Скачать:TXTPDF
Запретный Талмуд. Ярон Ядан

ответил: Хома, вдова Абайе. Тогда жена Равы отправилась в суд, взяв с собой железную болванку, чтобы избить ею Хому; затем она выгнала ее из города.

Жена Равы сказала Хоме: мало было тебе убить трех мужей (Хома к тому времени успела трижды овдоветь), ты хочешь убить еще одного человека? Для этого ты явилась в суд блистать красотой и обнажать свои руки?

Вавилонский Талмуд, трактат Кетубот 65а

152 ЧЕМ НАКРЫВАЮТ СУККУ

Древние мудрецы (мудрецы Мишны) ввели специальный термин — схах — крыша сукки. Они установили два условия, выполнение которых делает его кошерным (соответствующим Галахе). Во-первых, схах и его элементы должны быть растительного происхождения (на языке мудрецов — «произрастать из земли»); во-вторых, они не могут быть сосудами (промышленными изделиями; например, плетеная корзина для схаха не годится) и плодами — иными словами, элементы схаха не должны принимать ритуальную нечистоту.

Ученики спросили: откуда мудрецы взяли эти условия?

Им ответили: мудрец по имени Реш Лакиш вывел их следующим образом. Когда израильтяне вышли из Египта, Бог поселил их в сукках, сделанных из Облаков Славы. Облака, в свою очередь, созданы из пара, поднимающегося от земли, как сказано в Торе: «И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Бытие 2,6). К этому следует добавить, что пар не принимает нечистоту. Следовательно, крыша сукки должна быть сделана из растительных материалов, не являющихся сосудами.

Ученики возразили: разве некоторые из мудрецов не полагали, что израильтяне, вышедшие из Египта, жили в обычных земных сукках, а не в сукках, сделанных их Облаков Славы?

Другой мудрец вывел эти условия иначе. В Торе сказано: «Праздник Суккот совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна своего и из давильни своей» (Второзаконие 16,13). Слово «праздник» (хаг) жестко связано с жертвоприношением, называемым хагига, — то есть с (приносимым в жертву в праздник) животным. Поскольку слово «праздник» стоит рядом со словом «Суккот», резонно заключить, что крыша (важнейшая часть) сукки должна иметь черты, сходные с чертами животного. Именно — животные взращиваются землей и не принимают ритуальную нечистоту, следовательно, и крыша сукки Должна быть такой же.

Ученики спросили: если верно, что свойства крыши сукки должны совпадать со свойствами животных, быть может, следует предположить, что эту крышу можно делать из самих животных или предметов животного происхождения?

Мудрец по имени Рабин вывел законы крыши сукки из цитированного выше библейского стиха: «Когда уберешь с гумна своего и из давильни своей», — однако по-своему. Он заключил, что крыша сукки должна быть изготовлена из соломы и стеблей злаков (остающихся на гумне), виноградных ветвей (остающихся на давильне) и подобных им предметов растительного происхождения, не принимающих нечистоты.

Ученики спросили: быть может, слово «гумно» указывает на стебли пшеницы вместе с зернами, и, следовательно, крыша сукки может быть изготовлена из плодов? И аналогично: быть может, слово «давильня» указывает на кисти винограда, и, опять-таки, крыша сукки может быть изготовлена из плодов?

Один из мудрецов Талмуда, рабби Зейра, ответил: не случайно в Торе упомянута давильня: она является местом, где производится вино; поскольку сделать крышу из вина (жидкости) невозможно, ясно, что стих указывает на виноградные ветви.

Другой мудрец, рабби Йирмия, указал, что существует теоретическая возможность изготовить крышу из вина; для этого необходимо дать вину сгуститься и превратиться в ком, подобный кому сушеных фиг. Стало быть, слово «давильня» может указывать и на вино.

Под влиянием этого аргумента рабби Зейра отказался от своего умозаключения.

Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по вопросу о том, ветви каких деревьев пригодны для изготовления схаха.

