19,2–9).
Тора требует использовать для этой цели «корову красную без порока». Мудрецы истолковали это требование следующим образом: корова должна быть совершенно красной. Поэтому если на ней выросли волоски других цветов — черного, белого, серого и т. д… — она забраковывается, и ее пепел не может участвовать в процедуре очищения от ритуальной нечистоты, вызванной соприкосновением с мертвым телом.
Опрашивается: сколько волосков «неправильного» цвета забраковывают корову?
Мнения мудрецов по этому вопросу разошлись.
Один из них считает, что если на корове выросли рядом (как сказано в Мишне, «из одной ямки») всего два черных или белых волоска, ее уже нельзя считать «красной и беспорочной».
По мнению другого мудреца, даже если эти два волоска выросли гораздо дальше друг от друга, внутри круга некоего существенного диаметра, в котором растет множество других волос, корова забраковывается; однако если волосы находятся совсем далеко друг от друга (один волос — внутри одного круга, а другой — внутри другого), ее по-прежнему можно считать «красной и беспорочной» — лишь бы волоски не выросли слишком близко.
По мнению мудреца рабби Акивы, даже если на корове выросли пять неправильных волосков, и они рассеяны по ее телу, разрешается выщипать их и тем самым аннулировать.
По мнению мудреца рабби Элиэзера, даже если по шкуре коровы рассеяны пятьдесят «неправильных» волосков, их можно выщипать и аннулировать.
Другой мудрец полагал, что если на теле коровы выросли всего два белых волоска и вдобавок они весьма удалены друг от друга (например, один вырос на голове, а другой на хвосте), корова все-таки забраковывается.
В этом контексте естественно возник вопрос: каков галахический статус волоска, корень которого красный, а верхняя часть белая — и наоборот?
По мнению одного мудреца, все решает господствующий (с точки зрения глаза) цвет. Если господствует красный цвет — волосок считается красным и не может забраковать корову, если господствует белый цвет — волосок считается белым и может ее забраковать.
Однако большинство мудрецов считали, что определяющим является цвет корня. Если корень волоска красный, этот волосок не может забраковать корову, если белый — может.
236 СПОСОБНЫ ЛИ ОЧЕНЬ ТОЛСТЫЕ ЛЮДИ СОВЕРШИТЬ ПОЛОВОЙ АКТ
Двое мудрецов — рабби Ишмаэль (сын рабби Йоси) и рабби Элазар (сын рабби Шимона) были очень толстыми людьми. Согласно талмудической традиции, их животы были так велики, что когда они стояли лицом друг к другу, соприкасаясь животами, пара быков могла пройти под ними, не прикасаясь к мудрецам.
Знатная иностранная дама, встретившаяся с ними, сказала, что огромные животы лишают их возможности совершить полноценный половой акт с женщиной. Стало быть, утверждала дама, их дети рождены от других мужчин.
Мудрецы ответили: животы наших жен больше, чем наши собственные (тонко намекая, что и другие мужчины не смогли бы, в рамках предложенной дамой модели, совершить с их женами половой акт).
В таком случае, каким образом мудрецы сексуально контактировали со своими женами? Оказывается, размер полового органа мужчины соответствует размеру его тела; половые органы мудрецов были такими большими, что они могли оплодотворить своих жен.
Другой возможный ответ: вожделение совершает чудеса, в том числе, делает возможным сексуальные контакты между очень толстыми людьми (по выражению мудрецов, «любовь сжимает плоть»).
Ученики спросили: почему мудрецы вообще стали разговаривать с иностранной дамой и ответили на ее вопросы? Ведь ее рассуждения были пустой задиристой болтовней! Недаром сказано: не отвечай дураку с его дуростью!
Им ответили: молчание было бы расценено как признание; мудрецы ответили даме должным образом, чтобы никто не имел повода оскорбить их детей.
Один из учеников, рабби Йоханан, сообщил, что половой орган упомянутого выше мудреца, рабби Ишмаэля, по размеру был подобен бутыли, вмещающей двенадцать литров.
