трефной из-за повреждения легких».
Ученики отвергли это объяснение, ибо принято считать, что повреждение легких делает курицу трефной точь-в-точь как любое домашнее животное. Раз так, решили ученики, Хизкия, утверждая, что у кур нет легких, имел в виду, что петушиные легкие остаются невредимыми даже в случае, если петух упадет с крыши или свалится в горячую печь, ибо ребра предохраняют их от повреждений; поэтому и в таких случаях петух не становится трефным. Это объяснение также было отвергнуто.
Наконец ученики спросили: если Хизкия считал, что у петуха есть легкие, отчего рабби Йоханан, споривший с ним, включил в свою отповедь такие детали, как местоположение легких и их цвет? Поневоле приходится признать, что, по мнению рабби Йоханана, Хизкия действительно считал, что у петуха нет легких. Ученики пришли к следующему выводу: Хизкия, вероятно, не употреблял кур в пищу, не разбирался в куриной анатомии и поэтому не знал, что у петуха есть легкие.
Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 57а
24 ОСКВЕРНЯЕТ ЛИ ПРИКОСНОВЕНИЕ К МЫШИ, СОСТОЯЩЕЙ НАПОЛОВИНУ ИЗ ПЛОТИ, А НАПОЛОВИНУ ИЗ ЗЕМЛИ
Закон Торы устанавливает, что мертвые тела восьми видов животных являются источником ритуальной нечистоты: они оскверняют при прикосновении. Тот, кто стал ритуально нечистым, дотронувшись до них, может очиститься, окунувшись в микву (специальный бассейн для ритуальных омовений), как сказано: «А вот что нечисто для вас из мелких животных, ползающих по земле: слепыш, мышь и черепаха по роду каждого; варан, коах [вид варана], медяница и тиншемет [это не сова-сипуха, упомянутая в Левит 11,18 в числе других птиц, а мелкое млекопитающее, по мнению Раши — слепыш или крот]. Эти нечисты для вас из всех ползающих; всякий, прикоснувшийся к ним мертвым, нечист будет до вечера» (Левит 11,29–31).
Мудрецы Мишны установили, что мышь, зарождающаяся из земли и проходящая в процессе своего развития этап, когда половина ее тела состоит из плоти, а половина — из земли, также может стать источником ритуальной нечистоты в рамках приведенного выше закона. Однако они разошлись во мнениях по вопросу о том, оскверняет ли прикосновение к земляной части мыши. Иными словами, один из мудрецов полагал, что человек, коснувшийся земляной половины трупа такой мыши, остается чистым, а другой — что он становится нечистым. Третий мудрец, рабби Йеошуа бен Леви, утверждал в дополнение к этому, что развитие такой мыши (то есть ход превращения ее тела из земли в плоть) должно быть симметричным — происходить вдоль, а не поперек тела животного.
Мудрецы обсуждали еще один вопрос: следует ли включать морскую мышь в класс мышей, трупы которых являются источниками нечистоты. В чем тут сомнение? С одной стороны, бесспорно, что все животные, определенные текстом как слепыши, оскверняют — ведь все слепыши живут на суше, и спорных морских слепышей не существует. Отсюда можно заключить, что все животные, определенные текстом как мыши, в том числе морская мышь, также оскверняют. С другой стороны, поскольку все оскверняющие слепыши живут на суше (увы, морских слепышей не существует), можно предположить, что это правило относится и к мышам; стало быть, мышь, живущая на суше, оскверняет, а морская мышь — нет.
Это сомнение было разрешено указанием на слова Торы «ползающих по земле»: закон относится лишь к земным, а не морским тварям. Мудрецы спросили: раз так, слова Торы могут быть интерпретированы в том смысле, что сухопутная мышь, оказавшаяся в море, также не оскверняет — оскверняет лишь мышь, к которой прикоснулись, когда она была на суше. Им ответили: в Торе сказано «ползающих», следовательно, потенциально способные осквернять животные делают это везде, где обитают и передвигаются, — в том числе и в море.
