назорея в результате его действий — один из них упал сам…
Вавилонский Талмуд, трактат Назир 42а
183 ОПАСНОСТЬ, КОТОРОЙ ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖИЗНЬ НЕЕВРЕЯ, НЕ ОПРАВДЫВАЕТ НАРУШЕНИЕ СУББОТНИХ ЗАПРЕТОВ
Устранение опасности для жизни оправдывает нарушение субботних запретов. Иными словами, если жизнь еврея подвергается опасности, для его спасения разрешается и даже необходимо нарушать субботние запреты. Например, если еврейский ребенок тонет в море, разрешается забросить в море сеть, чтобы вытащить его, даже если при этом в сеть попадут рыбы (хотя в субботу категорически запрещено рыбачить). Однако если под угрозой находится жизнь нееврея, для его спасения запрещается нарушать субботние запреты.
Мудрец по имени рав Йосеф установил, что разрешается нарушать субботние запреты, даже если есть серьезные сомнения в том, что находящийся в опасности человек — еврей. Например, если группа из десяти человек, состоящая из девяти неевреев и одного еврея, шла по дороге, и один из членов группы был засыпан лавиной (причем нет возможности определить, кто именно), разрешается откопать засыпанного в субботу.
Мудрецы возразили: разве древний мудрец по имени рабби Йоханан не установил, что если по дороге шла группа людей, большинство которой составляли нееврей, а меньшинство — евреи, и один из членов группы оказался в смертельной опасности, причем неизвестно, еврей он или нет, спасать его, нарушая субботние запреты, запрещается?
Налицо явное разногласие между двумя галахическими авторитетами: один разрешает нарушать субботние запреты в случае, если евреи составляют меньшинство в группе, один из членов которой оказался в опасности, другой запрещает!
Мудрецам ответили: никакого разногласия нет! Просто эти постановления относятся к разным ситуациям!
Рав Йосеф разрешил спасать засыпанного в случае, если вся группа двигалась вместе, как единое тело, и на одного из ее членов свалилась лавина. В таком случае разрешается спасать человека, исходя из того, что он может оказаться евреем.
Рабби Йоханан запретил спасать человека, жизнь которого находится в опасности, в случае, когда от группы, шедшей вместе, отделилась часть ее членов и лавина свалилась на одного из членов отделившейся части.
Вавилонский Талмуд, трактат Йома 84б
184 ОДАЛЖИВАЮЩИЙ КОРОВУ ДЛЯ СВОИХ СЕКСУАЛЬНЫХ НУЖД
Если человек одолжил (то есть бесплатно получил на время) корову, и она умерла по какой-либо причине, он обязан уплатить владельцу ее полную стоимость. Это верно, даже если корова умерла не по вине своего временного хозяина, ибо, согласно Галахе, всякий, кто одолжил какой-либо предмет, с одной стороны, извлекает из него пользу, не платя за это, с другой, несет полную ответственность за судьбу одолженного предмета.
Один из мудрецов спросил: что говорит закон о человеке, который одолжил корову для того, чтобы вступить с ней в сексуальную связь, — и корова умерла, находясь в его владении? Должен ли он заплатить владельцу ее стоимость?
В чем тут сомнение?
С одной стороны, человек одолжил корову для редкой и нестандартной нужды (сексуальной связи); в таком случае он должен быть освобожден от уплаты.
С другой стороны, он, как всякий одалживающий корову, имел. в виду бесплатно использовать ее для своих надобностей — и именно так и поступил, вступив с ней в сексуальную связь; стало быть, он должен оплатить ее стоимость.
Талмуд не дал ответа на это вопрос.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция 96а
185 МОЖНО ЛИ ЗАКОЛДОВАТЬ ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ
Однажды раббан Гамлиэль ехал на осле из Акко в Ахзив в сопровождении своего ученика рабби Илая. Раббан Гамлиэль увидел лежащее на дороге печеное изделие и попросил ученика поднять его и не оставлять на земле.
Из этой истории мудрецы вывели следующее правило: не оставлять продукты на земле, а лежащие на ней продукты поднимать.
