тот, кто добудет животное, скажем, убив его стрелой на охоте, может смело есть его мясо, при условии, что покрыл его кровь землей.
Поэтому естественно, что мудрец по имени рав Кахана задался базисным вопросом: откуда известно, что убить животное так, чтобы его мясо было дозволено к употреблению в пищу, можно только перерезав ему горло? Ведь, помимо прочего, такой закон делает фактически невозможной вроде бы разрешенную Торой охоту, где зверей чаще убивают, чем ловят!
Ему ответили: мы учим это из Торы, из главы, посвященной жертвоприношениям, где сказано: «И зарежет (шахат) тельца» (Левит 1,5).
Слово шахат можно разбить на две части: шах и хат. Слов шах можно истолковать как однокоренное к «склоняться», «нагибаться»; слово хат — как однокоренное к «очищаться». Все это было истолковано следующим образом: ритуальное убиение (шхита), оно же «очищение», должно производиться на том органе, при посредстве которого животное нагибается; ясно, что речь идет о горле.
Мудрецы возразили: если убиение действительно должно производиться на сгибающемся органе, то отчего не на хвосте, который уж точно все время сгибается!
Им ответили: мы говорим о шах, сгибании, подразумевая, что искомый орган до того, как согнулся, был прямым, в то время как хвост всегда согнут и прямым не бывает; однако горло (в данном случае, имеется в виду шея) то согнуто, то прямо.
Мудрецы снова возразили: в таком случае речь может идти об ухе, которое уж точно иногда стоит прямо, а иногда согнуто (опущено).
Им ответили: ухо никак не подходит, поскольку его отрезание не убивает животное.
Мудрецы парировали: быть может, необходимо начать убиение с отрезания уха и продолжать резать, пока нож не дойдет до органа, повреждение которого станет причиной смерти животного?
Это возражение было принято. Действительно, признали мудрецы Талмуда, невозможно привести аргумент из Библии (тем более из Торы), доказывающий, что убивать животное нужно, перерезая ему горло; этот закон был передан нам изустно от древнейших поколений.
Мудрец по имени рав Еймар также попытался найти источник закона о перерезании горла непосредственно в Торе. Он сослался на следующий стих: «То зарежь (везавахта) из крупного и из мелкого скота твоего» (Второзаконие 12,21). Слово завахта может быть разбито на две части: зав и хат. Слово зав указывает на истечение жидкости, слово хат — на перелом или разрез, из этого делается следующий вывод: убиение должно совершаться на органе, из которого вытекает жидкость; ясно, что это горло, из которого вытекает кровь.
Мудрецы возразили: почему это не нос, из которого вытекают различные выделения?
Им ответили: жидкость должна вытекать вследствие разреза, а из носа выделения вытекают без всякого разреза, сами собой.
Мудрецы снова возразили: быть может, органом, на котором должно совершаться убиение, является сердце, из которого кровь польется-таки после разреза?
Это возражение было принято: действительно, невозможно привести аргумент из Библии, доказывающий, что убивать животное нужно, перерезая ему горло; этот закон был передан нам изустно от древнейших поколений.
Один из мудрецов Мишны, рабби Ишмаэль, также попытался найти источник закона о перерезании горла непосредственно в Торе. Он вернулся к уже упомянутому стиху: «И зарежет (шахат) тельца» (Левит 1,5). Слово шахат можно с некоторой натяжкой (с подстановкой буквы сын вместо родственной буквы шин) заменить словом сахат. Слово сахат разбивается на две части: сах и хат. Сах естественно истолковывается как речь, издавание звуков, хат — как очищение. Отсюда следующая интерпретация: убиение должно производиться на органе, при посредстве которого животное издает звуки; ясно, что это горло.
Мудрецы возразили: почему не язык? Ведь язык, как и горло, издает звуки!
Им ответили: язык не подходит, ибо даже если его отрезать, животное не умрет.
Мудрецы вновь возразили: быть может, следует начать убиение животного с отрезания языка и продолжать резать до тех пор, пока дойдут до органа, повреждение которого станет причиной смерти?