Затем мудрецы углубились в следующий вопрос: откуда известно, что мышь, зародившаяся в земле (стало быть, не появившаяся на свет в результате полового размножения) и в ходе своего развития прошедшая этап, когда половина ее тела состоит из плоти, а половина — из земли, может стать источником ритуальной нечистоты? В чем тут сомнение? С одной стороны, следует сравнить происхождение мыши с происхождением слепыша: слепыш (который заведомо оскверняет) появляется на свет исключительно в результате полового размножения; следовательно, оскверняют лишь мыши, родившиеся сходным образом. С другой стороны, это сравнение может быть истолковано иначе, филологически: так же как все животные, носящие название «слепыш», оскверняют, должны осквернять и все животные, именуемые «мышами», — в том числе мышь, половина тела которой состоит из плоти, а половина — из земли.
Это сомнение также было разрешено ссылкой на слова Торы. Там сказано «ползающих» — следовательно, в число оскверняющих животных следует включить и мышь, зародившуюся в земле.
Вавилонский Талмуд, трактат Ху лип 126б- 127а
25 БАРДИЛАС — ЭТО ГИЕНА, ПРЕВРАЩАЮЩАЯСЯ В ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ
Мудрецы Мишны перечислили животных, которым от природы свойственно наносить ущерб, так что их хозяева во всех случаях обязаны оплачивать причиненные ими убытки. Это волк, лев, леопард, бардилас и змея — все они вредоносны по своей природе, и хозяева несут полную ответственность за содеянное ими.
Мудрецы Талмуда пытались установить, что за животное бардилас. Отвечая на этот вопрос, мудрец по имени рав Йосеф установил, что бардилас — это гиена.
Ему возразили: перечисляя различных животных, в том числе бардиласа, мудрецы Мишны упомянули и гиену, следовательно, гиена — не бардилас.
Мудрецы ответили: бардилас, упомянутый мудрецами Мишны, — это самец гиены, а гиена, упомянутая ими, — это самка.
Естественно задаться вопросом: отчего мудрецы дали самцу и самке гиены разные названия? Дело в том, что гиена — животное, изменяющее свою природу. Мудрецы Мишны утверждали, что самец гиены после семи лет жизни превращается в летучую мышь, летучая мышь после семи лет жизни превращается в вампира (вид летучей мыши, сосущий кровь), вампир после семи лет жизни превращается в растение, именуемое кимош, кимош после семи лет жизни превращается в колючий чертополох, чертополох после семи лет жизни становится демоном.
Вот еще один пример превращения: позвоночный столб человека через семь лет после смерти его хозяина становится змеей. Мудрецы позднейших поколений уточнили: в змею превращается только позвоночный столб еврея, который при жизни не молился так, как установлено Галахой, и не отдавал поклоны в соответствии с установлениями мудрецов (при произнесении формулы «мы благодарим Тебя»).
Попутно мудрецы обнаружили противоречие в словах древнего мудреца — своего предшественника. Мудрец Мишны рабби Элазар, перечисляя вредных животных, сказал: «А также и змея». Стало быть, перечислив животных, склонных по природе своей наносить ущерб, он добавил к ним змею, полагая, что она также вредоносна по своей природе. Однако из его слов в другом месте следует, что если перечисленные им животные одомашнены, то есть если у них есть хозяин, они уже не имеют вредных наклонностей.
Мудрецам ответили: в формуле рабби Элазара должно значиться не «а также и змея», а просто «змея». Отсюда следует, что, по его мнению, только змея склонна вредить и в одомашненном состоянии, в то время как одомашненные лев, леопард и бардилас такой склонности не имеют.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 16а-16б
26 КОТЫ НЕ ПОДДАЮТСЯ ДРЕССИРОВКЕ, ПОТОМУ ЧТО ЕДЯТ МЫШЕЙ
Мудрецы спросили у рабби Элазара: отчего собака подчиняется приказам хозяина (иными словами, поддается дрессировке), а кот нет? Он ответил: тот, кто ест мышиную пищу, забывает все, чему его учили; это вдвойне относится к коту, который ест самих мышей, — он забывает и хозяина, и его приказы.
