женщина в течение своего менструального периода считается ритуально нечистой, и ей запрещена сексуальная близость с мужем.
Мудрецы спросили: что будет, если женщина вставит в свое влагалище круглую трубочку так, что менструальная кровь будет вытекать из нее, не касаясь стенок влагалища? Станет ли в таком случае женщина нечистой?
В чем тут источник сомнения? В необходимости дать адекватный, не вполне тривиальный комментарий на основополагающий стих Торы, в котором сказано: «А если женщина будет кровоточива кровью, текущей в теле ее, то семь дней пребывает она в отлучении своем» (Левит 15,19).
Мудрецы имели обычай на свой лад истолковывать слова Торы, и их интерпретация (иногда расширительная, иногда буквальная) становилась затем основой Галахи. В данном случае проблема состоит в истолковании слов «в теле ее». Быть может, их следует толковать буквально, то есть в том смысле, что нечистой делает женщину именно менструальная кровь, вытекающая непосредственно через ее тело, то есть соприкасающаяся со стенками влагалища; быть может, Тора не это имела в виду.
Мудрецы Талмуда приняли решение предпочесть буквалистское истолкование стиха. Слова «в теле ее» были истолкованы с том смысле, что лишь кровь, вытекающая из матки и проходящая через влагалище, соприкасаясь с его стенками, оскверняет; однако если женщина вставит во влагалище трубочку, отделяющую выходящую кровь от стенок влагалища, она останется ритуально чистой и сможет вступать в сексуальный контакт с мужем.
Вавилонский Талмуд, трактат Нида 21б
50 ЖЕНЩИНА, У КОТОРОЙ НАЧАЛОСЬ КРОВОТЕЧЕНИЕ ВО ВРЕМЯ СЕКСА
Мудрецы Мишны установили: женщина, трижды увидевшая кровь в ходе занятий сексом, обязана развестись с мужем. Снова заниматься сексом она сможет, лишь если выйдет замуж за другого. Иными словами, кровотечение в ходе секса запрещает ей секс так же, как и менструальная кровь. На техническом талмудическом жаргоне это правило звучит следующим образом: женщина, увидевшая кровь, появившуюся из-за сексуального акта, повторяет эксперимент трижды; далее — не вступает в сексуальные отношения, пока не разведется и не выйдет замуж за другого.
Если это явление трижды повторилось со вторым мужем, женщина должна развестись с ним и выйти замуж за третьего. Если оно трижды повторилось и с третьим мужем, женщина должна перед четвертой попыткой пройти специальную проверку, устанавливающую природу кровотечения, то есть выяснить вызвано оно менструальными проблемами (в таком случае секс запрещен) или просто царапиной (в таком случае секс разрешен).
Вот в чем состоит проверка. Женщина вводит во влагалище трубочку, а внутри нее — палочку, к концу которой прикреплен кусок ваты. Трубочка предохраняет вату от соприкосновения со стенками влагалища. Палочка с ватой вводится до самой матки. Если после этого на вате оказывается кровь, источником крови следует признать матку; в таком случае женщине запрещен секс. Если на вате крови не оказывается, делается вывод, что источник проблемы — царапина на стенке влагалища; в таком случае женщине секс разрешен.
Мудрецы Мишны добавили: если известно, что у женщины есть Царапина на матке, кровотечение изначально связывается с ней; в таком случае секс разрешен. Они установили, что следует доверять женщине, утверждающей, что у нее есть царапина на матке, из-за которой в ходе секса начинается кровотечение.
По мнению одного из мудрецов Мишны, раббана Шимона бен Гамлиэля, кровотечение из царапины на матке ничем не отличается от менструального кровотечения, так что и в этом случае секс женщине запрещен.
Мудрецы спросили: почему раббан Шимон бен Гамлиэль запретил секс в случае кровотечения из царапины на матке, а остальные мудрецы с ним не согласились?
