ответ, взяли его назад и установили, что вода в облаках, несомненно, находится в жидком состоянии и не изменяет фазовое состояние, изливаясь в форме дождя; с другой стороны, она не «приобретает» местоположения в облаках оттого, что те непрерывно движутся, а двигающийся предмет не может «приобрести» местоположение и границы.
Именно по этой причине дождевую воду, выпавшую в праздничный день, разрешается переносить без ограничений, даже если облака, из которых она выпала, образовались в самый канун праздника и можно определенно сказать, что перед этим они находились в океане, поскольку воды океана также постоянно находятся в движении, а двигающийся предмет не «приобретает» местоположение и границы.
Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин 45б—46а
177 КАКОГО РОСТА БЫЛ АДАМ
По мнению мудрецов, земля является плоской. Над ней находится небесйый свод, накрывающий ее, как перевернутая кастрюля — тарелку. Таким образом, небесный свод окаймляет землю сверху и со всех сторон.
Один из мудрецов, рабби Элазар, утверждал, что Адам был создан столь высоким, что когда он стоял, его ноги находились на земле, а голова касалась небесного свода.
Откуда это стало известно рабби Элазару? Разумеется, из библейского стиха. В Торе сказано: «Со дня, в который Бог сотворил Адама на земле… и до края неба» (Второзаконие 4,32). Отсюда он выводил, что когда Адам стоял на земле, его голова доставала до края небес.
Другой мудрец, рав Йехуда, измерял рост Адама в лежачем положении. По его мнению, когда Адам лежал на земле, его ноги касались небесного свода на востоке, а голова — на западе.
Откуда рав Йехуда это вывел? Из того же самого стиха, где сказано (если читать без пропусков): «Со дня, в который Бог сотворил Адама на земле, от края неба и до края неба». Следовательно, ноги Адама касались небесного свода на востоке, а голова — на западе.
Мудрецы спросили: верно ли, что эти два мнения (по сути, две разные интерпретации одного библейского стиха) противоречат друг другу?
Им ответили: нет, ибо высота небесного свода (максимальное расстояние от земли до него) и диаметр (плоской) земли, то есть расстояние от восточного края небесного свода до западного, одинаковы.
Жившие во Франции еврейские мудрецы XIII века, знаменитые Баалей а-Тосафот («авторы дополнений»), задали следующий вопрос: если лежа тело Адама занимало все пространство под небесным сводом, каким образом он мог встать, и вообще стоять? Ведь он был подобен человеку, находящемуся в шатре, высота и ширина которого равны его росту?
Они дали следующий ответ: дело происходило в райском саду, а там была другая геометрия.
Вавилонский Талмуд, трактат Хагига 12а
178 ДЕМОНЫ И ДУХИ ЗАРОДИЛИСЬ ИЗ СПЕРМЫ АДАМА
Адам стал отцом в возрасте 130 лет, как сказано: «И Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию и образу своему, и дал ему имя Шет» (Бытие 5,3).
Мудрец по имени рабби Йирмия бен Элазар утверждал, что хотя до ста тридцати лет Адам не имел детей от Евы, у него родилось множество демонов в человеческом облике, духов, не имеющих телесной формы, и крылатых духов женского пола. Он основывал это утверждение на приведенном выше библейском стихе. В самом деле, в нем указано, что в возрасте ста тридцати лет у Адама родился первый ребенок «по его подобию и образу»; из этого следует заключить, что до указанного возраста у него рождалось другие потомки, не имеющие человеческих образа и подобия.
Мудрецы Талмуда спросили: как это может быть? Ведь мудрецы Мишны утверждали, что в течение ста тридцати лет Адам не вступал в сексуальные отношения с Хавой (Евой)!
Им ответили: действительно, Адам не вступал в сексуальные отношения с Хавой, однако у него случались непроизвольные семяизвержения, как и у всех остальных мужчин. Из этого семени и зародились перечисленные выше демоны и духи.
Вавилонский Талмуд, трактат Эру вин 18б
179 БОГ СОТВОРИЛ ЖЕНЩИНУ ИЗ ХВОСТА АДАМА
Излагая историю сотворения Адама и Евы, Библия рассказывает, что Бог взял цэла (традиционно — ребро) Адама и создал из него женщину: «И навел Господь Бог крепкий сон на Адама; и когда он уснул, взял одно из ребер (цэла) его, и закрыл плотью это место. И перестроил Господь Бог ребро, которое взял у Адама, в женщину, и привел ее к Адаму» (Бытие 2,21–22).
Мудрецы пространно рассуждали о том, что за цэла [это слово имеет много значений, например, «ребро», «бок», «сторона», «склон горы»], иными словами, какой именно орган взял Бог у Адама.
Один из них полагал, что речь идет о хвосте — именно из хвоста Адама Бог создал женщину.
Другой мудрец утверждал, что дело обстояло иначе. Именно, Бог вообще не брал один из органов Адама, а разделил его на две части, отделив тело и лицо женщины от тела и лица мужчины. По его мнению, Адам был сотворен существом двойственной природы и имел два «склеенных» затылками лица — одно смотрело вперед, другое назад. Стало быть, в ходе сотворения женщины Бог просто разделил Адама на две части («две стороны») — вот о каком цэла шла речь.
Мудрецу, считавшему, что Адам был сотворен двуликим (и, несомненно, двуполым), было совершенно ясно, отчего в библейском стихе (Бытие 2,7) слово «сотворил» (вайицер) пишется с соблюдением правил полного правописания, то есть с двумя буквами йуд — один йуд относится к мужчине, а другой — к женщине, но для чего два йуда мудрецу, считавшему, что под цэла подразумевается хвост Адама? Оказывается, для того, чтобы сообщить нам, что человек всегда находится под давлением двух противоборствующих сил — Бога и «злого начала». Мудрецы сформулировали это правило так: «Беда мне с моим (недобрым) естеством, беда мне с моим творцом» (в оригинале — изящная игра слов: йеири — йоцри).
