покупатель получает первые три выводка пчел, а затем он и продавец начинают брать их себе поочередно.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 80а
74 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО КНИГА ЭСТЕР ПРОДИКТОВАНА СВЯТЫМ ДУХОМ
По мнению мудреца по имени Шмуэль, Книгу Эстер не следует включать в Святое Писание.
Мудрецы удивились: ведь Шмуэль сказал в другом месте, что Книга Эстер продиктована Святым Духом!
Им ответили: действительно, Книга Эстер продиктована Святым Духом и потому читается вслух в Пурим, однако ее не следует включать в сборник святых книг, составляющих Библию. Иными словами, по мнению Шмуэля, ее читают как святое повествование, но не причисляют к святым письменным текстам.
Мудрецы спросили: верно ли, что все мудрецы Мишны считали Книгу Эстер святой?
Им ответили: нет, неверно. Например, Шмуэль придерживался точки зрения древнего мудреца рабби Йеошуа, полагавшего, что книга Эстер не является святым письменным текстом и не должна включаться в Библию.
Мудрец по имени Шимон бен Менасья полагал, что Книга Экклезиаст (Коэлет) также не должна включаться в Библию, поскольку она — плод человеческой мудрости царя Соломона (Шломо) и не продиктована Святым Духом.
По мнению других мудрецов, Экклезиаст должен считаться частью Библии, ибо содержание этой книги было записано Соломоном под диктовку Святого Духа; стало быть, оно не является личным творчеством Соломона. Указанием на это необычное авторство является следующее обстоятельство: Соломон сочинил множество притч, однако они не были им записаны. Таким образом, следует предположить, что он записывал лишь произведения, продиктованные Святым Духом, а все то, что он не записывал, было плодом его собственной мудрости.
Откуда известно, что Соломон сочинил множество притч, но не записал их? Из следующих слов Библии: «И мудрость Соломона была больше мудрости всех сынов Востока… И изрек он три тысячи притч, и песен его было пять и тысяча» (Цари I 5,10–12). Стало быть, Соломон сочинил множество притч и песен, но не записал их.
Разумеется, можно предположить, что из множества своих личных произведений Соломон решил одни записать, а другие не записывать, и Экклезиаст — его собственное произведение, которое он записал. Однако это предположение должно быть отвергнуто, поскольку Соломон сам написал в Книге Притч, что не следует записывать плоды человеческой мудрости, в отличие от слов, продиктованных Святым Духом: «Всякое слово Бога чисто, он — щит уповающим на него, не прибавляй к словам его» (Притчи 30,5–6). Следовательно, неправильно добавлять человеческие слова к словам Бога.
Следует отметить, что мудрецы считают Соломона автором всей книги Притч, включая главу 30, начинающуюся словами «Слова Агура», из которой взята данная цитата. Следовательно, по их мнению, Соломон не всегда следовал собственным советам.
Мудрецы Мишны привели множество аргументов, доказывающих, что Книга Эстер продиктована Святым духом и, следовательно, не является плодом человеческой мудрости.
Рабби Элиэзер заявил: в Книге Эстер сказано: «И сказал Аман в сердце своем: кому, кроме меня, захочет царь оказать почет» (Эстер 6,6). Откуда мог знать автор книги, о чем думал Аман? не иначе как сам Святой Дух раскрыл тайны Амана!
По мнению рабби Акивы, следует обратиться к следующему стиху: «И понравилась Эстер всем видевшим ее» (Эстер 2,15). Откуда мог знать автор книги, что Эстер произвела положительное впечатление на всех, кто ее видел? Не иначе как это был сам Святой дух!
По мнению рабби Меира, следует обратиться к следующему стиху: «И стало известно об этом [о том, что Бигтан и Тереш планируют покушение на царя Артаксеркса (Ахашвероша)] Мордехаю» (Эстер 2,22). Но откуда Мордехай это узнал? Не иначе, как от Святого Духа!