По мнению мудреца рабби Йехуды, разрешается использовать для этого лишь ветви четырех видоврастений: цитрона (этрога), пальмы, мирта и ивы. Другой мудрец разрешил использовать для этого ветви любых деревьев.

Мудрецы спросили: рабби Йехуда ясно указал, что крышу сукки разрешается изготовлять лишь из ветвей четырех видов растений; как примирить это указание с другим его установлением, разрешающим использовать для этого отпилки дерева эрез (вообще говоря, кедра). Ведь эрез не принадлежит к указанным четырем видам!

Им ответили: выражение рабби Йехуды «отпилки эреза» следует понимать как «отпилки мирта», но почему мудрец, имея в виду мирт, все-таки сказал «эрез»? Потому, что мирт и есть эрез! Ибо у дерева эрез есть десять разных видов, на что указывают следующий библейский стих: «Дам в пустыню эрез, акацию и мирт, и масличное дерево; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе» (Йешайя 41,19).

Другой мудрец, рав Аши, выводил свойства крыши сукки из следующего библейского стиха: «Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые, и ветви миртового дерева, чтобы сделать сукки, как было написано» (Нехемия 6,15). из этого указания следует, что крыша сукки изготавливалась из ветвей различных деревьев.

Один из учеников спросил: почему в этом стихе дважды упоминается одно и то же дерево (мирт)?

Ему ответили: в праздник Суккот мирт играет двойную роль: он входит в число четырех видов культовых растений, а также используется для изготовления крыши сукки.

Вавилонский Талмуд, трактат Сукка 11б—12а, 36б—37а

153 КАКОВ УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРИМЕТР КРУГЛОЙ СУККИ

Мудрецы установили минимальный размер сукки, делающий ее пригодной для исполнения заповеди. Так, по мнению рабби Йехуды а-Наси, ширина и длина квадратной сукки не должны быть меньше четырех амот — примерно двух метров (на языке мудрецов: сукка, меньшая, нежели четыре омы на четыре амы, — негодна).

Один из мудрецов, рабби Йоханан, сказал, что минимальный размер круглой сукки должен соответствовать размеру квадратной; конкретно, он установил, что вдоль ее периметра должны иметь возможность усесться двадцать четыре человека.

Мудрецы спросили: почему круглая сукка должна быть такой большой? Ведь для того, чтобы усадить одного человека, требуется пространство шириной в пятьдесят сантиметров, и следовательно, периметр круглой сукки должен быть равен двенадцати метрам! Между тем длина окружности, соответствующей квадрату[75], равна утроенной длине его стороны, стало быть, в нашем случае, когда сторона квадрата равна двум метрам, искомая длина окружности должна составить всего лишь шесть метров (6 — 3 х 2)!

Мудрецы ответили: три — это отношение длины окружности к ее диаметру, однако периметр квадрата равен учетверенной (а не утроенной, как периметр круга) его стороне!

Им возразили: но и в таком случае нет нужды в том, чтобы периметр круглой сукки составлял целых двенадцать метров! Достаточно было бы всего восьми метров (8 = 4×2).

Мудрецы попытались дать другое объяснение установлению рабби Йоханана. Они выдвинули следующее предложение: основание круглой сукки должно быть достаточно большим, чтобы в него можно было вписать основание квадратной сукки минимального размера[76].

Им возразили: диагональ квадрата длиннее его стороны на две пятых, стало быть, в нашем случае она равна двум метрам и восьмидесяти сантиметрам. Умножив это число на три, мы получим периметр минимальной круглой сукки — восемь метров и сорок сантиметров, что намного меньше предложенных рабби Йохананом двенадцати метров.

В чем же состоит смысл его установления?

Было выдвинуто еще одно предположение: рабби Йоханан установил не точный, а лишь приблизительный размер сукки.

Мудрецы возразили: это объяснение имело бы смысл, если бы оценка рабби Йоханана не слишком отличалась от точного размера. Однако при таком огромном расхождении оно бессмысленно — рабби Йоханан не мог ошибиться так сильно!

