на пол? Разве не учили древние мудрецы, что ногти следует сжечь и захоронить, а тот, кто бросает их на землю, — злодей.
Действия того, кто бросает ногти на землю, названы злодейскими потому, что на них может наступить беременная женщина и из-за этого у нее произойдет выкидыш.
Им ответили: мудрец бросил ногти на пол учебного помещения, в которое женщины не заходят, так что он мог не бояться за судьбу беременных женщин. При этом не следует опасаться и того, что учебное помещение будет подметено, после чего ногти окажутся на улице, в месте, где проходят женщины.
Дело в том, что брошенные ногти могут вызвать выкидыш лишь там, куда они были брошены в самом начале; если кто-то переместил их с места на место, они становятся безопасными.
Вавилонский Талмуд, трактат Моэд Катан 17б— 18а
159 ЧТО ТАКОЕ ПОЛОВОЙ АКТ — ИЗТОРЫ
Сексуальные отношения (на языке мудрецов — бия, «вхождение») — существенный феномен в рамках еврейского религиозного закона. Как юридическое понятие он релевантен в очень многих несходных случаях — например, когда речь идет о таких проступках (и связанных с ними наказаниях), как прелюбодеяние с замужней женщиной, кровосмешение между родственниками, отношения священника с разведенной женщиной и еврея с мамзеркой и т. д. Релевантен этот феномен и когда речь идет о заключении брачной сделки — как в случае стандартного приобретения мужем жены, так и в случае левиратного брака.
Мудрецы Мишны дали четкое определение полового акта, действительное во всех этих контекстах. Они установили, что «вхождением» признается не только полное проникновение мужского полового органа в женский; достаточно и небольшого частичного проникновения[78]. Мудрецы назвали такое частичное проникновение мааре (или еера) — «обнажение».
Мудрецы Талмуда спросили: каким образом выводится это определение полового акта из Торы?
Им ответили, что оно является интерпретацией следующих слов: «И если кто ляжет с женой, страждущей очищением, и откроет наготу ее, обнажит (еерау глагол того же корня, что и мааре) источник ее» (Левит 20,18).
Мудрец спросили: этот стих подходит для тяжких прелюбодеяний, за которые положены самые суровые наказания, например истребление души (карет), как за секс с женщиной в период менструации, но откуда мы знаем, что это же (минималистское) определение полового акта верно в случаях легких прелюбодеяний, например, когда речь идет об отношениях между священником и разведенной женщиной или между евреем и мамзеркой?
Им ответили: Тора ввела максималистское определение полового акта (полное проникновение полового органа мужчины в половой орган женщины) исключительно для одного случая — для секса с гиифха харуфа («помолвленной рабыней»). Из этого следует, что во всех прочих случаях, даже в случаях легких прелюбодеяний, юридически достаточно минимального проникновения.
Осталось выяснить, откуда известно, что в случае с «помолвленной рабыней» юридически засчитанный половой акт требует полного проникновения полового органа. Оказывается, непосредственно из Торы, где сказано: «И если ляжет кто с женщиной излиянием семени, а она рабыня, обрученная мужу» (Левит 19,20). Добавление слов «излиянием семени» указывает, что виновный совершил законченный половой акт, включающий полное проникновение.
160 ТАЛМУДИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ; МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРЕЗАНИЕМ
Мудрецы считали обрезание младенцев мужского пола серьезной и опасной хирургической операцией, требующей специального ухода. К примеру, они полагали необходимым перевязывать обрезанный половой орган и смазывать его лекарственными мазями.
Мудрец по имени Абайе добавил, ссылаясь на свою няньку: необходимо убедиться, что в лекарственной повязке нет волокон и нитей, которые могли бы тесно затянуться вокруг полового органа и вызвать бесплодие.
Кроме того, Абайе сказал: если анус младенца не виден, следует помазать соответствующее место маслом и выставить его на солнечный свет. Точка, которая будет прозрачной, как стекло, — это и есть место ануса. Необходимо взять ячменное зернышко pi разрезать острым концом пленку, закрывающую анус, однако не следует разрезать его металлическим инструментом, ибо это может привести к заражению.
Кроме того, Абайе сказал: если младенец отказывается сосать грудь матери, значит, у него холодные губы. В таком случае следует положить в сосуд горячие угли и поднести сосуд поближе к губам младенца; его губы согреются, и он начнет сосать.
И еще: если у младенца проблемы с пульсом и дыханием, следует помахать над ним веером.
И еще: если младенец дышит с трудом, следует помазать его тело материнской плацентой.
И еще: если младенец родился худым, его следует помазать материнской плацентой, двигаясь от тонкого ее конца к толстому — тогда ребенок потолстеет. Наоборот, если младенец родился слишком толстым, его следует помазать плацентой от толстого конца к тонкому — тогда ребенок похудеет.
И еще: если младенец родился красным, его кровь не впитывается внутренними органами и существует опасность, что при обрезании она вся выйдет наружу; поэтому следует отложить обрезание до тех пор, пока кровь не будет поглощена внутренними органами и цвет кожи младенца не станет нормальным.
Сходным образом, желтый цвет кожи младенца свидетельствует о его физической слабости; поэтому следует отложить обрезание до тех пор, пока цвет его кожи не станет нормальным.
Дабы подтвердить свои слова, Абайе рассказал две истории, происшедшие с рабби Натаном а-Бавли (жителем Вавилонии).
После того, как у некоей женщины умерли после обрезания двое сыновей и родился третий, она пришла к рабби Натану. Рабби Натан увидел, что ребенок красный, и рекомендовал отложить обрезание до тех пор, пока его кожа не приобретет нормальный цвет. Женщина так и поступила, ребенок выжил и был назван Натаном а-Бавли в честь мудреца, давшего добрый совет.
