Царство божие внутри вас…
в руки ребенка и читает заклинательные слова и этим очищает
мать. Потом внушается родителям и даже требуется от них под страхом наказания за неисполнение, чтобы ребенок был непременно крещен, т. е. обмокнут священником три раза в воду, причем читаются никому не понятные слова и совершаются еще
менее понятные действия, — мазание маслом разных частей тела,
стрижка волос и дутье и плевание восприемников на воображаемого дьявола. Всё это
должно очистить ребенка и
сделать его христианином. Потом внушается родителям, что ребенка
надо причастить, т. е.
дать ему под видом хлеба и
вина съесть частицу тела Христа,
вследствие чего ребенок примет в
себя благодать Христа и т. д. Потом внушается, что этого ребенка, по мере возраста,
надо выучить молиться.
Молиться — значит становиться прямо
перед досками, на которых нарисованы лица Христа, богородицы, святых, и
кланяться головой, всем телом, а правой рукой, со сложенными известным образом пальцами, дотрагиваться до лба, плеч, живота и произносить славянские слова, из которых самые употребительные и всем детям внушаемые:
богородица,
дева радуйся и т. д. Потом внушается воспитываемому, что при виде всякой церкви и иконы
надо делать опять то же, т. е.
креститься; потом внушается, что в праздники (праздники — это дни, в которые
Христос родился,
хотя никто не знает, когда это
было, дни, в которые он обрезался, в которые умерла
богородица, в которые принесен
крест, в которые внесена
икона, в которые
юродивый видел
видение и т. п.), в праздники
надо одеться в лучшие одежды и
идти в
церковь и
покупать и
ставить там свечи
перед изображениями святых,
подавать записочки и поминания и хлебцы, для вырезывания в них треугольников, и потом
молиться много раз за
здоровье и
благоденствие царя и архиереев и за
себя и за свои дела и потом
целовать крест и руку у священника.
Кроме этой молитвы, внушается еще, что
надо каждый год, по крайней мере
один раз,
говеть.
Говеть — значит
войти в
церковь и
сказать священнику свои грехи, предполагая, что это
сообщение своих грехов чужому человеку совершенно очищает от грехов, и потом съесть с ложечки кусочек хлеба с вином, что еще
более очищает. Потом внушается, что если
мужчина и
женщина хотят, чтобы их плотское
общение было свято, то они должны
прийти в
церковь,
надеть на
себя металлические короны,
выпить питья,
обойти под звуки пения три раза вокруг стола, и что
тогда плотское
общение мужчины и женщины сделается святым и
совсем особенным от всяких других. В жизни же внушается, что
надо соблюдать следующие правила: не
есть мяса и молока в известные дни, еще и в другие известные дни
служить молебны и панихиды по умершим, в праздники
принимать священника и
давать ему
деньги и несколько раз в году
брать из церкви доски с изображениями и
носить их на полотенцах по полям и домам.
Перед смертью же внушается, что
человек должен непременно съесть с ложечки хлеба с вином, а еще лучше, если успеет помазаться маслом. Это обеспечивает ему
благо в будущей жизни. После же смерти внушается родным его, что для спасения души умершего
полезно положить ему в руки печатную бумагу с молитвой;
полезно еще, чтобы над мертвым телом прочли известную книгу и чтобы в церкви в известное
время произносили бы имя умершего. В этом считается обязательная
вера для каждого. Но если кто особенно хочет
позаботиться о своей душе, то по этой вере внушается, что наибольшее
обеспечение блаженства души на том свете достигается еще тем, чтобы
жертвовать деньги на церкви и монастыри, обязывая этим святых людей
молиться за
себя. Спасительны еще, по этой вере, для души хождения по монастырям и целование явленных икон и мощей. По этой вере явленные иконы и
мощи сосредоточивают в
себе особенную святость, силу и
благодать и близость к этим предметам:
прикосновение, целование,
становление свеч к ним, подлезание под них
много содействует спасению, равно и молебны, заказываемые
перед этими святынями. И вот эта-то
вера, и никакая другая, называемая православной, т. е. настоящей верой, под видом христианской, всеми силами в
продолжение многих веков и с особенным напряжением теперь внушается народу. И пусть не говорят, что православные учителя полагают
сущность учения в чем-
либо другом, а что это только древние формы, которые не считается нужным разрушать. Это
неправда: по всей России всем русским духовенством и в последнее
время с особенным напряжением внушается только эта
вера. Другого
ничего нет. Про другое говорится и пишется в столицах, но
среди стомиллионного народа делается только это и внушается только это, и больше
ничего. О другом церковники разговаривают, а это они внушают всеми возможными мерами. Все это и поклонение лицам и иконам внесено в
богословие, в катехизисы; этому старательно учат
народ теоретически и практически, всеми средствами торжественности, блеска, авторитета, насилия гипнотизируя его, заставляют его
верить в это и ревниво оберегают эту веру от каждой попытки освобождения народа от этих диких суеверий. На моих глазах, как я говорил, по случаю моей книги, в
продолжение многих лет
учение Христа и его собственные слова о непротивлении злу были предметом насмешек, балаганных шуток, и церковники не только не противились этому, но поощряли это
кощунство; но попробуйте
сказать непочтительное
слово о безобразном идоле, кощунственно развозимом по Москве пьяными людьми под именем Иверской, и поднимется
стон негодования этих самых православных церковников. Проповедуется только
внешний культ идолопоклонства. И пусть не говорят, что одно не мешает другому, что «сие надлежит
делать и
того не оставлять», что «всё, что они велят вам
соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф. XXIII, 23, 3). Это сказано о фарисеях, которые исполняли все внешние предписания закона, и
потому слова: «что велят вам
соблюдать, соблюдайте», относятся к исполнению обрядов и упущению дел добра и имеют как раз
обратный смысл того,
который хотят
придать этому месту церковники, толкуя так, что
соблюдать ведено обряды.