Это возражение было принято: действительно, невозможно привести аргумент из Библии, доказывающий, что убивать животное нужно, перерезая ему горло; этот закон был передан изустно от древнейших поколений.
Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 27а
202 ВЫБРАЛ ДЛЯ ЕДЫ БЕЛЫХ И ЧЕРНЫХ ГОЛУБЕЙ — А ТЕ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ
В праздничный день запрещается есть голубей, находящихся в голубятне, если они не были выбраны заранее, до наступления праздника. Спрашивается, что произойдет, если для съедения в праздник были заранее выбраны черные и белые голуби, но когда за ними пришли, выяснилось, что черные голуби находятся там, где были белые, и наоборот?
В чем тут сомнение?
С одной стороны, можно предположить, что голуби, находящиеся сейчас в голубятне, это те самые голуби, которые были выбраны заранее, — они просто поменялись местами; в таком случае их можно есть.
С другой стороны, не исключено, что заранее выбранные голуби улетели из голубятни, а голуби, находящиеся там сейчас, прилетели позднее; естественно, в таком случае есть их в праздник нельзя.
Талмуд принял сторону запрета. Он постановил, что в данном случае выбранные заранее голуби улетели из голубятни, так что находящихся там в праздник голубей есть нельзя.
Вавилонский Талмуд, трактат Бейца 10б
203 О ЖЕНЩИНЕ, ВО ВЛАГАЛИЩЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛСЯ КУСОК ПАДАЛИ
Талмуд подробно обсуждает статус женщины, во влагалище которой попал кусок падали — то есть мясо мертвого животного.
Как известно, во времена существования Иерусалимского Храма действовали правила ритуальной чистоты. Всякий, кто по какой-либо причине становился ритуально нечистым, должен был очиститься посредством процедуры, включавшей, помимо прочего, погружение в микву — специальный водоем для ритуальных очищений. Оскверниться можно было, в частности, прикоснувшись к падали или к нечистому животному, как сказано в Торе: «Или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист… и не должен есть святынь, прежде чем омоет тело свое водою» (Левит 22,5–6).
В соответствии с Галахой, человек может оскверниться, даже не вступая в непосредственный контакт с нечистотой (например, если ее источник находился в корзине, которую он нес). В то же время источник нечистоты не оскверняет, если он пребывает «внутри организма» — скажем, в пищеводе или в женской матке.
Мудрецы спросили: является ли нечистой женщина, во влагалище которой обнаружена падаль?
Прежде всего, следует иметь в виду, что падаль может оказаться во влагалище женщины без того, чтобы та предварительно прикоснулась к ней руками и стала оттого нечистой. Например, ее могла поместить туда другая женщина.
Сомнение мудрецов состояло в следующем: с одной стороны, женщина не прикасалась к падали ничем, кроме стенок влагалища, а падаль не способна осквернять прикосновением изнутри организма. Следовательно, женщина чиста!
С другой стороны, влагалище не является в полном смысле слова внутренней частью организма, поскольку в него можно проникнуть руками; быть может, его следует считать «открытым» местом, при прикосновении к которому падаль способна осквернять.
Мнения мудрецов разделились. Абайе считал женщину в подобной ситуации чистой, а Рава — нечистой.
Вавилонский Талмуд, трактат Нида 42б
204 ТЕЛО ЖЕНЩИНЫ, СГНИВШЕЕ ВМЕСТЕ С НАХОДЯЩЕЙСЯ В НЕМ СПЕРМОЙ
Как известно, еврей, прикоснувшийся к мертвому телу другого еврея, становится ритуально нечистым, и ему запрещается входить в Храм.
С теорией нечистоты мертвого тела связаны множество сложных законов. Один из них касается свойств мертвого тела, находящегося в состоянии разложения.
