Скачать:TXTPDF
Запретный Талмуд. Ярон Ядан

звуки должны следовать именно в таком порядке — сначала стон, а потом хныканье.

Вавилонский Талмуд, трактат Рот а-Шана 33б—34а

143 ТОТ, КТО ПРИНЯЛ ЗВУК ШОФАРА ЗА КРИК ОСЛА, НЕ ВЫПОЛНИЛ ЗАПОВЕДЬ

По мнению одного из мудрецов, Равы, закон не требует осознанного выполнения заповедей — достаточно осуществить предписанное действие де-факто. Поэтому человек, который в Рош а-Шана взял в руки шофар не для того, чтобы осуществить предписанное Торой трубление, а для того, чтобы протрубить песню, тем не менее выполнил заповедь, на языке мудрецов мнение Равы формулируется так: «Заповеди не требуют намерения».

Ученики спросили: если исполнение заповеди действительно не обязано быть осознанным, почему установлено, что человек, возвращавшийся из синагоги в Рош а~Шаиа и неожиданно для себя услышавший звук шофара, должен сосредоточиться и осознать, что происходит исполнение заповеди?

Им ответили: требование сосредоточиться означает лишь, что он должен опознать звук шофара, поняв, что это не какой-нибудь другой звук. Однако если он ошибочно полагал, что слышал иной звук, например крик осла, в то время как на самом деле слышал звук шофара, он не выполнил заповедь.

Ученики продолжили: и все-таки — если «заповеди не требуют намерения», отчего мы требуем, чтобы человек, трубящий в шофар, имел в виду исполнение заповеди?

Им ответили: действительно, нет необходимости в том, чтобы он имел в виду исполнение заповеди трубления, однако от него требуется сознательное исполнение технических параметров заповеди, то есть порождение или различение предписанных Галахой звуков.

Вавилонский Талмуд, трактат Рош а~Шана 28б

144 О ТОМ, КТО УКРАЛ БЫКА, ОТПИЛИЛ ЕМУ РОГА, А ЗАТЕМ ПРОДАЛ

Человек, укравший быка и пойманный с поличным, должен заплатить вдвое против стоимости украденного животного. Тот, кто украл быка, зарезал или продал его и был уличен в краже лишь после этого, должен заплатить в пять раз больше стоимости украденного быка. Вот что сказано об этом в Торе: «Если украдет кто быка или овцу и зарежет его или продаст его, то пять быков заплатит за быка, а четыре овцы за овцу» (Исход 21,37).

Мудрецы постановили, что вор должен заплатить за быка впятеро, лишь если продал его целиком, ничего себе не оставив (текстуально: продал то, что украл). Так, например, если вор продал всего быка за исключением рогов животного, которые оставил себе при продаже, то он не должен платить впятеро.

Один из мудрецов Талмуда спросил: что говорит закон о случае, когда вор перед продажей отрезал у быка ногу или отпилил ему рога? Должен ли он в таком случае платить впятеро?

В чем тут сомнение? С одной стороны, вор не продал в точности то, что украл, — он украл быка с рогами и ногами, а продал без рогов или ноги; стало быть, он не должен платить впятеро. С другой стороны, он продал всего быка, не оставив себе никаких прав на него после завершения продажи; стало быть, он должен заплатить впятеро.

Талмуд оставил этот вопрос без ответа.

Следует помнить, что взимание с вора платежа, превышающего стоимость украденного предмета (на языке мудрецов этот платеж называется кнас — штраф), установленное Торой, было отменено две тысячи лет назад с упразднением обладавшего особыми полномочиями (в частности, правом судить непосредственно по законам Торы[71]) суда — Сангедрина. Поэтому как талмудическое, так и современное обсуждение этой темы лишено практического значения.

Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 75б

145 РУКА СВЯЩЕННИКА ОТОРВАЛАСЬ, КОГДА ОН ВЗМАХНУЛ ЕЮ, БРЫЗГАЯ КРОВЬЮ ПТИЦЫ НА ЖЕРТВЕННИК

Во времена существования Иерусалимского Храма человек, совершивший грех, во многих случаях должен был искупить его, принеся соответствующую кровавую жертву. Иногда речь шла о принесении в жертву птицы.

