Скачать:TXTPDF
Запретный Талмуд. Ярон Ядан

больше, то есть 252. Это последнее обстоятельство выводится непосредственно из Библии, где сказано: «А жена Пинхаса… упала на колени и родила, ибо внезапно наступили у нее потуги (цирим) ее» (Шмуэль 1 4,19). [Поскольку слово цирим означает еще и оси, дверные петли и суставы,] отсюда можно сделать вывод, что Библия добавила женщине еще два члена (две оси). Кроме того, в Библии сказано: «За то, что не затворил дверей чрева» (Иов 3,10). Стало быть, Библия добавила женщине еще два члена — двери чрева. Всего Библия, по мнению рабби Ишмаэля, добавила женщине четыре дополнительных члена.

Рабби Акива добавил женщине еще один член, опираясь на такие слова Торы: «И увидел Господь, что Лея нелюбима, и отворил утробу ее» (Бытие 29,31) — по его мнению, Тора присоединила к множеству членов женщины ключ от утробы.

Мудрецы возразили: в таком случае оказывается, рабби Акивы расходился во мнениях с учениками рабби Ишмаэля: он полагал, что у женщины 253 члена, а результаты эксперимента последних указывают, что членов только 252?

Им ответили: возможно, какой-то маленький член тела растворился при экспериментальной варке, и потому ученики его не заметили.

Мудрецы продолжили свои расспросы: если из слова цирим в приведенном стихе мы выводим два дополнительных члена в теле женщины, то отчего не вывести два лишних члена в теле мужчины из следующего сходного стиха: «Боли (цирим) пронзили меня как муки (цирим) роженицы» (Йешайя 21,3)?

Им ответили: в данном случае речь идет о членах, состоящих из мяса без кости.

Мудрецы нашли еще одно место в Библии, также вроде бы добавляющее мужчине два члена: «От видения этого вывернулись суставы (цирим) мои» (Даниэль 10,16). Им ответили: и в данном случае речь идет о членах, состоящих из мяса без кости.

Мудрецы привели ряд дополнительных аргументов в пользу утверждения, что речь в этих стихах идет о членах, состоящих из мяса без кости. У них не было выбора — ведь в противном случае утверждение мудрецов Мишны о том, что у человека (или хотя бы только у мужчины) 248 членов, оказалось бы неверным.

Вавилонский Талмуд, трактат Бехорот 45а

53 ОТЧЕГО ГРУДИ ЖЕНЩИНЫ НАХОДЯТСЯ В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА

По мнению рабби Шимона бар Йохая, царь Давид сочинил стихи обо всех существенных этапах своей жизни — о периоде, когда он был зародышем в утробе матери, о своем рождении, о периоде кормлении материнским молоком и т. д.

Вот какие стихи сочинил он о периоде кормления материнским молоком. Рассказывается, что поглощая молоко матери и глядя на соски ее грудей, он сказал: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай все милости его (гмулав)» (Псалмы 103,2). Слова «милости его» (гмулав) обозначают отнятие от материнской груди, как сказано в Торе об отнятии от груди Ицхака: «И вырос ребенок, и был отнят от груди (ваигамал)» (Бытие 21,8).

Мудрецы спросили: что за восхваление содержится в словах «все милости его»?

Им ответили: женские груди находятся в верхней части тела, рядом с сердцем, являющимся вместилищем мудрости.

Мудрецы спросили: отчего Бог поместил женские груди рядом с сердцем, а не как у животных, груди которых занимают весь живот, доходя почти до полового органа?

Им ответили: для того, чтобы младенец, сося грудь матери, не смотрел на ее половой орган.

Один из мудрецов, рав Матана, дал такое объяснение: для того, чтобы младенец не сосал из груди, находящейся рядом с половым органом, который нечист.

Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 10а

54 ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЬ ЗАКОНЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ ТРЕМ УЧЕНИКАМ СРАЗУ

Мудрецы Мишны установили, что учитель не должен преподавать законы отношений между полами, а также проблемы, связанные с кровосмешением и прелюбодеянием, трем ученикам сразу. Эти темы разрешается излагать лишь одному-единственному ученику или, максимум, двум ученикам одновременно.

