Скачать:TXTPDF
Запретный Талмуд. Ярон Ядан

он является жвачным — тем не менее он некошерен (ибо не имеет раздвоенных копыт). Следовательно, данное правило, самое меньшее, не является всеобщим.

Мудрецы ответили: у верблюда есть клыки в верхней челюсти, поэтому он не подпадает под данное правило кошерности.

Им возразили: допустим, речь идет о молодом верблюде, у которого клыки еще не выросли, — он удовлетворяет указанному правилу и оттого будет ошибочно признан кошерным!

Было высказано еще одно возражение, смысл которого, невзирая на бесчисленные схоластические интерпретации, по сей день остается непонятным: заяц и кролик имеют зубы в верхней челюсти, являются жвачными[82], но некошерны!

Кроме того, был задан принципиальный вопрос: с какой целью мудрецы Мишны установили признак кошерности, связанный с наличием зубов в верхней челюсти, — ведь он отсутствует в Торе?

Под впечатлением этих возражений мудрецы Талмуда дали формуле мудрецов Мишны другую интерпретацию: «Если у животного нет зубов в верхней челюсти — оно является жвачным и имеет раздвоенные копыта и, следовательно, кошерно».

Их спросили: для чего нужен критерий, связанный с зубами, если можно рассмотреть копыта животного непосредственно?

Мудрецы ответили: на случай, если копыта животного отрезаны. Иными словами, если некто, путешествуя по Южной Америке, встретит неизвестное ему животное с отрезанными копытами и убедится, что у него нет зубов в верхней челюсти, он может быть уверен в том, что это животное является жвачным и парнокопытным и, следовательно, кошерно. Единственное дополнительное требованиеубедиться, что это не верблюд, который обладает указанным признаком, но не является кошерным.

Мудрецам возразили: нет необходимости особо обсуждать взрослого верблюда, ибо у него есть зубы в верхней челюсти, однако необходимо уметь идентифицировать молодого верблюда, у которого зубы еще не выросли.

Мудрецы спросили: раз в природе существует молодой верблюд, то есть некошерное животное, удовлетворяющее «зубной формуле» и являющееся исключением из правила, можно предположить, что существуют и другие такие животные (не имеющие зубов в верхней челюсти, но все же некошерные). В таком случае на «зубную формулу» не следует полагаться!

Им ответили (забыв на этот раз о зайце и кролике): сама Тора выделила верблюда как жвачное животное, не имеющее раздвоенных копыт, следовательно, он является единственным в мире исключением из указанного правила; никакое другое животное не является исключением и оттого не может стать причиной ошибки.

Сходным образом, если наш путешественник по Южной Америке встретил неизвестное ему животное с отрезанной головой, имеющее раздвоенные копыта, то, хотя неизвестно, есть ли у него зубы в верхней челюсти (то есть является ли оно жвачным), оно все же кошерно — если только ясно, что речь не идет о свинье. Ибо свинья, будучи парнокопытной, не является жвачным животным и, следовательно, некошерна.

Мудрецы спросили: раз в природе существует свинья, некошерное парнокопытное животное, являющееся исключением из правила, отчего не предположить, что она не одна такая?

Им ответили: Тора выделила свинью как единственное животное, имеющее раздвоенные копыта, но не являющееся жвачным, поэтому не следует опасаться, что есть другие такие животные.

Мудрец по имени рав Хисда добавил, что если путешественник по Южной Америке встретит неизвестное ему животное с отрезанными головой и копытами и не будет иметь возможности проверить наличие одного из упомянутых выше признаков (копыта и зубы), он может зарезать это животное и изучить его мясо. Если окажется, что волокна, из которых состоит мясо, сплетены вдоль и поперек, животное кошерно, если только ясно, что это не арод (вид дикого осла, онагр), являющийся некошерным, несмотря на то что его мясо состоит из сплетающихся вдоль и поперек волокон.

Оппоненты возразили: быть может, существуют и другие некошерные животные, обладающие этим признаком? В таком случае тот, кто исходит исключительно из него, может совершить прискорбную ошибку и объявить некошерное животное кошерным?