Мудрецы установили, что единичное разложившееся мертвое тело оскверняет; в то же время два разложившихся мертвых тела, лежащие вместе, не оскверняют того, кто к ним прикоснулся. Более того, если к разложившемуся трупу присоединен любой другой (не имеющий к нему отношения) предмет, прикосновение к трупу более не оскверняет.
Мудрец по имени рабби Йирмия спросил: оскверняет ли разложившийся труп беременной женщины?
В чем тут сомнение? С одной стороны, раз в чреве женщины находится зародыш, ее тело можно считать соединением двух разных существ. С другой стороны, зародыш рассматривается Галахой как часть тела матери, поэтому они должны считаться единичным существом.
Рабби Йирмия осведомился также: женщина, умершая после полового акта, когда мужская сперма еще находится в ее чреве, — будет ли ее разложившееся тело оскверняющим?
В чем тут сомнение? С одной стороны, поскольку сперма должна была оплодотворить яйцеклетку, ее следует считать частью тела женщины. С другой стороны, сперма была порождена другим телом, телом мужчины и потому ее следует считать посторонним вкраплением в теле женщины.
Другой мудрец, рав Папа, задал такой вопрос: экскременты в кишках мертвеца, сгнившие вместе с ним, — аннулируют ли они нечистоту разложившегося тела?
В чем тут сомнение? С одной стороны, человеку свойственно есть и переваривать пищу, стало быть, экскременты, находящиеся в кишках, должны считаться частью его тела. С другой стороны, экскременты — продукт переработки пищи, источник которой вне тела, поэтому они могут считаться посторонним вкраплением и избавлять разложившееся тело от нечистоты.
Третий мудрец, рав Аха сын рава Ики, спросил: что говорит закон о коже человека, сгнившей вместе с его телом? Что с его слюной и мокротой, сгнившими вместе с ним?
Один из учеников ответил: если кожа мертвеца, его слюна и мокрота должны рассматриваться как посторонние вкрапления, освобождающие разложившееся тело от нечистоты, в каком же случае разложившееся мертвое тело все-таки оскверняет — ведь все мертвецы сгнивают вместе со своими экскрементами, кожей и слюной?
Ему ответили: речь идет о случае, когда мертвому телу сделали клизму (отделив от него экскременты) или когда его кожа была отделена от тела при помощи горячей воды.
Вавилонский Талмуд, трактат Назир, 51 а и 51б
205 ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ БЫЛ РАЗРУШЕН ИЗ-ЗА ДЕВУШЕК, СОБЛАЗНЯВШИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Мудрецы часто истолковывали на свой лад библейские стихи. Так, например, они дали собственную интерпретацию следующим словам пророка Исайи (Йешайя или Йешаягу), перечисляющим грехи израильтян, за которые они были наказаны разрушением Храма: «И сказал Господь: за то, что возгордились дочери Сиона и ходят, вытянув шею и подмигивая глазами, выступая плавною поступью и бренча ногами своими, поразит Господь проказою темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срам их» (Йешайя 3,16–17).
Вот в чем, согласно интерпретации мудрецов, состояли перечисленные пророком грехи дочерей Сиона:
«За то, что возгордились дочери Сиона» — они ходили, не сгибая спину; «вытянув шею» — ступали неторопливо, чтобы юноши на них смотрели; «подмигивая глазами» — пользовались косметикой и строили глазки юношам; «выступая плавной поступью» — ходили парами, высокая рядом с низкой, с тем чтобы красота и статность (высокой) были хорошо заметны (юношам); «бренча ногами своими» — прятали в своей обуви ароматические вещества и, проходя мимо юношей, били ногой о землю, чтобы приятный запах распространился во все стороны и сексуально возбуждал юношей; на языке мудрецов — «внедряли в них соблазн, как яд».
Мудрецы спросили: в чем же состояло их наказание? Им ответили: тела девушек покрылись ранами, волосы выпали, так что они стали лысыми, их срамные места стали сплошными нарывами.
Некоторые из мудрецов добавили дополнительные наказания: девушки заболели проказой, стали истекать кровью, волосы на их срамным местах разрослись, как лес. В результате они