Мудрец по имени Кешиша (сын рава Хисды) объяснил установление рабби Йоханана следующим образом: на самом деле для того, чтобы усадить человека, требуются не пятьдесят, а всего тридцать три сантиметра. В таком случае для того, чтобы усадить двадцать четыре человека, необходимы не двенадцать, а лишь восемь метров периметра сукки, что соответствует оценке рабби Йоханана.

Мудрецы возразили: как объяснено выше, периметр минимальной сукки должен быть равен восьми метрам и сорока сантиметрам, то есть большим, чем указал рабби Йоханан!

Им ответили: оценка рабби Йоханана была лишь приблизительной.

Мудрецы не согласились: невозможно предположить, что оценка рабби Йоханана, даже приблизительная, была меньшей, чем требует закон. Ведь в таком случае оказалось бы, что он объявляет годной сукку, которая на самом деле не соответствует закону.

Мудрец по имени рав Аши объяснил, что чтобы усадить одного человека, требуется пространство в пятьдесят сантиметров шириной, и потому внешний периметр сукки (проходящий по спинам усаженных вдоль ее стенок двадцати четырех человек) действительно должен быть равен двенадцати метрам, однако рабби Йоханан, сравнивая круглую сукку с квадратной, имел в виду, что внутренний диаметр сукки (то есть ширина оставленного сидящими у стенок людьми свободного места посередине сукки) должен быть равен трем метрам, а длина этой внутренней окружности — девяти метрам. Хотя, по букве закона, достаточно было бы восьми метров и сорока сантиметров, оценка рабби Йоханана (девять метров) является довольно точной — и вдобавок оценкой сверху.

Другие мудрецы попытались дать следующее объяснение установлению рабби Йоханана. Они заявили, что длина окружности, в которую вписан квадрат, в полтора раза больше периметра этого квадрата. В таком случае длина окружности, в которую вписан квадрат со стороной два метра, должна быть равна двенадцати метрам (12 =8х 1,5), что соответствует базисной интерпретации установления рабби Йоханана.

Им ответили: приведенное ими соотношение между периметрами окружности и вписанного в нее квадрата является неверным; оно очень сильно завышено[77].

Вавилонский Талмуд, трактат Сукка 7б-8а

154 СУККА, ОДНОЙ ИЗ СТЕН КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОН

Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по вопросу о том, кошерна ли сукка, построенная на спине верблюда. По мнению рабби Меира, она кошерна, по мнению другого мудреца — некошерна.

Мудрецы Талмуда объяснили, в чем природа этого разногласия.

Мудрец, запрещающий строить сукку на верблюде, полагал, что, согласно Торе, сукка должна быть пригодна для жизни еврея в течение всех семи дней праздника Суккот — в том числе в первый (главный) день праздника и в праздничную субботу. Поскольку в субботу и в полноценные праздничные дни (в отличие от полупраздничных, холь а-моэд) запрещается сидеть на спине верблюда (ведь, как известно, мудрецы запретили в эти дни ездить на животных), «верблюжья» сукка не является пригодной для жизни еврея в течение всех семи дней Суккот (она пригодна лишь в течение пяти дней). Этот мудрец адресовался к следующим словам Торы: «Праздник суккот совершай у себя семь дней» (Второзаконие 16,13). Стало быть, лишь сукка, пригодная для жизни в течение всех семи дней, может быть названа суккой.

Мудрец, дозволявший (в принципе) строить сукку на спине верблюда, рассуждал иначе. Поскольку согласно закону самой Торы (без учета установлений мудрецов) разрешается ездить на животных в субботу и в праздник, в рамках закона Торы такая сукка может служить еврею все семь дней праздника; она запрещена к использованию в первый день праздника и в субботу лишь по установлению мудрецов. Следовательно, такая сукка кошерна, хотя в течение двух дней пользоваться ею запрещается.

Кроме того, мудрецы разошлись

Скачать:TXTPDF

Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать бесплатно, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать онлайн