Другой ученик, рав Папа, сообщил, что половой орган рабби Йоханана по размеру был подобен бутыли, вмещающей шесть литров; по другой версии — всего четыре литра.
Ученики более позднего поколения сообщили, что половой орган рава Папы по размеру был подобен корзине, производимой в деревне Герпания.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция 84а
237 ИСПОЛИНСКАЯ ПТИЦА СНЕСЛА НЕОПЛОДОТВОРЕННОЕ ЯЙЦО ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА И ВЫЗВАЛА ПОТОП
Один из мудрецов, рабби Ишмаэль бен Сартиэль, рассказал рабби Йехуде а-Наси о событиях, происходивших в его городе, которым он сам был свидетелем.
Однажды там упал огромный кедр — такой большой, что по нему могли проехать шестнадцать повозок одновременно.
В другой раз исполинская птица, называемая Бар-Юхни, снесла яйцо во время полета. Яйцо было таким огромным, что его содержимое вызвало наводнение, затопив шестьдесят больших городов и триста кедровых деревьев.
Ученики спросили: неправдоподобно, что данная птица снесла яйцо в полете, поскольку это противоречит ее природе и обычаям. В самом деле, в Библии сказано: «Крыло страуса (кнаф рииаиим) весело бьет (неэласа), а у аиста — крылья и перья» (Иов 39,13). Мудрецы постановили, что кнаф ринаним — это Бар-Юхни, а слово неэласа представляет собой весьма неточный акроним: не — носе (несет), эл а — оле (поднимается), с а — нитхата вейоред (спускается). Понимать это необходимо следующим образом: эта птица, собираясь снести яйцо, спускается на землю и сносит его там, чтобы яйцо не разбилось; она не сносит яйца в полете.
Им ответили: редчайшее явление, засвидетельствованное мудрецом, было связано со снесением неоплодотворенного яйца; такие яйца Бар-Юхни сносит в полете, не заботясь об их судьбе, ибо из них не может выйти птенец. Библейский стих, из которого мы учим, что Бар-Юхни не сбрасывает яйца с небес, относится только к оплодотворенным яйцам.
Вавилонский Талмуд, трактат Бехорот 57б
238 СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ, ЧТОБЫ ОСУЩЕСТВИТЬ ЧАСТИЧНОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ
Если муж подозревает свою жену в измене и из ревности просит ее не встречаться с определенным мужчиной, а она все-таки с ним встретилась наедине, возникает уже известный нам[96] классический случай магической верификации супружеской ревности, описанный в Торе и разработанный в Талмуде. Если два свидетеля показывают в суде, что мужчина и женщина действительно уединились на определенное время, но при этом женщина отрицает факт измены, она обязана отстаивать свою версию, пройдя магическую процедуру питья святой воды.
Древние мудрецы установили, какой минимальный промежуток времени должны мужчина и женщина провести наедине для того, чтобы подозрение в измене имело смысл.
Мудрец по имени рабби Ишмаэль установил, что речь идет о промежутке времени, достаточном, чтобы мужчина успел хотя бы отчасти ввести свой половой орган во влагалище женщины. Чему равен этот промежуток?
Согласно одному мнению — времени, за которое можно обежать пальму.
Согласно другому — времени, за которое можно разбавить бокал вина водой.
Согласно третьему — времени, за которое можно изжарить яйцо.
Еще варианты — это время, за которое можно выпить яйцо или, быть может, выпить три яйца одно за другим; время, за которое можно завязать нить узлом; время, за которое женщина может поднести руку ко рту и вытащить оттуда зубочистку; время, необходимое чтобы засунуть руку в корзину и достать оттуда буханку хлеба; время, за которое ветер успевает качнуть пальмовую ветвь.
Один из мудрецов, рав Аши, попытался определить, что именно имеется в виду в примере с раскачиванием пальмовой ветви — время, за которое ствол дерева совершает движение туда и обратно, или время, за которое совершает полное колебание одна пальмовая ветвь? Талмуд оставил это вопрос без окончательного ответа (на языке мудрецов, спор закончился «вничью»).