Частью искупительной церемонии было сворачивание священником шеи жертвенной птицы и разбрызгивание ее крови по стене жертвенника, как сказано в Торе: «И надломит голову ему… и покропит кровью очистительной жертвы стену жертвенника» (Левит 5,8–9).

Священник, разбрызгивающий кровь жертвы, должен был быть здоровым человеком, не имеющим телесных изъянов. Священник, имевший телесные изъяны, например, лишенный одной из конечностей, хромой или слепой, не имел права работать в Храме; произведенные им церемонии не очищали от греха.

Один из мудрецов спросил: что если рука священника, обрызгивающего кровью стену жертвенника, оторвется в момент, когда кровь жертвы находится в воздухе (те есть еще не достигла жертвенника)? Искупит ли эта жертва грех?

В чем тут сомнение? Вообще говоря, неизвестно, до какого момента священник обязан быть здоровым человеком (дабы жертвоприношение считалось действительным): быть может, лишь до момента разбрызгивания крови; быть может, вплоть до момента, когда кровь попадет на стену жертвенника.

Талмуд пришел к заключению, что священник должен быть здоровым вплоть до момента, когда кровь попадет на стену жертвенника.

Вавилонский Талмуд, трактат Зевахим 15а

146 ТОТ, У КОГО ПРОИЗОШЛО СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЕ В ЙОМ КИПУР, ДОЛЖЕН ОПАСАТЬСЯ, ЧТО НЕ ПЕРЕЖИВЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Человек, у которого произошло непроизвольное семяизвержение во время сна в Йом Кипур, должен в тот же день омыться в микве, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты, вызванной прикосновением семени, — несмотря на то что, вообще говоря, мыться в Йом Кипур запрещено. Мудрецы Мишны сформулировали это установление следующим образом: тот, у кого случилось семяизвержение в Йом Кипур, «идет и погружается, а вечером подскребается». Под «подскребанием» понимается очищение тела от грязи для того, чтобы она не препятствовала соприкосновению всей поверхности тела с водой миквы.

Мудрецы спросили: какой смысл «подскребаться» вечером, то есть уже после омовения в микве?

Им ответили: вводя принцип «и вечером подскребается», мудрецы Мишны имели в виду совсем другое. Именно: каждый мужчина обязан чисто вымыть все тело вечеромканун) Йом Кипура из опасения, что у него произойдет семяизвержение и ему придется омываться в микве.

Кроме того, мудрецы Мишны установили: тому, кто имел семяизвержение в Йом Кипур, прощаются грехи.

Мудрецы Талмуда возразили: разве не учили мудрецы Мишны прямо противоположному — именно, что грехи того, кто имел семяизвержение в Йом Кипур, «упорядочены». То есть: они разложены перед Всевышним, как водится, когда он намерен наказать грешника.

Им ответили: грехи разложены перед Всевышним с другой целью — простить их грешнику.

Один из мудрецов Мишны, рабби Ишмаэль, учил, что если у человека происходит семяизвержение в Йом Кипур, это знак, что Всевышний намерен его наказатьумертвить в течение следующего года. Однако если по прошествии года человек остался жив, нет сомнения в том, что он удостоится доли в лучшем мире, ибо это — явное свидетельство его праведности. Ведь только особая праведность могла отменить суровый приговор неба.

Мудрец по имени рав Нахман бар Ицхак привел серьезный аргумент, подтверждающий, что такой человек, несомненно, праведник: как известно, секс в Йом Кипур запрещен, поэтому все люди в этот день преисполнены вожделения, которое не могут утолить; лишь тот, с кем случилось семяизвержение, достиг в этот день сексуального удовлетворения; если он не был за это умерщвлен, он, несомненно, праведник.

Вавилонский Талмуд, трактат Йома 88а

147 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ СЕКСОМ В ЙОМ КИПУР

Мудрецы установили, что в Йом Кипур запрещены следующие вещи: еда, питье, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви (буквально: сандалий) и секс. Все эти запреты перечислены в талмудическом трактате Йома (73б).