Внешний культ и служение милости и правде трудно совместимы: большею
частью одно исключает другое. Так
было это у фарисеев, так это и теперь у церковных христиан. Если
человек может спастись искуплением, таинствами, молитвой, то добрые дела уже не нужны ему. Нагорная
проповедь или
символ веры:
нельзя верить тому и другому. И церковники выбрали последнее:
символ веры учится и читается, как
молитва и в церквах, а нагорная
проповедь исключена даже из чтений евангельских в церквах, так что в церквах
никогда,
кроме как в те дни, когда читается всё
Евангелие, прихожане не услышат ее. Да и не
может быть иначе:
люди, верующие в злого и безрассудного Бога, — проклявшего род
человеческий и обрекшего своего сына на жертву и
часть людей на вечное
мучение, — не могут
верить в Бога любви.
Человек,
верующий в Бога Христа паки грядущего со славою
судить и
казнить живых и мертвых, не
может верить в Христа, повелевающего подставлять щеку обидчику, не
судить, прощать и
любить врагов.
Человек,
верующий в боговдохновенность Ветхого Завета и святость Давида, завещающего на смертном одре
убийство старика, оскорбившего его и которого он сам не мог
убить, так как был связан клятвою (3-я Книга Царей,
глава 2,
стих 8), и тому подобные мерзости, которыми
полон Ветхий Завет, не
может верить в
нравственный закон Христа;
человек,
верующий в
учение и
проповедь церкви о совместимости с христианством казней, войн, не
может уже
верить в
братство всех людей. Главное же,
человек,
верующий в
спасение людей верою в искупление или в таинства, не
может уже все силы свои
полагать на исполнение в жизни нравственного учения Христа.
Человек, наученный церковью тому кощунственному учению о том, что
человек не
может спастись своими силами, а что
есть другое
средство, неизбежно
будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют,
грех надеяться.
Учение церковное — всякое, с своим искуплением и таинствами, исключает Христово
учение, тем
более учение православное с своим идолопоклонством. «Но
народ сам так
всегда верил, так верит теперь, — скажут на это. — Вся
история русского народа доказывает это.
Нельзя лишить народа его предания». В этом-то и
обман.
Народ когда-то точно исповедовал
нечто подобное тому, что исповедует теперь
церковь,
хотя далеко не то же самое (в народе,
кроме этого изуверства икон, домовых, мощей и семиков с венками и березками,
всегда было еще глубокое нравственное жизненное
понимание христианства, которого
никогда не
было во всей церкви, а встречалось только в лучших представителях ее); но
народ, несмотря на все препятствия, которые в этом ставило ему
государство и
церковь,
давно уже пережил в лучших представителях своих эту грубую
степень понимания, что он и показывает самозарождающимися
везде рационалистическими сектами, которыми кишит теперь Россия и с которыми так безуспешно борются теперь церковники.
Народ идет вперед в сознании нравственной, жизненной стороны христианства. И вот тут-то и является
церковь с своим не поддерживанием, но усиленным внушением отжившего язычества в своей законченной форме, с своим стремлением
втолкнуть опять народ в тот
мрак, из которого он выбивается с таким усилием. «Мы не учим ничему новому
народ, но только тому, во что он верует, но только в
более совершенной форме», — говорят священники. Это то же самое, что бы делал
человек, связывая вырастающего цыпленка и засовывая в скорлупу, из которой он вышел. Меня часто поражало это комическое, если бы последствия его не были так ужасны,
наблюдение о том, как
люди, сцепившись кругом, обманывают
друг друга и не могут
выйти из этого заколдованного круга.
Первый вопрос, первое
сомнение начинающего
мыслить русского человека
есть вопрос об явленных иконах и, главное, о мощах:
правда ли, что они нетленны и что от них совершаются чудеса? Сотни и тысячи людей задают
себе эти вопросы и затрудняются в разрешении их преимущественно тем, что архиереи, митрополиты и все высокопоставленные
люди прикладываются к мощам и чудотворным иконам.
Спросить у архиерея и высокопоставленных лиц,
зачем они это делают, они скажут, что делают для народа, а
народ прикладывается
потому, что архиереи и высокопоставленные лица это делают.
Деятельность русской церкви, несмотря на
весь тот
внешний лоск современности, учености, духовности,
который ее члены теперь начинают
принимать в своих сочинениях, статьях, в духовных журналах и проповедях, состоит только в том, чтобы не только
держать народ