и внешних, может привести к полному развалу системы — или к ее реорганизации на более высоком уровне.
И наконец, в этот критический момент система уж никак не рациональна. Она, как никогда, подвержена случайности, то есть ее поведение трудно, если вообще возможно предсказать.
Итак, вперед, в глобальную систему двадцать первого века — не аккуратный Новый Мировой Порядок, о котором когда-то трубил президент Буш, и не стабильность после холодной войны, обещанная другими политиками. В ней видны действующие мощные процессы рассечения на три сектора, отражающие возникновение еще при нашей жизни новой цивилизации с ее различными жизненными потребностями, ее собственным видом войны и вскоре, можно надеяться, с соответствующей формой мира.
Мы переживаем фантастический момент истории. Скрываясь за модной мрачностью сегодняшнего дня, наступают некоторые весьма положительные и гуманизирующие перемены. Ширящаяся Третья волна экономики гальванизировала весь Азиатско-Тихоокеанский регион, породив торговую и стратегическую напряженность, но в то же время открыв возможность быстрого выхода из ямы нищеты для миллиардов людей. Массовый рост мирового населения наблюдался между 1968 и 1990 годами, но, вопреки гробовым прогнозам, количество еды на душу населения в мире растет быстрее, а число хронически недоедающих людей сократилось на 16 %.
С помощью технологий Третьей волны, менее энергоемких и менее грязных, мы можем начать убирать экологический беспорядок, принесенный промышленностью Второй волны в эпоху массового производства. Труд, ранее огрублявший и лишавший разума тех счастливцев, которым повезло найти работу, может быть преобразован в занятие, приносящее радость и пользу для ума. Цифровая революция, помогавшая поднять Третью волну, несет в себе потенциал образования для миллиардов.
И вопреки всем предостережениям нашей книги об опасности войны, гражданских конфликтов и ядерных бомбардировок, есть и хорошие новости. Хотя со времен Хиросимы и Нагасаки было создано где-то 50–60 тысяч ядерных боеголовок, хотя до последнего времени происходили подземные взрывы и несчастные случаи с ядерными материалами, ни одна из этих десятков тысяч бомб не была взорвана в гневе. Какой-то человеческий инстинкт выживания постоянно останавливал тот палец, что мог бы нажать кнопку.
Но чтобы выжить на заре двадцать первого века, одного инстинкта мало. От нас всех, штатских и военных, потребуется глубокое понимание революционных новых связей между знанием, богатством и войной. Если эти страницы смогли осветить такие соотношения, то они свою задачу выполнили. Чтобы это сделать, мы попытались набросать новую теорию войны и борьбы против нее. Наш труд будет вознагражден, если мы чем-то обогатили новое понимание или помогли уничтожению хоть одной устарелой идеи, стоящей на пути к более мирному миру.
Мы считаем, что многообещающие перспективы двадцать первого века развеются как дым, если мы будем по-прежнему пользоваться интеллектуальным оружием вчерашнего дня. И они развеются даже быстрее, если мы хоть на миг забудем те трезвые слова Льва Троцкого, которые послужили эпиграфом к нашей книге: «Можете не интересоваться войной, но война заинтересуется вами».
Благодарности
Более даже, чем другие книги, эта не могла бы быть написана без помощи многих людей. Мы, люди чуждые военному сословию и военной культуре, были приятно удивлены, насколько охотно многие офицеры, служащие оборонных ведомств, университетские деятели и другие говорили с нами о том, что мы считаем самым серьезным переворотом в природе войны и мира со времен Французской революции. Повсюду мы находили напряженные размышления о том, как снизить уровень насилия в грядущие десятилетия. Невозможно было бы поблагодарить по имени всех, с кем мы беседовали или у кого брали интервью во время написания нашей книги, но некоторые сыграли выдающуюся роль. Среди них много высокопоставленных чиновников и офицеров, но мы надеемся, что нас простят, если мы опустим их многочисленные чины и звания, потому что эти регалии меняются быстрее, чем мы успеваем следить.
Среди тех, кто поделился с нами своим временем и идеями, были Грейс Аарон, Дьюен Эндрюс, Джон Арк-вилла, Джон Бойд, Карл Билдер, Дик Чейни, Рей Клайн, Джон Конноли, Клаус Данненберг, Майкл Дью-ар, Уильям Форстер, Льюис Франклин, Пьер Галуа, Ньют Гингрич, Дэн Голдин, Дэниел Гур, Джером Грэн-рад, Стив Ханзер, Джерри Гаррисон, Райан Генри, Зал-май Халилизад, Том Кинг, Энди Маршал, Энди Ме-синг, Дженет и Крис Моррис, Джим Пинкертно, Джонатан Поллок, Джонатан Риган, Дэвид Ронфельдт, Тим Ринн, Ларри Сиквист, Стюарт Слейд, Донн Старри, Роберт Стил, Билл Штофт, Пол Страссман, Дин Уил- кенининг и Генри Юен. Как отмечено в тексте, очень нам помогла Патти Морелли, вдова Дона Морелли.
Среди близких мы хотели бы поблагодарить нашу дочь Карен Тоффлер, которая в трудных условиях взяла на себя работу проверить наши исследования и составить библиографию и указатель. Она неустанно работала, чтобы уложиться в сроки. В начале пути Дебора Браун помогала нам в проверке, но потом перестала, потому что начала писать собственную книгу на другую тему. В последние неотложные минуты Роберт Бэзил как ищейка находил нужные ссылки в библиотеке, а Валери Васкес добавляла их при подготовке рукописи. Конечно, вся ответственность за «вкравшиеся» ошибки лежит на нас.
