).
Итак, по словам раби Акивы, в день, когда есть «жертвоприношение дров», во время молитвы «Минхи» нет маамада, однако в «Неиле» его устраивают.
СКАЗАЛ ЕМУ — раби Акиве — БЕН АЗАЙ: ТАК ОБЫЧНО РАБИ ЙЕГОШУА УЧИЛ: в день, когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МУСАФ, НЕТ маамада В «МИНХЕ» — и тем более в молитве «Мусаф», — однако он есть в «Неиле». Однако в день, когда есть ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ДРОВ — НЕТ ЕГО даже В «НЕИЛЕ». Тем более тогда нет маамада в «Минхе», потому что жертвоприношение дров непосредственно предшествовало принесению мучного дара, минхи (которому соответствует одноименная молитва), перед совершением послеполуденного тамида.
Гемара разъясняет различие между жертвоприношением мусаф и жертвоприношением дров: поскольку мусаф — заповедь Торы и потому не нуждается в усилении, чтобы обеспечить свое исполнение, он отменяет маамад только в молитве «Минха», ближайшей к нему по времени; однако жертвоприношение дров — установление мудрецов, и для того, чтобы гарантировать его исполнение, они поддержали его тем, что придали ему силу отменить маамад даже в «Неиле» (рабейну Гершом, Бартанура).
Другие комментаторы полагают, однако, что жертвоприношение дров отменяет маамад не в «Минхе», но только в «Неиле», а то, что сказано в Гемаре, они объясняют иначе. А именно: поскольку совершение жертвоприношения мусаф — заповедь Торы, оно отменяет маамад в «Минхе», тоже являющийся заповедью Торы; однако жертвоприношение дров, будучи установлением мудрецов, отменяет маамад только в молитве, которая тоже является установлением мудрецов — то есть, в «Неиле», — отменить же маамад в «Минхе» оно не имеет силы (Раши, Тосафот»).
Услышав это, ИЗМЕНИЛ СВОЕ МНЕНИЕ РАБИ АКИВА И СТАЛ УЧИТЬ, КАК БЕН АЗАЙ.
Мишна пятая
СРОКОВ для доставки ДРОВ KOГЕНАМИ И НАРОДОМ — ДЕВЯТЬ. ПЕРВОГО НИСАНА — СЫНЫ АРАХА, ПОТОМКА ЙЕ-ГУДЫ; ДВАДЦАТОГО ТАМУЗА — СЫНЫ ДАВИДА. ПОТОМКА ЙЕГУДЫ; ПЯТОГО ABA — СЫНЫ ПАРОША, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ; СЕДЬМОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ ЙОНАДАВА БЕН РЕХАВА; ДЕСЯТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ СНАА, ПОТОМКА БИНЬЯМИНА; ПЯТНАДЦАТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ ЗАТУ, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ, И ВМЕСТЕ С НИМИ — KOГЕНЫ, ЛЕВИТЫ И КАЖДЫЙ, КТО ВПАЛ В ОШИБКУ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, А ТАКЖЕ СЫНЫ ОБМАНЩИКОВ С ПЕСТОМ, СЫНЫ СУШИТЕЛЕЙ ФИГ; ДВАДЦАТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ ПАХАТ-МОАВА, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ; ДВАДЦАТОГО ЭЛУЛА — СЫНЫ АДИНА, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ, ПЕРВОГО ТЕВЕТА — СНОВА СЫНЫ ПАРОША, ВО ВТОРОЙ РАЗ. ПЕРВОГО ТЕВЕТА — НЕ БЫВАЛО В НЕМ МААМАДА, ПОТОМУ ЧТО БЫЛИ В НЕМ «ГA-ЛЕЛЬ», И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МУСАФ, И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ДРОВ.
Объяснение мишны пятой
Гемара (Таанит 28а) приводит барайту: «Когда вернулись изгнанники из Вавилона, они не нашли дров в кладовой Храма, но эти роды (ниже пречисленные в нашей мишне) пожертвовали свои. Тогда пророки, находившиеся среди них, условились: даже если кладовая в Храме полна дров, эти роды все равно будут жертвовать свои. Об этом сказано (Нехемья 10:35): «И жребии о жертвоприношении дров бросили мы — когены, левиты и народ, чтобы доставлять их в Храм нашего Б-га, в Храм наших отцов в определенные времена из года в год…как написано в Торе».