Им ответили: мудрецы обладают опирающимся на традицию знанием, утверждающим, что единственным некошерным животным, мясо которого состоит из сплетающихся вдоль и поперек волокон, является арод.

Осталось выяснить, мясо какой части тела животного следует исследовать.

Мудрецы объяснили: мясо, находящееся у хвоста животного, под нижним его позвонком.

Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 59а

190 ВЫДАЮЩИМСЯ РАВВИНАМ РАЗРЕШАЕТСЯ БРАТЬ СЕБЕ ЖЕНУ НА ОДИН ДЕНЬ

Мудрец по имени рабби Элиэзер бен Яаков установил, что мужчине запрещается брать себе жен, живущих в разных странах. Причина запрета состоит в том, что дети, родившиеся у этих жен, не будут знакомы друг с другом, так что существует опасение, что они случайно встретятся и вступят в кровосмесительный брак.

Мудрецы возразили: разве мудрец по имени Рав, отправляясь из одной страны в другую, не объявлял публично: «Кто хочет стать моей женой на один день?» Точно так же поступал и мудрец по имени рав Нахман. Следовательно, заключили мудрецы, разрешается заводить несколько жен в разных странах, и не следует опасаться, что в итоге брат женится на собственной «иностранной» сестре.

Им ответили: выдающимся мудрецам разрешается заводить себе жен в удаленных друг от друга местах, поскольку имена их детей легко узнаваемы — ведь их называют в честь отца. Поэтому не следует опасаться, что дети мудрецов по ошибке вступят в брак между собой.

Затем мудрецы спросили: каким образом упомянутым выше мудрецам удавалось брать себе жен на один день? Разве не установлено Галахой, что женщина, получившая предложение выйти замуж, перевозбуждается от волнения и вожделения, так что у нее немедленно начинается менструация? После этого она не может заниматься сексом в течение недели, и ей запрещена всякая близость с мужем!

Им ответили: упомянутые мудрецы не объявляли по приезду в город, что ищут жену на один день; за семь дней до приезда они посылали курьеров, которые и делали соответствующую пропозицию.

Возможен и другой ответ: мудрецы не занимались сексом со своими временными женами, а только уединялись с ними.

Вавилонский Талмуд, трактат Евамот 37б

191 ЧТО ДЕЛАТЬ ТОМУ, У КОГО ПРОБЛЕМЫ С ЭРЕКЦИЕЙ

Мудрец по имени Абайе учил: тот, у кого есть проблемы с эрекцией, должен взять три стакана емкостью по 250 миллилитров каждый, наполнить их шафраном, тщательно истолочь шафран, сварить его в вине и выпить.

Мудрец по имени рабби Йоханан засвидетельствовал, что это лекарство чрезвычайно эффективно: оно сделало его эрекцию в пожилые годы такой же, как в юности[83].

Мудрецы предупредили: три вещи приводят к тому, что тело человека слабеет. Это случается, если он ест стоя, пьет стоя и занимается сексом стоя.

Мудрецы предупредили также, что шесть вещей приводят к немедленной смерти человека. Вот их перечень: возвращение из утомительного пешего похода, [а затем] пускание крови, посещение бань, питье вина допьяна, сон на голой земле и занятие сексом.

Один из мудрецов уточнил, что человек немедленно умрет, лишь если осуществит все это в указанном выше порядке, одно действие за другим. Абайе добавил, что если человек совершит все эти действия в указанном порядке, он действительно умрет, а если перепутает порядок, то не умрет, но его тело ослабеет.

Мудрецы спросили: разве когда женщина по имени Орат заставила своего раба осуществлять эти действия, он не умер уже после третьего?

Им ответили: здоровье раба было очень слабым, поэтому он умер, произведя всего три действия из шести.

Вавилонский Талмуд, трактат Гитин 70а

192 МУДРЕЦЫ ЛЮБИЛИ СИДЕТЬ У ВХОДА В ЖЕНСКИЕ МИКВЫ

Мудрец по имени рав Гидаль имел обычай сидеть у входа в микву и объяснять женщинам, как правильно осуществлять ритуальные погружения.

