Анхуи, разносил свой товар в корзине, надеясь найти покупателей в соседних деревнях и на ближайших рынках. Он вел тот же образ жизни, что и торговцы и крестьяне тысячу лет назад.
Его жизнь изменилась в 1999 году.
Тогда, рассказывает Ван, он понял, что «возникла замечательная возможность». В результате сегодня покупатели сами приходят за рисом к Вану. Этой замечательной возможностью был Интернет.
Ван не был компьютерным гением и в свои 52 года не был ребенком. Но он был предприимчив и оперативно установил у себя дома Интернет; он стал собирать информацию о рынке и бесплатно делиться ею с соседями.
Каждый крестьянин знает, как важно вовремя получить информацию о ценах. Продавцы традиционно отвозили на рынок свой урожай или отгоняли скот, не зная, сумеют ли они его продать. Только придя на рынок, они могли узнать, какие предлагаются цены, и такая система существенно ограничивала возможность торговаться. Снабжая соседей сведениями о конъюнктуре рынка, Ван изменил этот порядок.
Потом Ван стал предлагать свой товар по Интернету — например, 5000000 килограммов нарезанного сладкого картофеля. Первые 2000000 кг он продал по более высокой цене, чем та, что имела место на местном рынке. Вскоре он стал получать многочисленные послания по электронной почте, и дело пошло.
Историю Вана сообщило «Синьхуа» — официальное китайское правительственное агентство, с энтузиазмом описавшее, как в 2001 году большинство крестьян провинции Анхуа получили доступ к компьютерам и что 1634 города этой провинции, то есть 90 процентов от общего числа, теперь могут получать бесплатную информацию о состоянии рынка по Интернету. Власти провинции также спонсируют онлайновые «торговые ярмарки», через которые в один только тот год было продано 100000000 килограммов зерновых.
Позднее «Синьхуа» сообщило, что более 17000 китайских деревень — 41 процент от всех деревень в стране — имеют сегодня доступ к Сети. Но Китаю предстоит пройти еще долгий путь. Министерство науки и техники страны рисует куда менее лучезарную картину сельской реальности; по его оценкам, в числе пользователей Интернета сельское население составляет менее одного процента, причем сосредоточены они всего лишь в нескольких немногих провинциях.
В двух с половиной тысячах миль от Китая Шашанк Джоши, который выращивает соевые бобы на двух акрах земли в индийском штате Мадхья Прадеш, тоже снабжает односельчан онлайновой информацией о ценах — но в рамках программы «е-choupal», действующей под девизом «бизнес и общество».
Одной из крупнейших в Индии корпораций — Ай-ти-си — потребовалось улучшить систему производства таких культур, как соя, табак, кофе, пшеница и другие, которые она экспортирует. Вот почему корпорация обеспечила собственной сетью информационных технологий тысячи производителей сельской Индии. Она предоставила компьютеры Джоши и другим, таким же, как он, крестьянам при условии, что те превратят свои дома в «choupal» — место, куда люди приходят, чтобы пообщаться, выпить чаю и узнать, каковы цены на зерно на местных рынках, находящихся в управлении правительства, или цены на Чикагской бирже.
Поданным, которые приводят в своем докладе Куттаян Аннамалаи и Сачин Pao из Всемирного института ресурсов, каждый компьютер в «choupal» обслуживает «в среднем 600 крестьян из десяти близлежащих деревень».
Благодаря компьютеру, кроме самых свежих сведений о ценах, земледелец может узнать и о новейших сельскохозяйственных методах — либо непосредственно с дисплея монитора, либо (поскольку многие крестьяне неграмотны) с помощью хозяина «choupal» (санчалака). Некоторую часть ценной для себя информации крестьяне сами от руки переписывают на бумагу — так им легче в ней разобраться.
Санчалак получает от Ай-ти-си комиссионные за посредничество в продажах, но «приносит перед народом клятву служить ко благу всей общины».
Здесь важно подчеркнуть два момента. Первый. Делая закупки у крестьян, Ай-ти-си платит им по цене предыдущего дня торгов. Только после этого продавец перевозит свой товар на обрабатывающий пункт корпорации. Закупочные цены в среднем на 2,5 процента выше, чем те, что устанавливаются правительственной рыночной системой.
Второй момент. Несмотря на успехи, которые делает Индия благодаря аутсорсингу высокотехнологичных предприятий из США и других стран, несмотря на возникновение «е-choupal» и прочие инновации и эксперименты, стране предстоит проделать еще более долгий путь, чем Китаю, чтобы преодолеть отставание в цифровых технологиях.
Информация о ценах и несколько советов по улучшению земледельческой культуры — это самое меньшее, чем может помочь Интернет деревенской бедноте. Всемирная паутина — самый умный в мире агроном. Она предлагает не менее 21000000 сельскохозяйственных сайтов по всем разделам — о растениях, районировании, климате, экологии, химии, биологии, словом — обо всем, что может быть важным для земледельца.
Деревенские жители могут многому научить человека со стороны — мужеству, терпению, стойкости перед лицом лишений, готовности достойно переносить тяжелые времена. Поэтому спесивые, невежественные пришельцы из города, желающие оказать «помощь» крестьянам, вполне заслуживают презрения, с которым их часто встречают.