Один из учеников от имени рабби Шимона бар Йохая добавил к этому правилу оговорку: оно действовало во времена раббана Гамлиэля, когда еврейские женщины были праведницами и не занимались колдовством, но не во времена рабби Шимона бар Йохая (когда уже не следовало поднимать продукты с земли), поскольку еврейские женщины стали заниматься колдовством, так что следовало опасаться, что лежащая на земле пища заколдована и поднимать ее опасно.
Было установлено еще одно различие — между целым (нетронутым) печеным продуктом и крошками от него: нетронутый продукт может быть заколдован, и поднимать его запрещено, однако разрезанный или раскрошившийся продукт заколдовать невозможно, и потому его разрешается поднять с земли.
Мудрецы спросили: разве из слов пророка Йехезкеля (Иезекиила) не следует, что крошки печения могут быть заколдованы? В его книге сказано: «И оскверняли меня среди народа моего за горсть ячменя и крохи хлеба, умерщвляя души, которые не умрут, и оживляя души, которые не будут живы, обманывая народ мой, внемлющий лжи» (Иезекиил 13,19). Отсюда вроде бы следует, что заколдованные крошки хлеба умерщвляли людей. Им ответили: пророк имел в виду, что женщины заколдовывали другие предметы и получали в награду крохи хлеба, а вовсе не то, что эти крохи можно заколдовать.
Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин 64б
186 ЯЙЦА САМКИ ЯХМОРА — ПОРОЖДЕНИЯ СЕМЕНИ ОЛЕНЯ
Мудрецы установили, что во влагалище самки яхмора (разновидность антилопы) находятся два белых шара размером с яйцо. Поначалу они считали, что эти шары — яйца самки яхмора, и запретили употреблять их в пищу, поскольку яйца кошерных животных нельзя употреблять в пищу до тех пор, пока само животное не зарезано по всем ритуальным правилам.
Мудрец по имени рав Сафра уточнил: эти белые шары — не яйца самки яхмора, а семя оленя, слипшееся в форме двух яйцеобразных шаров, но откуда берется семя оленя в теле самки яхмора?
Оказывается, олени спариваются с самками яхмора не случайно. Поначалу сексуально возбужденный олень ищут олениху. Однако оленихи, имеющие узкое влагалище, избегают спаривания, причиняющего им боль, и не позволяют оленям удовлетворить их вожделение. В таком случае неудовлетворенные олени спариваются с самками яхмора.
За длительный период воздержания у оленей накапливается большое количество семени. Из этого семени, утверждал упомянутый мудрец, и образуются в теле самки яхмора белые яйцеобразные шары. Эти шары разрешены к употреблению в пищу, ибо семя кошерных животных можно есть и до того, как животное зарезано в соответствии с ритуальными правилами.
Вавилонский Талмуд, трактат Бехорот 7б
187 ГДЕ СЛЕДУЕТ ОТПРАВЛЯТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАДОБНОСТИ ПО НОЧАМ
Во времена Талмуда не было оборудованных туалетов, как в наше время, поэтому людям нередко приходилось отправлять естественные надобности под открытым небом, в городе и за городом, из соображений благопристойности мудрецы установили расстояние, на которое следует отойти от людного места, чтобы облегчиться.
Мудрецы Мишны учили: тот, кто намерен отправить естественные потребности ночью, должен делать это там же, где делал бы днем, то есть темнота не сокращает установленное расстояние.
Мудрецы возразили: разве не учил некий мудрец, что человеку следует устроиться так, чтобы отправлять естественные надобности по ночам, не отходя слишком далеко? Следовательно, по ночам не следует отходить на то же расстояние, что и днем.
Мудрецы привели еще одно возражение. Мудрец по имени Рава днем отходил на километр от людного места, а ночью просил своего слугу очистить для него (от людей) место на улице города. Следовательно, он отходил куда менее чем на километр, чтобы облегчиться.