Им ответили: раббан Шимон бен Гамлиэль полагал, что кровь, находящаяся в матке, оскверняет во всех случаях, так что не имеет значения, каким образом она выходит — через царапину или в ходе менструации. Остальные мудрецы полагали, что нечистой является только менструальная кровь.
Попутно мудрецы выразили следующее недоумение: предписанная мудрецами Мишны проверка (то есть введение трубочки во влагалище) небезопасна, ибо может стать причиной царапин — если трубочка будет деревянной! Им ответили: трубочка должна был свинцовой и иметь закругленные края; в таком случае она не будет царапать влагалище.
Мудрец по имени Реш Лакиш спросил: почему мудрецы Мишны рекомендовали указанную проверку только женщине, сменившей трех мужей? Почему не произвести ее еще при первом муже — вместо развода? Его коллега рабби Йоханан ответил: не исключено, что кровотечение в ходе сексуального акта связано с размером полового органа мужа, поэтому женщине имеет смысл попытать счастья с новым мужем, обладателем другого полового органа, — быть может, с ним проблема вовсе не возникнет. Рабби Йоханан сформулировал это так: не все пальцы одинаковы!
Реш Лакиш задал еще один вопрос: почему мудрецы Мишны не обязали женщину провести проверку после первого (неудачного) полового акта с третьим мужем? Для чего ждать третьего кровотечения? Рабби Йоханан ответил: дело в том, что разные половые акты, даже с одним и тем же мужем, могут отличаться друг от друга, скажем, тем, в одном случае муж действует энергично, а в другом — деликатно; поэтому мудрецы обязали женщину сделать проверку лишь после третьего случая с третьим мужем. Вот как он это сформулировал: не все силы равновелики!
Итак, мудрецы Мишны обязали женщину произвести проверку после третьего случая с третьим мужем, то есть после того, как выяснилось, что кровотечение в ходе секса не зависит ни от размера полового органа мужа, ни от того, энергично или деликатно действует муж во время полового акта.
Рассказывают такую историю. У некоей женщины случилось кровотечение в ходе секса, после чего она пришла просить совета у рабби Йехуды а-Наси (редактора Мишны). Рабби попросил своего ученика по имени Абдан испугать просительницу в расчете, что паника вылечит ее от кровотечений. Ученик сильно напугал женщину, и у нее от страха вышел из влагалища сгусток крови. Больше кровотечений в ходе секса у нее не было.
Другая женщина, испытавшая кровотечение во время секса, пришла за советом к Шмуэлю. Тот попросил [своего ученика] рава Дими ее испугать, что тот и сделал. Однако, в отличие от предыдущего случая, сгусток крови из ее влагалища не вышел. Шмуэль пришел к выводу, что помочь этой женщине невозможно, так что секс ей запрещен.
Вот еще одна история. У некоей женщины после окончания менструального периода и омовения в микве началось кровотечение из матки, и она пришла за советом к рабби Йоханану. Рабби Йоханан сказал ей, что причина кровотечения — ревность подруг, завидующих ее счастливому браку. Он посоветовал женщине заниматься сексом с мужем на берегу реки, там, где она совершает ритуальные омовения, ибо в таком случае ревнивые подруги не узнают, что она только что очистилась для того, чтобы заниматься сексом с мужем.
Существует иная версия этой истории. Согласно ей, рабби Йоханан дал женщине другой совет: рассказать ревнивым подругам, что у нее начались кровотечения после миквы, и из-за этого они с мужем не могут заниматься сексом. По мнению рабби Йоханана, в таком случае подруги перестанут ее ревновать. Некоторые полагают, что в таком случае ревность перейдет в жалость, и кровотечения прекратятся.
Один из мудрецов, рав Йосеф, рассказал следующую историю. У некоей женщины в Пумбедите (город в Вавилонии) началось кровотечение после омовения в микве. Она последовала совету рабби Йоханана и излечилась.