Вот другая (быть может, альтернативная) история. После того, как у некоей женщины умерли после обрезания двое сыновей и родился третий, она пришла к рабби Натану. Рабби Натан увидел, что ребенок совсем желтый и рекомендовал отложить обрезание до тех пор, пока его кожа не станет нормального цвета. Женщина так и поступила, ребенок выжил и был назван Натаном а-Бавли в честь мудреца, давшего добрый совет.
Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 134а
161 ОТСАСЫВАНИЕ КРОВИ МЛАДЕНЦА ПРИ ОБРЕЗАНИИ
Операция обрезания состоит из четырех последовательных этапов. Первый — собственно обрезание, то есть отрезание основной части крайней плоти. Второй — отделение (в ходе его отделяют оставшуюся часть крайней плоти от головки члена). Третий — отсасывание (производящий процедуру обрезания моэлъ отсасывает непосредственно ртом кровь, выходящую их полового органа младенца). Четвертый — перевязка (моэлъ обязан перевязать подвергнутый операции половой орган младенца).
Два первых этапа составляют существо операции обрезания, как она определена Галахой. Два последних суть медицинские действия, не имеющие прямого отношения к галахическому обрезанию.
Мудрецы Мишны установили, что разрешается производить все четыре этапа обрезания в субботу; первые два — потому что заповедь обрезания отменяет субботние запреты, остальные два — потому, что эти запреты отменяет угроза жизни младенца.
Один из мудрецов, рав Папа, установил, что моэлъ, который не отсосал кровь с полового органа младенца, подверг его жизнь опасности, поэтому необходимо отстранить его от исполнения своих обязанностей.
Мудрецы спросили: что нового сообщил рав Папа? Ведь это выводится непосредственно из установления мудрецов Мишны, разрешивших отсасывать кровь в субботу. Из этого разрешения ясно следует, что отсасывание — необходимая младенцу медицинская процедура, ведь только потому она и отменяет субботние запреты!
Им ответили: из слов мудрецов Мишны не следует автоматически, что отсасывание — необходимая медицинская процедура, отказ от которой угрожает жизни младенца. Теоретически можно предположить, что отсасывание крови с полового органа младенца просто не является действием, запрещенным в субботу, поскольку речь идет о крови, постоянно находящейся в этом органе, а не о крови, выходящей из кровеносных сосудов при ранении; мудрецы вполне могли разрешить отсасывание крови в субботу, не прибегая к решающему аргументу о медицинской процедуре, отменяющей субботние запреты.
Поэтому рав Папа, несомненно, сообщил нам важную новую информацию: отсасывание крови при обрезании по природе своей эквивалентно отсасыванию крови, выходящей при ранении из кровеносных сосудов. Это действие запрещено в субботу, однако мы разрешаем его в случае обрезания ввиду опасности для жизни младенца, отменяющей (точнее, отодвигающей) субботние запреты.
Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 133а—133б
162 КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛ ПЛОДА ПРИ ВЫКИДЫШЕ
Согласно закону Торы, женщина, родившая мальчика, считается ритуально нечистой в течение семи дней; в эти дни ей запрещена сексуальная близость с мужем. После этого она считается чистой в течение тридцати трех дней, и ей дозволена сексуальная близость даже в случае наступления менструации, ибо в ходе указанного периода ее маточная кровь считается чистой.
Женщина, родившая девочку, считается нечистой в течение четырнадцати дней; затем в течение шестидесяти шести дней она считается чистой и ей разрешена сексуальная близость с мужем даже в случае наступления менструации.
Об этом в Торе сказано следующее: «Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней… И тридцать три дня она останется в чистом кровотечении своем… Если же девочку она родит, то она нечиста две недели… И шестьдесят шесть дней останется в чистом кровотечении своем» (Левит 12,2–5).
Мудрецы установили, что выкидыш считается частным случаем родов. Если «выкинут» плод мужского пола, женщина считается родившей мальчика, если женского — девочку.
Вместе с тем это правило имеет ограничение. Выкидыш приравнивается к родам лишь если возраст плода (от момента зачатия) превышает сорок дней, ибо лишь после сорока дней тело плода начинает приобретать форму человеческого тела. Именно, к сороковому дню у плода такая большая голова, как будто тело начинает формироваться с головы; два его глаза напоминают глаза мухи и находятся далеко друг от друга; две ноздри находятся близко друг к другу; рот представляет собой узкую щелку шириной с волосок. Половой орган плода мужского пола равен по размеру чечевичному зерну; половой орган плода женского пола напоминает вытянутое в длину ячменное зерно. Ноги и руки на этом этапе еще неразличимы.
Следовательно, если у женщины произошел выкидыш, необходимо выяснить, достиг ли зародыш указанной стадии развития — лишь после этого можно определить ее статус. Вот как это делается. Плод омывают маслом, осторожно снимая с него все постороннее, а затем изучают его при солнечном свете, определяя, образовались ли уже упомянутые органы. Если указанная выше форма тела еще не образовалась, делается вывод, что плоду не исполнилось сорока дней; в таком случае выкидыш не приравнивается к родам, и статус женщины не является статусом роженицы.
В случае если признано, что плоду более сорока дней, необходимо определить его пол. Для этого берут незаостренную щепку и пытаются ввести ее в тело плода в том месте, где должен быть половой орган. Если щепка входит, делается вывод, что плод женского пола, если нет — мужского.
Рав Нахман добавил, что щепку следует пытаться ввести в тело плода движением сверху вниз или снизу вверх, ибо именно так ориентирован половой орган плода женского пола, но не справа налево и наоборот, ибо в таком случае губы