Рабби Йоси бен Дурмаскит привел аргумент, основанный на следующих стихах: «И перебили иудеи всех недругов своих… а на грабеж не простерли руки своей» (Эстер 9,5-10). Откуда мог знать автор книги, что ни один иудей ни в одном городе ничего не украл? Не иначе, как от Святого Духа!
Мудрец по имени Шмуэль сказал: у меня есть гораздо более сильный, чем у мудрецов Мишны, настоящий решительный аргумент, доказывающий, что Книга Эстер была продиктована Святым Духом. В ней сказано: «Исполнили и взяли на себя и потомков своих иудеи… непременно из года в год праздновать эти два дня» (Эстер 9,27).
Откуда мог знать автор книги, что установленное царицей Эстер будет исполняться в далеком будущем? Не иначе как небеса (то есть Святой Дух) исполнили то, что иудеи «взяли на себя» на земле!
Мудрец по имени Рава сказал, что аргументы мудрецов Мишны ненадежны, и он может все их опровергнуть, однако аргумент Шмуэля неопровержим!
Вот как опровергал Рава аргументы мудрецов Мишны.
Рабби Элиэзеру он ответил, что автор книги вполне мог вывести из обычных человеческих соображений, о чем думал Аман, ибо тот был самым важным из придворных царя.
Рабби Акиве он ответил, что из того, что произошло чудо и все, кому представляли Эстер, сочли ее своей соплеменницей, естественно заключить, что она всем нравилась, — для этого не было необходимости во вмешательстве Святого Духа.
Рабби Меиру он ответил, что Бигтан и Тереш, надеясь остаться непонятыми, разговаривали в присутствии Мордохая на тарсийском языке, которым Мордохай владел в совершенстве, так что он узнал об из заговоре против царя Ахашвероша без помощи Святого Духа.
Рабби Йоси бен Дурмаскиту он ответил, что гонцы, отправленные во все города империи, принесли сообщения, что иудеи нигде не занимались грабежом.
Таким образом, все аргументы, за исключением аргумента Шмуэля, оказались опровергнутыми.
Мудрец по имени Равина также сказал, что все аргументы [мудрецов Мишны] могут быть опровергнуты, кроме аргумента Шмуэля, так что уместно вспомнить народную поговорку: лучше одно зернышко перца, нежели целая корзина тыкв.
Мудрец по имени рав Нахман привел собственный аргумент, доказывающий, что книга Эстер была продиктована Святым Духом. Он сослался на следующий стих: «И эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев» (Эстер 9,28). Откуда мог знать автор книги, что произойдет в далеком будущем? Не иначе как это сам Святой Дух!
Мудрец рав Нахман бар Ицхак также привел собственный аргумент. Он сослался на следующий стих: «И память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер 9,28). Откуда мог знать автор книги, что память о Пуриме никогда не изгладится? Не иначе как это сам Святой Дух!
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила 7а
75 ЦАРИЦА ВАШТИ ОТКАЗАЛАСЬ ПОЯВИТЬСЯ ГОЛОЙ НА ПИРУ ОТТОГО, ЧТО У НЕЕ ВЫРОС ХВОСТ
По мнению мудреца по имени Рава, история Пурима началась с того, что царь Артаксеркс (Ахашверош) устроил в субботу пир для всех своих министров и слуг. В этот день евреи также устраивают праздничную трапезу и начинают ее с бесед о Торе и восхвалений Бога. Что до неевреев, они начинают трапезу с развратных разговоров.
Так, к примеру, на пиру у царя Ахашвероша его участники обсуждали вопрос о том, женщины какого народа красивее всего. Некоторые говорили, что самые красивые женщины — это мидийки, другие — что это персиянки.
Услышав эти речи, Ахашверош сказал, что его жена Вашти — не мидийка и не персиянка, а вавилонянка, и спросил, хотят ли придворные увидеть, сколь она прекрасна.
Они ответили: да, разумеется, при условии, что она появится перед нами голая!
Однако царица Вашти не согласилась появиться на пиру в голом виде, как сказано в Библии: «Но не захотела царица Вашти прийти по слову царя» (Эстер 1,12).
