Царство божие внутри вас…
(Иоан. VII, 17). «Если я говорю истину, почему не верите мне?
Зачем ищете
убить человека, сказавшего вам истину? Только
истина освободит вас.
Исповедовать Бога
надо только в истине. Всё
учение откроется и уяснится
духом истины. Делайте то, что я говорю, и узнаете,
правда ли то, что я говорю» (Иоан. VIII). Доказательств учения не выставлялось никаких,
кроме истины,
кроме соответствия учения с истиной. Всё
учение состояло в познании истины и следовании ей, в большем и большем постигновении истины и большем и большем приближении к ней в делах жизни. Нет по этому учению поступков, которые бы могли
оправдать человека,
сделать его праведным,
есть только влекущий к
себе сердца
образец истины для внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего — в осуществлении Царства Божия. Исполнение учения — только в движении по указанному пути, в приближении к совершенству внутреннему — подражания Христу, и внешнему установления Царства Божия. Большее или меньшее
благо человека зависит по этому учению не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от большего или меньшего ускорения движения.
Движение к совершенству мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте по этому учению большее
благо, чем неподвижная праведность фарисея. Заблудшая
овца дороже 99-ти незаблудших.
Блудный сын, потерянная и
опять найденная
монета дороже, любимее Богом тех, которые не пропадали. Всякое
состояние по этому учению
есть только известная
степень на пути к недостижимому внутреннему и внешнему совершенству и
потому не имеет значения.
Благо только в движении к совершенству,
остановка же на каком бы то ни
было состоянии
есть прекращение блага. «Пусть левая не знает, что делает правая», а «не надежен для Царства Божия
работник, взявшийся за
плуг к оглядывающийся
назад». «Не радуйтесь тому, что бесы повинуются вам, а ищите
того, что имена ваши были написаны на небесах». «Будьте совершенны, как совершенен
отец ваш
небесный». «Ищите Царствия Божия и правды его». Исполнение учения только в безостановочном движении — в постигновении всё высшей и высшей истины, и всё в большем и большем осуществлении ее в
себе всё большей и большей любовью, а вне
себя всё большим и большим осуществлением Царства Божия. Очевидно, что явившееся
среди еврейского и языческого мира
учение это не могло
быть принято большинством людей, живших совершенно иною жизнью, чем та, которой требовало это
учение; и что даже теми, которыми оно
было принято, оно, как совершенно противоположное всем прежним взглядам, не могло
быть понято во всем его значении. Только
рядом недоразумений, ошибок, односторонних разъяснений, исправляемых и дополняемых поколениями людей,
смысл христианского учения всё
более и
более уяснялся людям. Совершалось воздействие христианского миросозерцания на еврейское и языческое и языческого и еврейского на христианское. И христианское, как живое, всё
более и
более проникало отживающее еврейское и языческое и выступало всё яснее и яснее, освобождаясь от накладываемых на него ложных примесей.
Люди всё
дальше и
дальше постигали
смысл христианства и
более и
более осуществляли его в жизни. Чем
дальше жило
человечество, тем
более и
более уяснялся ему
смысл христианства, как это не могло и не
может быть иначе со всяким учением о жизни. Последующие поколения исправляли ошибки предшественников и всё
более и
более приближались к пониманию истинного его смысла. Так это
было с самых первых времен христианства. И вот тут-то, с самых первых времен его, появились
люди, начавшие
утверждать про
себя, что тот
смысл,
который они придают учению,
есть единый истинный и что доказательством этого служат сверхъестественные явления, подтверждающие
справедливость их понимания. Это-то и
было главной причиной
сначала непонимания учения, а потом и полного извращения учения. Предполагалось, что
учение Христа передается людям не как всякая другая
истина, а особенным, сверхъестественным способом, так что истинность понимания учения доказывается не соответственностью передаваемого с требованиями разума и всей природы человека, а чудесностью передачи, служащей непререкаемым доказательством истинности понимания. Возникло это
предположение из непонимания, и последствием его была невозможность понимания. Началось это с самых первых времен, когда так неполно еще и часто превратно понималось
учение, как мы видим это по Евангелиям и Деяниям. Чем
менее было понято
учение, тем оно представлялось темнее и тем нужнее были внешние доказательства его истинности.
Положение о том, чтобы не
делать другим
того, что не хочешь, чтобы тебе делали, не нужно
было доказывать чудесами, и положению этому не нужно
было требовать веры,
потому что
положение это само по
себе убедительно, соответствуя и разуму и природе человека; но
положение о том, что
Христос был Бог,
надо было доказывать чудесами совершенно непонятными. Чем
было темнее
понимание учения Христа, тем
более примешивалось к нему чудесного; а чем
более примешивалось чудесного, тем
более учение отклонялось от своего смысла и становилось темнее, тем сильнее
надо было утверждать свою непогрешимость и тем
менее учение становилось понятно. С самых первых времен по Евангелиям, Деяниям, Посланиям
можно видеть, каким образом непонимание учения вызывало
необходимость доказательств
через чудесное и непонятное. Началось это, по книге Деяний, с
того собрания, на котором сошлись ученики в Иерусалиме для разрешения возникшего вопроса о крещении или некрещении необрезанных и о едящих идоложертвенное. Самая
постановка вопроса показывала, что обсуждавшие его не понимали учения Христа, отвергающего все внешние обряды: омовения, очищения, посты, субботы. Прямо сказано: «сквернит не то, что в
уста входит, а то, что исходит из сердца», и
потому вопрос о крещении необрезанных мог
возникнуть только
среди людей, любивших учителя, смутно чуявших
величие его учения, но еще
очень неясно понимавших самое
учение. Так оно и
было.