Вавилонский Талмуд, трактат Нида 65б-66а
51 ЖЕНЩИНА, МОЧИВШАЯСЯ СТОЯ И ОБНАРУЖИВШАЯ КРОВЬ, — РИТУАЛЬНО НЕЧИСТА
Как известно, женщина в менструальный период считается нечистой, и ей запрещены сексуальные контакты с мужем.
Следует иметь в виду, что это определение является неполным: женщина «нечиста» не только в менструальный период, но и всякий раз, когда она обнаруживает каплю крови, вышедшую из матки.
Мудрецы, обсуждавшие вопрос о нечистоте, разошлись во мнениях относительно случая, когда женщина находит кровь в своей моче. В такой ситуации возникает вопрос: следует квалифицировать кровь в моче как кровь, источник которой — в матке (и, следовательно, оскверняющую), или же как кровь, источник которой — царапина в мочевых путях (и, следовательно, «чистую»).
По мнению одного мудреца, здесь необходимо учитывать важное различие: если женщина, увидевшая кровь, мочилась сидя, она остается чистой, если она мочилась стоя — она осквернена.
Мудрецов Талмуда спросили: в чем разница между двумя видами мочеиспускания?
Их ответ (плохо стыкующийся с женской анатомией) сводится к следующему. Если женщина мочится стоя, мочеиспускание связано с существенным напряжением, моча задерживается во влагалище, поднимается к матке и приносит с собой кровь — поэтому женщина становится нечистой. Если же она мочится сидя, мочеиспускание не связано с существенным напряжением, моча выходит свободной струей, нигде не задерживается, не поднимается к матке — и не приносит оскверняющую кровь.
Ученики заметили: тем не менее и в последнем случае следует опасаться того, что кровь выделилась из матки после окончания мочеиспускания.
На это мудрецы ответили: все зависит от того, где именно была обнаружена кровь. Подразумевается, что женщина, мочащаяся сидя, сидит на открытой части сосуда (например, унитаза) так, что ее половой орган касается края сосуда; моча стекает свободной струей внутрь сосуда, поэтому принесенная ею «чистая кровь» обнаруживается внутри него; если же кровь найдена на краю сосуда, она пришла из влагалища и ее источник — в матке.
Мудрецы Талмуда разошлись во мнениях по всему комплексу этих вопросов; нет полного согласия и среди более поздних галахических авторитетов. На протяжении столетий на эту тему были написаны многочисленные тома.
Вавилонский Талмуд, трактат Нида 59б, Шульхан Арух «ЙореДеа», гл. 191, параграф 1
52 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ТЕЛО ЖЕНЩИНЫ СОСТОИТ ИЗ 252 ЧЛЕНОВ
По мнению мудрецов Мишны, у человека 248 членов (трактат Охалот 1,5). Согласно постановлению мудрецов, тело умершего, сохранившее более половины своих исходных членов, остается ритуально нечистым; при этом мудрецы подчеркнули, что речь идет о теле, сохранившем 125 членов.
Один из мудрецов Талмуда, Равина, спросил: для чего мудрецы Мишны указали число 125? Разве не ясно, что 125 — наименьшее целое число, превышающее половину от 248? Ему ответили: мудрецы упомянули число 125, чтобы указать, что даже если умерший имел в виде исключения 247 или 249 членов (скажем, на одной из его рук было четыре или, наоборот, шесть пальцев), его тело сохраняет ритуальную нечистоту до тех пор, пока в нем остается 125 членов.
Мудрецы продолжили обсуждение этой проблемы. Они рассказали, что ученики рабби Ишмаэля решили как-то раз экспериментально установить число членов в человеческом теле. Они приобрели проститутку, приговоренную к смерти, и варили ее тело до тех пор, пока мясо не отделилось от костей. После этого они пересчитали члены ее тела и установили, что их 252. Они сообщили своему учителю, что результат эксперимента противоречит утверждению мудрецов о том, что у человека всего 248 членов.
Рабби Ишмаэль ответил: никакого противоречия тут нет, просто у мужчины 248 членов, а у женщины — на четыре