Мудрецы добавили также, что когда мудрец рабби Зейра хотел облегчиться, он просил своего слугу выяснить, нет ли в данный момент людей у задней стены его собственной ешивы — ибо именно там он намеревался это сделать.
В любом случае из этих примеров следует, что нет необходимости отходить от людных мест по ночам так же далеко, как днем, как, вроде бы, указывали мудрецы Мишны.
Мудрецам ответили: установление мудрецов Мишны о том, что ночью надо поступать так же, как днем, относятся не к расстоянию до людных мест, а к способу, которым производится облегчение. Днем отправление надобностей следует производить скромно, не снимая одежду целиком; точно так же следует поступать и ночью.
Мудрец по имени рав Аши дал иной ответ: все зависит от условий местности. Если ночью эти условия позволяют облегчиться поблизости, не вступая в контакт с людьми, нет необходимости удаляться на большое расстояние. Однако если условия местности этого не позволяют, следует удалиться так же далеко, как днем.
Мудрецы дали еще один совет, касающийся отправления естественных потребностей: следует массировать анальное отверстие перед тем, как человек усаживается опорожнить кишечник, но ни в коем случае не после этого. Дело в том, что если человек станет массировать анус после того, как опорожнится, на него могут напасть злые духи и причинить ему вред.
Спрашивается, что человеку следует делать, если это все же произошло (то есть если он массировал анальное отверстие после того, как опорожнился)? Ему нужно закончить свои дела, встать и сказать: «Не меня, не меня, не Тахи и не Тахаты (так зовут злых демонов, нападающих на человека, массировавшего анальное отверстие после опорожнения кишечника), не все и не некоторые, не колдун мужского пола и не колдунья женского пола».
Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 62а
188 РЫБЫ, ВОДЯЩИЕСЯ В РЕКАХ, ДНО КОТОРЫХ СОСТОИТ ИЗ СМЕСИ ГЛИН, РАЗРЕШЕНЫ К УПОТРЕБЛЕНИЮ В ПИЩУ
Один из мудрецов, Абайе, разрешил есть мелких рыбешек, выловленных в реке Бав, находящейся в Вавилонии, не проверяя, есть ли у них признаки кошерности, поскольку, по его мнению, в этой реке водятся только кошерные рыбы.
Ученики спросили: по какой причине в Баве водятся только кошерные рыбы? Им ответили: в Баве очень сильное течение, так что некошерные рыбы, у которых нет позвоночника, не могут в ней жить.
Ученики возразили: разве в других реках с сильным течением не живут некошерные рыбы?
Тогда им дали другой ответ: в Баве соленая вода, поэтому некошерные рыбы, не имеющие чешуи, не могут в ней жить.
Ученики возразили: существует множество рек с соленой водой, в которых живут некошерные рыбы.
Тогда им дали третий ответ: дно Бавы состоит из смеси разных глин, поэтому оно не способно порождать некошерную рыбу.
Мудрец по имени Равина, в годы жизни которого власти изменяли русла рек и соединяли их друг с другом, добавил, что поскольку в водах рек, вливающихся в Бав, водятся некошерные рыбы, следует запретить употребление в пищу рыб, пойманных в Баве, без соответствующей проверки на кошерность.
Вавилонский Талмуд, трактат Сукка 18а
189 ЕСЛИ НЕКТО ОБНАРУЖИТ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ ЖИВОТНОЕ С ОТРЕЗАННЫМИ НОГАМИ И РТОМ…
Древние мудрецы (мудрецы Мишны) установили собственные признаки кошерности животных (отличающиеся от признаков, данных Торой), введя, в частности, следующую формулу: «О всяком животном, жующем жвачку, точно известно, что у него нет зубов сверху — оно чисто». Стало быть, по мнению мудрецов Мишны, у жвачных животных нет зубов в верхней челюсти.
Вначале мудрецы Талмуда интерпретировали эту формулу несколько иначе: животное, обладающее двумя признаками — не имеющее зубов в верхней челюсти и являющееся жвачным, — кошерно (то есть имеет еще и раздвоенные копыта).
Им возразили: у верблюда нет зубов в верхней челюсти,