Мудрецы спросили: с точки зрения мудреца, полагавшего, что ирла — это хвост, Адам был сотворен мужчиной, а не двуполым существом, мужчиной и женщиной одновременно. Каким же образом он интерпретирует следующие слова Торы: «И сотворил Бог человека… мужчиной и женщиной сотворил он их» (Бытие 1,27).
Им ответили: по мнению мудреца, полагавшего, что цэла — это хвост, Бог лишь намеревался сотворить двух людей, мужчину и женщину, однако по ходу дела передумал и сотворил только мужчину, из хвоста которого потом была создана женщина.
Мудрецы спросили: как интерпретировал мудрец, считавший, что Бог сотворил Адама двуполым и затем лишь разделил его надвое, слова Торы «И перестроил Господь Бог ребро»? Ведь из них следует, что Бог построил женщину, а не просто отделил ее от мужчины.
Им ответили: после того как Бог отделил женщину от мужчины, он заплел ей волосы, украсив ее таким образом для Адама. На многих иностранных языках заплетение волос называется «строительством».
Возможна и другая интерпретация слова «перестроил»: отделив Еву от Адама, Бог «перестроил» ее тело, как бы вырезав его заново: она стала узкой сверху (в груди) и широкой снизу (в бедрах), чтобы было где развиваться будущему младенцу.
Мудрецы задали также следующий вопрос: как, по мнению мудреца, полагавшего, что Адам был создан двуполым и двуликим (с двумя лицами, «склеенными» затылками и смотрящими в разные стороны), он ходил — мужским или женским лицом вперед? Кто был ведущим в этой паре?
Им ответили: скорее всего, мужчина был ведущим, а женщина тянулась за ним. Ведь не просто так сказали мудрецы: «Не должен мужчина идти за женщиной, даже за собственной женой».
Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 61а
180 О РАЗМЕРЕ ПОЛОВОГО ОРГАНА САМСОНА
Мудрецы часто давали библейским стихам нетривиальные и отнюдь не прямые толкования. Так, к примеру, они нашли интересную интерпретацию для благословения, данному Богом Самсону (Шимшону): «И родила жена сына, и нарекла имя ему Шимшон. И рос ребенок, и благословил его Господь» (Судьи 13,24).
Мудрецы спросили: чем Бог благословил его? Ведь Библия не сообщает, что Самсон был богат.
Им ответили: он был благословлен огромным половым органом. Еще когда он был ребенком, его половой орган был не меньше, чем у взрослого мужчины, а его семя было обильным, как полноводная река.
Вавилонский Талмуд, трактат Сота 10а
181 САМСОН «МОЛОЛ» В ТЮРЬМЕ ФИЛИСТИМЛЯНОК
Библия рассказывает о пленении Самсона филистимлянами следующее: «И схватили его филистимляне, и выкололи ему глаза, и отвели его в Газу, и оковали его медными цепями, и молол он в доме узников» (Судьи 16,21).
Что именно «молол» Самсон? Один из мудрецов, рабби Йоханан, сказал, что Самсон спал в тюрьме с филистимскими женщинами, ибо слово «молотьба» (тхина) используется в Библии для обозначения полового акта. Например, в книге Иова сказано: «То пусть спит с другим (буквально — «мелет для другого») жена моя, и да опустятся до нее другие» (Иов 31,10).
По мнению рабби Йоханана, филистимляне поставляли Самсону женщин с тем, чтобы он оплодотворял их.
Другой мудрецы, рав Папа, добавил, что история Самсона является доказательством верности такой поговорки: «Пьянице приносят вино, крестьянину — овощи». Самсону, который всю жизнь увлекался женщинами, приводили филистимлянок.
Рабби Йоханан сказал также: если мужчина спит с другими женщинами, его жена наверняка спит с другими мужчинами. Именно на это указывает приведенный выше стих из книги Иова: «То пусть спит с другим жена моя, и да опустятся до нее другие» [Этот стих следует в книге Иова за следующим: «Если сердце мое пресыщалось женщиной, и поджидал я у двери ближнего своего».]
Это правило хорошо согласуется с поговоркой: мужчина занят большой тыквой, женщина — маленькой тыквой. То есть: оба они занимаются одним и тем же.
Вавилонский Талмуд, трактат Сота 10а
182 О ВОЛОСЕ, УПАВШЕМ С ГОЛОВЫ НАЗАРЕЯ
Согласно Торе, назорею (буквально — человеку, давшему назорейский обет) воспрещается пить вино и стричь волосы. На него распространяются и другие законы и правила. Так, по окончании срока назорейства (чаще всего речь идет о сроке в 30 дней) ему надлежит выбрить голову наголо, до единого волоса. Он не может оставить на голове даже двух волосков, ибо в таком случае она по определению не может считаться выбритой наголо.
Некий мудрец Талмуда спросил: что будет, если назорей оставит на голове два волоска, а потом, уже отрастив другие волосы, сбреет два оставленных? Можно ли считать его исполнившим обязательство сбрить с головы все волосы до единого? С одной стороны, он сбрил в конце концов и оставшиеся волоски! С другой, поскольку другие волосы к тому времени успели отрасти, возможно, запоздалое сбривание двух волосков не спасает положение?
Другой мудрец указал на смежную проблему: что будет, если назорей оставит на голове два волоска, затем один из них сам упадет с его головы, а последний волосок оставшийся назорей сбреет? Было ли исполнено в таком случае правило о бритье? С одной стороны, назорей остался абсолютно лыс! С другой, нельзя считать, что последние два волоска покинули голову