Затем рав Аши попытался выяснить, какое действие подразумевает Талмуд, говоря о завязывании нити узлом: связывание концов длинной или короткой нити (эти действия занимают разное время)? Этот вопрос также остался неразрешенным.
Затем он попытался разобраться в с другим действием: засовыванием руки в корзину и доставанием оттуда буханки хлеба; он спросил, какая корзина имеется в виду — широкая или узкая, новая или старая, какой именно хлеб необходимо вытащить — теплый и легко мнущийся или холодный, пшеничный или ячменный, мягкий или твердый? Эти вопросы также остались без ответа.
Рабби Йоханан объяснил, что мудрецы разошлись во мнениях о длине промежутка времени, необходимого для частичного полового акта, просто потому, что каждый исходил из собственного опыта, который, естественно, был сугубо индивидуальным.
Ученики спросили: если каждый из мудрецов исходил исключительно из собственного опыта, каким образом в числе прочих оказалась и оценка бен Азая (утверждавшего, что речь идет о промежутке времени, достаточном, чтобы зажарить яйцо), — ведь бен Азай не был женат! Откуда у него соответствующие познания?
Им ответили: вероятно, он был женат, но впоследствии разошелся с женой.
Еще один ответ: он узнал об этом от своего учителя.
Еще одна возможность: великий мудрец знает многое, с чем не сталкивался сам, непосредственно от Бога, согласно аксиоме «Тайны Господа — почитающим его».
Вавилонский Талмуд, трактат Сота 4а и 4б
239 РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СЕКСОМ В КОМНАТЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ КОМАР
Один из древних мудрецов, рабби Шимон бар Йохай, установил, что одна из вещей, которые Бог ненавидит больше всего — это занятие сексом в присутствии других живых существ (в его собственной формулировке — «Постельные дела при живых существах»).
Один из мудрецов спросил: имел ли в виду древний мудрец, что Бог ненавидит людей, занимающихся сексом в комнате, где присутствует мышь?
Ему ответили: нет! Рабби Шимон бар Йохай имел в виду другую ситуацию — когда в комнате, где занимаются сексом, присутствуют рабы и рабыни.
В некоторых домах действительно занимались сексом в присутствии рабов, ибо те приравнивались к животным и, в частности, сравнивались с ослами. Это сравнение выводилось из следующих слов Торы: «И сказал Авраам юношам: посидите здесь с ослом» (Бытие 22,5). Юношами, согласно талмудической интерпретации, в этом стихе именовались сын Авраама Ишмаэль, считавшийся неевреем, и раб Авраама Элиэзер. Это им сказал Авраам: «Посидите здесь с ослом». Слово «с» (им) интерпретатор подменяет словом «народ» (ам)} состоящим из тех же букв.
Выходит, что Авраам сказал «юношам» (то есть неевреям и рабам): «Посидите здесь, народ ослов». Поскольку неевреи и рабы приравнивались к ослам, некоторые люди позволяли себе заниматься сексом в их присутствии.
Другие мудрецы рассуждали иначе и действительно изгоняли из комнаты, в которой предполагали заниматься сексом, все живые существа.
Раба бар рав Гуна в таких случаях звонил в колокольчик с тем, чтобы его домочадцы быстро покинули комнату (некоторые интерпретаторы полагают, что таким образом он изгонял из комнаты мух).
Другой мудрец, Абайе, действительно изгонял мух из комнаты перед тем, как заняться там сексом.
Еще один мудрец, Рава, изгонял перед этим из комнаты комаров.
Вавилонский Талмуд, трактат Нида 16б— 17а
24 °CТОИТ ЛИ МОЛИТЬ БОГА О ТОМ, ЧТОБЫ БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА РОДИЛА РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОЛА
Древние мудрецы (мудрецы Мишны) установили, что молитва не в состоянии изменить действительность после того, как та уже определилась. Например, муж, чья жена беременна, не должен молиться о том, чтобы она родила сына, ибо пол младенца, находящегося в утробе матери, уже определен.
Мудрецы возразили: известно,