Насколько члены собрания не понимали учения,
настолько понадобилось им внешнее
подтверждение своего неполного понимания. И вот для решения вопроса были произнесены на этом собрании, как это описывает книга Деяний, в
первый раз долженствовавшие внешним образом
утвердить справедливость известных утверждений, эти страшные, наделавшие столько зла, слова: «угодно святому духу и нам», т. е. утверждалось, что
справедливость того, что они постановили, засвидетельствовали чудесным участием в этом решении святого духа, т. е. Бога. Но
утверждение о том, что
святой дух, т. е. Бог, говорил
через апостолов,
опять надо было доказать. И вот понадобилось для этого
утверждать то, что в пятидесятницу
святой дух в виде огненных языков сошел на тех, которые утверждали это. (В описании сошествие св. духа предшествует собору, но написаны Деяния
много после
того и другого.) Но и сошествие святого духа
надо было подтвердить для тех, которые не видали огненных языков (
хотя и непонятно, почему
огненный язык, зажегшийся над головой человека, показывает, что то, что
будет говорить этот человек, — несомненная
правда), и понадобились еще чудеса и исцеления, воскресения, умерщвления и все те соблазнительные чудеса, которыми наполнены Деяния и которые не только
никогда не могут
убедить в истинности христианского учения, но могут только
оттолкнуть от него. Последствия такого способа утверждения истины были те, что чем
более нагромождались одно за другим эти подтверждения истинности рассказами о чудесах, тем
более отклонялось самое
учение от своего первоначального смысла и тем непонятнее становилось оно. Так это
было с первых времен и так это шло, постоянно усиливаясь, логически дойдя в наше
время до догматов пресуществления и непогрешимости папы или епископов, или писаний, т. е., совершенно непонятного, дошедшего до бессмыслицы и до требований
слепой веры не Богу, не Христу, не учению даже, а лицу, как в католичестве, или лицам, как в православии, или — веры книжке, как в протестантстве. Чем шире распространялось
христианство и чем большую оно захватывало толпу неподготовленных людей, тем
менее оно понималось, тем решительнее утверждалась непогрешимость понимания и тем
менее становилась
возможность понять истинный смысл учения. Уже ко времени Константина всё
понимание учения свелось к
резюме, утвержденным светской властью, —
резюме споров, происходивших на соборе, — к символу веры, в котором значится: верую в
то-то,
то-то и
то-то и под
конец — в единую, святую, соборную и апостольскую
церковь, т. е. в непогрешимость тех лиц, которые называют
себя церковью, так что всё свелось к тому, что
человек верит уже не Богу, не Христу, как они открылись ему, а тому, чему велит
верить церковь. Но
церковь свята,
церковь основана Христом. Не мог Бог
предоставить людям
толковать свое
учение произвольно, и
потому он установил
церковь. Все эти положения до
такой степени несправедливы и голословны, что
совестно опровергать их.
Нигде, ни по чему,
кроме как по утверждению церквей, не видно, чтобы Бог или
Христос основывали что-
либо подобное тому, что церковники разумеют под церковью. В Евангелии
есть указание, против церкви как внешнего авторитета, самое очевидное и ясное, в том месте, где говорится, чтобы ученики Христа никого не называли учителями и отцами. Но
нигде ничего не сказано об установлении
того, что церковники называют церковью. В Евангелиях два раза употреблено
слово «
церковь».
Один раз смысле собрания людей, разрешающего
спор;
другой раз в связи с темными словами о камне — Петре и вратах ада. Из этих двух упоминаний слова «
церковь», имеющего
значение только собрания, выводится то, что мы теперь разумеем под
словом «
церковь». Но
Христос никак не мог
основать церковь, т. е. то, что мы теперь понимаем под этим
словом,
потому что
ничего подобного понятию церкви
такой, какую знаем теперь с таинствами, иерархией и, главное, с своим утверждением непогрешимости, не
было ни в словах Христа, ни в понятиях людей
того времени. То, что
люди назвали то, что сложилось потом, тем же
словом, которое
Христос употреблял о чем-то другом,
никак не дает им права
утверждать того, что
Христос основал единую истинную
церковь.
Кроме того, если бы
Христос действительно установил такое
учреждение, как
церковь, на котором основано всё
учение и вся
вера, то он, вероятно бы, высказал это
установление так определенно и ясно и придал бы единой истинной церкви,
кроме рассказов о чудесах, употребляемых при всяких суевериях, такие признаки, при которых не могло бы
быть никакого сомнения в ее истинности; но
ничего подобного нет, а как были, так и
есть теперь различные учреждения, называющие
себя каждое единою истинною церковью. Католический
катехизис говорит: «
Церковь есть общество верующих, основанное господом нашим Иисусом Христом, распространенное по всей земле и подчиненное власти законных пастырей и святого нашего отца — папы», подразумевая под pasteurs legitimes человеческое
учреждение, имеющее во главе своей папу и составленное из известных, связанных
между собой известной организацией лиц.
Православный катехизис