Мудрецы спросили у него, не опасается ли он поддаться соблазну? Рав Гидаль ответил: женщины представляются мне белыми гусынями, и мое сердце не вожделеет к ним.

Другой мудрец, рабби Йоханан, также имел обычай сидеть у входа в женскую микву. Объясняя этот странный обычай, он сказал: я очень хорош собой и чрезвычайно мудр; женщины, возвращающиеся из миквы к своим мужьям, впечатляются моей красотой и оттого у них родятся красивые дети.

Мудрецы спросили его: ты не боишься поддаться соблазну (буквально — сглаза)?

Он ответил: я являюсь потомком Йосефа (Иосифа), над которым сглаз не властен; он не может причинить мне вреда.

Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 20а

193 ПОСАДИВ ЖЕНЩИНУ НА БОЧКУ С ВИНОМ, МОЖНО ВЫЯСНИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОНА ДЕВСТВЕННИЦЕЙ

Мужчина, женившийся на девственнице, обязуется выплатить ей (самое меньшее) двести зуз в случае развода или если она овдовеет (в последнем случае деньги выплачиваются из его наследства). Таковы минимальные обязательства, которые он, согласно закону, берет на себя по брачному договору (кетубе).

Мужчина, женившийся на вдове, разведенной женщине или женщине, ранее не бывшей замужем, но не являющейся девственницей, обязуется выплатить ей (самое меньшее) сто зуз — вдвое меньше.

Однажды некий мужчина женился на девственнице и обязался по брачному контракту выплатить ей двести зуз. После первого сексуального контакта он не обнаружил следов девственной крови. Он пришел к раббану Гамлиэлю, сыну рабби Йехуды а-Наси, редактора Мишны, и сообщил, что не обнаружил следов девственной крови, так что он, вероятно, обманут (и уж точно не должен будет при указанных выше обстоятельствах заплатить двести зуз). Жена заявила в свою защиту, что она была девственницей в момент первого сексуального контакта с мужем; мало того, она остается таковой и в данный момент.

Раббан Гамлиэль решил проверить экспериментально, является ли эта женщина в данный момент девственницей. Он приказал привести двух рабынь, одна из которых была девственницей, а другая — нет. Он усадил их обеих на бочки с вином так, что их половые органы находились внутри бочек и были обращены прямо к вину. После того, как женщины просидели так некоторое время, он принюхался к запахам, исходившим у них изо рта. Принюхавшись ко рту девственницы, он не уловил запаха вина, поскольку девственная плева препятствует его прохождению от полового органа ко рту. Принюхавшись ко рту недевственной рабыни, он уловил запах вина, ибо отсутствие девственной плевы делает возможным прохождение запаха вина от полового органа ко рту.

Успешно опробовав этот тест на рабынях, он повторил его на еврейской женщине, утверждавшей, что она — девственница. Он приказал ей сесть на бочку с вином так, чтобы ее половой орган был обращен прямо к вину. Принюхавшись к ее рту, раббан Гамлиэль не уловил запаха вина. Отсюда он сделал вывод, что женщина говорит правду — она действительно девственница.

Он сообщил ее мужу результат проверки и дозволил ему продолжить супружескую жизнь на прежних условиях.

Мудрецы спросили: для чего раббан Гамлиэль поставил эксперимент на рабынях? Ведь он мог сразу же произвести его на женщине, утверждавшей, что она — девственница?

Им ответили: раббан Гамлиэль не был специалистом по таким проверкам. Он все лишь владел соответствующей традицией, восходившей к временам Судей. Ведь в Библии сказано: «И нашли они из жителей Явеш-Гилада четыреста девиц, которые не познали ложе мужское» (Судьи 21,12). Мудрецы задали резонный вопрос: каким образом отличили израильтяне девственниц Явеш-Гилада от недевственных женщин? И сами же ответили: они

Скачать:TXTPDF

Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать бесплатно, Запретный . Ярон Ядан Талмуд читать онлайн