Эта мишна перечисляет девять установленных сроков в году, в которые восемь родов доставляли в Храм дрова, необходимые для сожжения жертвоприношений на жертвеннике. Дрова эти наша мишна называет «ДРОВА, ДОСТАВЛЯЕМЫЕ КОГЕНАМИ И НАРОДОМ».
СРОКОВ для доставки ДРОВ KOГЕНАМИ И НАРОДОМ — ДЕВЯТЬ. То есть: девять раз в году определенные роды (которые мишна перечисляет ниже) доставляли в Храм дрова, необходимые для жертвенника.
Сроки эти — следующие:
ПЕРВОГО НИСАНА доставляли в Храм дрова СЫНЫ АРА-ХА, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ — род Араха из колена Йегуды (см. Эзра 2:5, Нехемья 7:10);
ДВАДЦАТОГО ТАМУЗА — СЫНЫ ДАВИДА, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ — потомки царя Давида (Гемара), принадлежавшего тоже к колену Йегуды;
ПЯТОГО ABA — СЫНЫ ПАРОША, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ — род Пароша из колена Йегуды (см. Эзра 2:3, Нехемья 7:8);
СЕДЬМОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА, ава — СЫНЫ ЙОНАДАВА БЕН РЕХАВА — потомки Итро, тестя Моше-рабейну (см. Ирмеягу 35:6);
ДЕСЯТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ СНАА, ПОТОМКА БИНЬЯМИНА — род из колена Биньямина (см. Эзра 2:35, Нехемья 7:38));
ПЯТНАДЦАТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА — СЫНЫ ЗА-ТУ, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ — еще один род из колена Йегуды (см. Эзра 2:8, Нехемья 7:13), — И ВМЕСТЕ С НИМИ дрова доставляли также ГEHЫ, ЛЕВИТЫ И КАЖДЫЙ, КТО ВПАЛ В ОШИБКУ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ — кто не знал, к которому из колен Израиля он принадлежит. А ТАКЖЕ СЫНЫ ОБМАНЩИКОВ С ПЕСТОМ, СЫНЫ СУШИ-ТЕЛЕЙ ФИГ.
Гемара приводит следующую барайту:
«Кто они, «сыны обманщиков с пестом и сыны сушителей фиг»? Рассказывают: однажды римские власти начали гонения против евреев… запретив приносить бикурим. На дорогах поставили заставы наподобие тех, которые в свое время поставил Йоровам бен Неват, чтобы не ходили на праздники в Иерусалим. Что сделали благочестивые люди из того поколения? Взяли корзины с бикурим и положили сверху сушеные фиги, и понесли их, а на плечо взяли пест. Когда достигли заставы, спросили их стражники: «Куда вы идете?» А они ответили: «Спрессовать два круга сушеных фиг вон в той ступе (то есть, в той, что находится неподалеку отсюда) с помощью вот этого песта». Пройдя же заставу, они красиво разложили бикурим в своих корзинах и принесли их в Иерусалим». Вот с тех пор появилось прозвище: «сыны обманщиков с пестом и сыны сушителей фиг» — то есть тех, кто обманул стражников с помощью песта и сушеных фиг.
Еще рассказывают о них, что однажды власти запретили доставлять в Храм дрова для жертвенника и тоже поставили заставы на дорогах, ведущих к Иерусалиму. «Что тогда сделали люди из того поколения, боящиеся греха? Взяли дрова, сделали из них лестницы, взвалили их себе на плечи и пошли. Когда достигли заставы, спросили их стражники: «Куда вы идете?» А они ответили: ‘Чтобы достать птенцов вон из той голубятни с помощью вот этих лестниц». Пройдя же заставу, они разобрали лестницы и доставили дрова в Иерусалим». За это их прозвали также СЫНЫ ИЗГОТОВИТЕЛЯ ЛЕСТНИЦ ИЗ НЕТОФЫ (города к югу от Иерусалима).
Итак, все они доставляли дрова в Храм вместе с родом Зату пятнадцатого ава.
ДВАДЦАТОГО числа ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА, ава, — СЫНЫ ПАХАТ-МОАВА, ПОТОМКА ЙЕГУДЫ — как сообщает Гемара, это потомки Йоава бен Цруя, военачальника царя Давида (см. Эзра 2:6,