Мудрецы Талмуда попытались вывести это установление из Торы, где сказано (как раз в контексте кровосмешения): «Человек, человек, ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу» (Левит 18,6). Из выражения «человек, человек» мудрецы вывели, что закон, определяющий правила изучения этой тематики, наверняка говорит о двух людях (учениках); слова «родственников по плоти» указывают на третьего; негативное утверждение «не приближайтесь, чтобы открыть наготу» указывает на негативный характер закона — «не изучайте эту проблематику при трех учениках».

Мудрецы возразили: если выражение «человек, человек» однозначно указывает на правило, относящееся к двум людям, то из следующих слов Торы — «Человек, человек, который будет проклинать отца своего и мать свою, смерти должен быть предан» (Левит 20,9) — надо вывести, что наказанию подлежйт лишь тот, кто проклял родителей в присутствии другого человека. Однако этот вывод явно противоречит закону.

Затем мудрецы попытались вывести закон о трех учениках из другого стиха: «Соблюдайте же мой закон, чтобы не поступать по мерзким обычаям» (Левит 18,30). Множественное число глагола «соблюдайте» указывает на двух людей, единственное число местоимения «мой» в словах «мой закон» добавляет третьего — стало быть, три человека не могут изучать закон о «мерзких обычаях», то есть запрещено преподавать законы об отношениях полов трем ученикам сразу.

Другие мудрецы спросили: если множественное число слова «соблюдайте» действительно указывает на присутствие в законе двух людей, то из стиха «Соблюдайте субботу» (Исход 31,14) придется вывести, что субботу следует соблюдать лишь парами, а одного-единственного человека субботние законы не обязывают — однако этот вывод совершенно несуразен.

Один из мудрецов, рав Аши, объяснил, что установление мудрецов Мишны, запрещающее преподавать законы о взаимоотношениях полов, прелюбодеянии и кровосмешении трем ученикам сразу, не распространяется на законы, записанные непосредственно в Торе, но только на те, которые выводятся из нее непрямым образом. Этот запрет был введен из осторожности — чтобы досадное недоразумение не привело к неправильному пониманию законов. Именно, если учитель будет заниматься с тремя учениками, может произойти следующее: один из учеников задаст учителю вопрос, а двое других, занятые разговором между собой, прослушают ответ и оттого воспримут закон превратно. Эта проблема не возникает, когда на уроке присутствуют лишь два ученика: если один из них задаст учителю вопрос, второй поневоле прислушается к ответу, ибо разговаривать ему не с кем.

Мудрецы спросили: быть может, в таком случае (раз существует опасение, что двое учеников из трех присутствующих пропустят мимо ушей ответ учителя) следует запретить преподавание трем ученикам одновременно всех дисциплин Торы?

Им ответили: следует особенно опасаться, что законы, относящиеся к прелюбодеянию, будут усвоены неправильно, ибо пристрастие к сексу чрезвычайно сильно; оно способно сбить ученика с толку и побудить его объявить запрещенное действие разрешенным. Недаром существует изречение мудрецов: «Воровство и запрещенный сексдуша тянется к ним».

Мудрецы спросили: быть может, следует запретить преподавать трем ученикам вместе законы о воровстве — ведь душа человеческая тянется и к краже? Им ответили: сексуальное вожделение не оставляет человека никогда, а тяга к воровству возникает лишь перед лицом особенного соблазна.

Вавилонский Талмуд, трактат Хагига 11б

55 ТОТ, КТО ПЕЧЕТ ХЛЕБ В ПРАЗДНИК ДЛЯ БУДНИЧНЫХ НУЖД, ИЗБАВЛЕН ОТ ПОРКИ

В праздничные дни запрещены те же виды работ, что и в субботу — за важным исключением. В праздники (Рош а-Шана, Суккот, Песах и Шавуот) разрешается производить определенные виды работ (прежде всего приготовление пищи) при условии, что они осуществляются ради нужд праздничного дня. Вместе с тем тот, кто, к примеру, печет хлеб в праздник, с тем чтобы съесть его назавтра, в будничный день, совершает запрещенную Торой работу.

Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, следует ли подвергнуть такого пекаря телесному наказанию.

По мнению мудреца Рабы, порка (тридцать девять ударов по голому телу ремнем из ослиной кожи; в ходе наказания преступник обхватывает связанными руками столб) ему не положена. Ведь хотя в принципе печь хлеб в праздник для будничных нужд запрещено Торой (а за нарушение запрета Торы положена порка), существует теоретическая возможность неожиданного появления гостей еще до окончания праздничного дня; в таком случае хлеб понадобится еще в праздник, и запрет не будет нарушен.

По мнению другого мудреца, порка нарушителю положена, ибо теоретические возможности Галаха во внимание не принимает; тот, кто намеренно испек хлеб в праздник для будничных нужд, нарушил запрет Торы и должен быть подвергнут телесному наказанию.

Упомянутые мудрецы вели длинный диалог. Каждый из них привел многочисленные аргументы в свою пользу и столь же многочисленные возражения против точки зрения оппонента.

Мудрец, выступавший против порки (Раба), спросил у мудреца, выступавшего за оную, как он объясняет то обстоятельство, что Галаха разрешает печь в праздник хлеб для субботних нужд (если суббота наступает сразу за праздником). Тот ответил: в данном случае с самого начала нет никакой проблемы, ибо закон запрещает печь хлеб в праздник только для будничных нужд. Суббота — не будни!

Раба продолжил расспрашивать оппонента: если скотина умирает в праздник на глазах у хозяина, разрешается немедленно (до конца праздника) ее зарезать, чтобы избежать материального убытка (ибо если животное умрет своей смертью, его мясо будет квалифицировано как падаль и станет негодным для употребления в пищу). Каким образом закон разрешил зарезать умирающее животное в праздник? Ведь хозяин не предполагает есть его мясо в течение дня! Поневоле приходиться сделать теоретическое предположение о том, что, быть может, до исхода дня придут гости, и мясо будет использовано для их угощения.

Оппонент, выступающий за порку, ответил: если животное не будет зарезано, хозяин понесет серьезный убыток; поэтому он волей-неволей предназначает мясо этого животного (хотя бы частично) для употребления еще до истечения праздничного дня.

Затем сторонник порки спросил у противника оной: мудрецы Мишны установили, что тот, кто вспахивает землю в праздник, наказывается поркой. Между тем существует теоретическая возможность, оправдывающая вспашку земли в праздничный день: куски вспаханной земли могут понадобиться для того, чтобы, как требует Тора, присыпать ими кровь зарезанного петуха. Стало быть, теоретические возможности Галахой во внимание не принимаются.

Его оппонент (Раба) ответил: мудрецы Мишны полагают нарушителя закона заслуживающим порки лишь в случае, если он вспахал твердую землю, которой невозможно присыпать кровь зарезанного петуха.

Другие мудрецы возразили: куски твердой земли можно истолочь; после этого они годятся для присыпания крови зарезанного петуха.

Раба ответил: толчение земли в праздник само по себе запрещено!

Мудрецы возразили: разрешается толочь землю в праздник локтем (или иным нестандартным и затруднительным способом)!

Раба ответил: мудрецы Мишны установили наказание лишь за вспашку особенно твердой земли, которую невозможно истолочь.

Мудрецы возразили: если речь идет об особо твердой земле, почему [там же] сказано, что речь идет о наказании за подготовку посева — ведь такая земля для посева не годится?

Раба ответил: мудрецы имели в виду поле, верхний слой земли которого является очень твердым, однако под ним находится менее твердая земля. В таком случае вывернутые при вспашке комья земли

Скачать:TXTPDF

Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать бесплатно, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать онлайн