Важно иметь в виду, что они даже не упомянуты в Торе; мудрецы вывели их из содержащегося там общего указания: «Угнетайте [или: истязайте; в оригинале веинитем] души свои» (Левит 16,31).

Мудрецы более поздних поколений попытались установить, откуда их предшественники вывели, что все перечисленные запреты и только они являются упомянутыми в Торе «угнетениями». В частности, они искали в Писании источник, указывающий, что отказ от секса (с женой) является «угнетением души».

Вот найденный ими ответ.

Когда Яаков вместе со своими женами, Рахелью и Леей, дочерьми Лавана, бежал от тестя, Лаван предупредил Яакова: «Если ты будешь угнетать (таане) дочерей моих, и если ты возьмешь себе жен сверх дочерей моих…» (Бытие 31,50).

Что за «угнетение» имел в виду Лаван? Оказывается, он требовал от Яакова не отказываться от секса с его дочерьми!

Им возразили: быть может, говоря об «угнетении», Лаван просил Яакова всего лишь не заводить дополнительных жен (ибо для женщины видеть, как ее муж заводит новых жен, — несомненное «угнетение»), как прямо указывает продолжение приведенного выше библейского стиха?

Мудрецы отклонили это возражение — ибо в данном стихе первая и вторая части соединены союзом «и»; стало быть, просьба Лавана не заводить новых жен является второй, добавочной, а не комментарием к первой — не «угнетать» его дочерей.

Некоторые из мудрецов снова возразили: не исключено, что просьб было действительно две, но обе сводились к одной — не брать дополнительных жен. Просто слова «если ты будешь угнетать дочерей моих» означают, что Яаков не должен относиться к служан-?ам-наложницам, Зилпе и Билге, так же как в Рахели и Лее (то есть должен давать им статус полноправных жен, ибо это бесспорное ^угнетение» дочерей Лавана); ну а слова «если ты возьмешь себе жен сзерх дочерей моих» надо понимать буквально — Лаван попросил Яакова не брать себе дополнительных жен.

Это возражение также было отвергнуто мудрецами, объяснившими, что тот, кто делает сразу два предупреждения, всегда начинает с более сурового, а затем переходит к более легкому; если бы предложенная модель обращения Лавана была верна, он должен был сначала попросить Яакова не брать новых жен (ибо это более тяжкое «угнетение»), а лишь затем — не уравнивать служанок в правах с госпожами (относительно легкое «угнетение»).

Мудрец по имени рав Папа возразил коллегам гораздо радикальнее. Он сказал, что «угнетением» (или даже «истязанием») является не отказ от секса, а сам секс. Следовательно, указание Торы «угнетайте души свои» можно интерпретировать противоположным образом — как разрешение (или даже рекомендацию) заниматься сексом в Йом Кипур. Он вывел этот тезис из библейского стиха, описывавшего, что сделал Шхем бен Хамор с дочерью Яакова Диной: «И увидел ее Шхем сын Хамора, хивийца, князя той земли, и взял ее, и спал с ней, и истязал (ваяане) ее» (Бытие 34,2). Отсюда следует, заключил рав Папа, секс был истязанием для Дины.

Раву Папе ответил мудрец по имени Абайе. Он сказал, что «истязание» Дины состояло вовсе не в сексе с Шхемом. Напротив, секс доставлял ей удовольствие. Просто по ходу дела Дина начала вожделеть в Шхему, но он не давал ей возможности удовлетворить свое вожделение. Это неудовлетворенное вожделение (а не секс) ее и «угнетало».

Вавилонский Талмуд, трактат Йома 77а—77б

148 РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ РЕЗАТЬ ОВОЩИ В ЙОМ КИПУР, ИМЕЯ В ВИДУ СВАРИТЬ ИХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОСТА

Галаха установила, что запрещается резать овощи в субботу, если предполагается сварить их после ее окончания, однако разрешается резать овощи в Йом Кипур с тем, чтобы сварить их после окончания поста.

Естественно, возник вопрос: можно ли резать овощи в Йом Кипур, пришедшийся

Скачать:TXTPDF

Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать бесплатно, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать онлайн