Все это время Хуан Гомес следил, чтобы каждая бумажка была именно там, где должна быть, чтобы машины и самолеты были для нас готовы, когда они нужны, чтобы встречи были спланированы должным образом, чтобы на телефонные звонки и факсы со всех концов мира давались ответы разумные, вежливые и доброжелательные. И еще тысячу вещей менее заметных, но не менее важных, он тоже взял на себя.
Рукопись весьма улучшил Джим Зильберман, наш старый друг и сейчас наш редактор в издательстве «Литтл и Браун». Неисчерпаемую поддержку оказывал нам наш агент Перри Ноултон и люди его команды из «Кертис Браун лимитед», а особенно Грейс Уэрри, Дэйв Барбор и Том Ноултон.
Числа в квадратных скобках [] обозначают ссылку в прилагаемой библиографии. Таким образом, в Примечаниях [1] означает первую ссылку в библиографии: Bulls Eye, by James Adams.
С. 33. Биографические данные бригадного генерала Дона Морелли любезно предоставлены его вдовой, миссис Патти Морелли, и командованием армии США по военной доктринеи подготвке, а также взяты из разговоров с самим Морелли и офицерами, которые его знали.
С. 34. Третья волна. Наша теория волн перемен изложена в [380] и [381].
С. 35. Экономика умственной силы: [379], особенно главы 3–8.
С. 38. Число жертв: [2], с. 8; см. также «The Post Cold War and Its Implications for Military Expenditures in Developing Countries», Robert McNamara, статья от 25 января 1991 г., в особенности Appendix 1.
С. 39. Три недели мира: «The Century of Refugee, A European Century?», Hans Arnold, Aussenpolitik, No. Ill,
1991.
С. 42. Демонтаж линкоров: «Fulfilling the Treaty» by H. A. MacMillan, Scientific American, July 1992.
C. 42.Экономическая взаимозависимость: [183], [317].
С. 43. Геоэкономика: «Americas Setting Sun» New York Times, September 23, 1991 и «U.S.-Japan Treaty Can Turn Things Around» Los Angeles Times, March 23, 1992, обе работы Edward Luutwak; см. также «The Primacy of Economics» by Fred Bergsten, Foreign Policy, Summer1992, и [376], p. 23.
C. 45.Зона мира: «The Pentagon& Pax Americana» by Sol W. Sanders, Global Affairs, Summer 1992, p. 95. Глава З. Конфликт цивилизаций
С. 45. Цивилизация: этот термин обычно применяется для обозначения образа жизни, связанного со способом создания богатств — аграрным, индустриальным, а сейчас еще одним — основанным на знаниях, или информационным. В 1993 году Сэмюэль П. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Олина в Гарварде, начал дискуссиюсреди американских специалистов по внешней политике, объявив в летнем выпуске Foreign Affairs и в New York Times от 6 июня спад экономических и идеологических конфликтов на земном шаре и смену их войной между цивилизациями. Этим он бросил вызов геоэкономической школе, которая видит источником будущего соперничества торговые противоречия и глобальную конкуренцию.
В своей статье он определил «семь или восемь основных крупных цивилизаций», куда включил «западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизацию». Он добавил, что «линии раздела этих цивилизаций в будущем могут стать линиями фронтов». Но главный конфликт разгорится между «Западом и остальным миром».
Мы тоже верим в будущую схватку цивилизаций. Но не на тех фронтах, о которых говорит Хантингтон. И еще больший конфликт ждет впереди — «главный конфликт», в которыйбудет включен этот конфликт цивилизаций. Можно говорить о столкновении «суперцивилизаций».
Хотя в истории возникали и пропадали многие цивилизации и субцивилизации, только две были «суперцивилизации», в которые входили все остальные. Одна — десятитысячелет-няя аграрная цивилизация, начавшая Первую волну перемен и имевшая в свое время конфуцианский, индуистский, исламский или западный варианты. Вторая — промышленная цивилизация, с которой по Западной Европе и Северной Америке пронеслась Вторая волна перемен, и она все еще ширится в других частях света.
К концу девятнадцатого века островки индустриализма появились в Японии, конфуцианском Китае, а также в славяно-православной России. Шел двадцатый век, и тяга к индустриализации (обычно ошибочно называемой «вестернизацией») пришла в мусульманскую Турцию под властью Ататюрка и в Иран под властью шаха, в католическую Бразилию и индуистскую Индию.
Каждое такое общество могло сохранить элементы своей религии, культуры и этнической идентичности в аграрных регионах, но там, где возникали индустриальные силы, они ослабляли старые связи. Распространение индустриализма несло с собой урбанизацию, меньшую зависимость от традиционных религии и морального кодекса, а также потрясало и другие культурные устои. Короче, индустриальная суперцивилизация поглощала на своем пути местную цивилизацию.
Точно так же сегодняшняя цивилизация Третьей волны уже развилась в западном, японском и конфуцианском варианте. Вот почему мы считаем, что традиционное определение цивилизации, из которого исходит Хантингтон, неадекватно и что многие столкновения, которые он предвидит — если они произойдут, — будут происходить на гораздо более широком поле — в мире, разделенном на три разные и потенциально конфликтные суперцивилизации.
Постигнув это, мы можем упростить дальнейшую терминологию. Мы будем по-прежнему словом «цивилизация» обозначать совокупность аграрных обществ Первой волны, или индустриальных обществ Второй волны, или возникающих обществ Третьей волны, а приставка «супер» будет подразумеваться.
С. 47. О промышленной революции: см. [42], [59], [61], [82], [83], [ИЗ],