Мудрецы спросили: отчего Вашти отказалась выйти к пирующим голой? Ведь она заранее устроила пир так, чтобы среди его участников возникла атмосфера сексуальной распущенности!
Один из мудрецов, рабби Йоси бар Ханина, ответил: она отказалась появиться голой потому, что ее тело покрылось проказой, и она постыдилась его обнажить.
Другое объяснение дали мудрецы Мишны. Они сказали, что ангел Габриэль сделал так, что у Вашти прямо на пиру вырос хвост, и она постеснялась раздеться.
Рава заметил: в Книге Эстер рассказывается, что царь Ахашве-рош разгневался, когда Вашти отказалась появиться по его приказу: «И весьма разгневался царь, и возгорелась в нем ярость» (Эстер 1,12). Отчего царь так сильно разгневался на Вашти? Неужели только оттого, что она отказалась появиться на пиру обнаженной?
Рава пришел к выводу, что приказ Ахашвероша появиться голой на пиру побудил царицу дать супругу дерзкий ответ. Вашти сказала: «Ты, царь, всего лишь конюх рядом с моим отцом, сыном Навуходоносора (Навухаднецара). Мой отец мог выпить ведро спирта, не пьянея, ты же, Ахашверош, выпил совсем немного вина и уже пьян». Эта Дерзость и стала причиной гнева царя.
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила 12б
76 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО В ГОРОДАХ, В ДРЕВНОСТИ ЯКОБЫ ОКРУЖЕННЫХ СТЕНАМИ, ПУРИМ ПРАЗДНУЕТСЯ 15-ГО АДАРА
Мудрецы Мишны установили, что в разных местах празднование Пурима и чтение Книги Эстер в синагогах происходит в разные дни. В частности, они установили такое интересное различие: в городах, которые [существовали и] были обнесены стеной во времена Йеошуа бин Нуна (Иисуса Навина), праздник устраивается 15-го Адара; в прочих городах — 14-го Адара.
Мудрецы спросили: каким образом мудрецы Мишны установили это различие? Ведь Книга Эстер устанавливает лишь различие между персидским городом Шушан (Сузы) и всеми остальными городами. Жители Шушан должны были праздновать Пурим 15-го Адара, а жители всех мест вне Шушана — 14-го.
Из библейского текста ясно, в чем тут дело. Евреи Шушана убивали нееврейских соседей 13-го и 14-го Адара и потому устроили себе праздник и пир лишь 15-го; евреи, жившие повсюду кроме Шушана, убивали неевреев только 13-го Адара, поэтому они устроили себе праздник и пир 14-го. Вот что сказано об этом в Книге Эстер: «(Так было) в тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья» (Эстер 9,17–18).
Мудрец по имени Рава дал следующий ответ на этот вопрос. В Книге Эстер сказано: «Поэтому иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара днем веселья и пиршества, и днем праздника и посылания подарков друг другу» (Эстер 9,19). Раз Библия специально подчеркивает, что жители неукрепленных городов должны праздновать Пурим 14-го Адара, значит, жители укрепленных городов должны праздновать в другой день — 15-го.
Мудрецы спросили: быть может, Библия, подчеркнув указанное обстоятельство, имела в виду, что жители неукрепленных городов будут праздновать Пурим 14-го Адара, а жители укрепленных не будут праздновать вовсе?
Им ответили: эта интерпретация нерезонна: разве могут жители укрепленных городов исключить себя из еврейского народа, отказавшись от празднования Пурима! Кроме того, Библия прямо говорит, что все евреи, где бы они ни жили, как в укрепленных, так и в неукрепленных городах, праздновали Пурим: «И остальные иудеи, которые в царских областях, собрались…» (Эстер 9,16)[37].
Упомянутые «царские области» простирались от Индии до Эфиопии и включали множество укрепленных и неукрепленных городов.
Далее мудрецы спросили: быть может, Библия подчеркнула, что жители неукрепленных городов празднуют Пурим 14-го Адара, чтобы указать, что жители