случае, если они были оставлены (без надзора) открытыми, то есть если их теоретически могла попробовать змея.
Однако змеи едят и пьют далеко не все. Еда и напитки, которые не нравятся змеям, разрешены людям. Чтобы выяснить, о чем именно идет речь, разгорелась дискуссия о том, какие напитки пьют змеи. В частности, в ходе ее выяснилось, что змеи не пьют вино, подвергшееся термической обработке.
Один из мудрецов утверждал, что змея не любит вино, сильно разбавленное водой, однако если воды в вине немного, змея будет его пить.
Ученики возразили, напомнив следующую историю: двое мудрецов плыли на корабле, перевозившем кувшины с вином. Неожиданно перед мудрецами появилась змея; чтобы ее прогнать, мудрецы добавили в вино немного воды — и змея действительно уползла, из этой истории ученики вывели, что змеи не пьют вино, в которое добавлено даже небольшое количество воды.
Другие ученики отвергли этот вывод, заявив, что змея уползла не из-за того, что в вино добавили воду, а просто от страха, ибо змеи не готовы рисковать жизнью ради разбавленного вина (хотя ради чистого вина они охотно рискуют жизнью); однако если бы рядом не было людей, змея с радостью выпила бы разбавленное вино.
Ученики привели еще одно доказательство того, что змеи пьют разбавленное вино. Как-то раз мудрецы сидели и пили разбавленное вино. После того как они закончили питие, на столе остался кувшин с неразбавленным вином, и они накрыли его тканью. Неожиданно мудрецы увидели змею, рот которой был наполнен водой. Змея переливала воду в кувшин (через ткань), пока содержимое кувшина не стало выливаться из горлышка (также через ткань); тогда змея принялась его пить.
Из этой истории ученики вывели, что змеи пьют разбавленное вино. Другие ученики отвергли этот вывод. Они заявили, что есть разница между вином, разбавленным человеком, и вином, разбавленным самой змеей, — как в данном случае.
Талмуд постановил, что змеи пьют разбавленное вино; поэтому людям запрещено пить его в случае, если оно стояло открытым и без присмотра.
Вавилонский Талмуду трактат Лвода Зара 30а
98 ЗМЕЯ, ВОЖДЕЛЕЮЩАЯ К ЖЕНЩИНЕ, ЗАБРАЛАСЬ К НЕЙ ВО ВЛАГАЛИЩЕ — КАК ВЫГНАТЬ ЕЕ ОТТУДА
Мудрецы дали несколько полезных советов женщине, встретившей змею и опасающейся, что змея сексуально к ней вожделеет.
Прежде всего они объяснили, как определить, действительно ли змея вожделеет к женщине. Чтобы ответить на этот вопрос, женщина должна снять с себя одежду и бросить ее перед змеей. Если змея обовьется вокруг одежды, несомненно, она жаждет вступить с женщиной в сексуальные отношения.
Как в таком случае отвадить змею и спастись от ее страсти? Мудрецы посоветовали женщине заняться сексом с мужем на глазах у змеи. Змея увидит женщину, занимающейся сексом с другим, проникнется глубоким презрением к ней и оставит ее в покое.
Один из мудрецов возразил, что это неудачный совет, следование которому может привести к обратному результату: змея увидит женщину занимающейся сексом с мужем и станет вожделеть к ней еще сильнее. Этот мудрец дал женщине, желающей избавиться от домогательств змеи, другой совет: остричь ногти и волосы, бросить их перед змеей и сказать: у меня менструация, я нечиста. После этого змея проникнется к женщине отвращением и оставит ее в покое.
Кроме того, мудрецы задались следующим вопросом: что Делать, если женщине не удалось уберечься от змеи, и та, преисполненная вожделения, забралась к ней во влагалище? Как выгнать змею?
