Скачать:TXTPDF
Запретный Талмуд. Ярон Ядан

кусок хлеба из дома и вложит его в руку нищего, то есть переместит этот кусок из частного домена в общественный, он нарушит субботний запрет.

Ученики спросили: существует бесспорное галахическое правило, гласящее, что чтобы нарушить запрет о переносе предмета из частного домена (дома) в общественный, необходимо снять этот предмет с объекта площадью не менее чем 40 на 40 см, а затем разместить его на объекте, имеющем такую же площадь. Так, например, если кусок хлеба был (после выноса за пределы дома) наколот на булавку или положен на тонкий столбик, площадь вершины которого меньше указанной, человек, произведший это действие, не может считаться нарушившим запрет. Рука нищего имеет площадь меньшую, чем 40 на 40 см; спрашивается, как могли мудрецы Мишны постановить, что в описанном случае имеет место нарушение запрета?

Им ответили: пример Мишны сформулирован в соответствии с мнением рабби Акивы, не считавшим, что выполнение условия «40 на 40 см» является необходимым для нарушения субботнего запрета.

Ученики возразили: действительно, рабби Акива считал, что условие размещения вынесенного из дома предмета на площади 40 на 40 см не является необходимым для нарушения запрета, — однако нет ни малейшего свидетельства о том, что он не считал необходимым снятие предмета с площади соответствующего размера!

Мудрец по имени рав Йосеф ответил, что Мишна сформулирована в соответствии с мнением рабби Йехуды а-Наси, считавшего, что выполнение условия «40 на 40 см» в обоих случаях не является необходимым для нарушения запрета.

Ученики отвергли и эту интерпретацию Мишны, ибо не существует прямого указания на то, что рабби Йехуда а-Наси действительно придерживался такой точки зрения.

По утверждению другого мудреца, рабби Зейры, рабби Меир считал, что в том, что касается размещения предмета вне дома, правило «40 на 40 см» не является необходимым условием нарушения запрета. Однако и это объяснение было отвергнуто, поскольку нет достаточных оснований считать, что рабби Меир придерживался аналогичного мнения и в том, что касается снятия предмета.

Другой мудрец, рабби Ава, утверждал, что пример, приведенный Мишной, описывает реальность, в которой нищий, находящийся вне дома, держит в руках корзину площадью более чем 40 на 40 см, и кусок хлеба опускается в эту корзину.

Мудрец по имени рабби Авигу спросил: «Разве в Мишне не написано прямо: «положил кусок хлеба в руку» — а не «в корзину»?»

Рабби Авигу утверждал, что пример Мишны относится к ситуации, когда нищий сидит на земле, и его рука находится рядом с землей. Поскольку с галахической точки зрения слой воздуха толщиной менее тридцати сантиметров рассматривается как несуществующий, можно считать руку, находящуюся рядом с землей, лежащей прямо на ней — что приводит пример Мишны в соответствие с Галахой.

Мудрецы возразили: но ведь в тексте Мишны прямо сказано, что нищий стоял (у двери) — стало быть, он не сидел на земле.

Им ответили: можно предположить, что он стоял, наклонившись и прижимая руку к земле. Еще одна возможность: он стоял внутри ямы, и его протянутая рука прижималась к земле. Или: нищий был карликом высотой менее тридцати сантиметров, так что даже когда он стоял, выпрямившись во весь рост, его рука находилась на высоте менее тридцати сантиметров от земли и считалась прижатой к ней.

Мудрец по имени Рава спросил: «Разве авторы Мишны имели обыкновение приводить искусственные или редко встречающиеся примеры?»

По мнению Равы, все дело в том, что хотя человеческая рука и не имеет площади 40 на 40 см, ее следует рассматривать как столь важный инструмент изъятия и размещения предметов, что тот, кто изымает и размещает предмет при посредстве рук, должен рассматриваться как нарушитель запрета на перемещение предметов из одного домена в другой в субботу.

Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 4а-5а

42 СКОЛЬКО ОЛИВКОВОГО МАСЛА НЕОБХОДИМО ВЫНЕСТИ В СУББОТУ НА УЛИЦУ, ЧТОБЫ ЗАСЛУЖИТЬ НАКАЗАНИЕ

Один из запрещенных в субботу видов работ — вынесение предметов из частного домена в общественный и перемещение их в последнем.

Мудрецы установили минимальный размер предмета, вынесение и перемещение которого является нарушением субботнего запрета и соответственно наказуемым деянием. С другой стороны, вынесение и перемещение предметов меньшего размера, нежели принятый для традиционного их использования, не подлежит наказанию.

Так, например, вынесение столь маленького кусочка бумаги, что на нем невозможно написать две буквы большого размера, ненаказуемо. Относительно оливкового масла (использовавшегося в древности, в частности, для умащения тела) было установлено, что вынесение количества, недостаточного для умащения небольшого органа, также является ненаказуемым.

Другие мудрецы уточнили это определение следующим образом: ненаказуемым является лишь вынесение количества масла, недостаточного для умащения фаланги мизинца новорожденного младенца.

Их спросили: в другом месте минимальное количество масла (достаточное для совершения нарушения) было определено иначе: «Чтобы умастить небольшой орган — и новорожденного». Из этого не вполне ясного определения можно заключить, что когда речь идет о небольшом органе, в виду имеется взрослый человек.

Мудрецы ответили: это определение следует читать таким образом: «Чтобы умастить небольшой орган новорожденного».

Некоторые мудрецы полагали, что природа этого разночтения кроется в разногласии по данному вопросу между мудрецами Мишны.

В самом деле, один из мудрецов, рабби Шимон бен Элазар, установил: «Речь идет о количестве масла, достаточном, чтобы умастить небольшой орган — и новорожденного». Другой мудрец, рабби Натан, установил: «Чтобы умастить небольшой орган».

Мудрецы заключили, что рабби Шимон бен Элазар считал, что достаточным для наказания является вынесение количества масла, которым можно умастить фалангу пальца новорожденного младенца, а рабби Натан — фалангу пальца взрослого человека.

Другие мудрецы отвергли эту интерпретацию природы разночтения и установили, что спор между мудрецами Мишны относился к совсем другой проблеме: они разошлись по вопросу о том, имеют ли фаланга мизинца взрослого человека и большой орган младенца один и тот же размер.

В конечном счете мудрецы постановили, что минимальное количество оливкового масла, вынесение которого из одного домена в другой подлежит наказанию, равно количеству масла, необходимого для умащения небольшого органа новорожденного младенца.

Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 77б-78а

43 МОЖНО ЛИ ПРИВЯЗАТЬ В СУББОТУ КОЗЛИНЫЙ ПОВОДОК К БОРОДЕ КОЗЛА

Еврей обязан заботиться о том, чтобы его животные отдыхали в субботу, как сказано в Торе: «Шесть дней делай дела свои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул бык твой и осел твой» (Исход 23,12).

Поэтому в субботу запрещается навьючивать груз на животное, однако разрешается надевать на него повод, который грузом не считается. Исключением считается козел, который постоянно пытается избавиться от повода; существует опасение, что сброшенный козлом повод останется в руках у хозяина и тот переместит его на общественной территории. Из-за этого мудрецы запретили вести козла на поводу, если только хозяин не просверлил ему рога и не продел повод через дырки в них — чтобы он не соскользнул.

Рав Йосеф спросил: что говорит закон о ситуации, когда повод привязан к козлиной бороде? Его сомнения состоят в следующем. С одной стороны, есть резон разрешить привязывать повод к бороде, ибо в таком случае козел не станет избавляться от него — «избавление» связано с выдергиванием бороды и весьма болезненно. С другой стороны, такое привязывание не является достаточно прочным. Повод может соскользнуть с бороды и остаться в руках у хозяина, который переместит его в субботу.

Талмуд не разрешил сомнение рава Йосефа.

Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 52а

44 О МОЧАЩЕМСЯ В СУББОТУ С КРЫШИ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОМЕН

Мудрецы Мишны установили, что одним из видов запрещенных в субботу работ является перемещение предметов из частного домена в общественный и наоборот. Поэтому они запретили человеку, находящемуся в частном домене, мочиться на общественный домен (и наоборот), по сходной причине запрещено плевать в общественный домен, находясь в частном (и наоборот) — ибо моча и слюна считаются «предметами» и, следовательно, их запрещено перемещать в субботу из домена в домен. Этот запрет является настолько строгим, что тот, кто мочится или плюется из домена в домен намеренно, подлежит смертной казни, а тот, кто поступает так по ошибке, должен искупить свой грех соответствующей жертвой.

Один из мудрецов, Рава, спросил: что говорит закон о человеке, стоящем на краю крыши таким образом, что его тело находится в частном домене, а половой орган высовывается наружу, в общественный домен? Дозволено ли мочиться таким образом?

В чем тут сомнение? С одной стороны, такое мочеиспускание можно разрешить, поскольку моча выходит из отверстия в половом органе, уже находящегося в общественном домене; стало быть, в этом случае не происходит перемещения из одного домена в другой. С другой стороны, его следует запретить, поскольку моча начинает свой путь наружу еще внутри тела, в мочевом пузыре, находящемся в частном домене; следовательно, перемещение предмета из одного домена в другой все-таки происходит.

Это сомнение не было разрешено Талмудом.

Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин 99а

45 МОЖЕТ ЛИ МОЧАЩИЙСЯ С КРЫШИ СИНАГОГИ ПРИДЕРЖИВАТЬ РУКОЙ СВОЙ ПОЛОВОЙ ОРГАН

Древние мудрецы (мудрецы Мишны) установили, что женщина должна проверять свое состояние, засовывая кусок ткани в половой орган, дабы убедиться, что там нет ни капли крови, делающей ее ритуально нечистой. При этом не следует опасаться, что прикосновение к половому органу ее возбудит.

Однако мужчина не должен обследовать свой половой орган, касаясь его руками, дабы убедиться, что он не исторгнул семя (что делает мужчину ритуально нечистым), ибо прикосновение к половому органу в ходе обследования может привести к сексуальному возбуждению и напрасному извержению семени. Впрочем, мужчина, желающий провести проверку, может воспользоваться для этого твердым предметом, например, камнем или куском керамики, ибо прикосновение таких предметов к половому органу не вызывает возбуждения.

Один из мудрецов, Абайе, разрешил производить эту проверку при помощи толстого куска ткани, ибо его прикосновение тоже не вызывает возбуждения.

Мудрецы установили, что священник-коген, евший плод, полученный им в качестве специального приношения (трумы)[31], и ощутивший во время еды сексуальное возбуждение, приведшее к началу истечения семени, должен крепко сжать свой половой орган и не допустить выхода семени наружу, чтобы еда, находящаяся у него во рту, не стала нечистой.

Один из мудрецов, Абайе, установил, что разрешается останавливать семя только при помощи толстой жесткой ткани, чтобы избежать дополнительного сексуального возбуждения. По мнению другого мудреца, Равы, в случае, когда семя уже сдвинулось с места, но еще не вышло наружу, разрешается сжать свой половой орган даже куском мягкой ткани, ибо, поскольку семяизвержение уже началось, не следует опасаться дополнительного сексуального возбуждения, способного его усилить.

Мудрецы спросили: разве не эту ситуацию характеризовали мудрецы Мигины такой поговоркой: «Попал пальцем в глаз — пока палец в глазу, оттуда текут слеза за слезой»? То есть: несмотря на то, что семя уже начало свое движение, дополнительное возбуждение всегда приводит к выделению дополнительного семени. Им ответили: эта поговорка не подходит к ситуации, когда одно возбуждение сменяется другим.

Один из мудрецов Мишны, рабби Элиэзер,

Скачать:TXTPDF

Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать бесплатно, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать онлайн