Однако в ситуации, когда цены на компьютеры, сотовые телефоны и другие технологические приспособления, которые связывают между собой людей, стабильно падают, нет ничего важнее, чем открыть деревни широкому потоку богатейшего знания.
В мире, где знание и составляющие его информация и данные все теснее и неразрывнее связываются с созданием богатства, крестьянам нужно знать многое из того, что ранее считалось несущественным, — например, об опасностях, которыми чревато разведение нового для этих мест растения; о болезнях, которые поражают скот, завезенный из дальних мест; об изменении цен не только на выращенный ими урожай, но также на землю, горючее и прочие ресурсы; о грозящих экологических проблемах (и представляющихся возможностях); о новых средствах борьбы с коррумпированными чиновниками; о революционных прорывах в области медицины и о других жизненных стандартах, ином образе жизни — в том числе и о том, как живут их дети, которых они отправили учиться в большой город.
Сегодня самые лучшие инструменты познания, включая Интернет, еще носят рудиментарный характер, еще далеко не везде доступны, еще слишком громоздки и сложны в обращении, особенно для неграмотных (как бы умны они ни были), чтобы свободно пользоваться ими без посредничества более знающих людей. (На первый взгляд это может показаться странным, однако разрушение последних барьеров на пути к дешевой компьютерной технологии с голосовым управлением может кардинальным образом изменить деревенскую жизнь и не обладающую письменностью культуру: миллионы людей смогут пользоваться Сетью без овладения грамотностью. Немногие достижения смогли бы дать больше для преодоления отставания в сфере цифровых технологий.)
Интернет, мобильные телефоны и цифровые камеры, портативные мониторы и технологии, которые придут им на смену, станут такой же базовой частью завтрашней агрокультуры, какой на протяжении веков были лопата и мотыга.
Умная пыль
Перемены, которые несут с собой биотехнологии, космические технологии и Интернет, еще не показывают в полной мере всех возможностей разработок, осуществляемых в лабораториях богатого мира. Они включают в себя тысячи предназначенных для других нужд технологий, которые в случае модификации могли бы оказаться весьма полезными для сельского хозяйства бедных стран.
Начиная с клонирования в Шотландии овечки Долли и собаки Снуппи в Южной Корее, а также клонирования учеными в штате Джорджия коровы, которая была мертва двое суток, технологии клонирования неуклонно совершенствуются. Каково бы ни было отношение к клонированию с точки зрения этики, его потенциальное воздействие на агрокультуру и воспроизводство крупного рогатого скота трудно переоценить.
Вода — это кровь сельского хозяйства. По заказу Министерства обороны США было создано приспособление размером с карандаш, которое способно более эффективно очистить до трехсот литров воды, чем традиционные способы с помощью хлорирования и йодирования. Разве нельзя это приспособление — или подобные ему — использовать для очистки воды в сельской местности?
Одной из наиболее значимых индустрий будущего является сенсорная технология. Сенсоры широко используются в новых моделях автомашин. Сенсоры применяются и при производстве одежды. Почему бы не найти им применение в земледельческой практике?
Уже проходят испытания сенсоры, предназначенные для определения того, когда виноградники нуждаются в поливе. Некоторые ученые предсказывают, что наступит день, когда каждое отдельное растение будет снабжаться крохотным встроенным биосенсором и часовым механизмом, которые будут подавать сигнал о том, когда и сколько воды ему требуется.
Другие ученые прогнозируют появление сенсоров столь малых по размеру, что их можно использовать как «умную пыль», которую можно рассеивать по полям, чтобы узнавать температуру почвы, ее влажность и прочие переменные.
Ученые также проводят опыты по использованию ткани печени и легких, нервных и сердечных клеток в качестве сенсоров, которые могут распознавать угрозу, исходящую, например, от спор сибирской язвы. Разве не смогут эти или подобные им способы пригодиться в распознавании опасностей, угрожающих урожаю?
А еще можно вспомнить о наноэлектродах — размером менее одной миллиардной метра, которые могут отслеживать функции живой клетки по мгновенным изменениям электрического заряда на ее поверхности. А ведь растения — это тоже живые клетки. Стало быть, сведения об изменениях в их электрическом заряде могут использоваться для повышения урожайности.
Или возьмем биологические и биометрические контролируемые системы, которые собирают информацию о популяциях насекомых. Некоторые насекомые во время полета аккумулируют из воздуха споры бактерий. И они могли бы дать нам знания о том, как защитить урожай.
Известно, что магнитное поле включает и отключает внутриклеточную активность — синтез протеинов или изменение цвета. Если проводимые сейчас эксперименты пройдут удачно, какое влияние смогут они оказать на растения! Не смогут ли фермеры увеличить содержание витаминов — и цену овощей при помощи небольших направленных магнитных воздействий?
Все сказанное выше — всего лишь случайно выбранные примеры из тысяч ведущихся сейчас исследований и экспериментов, которые прямо или косвенно повлияют на будущее агрокультуры. Многие из этих идей, разумеется, окажутся неудачными, неработающими, бесполезными или слишком дорогими, зато другие докажут свою ценность и жизнеспособность. Поистине радикальные перемены произойдут