По их мнению, женщина должна стать, раздвинув ноги, на двух бочках. Между ее ногами, напротив влагалища, надо жарить мясо угольях, а также держать на огне кастрюлю с кушаньем, приправленным определенными специями и кипящим вином. Змея учует запах лакомств и выползет наружу. Тогда ее надо поймать и бросить в огонь, чтобы она сгорела. Ибо если змея не сгорит, она снова вернется к той же женщине, чтобы удовлетворить свое вожделение.
Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 110а
99 О КУЧЕРЕ, ВПРЯГШЕМ В ТЕЛЕГУ ОДНОВРЕМЕННО РЫБУ И КОЗУ
ВТоре написано: «Не паши на быке и осле вместе» (Второзаконие 22,10). Тора запретила не только пахать на животных двух различных видов (быть может, дабы не причинять им душевного расстройства от соседства с неродственными животными), но и запрягать быка и осла для иных целей — например, для переезда из одной точки в другую или для перевозки грузов.
Один из мудрецов, рабби Рехава, задался следующим вопросом: распространяется ли запрет Торы на случай, когда речь идет о совместном запряжении козы и рыбы (на берегу водоема)? Ведь поскольку коза не ходит в воду к рыбе, а рыба — на сушу к козе, вероятно, этих животных ни при каких обстоятельствах нельзя определить как запряженных вместе и, следовательно, запрещенной ситуации не возникает. Но, с другой стороны, де-факто кучер управляет телегой, которую везут вместе рыба и коза, — а совместное запряжение животных двух разных видов запрещено.
Талмуд не разрешил сомнений рабби Рехавы.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 55а
100 МОЖНО ЛИ ОЧИСТИТЬ РИТУАЛЬНО НЕЧИСТУЮ ИГЛУ НА ГОЛОВЕ У ЧЕЛОВЕКА, НОГИ КОТОРОГО ПОГРУЖЕНЫ В МИКВУ
Для того чтобы ритуальный водоем (.миква) мог очищать (погружением в него) людей и нечистые предметы, он должен содержать не менее 40 сеа (от 300 до 750 литров — смотря какой галахической системе следовать) «живой» воды, то есть воды определенного происхождения.
Допустим, что перед нами миква, объем которой равен в точности 40 сеа — не больше и не меньше. Человек, который погрузится в нее, очистится, однако когда он покинет микву, та недосчитается какого-то количества воды, унесенного им на своем теле. Поэтому тот, кто погрузится после него, очиститься уже не сможет.
Однако пока первый человек еще не полностью покинул микву, скажем, пока его ноги находятся в воде, ситуация остается неясной. Согласно мнению одного из мудрецов, вода, оставшаяся на покинувших микву частях тела этого человека, должна рассматриваться как соединенная с водой миквы, так что та по-прежнему содержит все 40 сеа и способна производить очищение.
Ученики спросили: если принять систему мудреца, установившего, что вода на теле покидающего микву человека как бы стремится вниз и остается соединенной с водой миквы, верно ли будет утверждать обратное — что вода миквы в случае необходимости как бы поднимается вверх, соединяясь с водой, оставшейся на теле человека, так что можно очищать небольшие предметы (например, иглы), окуная их в воду, оставшуюся у него на голове, полагая, что мы погружаем их в полные 40 сеа?
Рабби Йоханан дал утвердительный ответ на этот вопрос. Однако окончательный ответ на него остается неясным.
Вавилонский Талмуд, трактат Хагига 19а
101 КОРОВА, РОДИВШАЯ ТЕЛЕНКА НЕПОСРЕДСТВЕННО В УТРОБУ ДРУГОЙ КОРОВЫ
Первенец домашнего животного (на языке Торы — «разверзающий утробу») не может быть употреблен в пищу обычным образом. Первенца приносят в жертву в Храме, после чего священники-когены съедают его мясо. Даже в наше время такой первенец запрещен для всех смертных, в том числе и для предполагаемых когенов, до тех пор, пока ему не наносят какое-либо физическое повреждение (хотя бы небольшое — например, прокалывают дыру в ухе). После этого его можно съесть.