Мудрецы задали рабби Элазару еще один вопрос: почему все животные преследуют мышей? Он ответил: потому что мыши злобны, у них вредный характер и наглые повадки.
В чем выражаются дурные качества мышей? Мудрец по имени Рава ответил: в том, что они грызут одежду, хотя она не годится им в пищу, и они не получают от этого никакой пользы. Другой мудрец, рав Папа, привел дополнительный пример: мыши грызут даже деревянную ручку от мотыги!
Мудрецы указали и другие явления, заставляющие человека (или животное) забыть выученное. Забывчивость постигает того, кто ест еду, которую ели мышь и кот, того, кто ест сердце животного, того, кто ест много маслин, того, кто пьет воду, использованную для умывания, того, кто моет ноги, положив их одну на другую. Некоторые мудрецы добавляют, что тот, кто подкладывает одежду себе под голову, также забудет все, что учил.
Мудрецы учат также, что существуют действия, способствующие восстановлению в памяти забытых знаний. Для этого следует есть хлеб, испеченный на угольях, а также сами уголья и крутые яйца без соли, регулярно употреблять оливковое масло в качестве приправы, пить вино, вдыхать запах духов и пить воду, использованную для приготовления теста. Некоторые мудрецы считают, что тот, кто обмакнет палец в соль и съест крупинки, которые к нему пристанут, также восстановит забытые знания.
Мудрец по имени Реш Лакиш более специфичен Он утверждает, что тот, кто обмакнет в соль один палец и затем оближет его, действительно вспомнит забытое, однако если он обмакнет и оближет два пальца, ничего полезного не произойдет.
Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по этому вопросу. Один из них, рабби Йехуда, утверждал, что для восстановления знаний необходимо окунуть в соль один палец, но ни в коем случае не два. Другой мудрец, рабби Йоси, полагал, что следует окунуть два пальца, но ни в коем случае не три.
Кроме того, мудрецы перечислили десять действий, ухудшающих усвоение знаний. Трудности в учебе испытывает тот, кто проходит под ремешком, привязанным к верблюду, проходит под самим верблюдом, между двух верблюдов или между двух женщин; это же относится к женщине, проходящей между двумя мужчинами, к тому, кто вдыхает запах падали, проходит под мостом по руслу, в котором в течение сорока дней не текла вода, съедает непропеченный хлеб, есть остатки еды, прилипшие к ложке, которой повар размешивал содержимое кастрюли, пьет воду из канала, проходящего по кладбищу, смотрит в лицо мертвецу.
Некоторые мудрецы полагали, что тот, кто читает надписи на могилах, также испытывает трудности с усвоением знаний.
Вавилонский Талмуд, трактат Хорайот 13а-13б
27 ЕСТЬ ЛИ У ЛИСЫ ЯД В КОГТЯХ
Мудрецы полагали, что некоторые хищные животные несут яд в своих когтях. Более того, они обладают способностью впрыскивать этот яд в тела своих жертв, умерщвляя таким образом других животных и птиц. Так, например, лев и волк способны выделять яд, убивающий их жертвы. Поэтому даже если лев не поцарапал овцу, на которую напал, мы подозреваем, что он впрыснул ей свой яд. Эта овца (обреченная на смерть от яда, на галахическом жаргоне такая «смертница» квалифицируется как трефа) запрещена для употребления в пищу, даже если на ней нет ни одной царапины.
Мудрецы подробно обсуждали вопрос о различных хищниках — у кого из них есть яд, а у кого