Для того чтобы получить статус первенца, теленок (или другое животное) должен удовлетворять ряду установленных мудрецами условий. В частности, он должен родиться на свет обычным образом. Теленок, родившийся в результате кесарева сечения, не обладает святостью первенца, ибо не появился на свет, пройдя обычный маршрут наружу из матки коровы через ее влагалище.
Мудрецы Талмуда вели бурную полемику по вопросу о статусе первенца, обернутого в какой-либо материал еще в утробе матери. Дело в том, что поскольку этот материал отделял первенца от стенок материнской утробы, неизвестно, можно ли считать его обладающим святостью.
И еще: что если крыса проглотила потенциального первенца в утробе матери и вынесла его наружу? Или: что если крыса проглотила первенца, вынесла его наружу, а потом возвратила обратно в утробу, после чего он родился естественным образом? Можно ли в этих случаях считать его настоящим первенцем?
Еще один вопрос: предположим, хозяин поставил рядом двух коров утробами друг к другу, так что одна из них родила теленка непосредственно в утробу другой, а затем вторая произвела его на свет естественным образом? Можно ли считать такого теленка первенцем?
Талмуд не дал ответа на эти вопросы.
Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 70а
102 МОЖНО ЛИ МОЧИТЬСЯ С НАДЕТЫМИ ТФИЛИН
Галаха запрещает испражняться с надетыми (на руку и голову) тфилин[56]. Но запрещает ли она мочиться с ними?
Ученики так и спросили: можно ли мочиться в туалете с надетыми на голову и на руку тфилин?
Рав Ада разрешил, а рав Матана запретил.
Ученики обратились к третьему мудрецу, Раве, и тот ответил: мочиться в туалете с надетыми тфилин запрещается, поскольку существует опасение, что по ходу дела появится необходимость испражниться или выделить газы, что запрещено. Однако тому, кто находится в поле, разрешается мочиться с надетыми тфилин.
Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 23а
103 МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ЗНАКИ ОКРУЖАЮЩИМ В ХОДЕ ЧТЕНИЯ «ШМА ИСРАЭЛЬ»
Во времена Талмуда текст Мишны еще не был записан. Весь ее свод мудрецы держали в памяти, каждый в своей редакции. Из-за этого были неизбежны разночтения и ошибки, в том числе смысловые, вызванные погрешностями в произношении слов, содержавших похожие звуки. Например, буква бет часто заменялось на пей и наоборот (эта ошибка распространена сегодня среди тех, чей родной язык — арабский).
Поэтому когда Мишна приводила правило от имени Зехарии бен Кабутала, это имя часто произносилось неправильно — как бен Капутал. Однажды этот сбой произошел в присутствии мудреца по имени Рав. Услышав ошибку, Рав сделал ученикам знак рукой, указывая, что имя Кабутал следует произносить с бет, а не с пей.
Рассказ об этой истории механически переходил из поколения в поколение до тех пор, пока один из поздних мудрецов не спросил: почему Рав указал на ошибку жестом, а не исправил ее словесно? Ему ответили: это событие произошло, когда Рав читал молитву Шма Исраэль; говорить в это время запрещено, поэтому он сделал знак рукой.
Мудрецы возразили: если Рав действительно читал Шма Исраэль, он не мог не только разговаривать, но и делать знаки. Ведь один мудрец учил: во время чтения Шма Исраэль запрещается подмигивать, делать намеки губами и знаки пальцами.
Им ответили: запрет на знаки и жесты относится лишь к моменту, когда человек читает первый фрагмент Шма Исраэль, — его чтение обязывает сосредоточиться. Однако Рав делал знаки во время чтения второго фрагмента молитвы, сосредоточиваться на содержании которого не обязательно.
Вавилонский Талмуд, трактат Йома 19б
104 ДОЗВОЛЕНО ЛИ ЧИТАТЬ «ШМА ИСРАЭЛЬ» РЯДОМ С ГОЛЫМ ????????
Галаха запрещает читать молитву Шма Исраэль рядом с голым мужчиной (разумеется, евреем), половой орган которого открыт взору. Один из мудрецов, рав Йехуда, распространил это правило и на половой