Скачать:TXTPDF
Дневник, 1857 г.

музей в Париже, с собранием произведений искусства всех времен и народов. Музей помещается в бывшем дворце французских королей, многократно подвергавшемся перестройкам и расширению. Последние перестройки были произведены Наполеоном III в 1853—1857 гг. (архитекторами Висконти и Лефевром). Тогда же была значительно расширена и приведена в порядок картинная галлерея музея, причем картины были развешены по эпохам и школам.

1559. 11734. Рембранта портрет — Рембрандт (1606—1669), голландский художник; упоминаемый в записи Толстого «портрет Рембрандта» — один из четырех автопортретов Рембрандта, находящихся в Лувре; какой именно из них обратил на себя особенное внимание Толстого — сказать не можем.

1560. 11734. Murillo — Мурильо (1618—1682) — испанский художник. Упоминаемая Толстым картина, вероятно, «Непорочное зачатие» («La conception immaculée»), незадолго до этого (в 1853 г.) приобретенная музеем и потому привлекавшая к себе особое внимание публики. Повторение этой картины находится в «Эрмитаже».

1561. 11735. La Fille du régiment, — Комическая опера (написана в 1840) Доницетти (1797—1848), пользовавшаяся в свое время значительной популярностью. В спектакле 15 марта главную роль исполняла известная певица Кабель (Marie Cabel, 1827—1885).

4/16 марта. Стр. 118.

1562. 1181. Hôtel des invalides. — Убежище для искалеченных и престарелых воинов (основано в 1670 г. Людовиком XIV), являющееся в то же время военным музеем. Под куполом принадлежащего к нему собора в подземной крипте, сооружение которой было закончено только в 1853 г. и обошлось в 9 миллионов франков, сохраняются в громадном саркофаге из сибирского порфира останки Наполеона I, привезенные в 1840 г. с острова Св. Елены.

1563. 1186. Notre Dame. — Собор Парижской богоматери, один из памятников готической архитектуры XII—XIII веков. Впрочем, на Толстого собор не произвел особенного впечатления: он даже нашел, что Дижонская Notre-Dame лучше.

1564. 1186. кн[яжна] — Е. Н. Трубецкая. См. прим. 1505.

1565. 1186. Hume — Даниель (Дуглас) Юм, спирит и медиум, в 1855 г. приехавший из Америки в Европу и с большим успехом выступавший на медиумических сеансах в различных странах Европы. В Париже, где он появился в феврале 1857 г., обратил на себя внимание Наполеона III и императрицы Евгении и неоднократно производил свои опыты при дворе и в аристократических салонах («Mémoires du comte H. de Viel-Castel», Paris, 1883, tome IV, p. 29). О выступлениях Юма в Париже и его успехах там упоминает, между прочим, и Тургенев в своем письме к П. В. Анненкову от 9/21 марта 1857 г. («Наша старина» 1914, декабрь, стр. 1072). Толстой присутствовал на одном из сеансов Юма у Трубецких; сеанс этот был, по-видимому, не совсем удачен («Hume сделал и не сделал»). Вероятно, об этом же самом сеансе, после которого Юм объяснял неудачу своих опытов болезненным состоянием, сообщает анонимный «русский турист» в своем письме из Парижа, в «Северной пчеле» (1857, 23 марта). В следующем году Юм приезжал в Петербург и с большим успехом выступал в придворных и аристократических салонах столицы. О его сеансах неоднократно упоминает в своем дневнике А. Ф. Тютчева («При дворе двух императоров. Дневник. 1855—1882», М. 1929. Стр. 147—149, 174, 176—188).

1566. 11810. Получал депешу от Сережи, — От брата, Сергея Николаевича Толстого. Очевидно, последний извещал Толстого о своем близком приезде в Париж, состоявшемся, судя по записям Дневника, 10/22 марта.

5/17 марта. Стр. 118.

1567. 11816. вместо Риголето видел С[евильского] Цирюльника. — В репертуаре Итальянской оперы на 17 марта значилась опера Трубадур, а не Риголето, как ошибочно записал Толстой (см. «Journal des Débats», 1857, № 74, 17 Mars). «Севильский цирульник» — опера, написанная в 1816 г. итальянским композитором Россини (1792—1868) на сюжет комедии Бомарше «Le Barbier de Seville». По свидетельству C. Л. Толстого, опера «Севильский цирульник» принадлежала к числу немногих опер, пользовавшихся признанием Толстого, относившегося к этому роду музыкальных произведений отрицательно («Музыка в жизни Л. Н. Толстого». «Лев Николаевич Толстой». Юбилейный сборник, под ред. H. Н. Гусева. М.—Л. 1928, стр. 320).

6/18 марта. Стр. 118.

1568. 11821. Биржаужас. — Парижская биржа — одна из самых значительных в Европе по размерам совершающихся на ней финансовых операций. Биржевые собрания происходят в громадной зале, середину которой занимает обнесенное круглыми перилами пространство (так наз. «паркет»), здесь помещаются биржевые маклеры, через которых совершаются все сделки, а вокруг, по полукруглым ходам (так наз. «кулуары»), теснится публика, состоящая из биржевых дельцов и игроков; посторонние посетители допускаются только на хоры, откуда Толстой и мог удобно наблюдать всё происходящее в зале. — Смысл восклицания Толстого, отражающего в себе общее впечатление, вынесенное им из этого посещения биржевого собрания, станет понятным из нижеследующего отрывка из «Парижских писем» Фета, побывавшего также на парижской бирже во время своего пребывания в Париже осенью 1856 г., т. е. незадолго до Толстого. «Всё, что можно сказать или только вообразить о шумных собраниях, бледно в сравнении с ревущею действительностью. Черная толпа, плечо с плечом, напирает к перилам двойного круга, в средине которого агенты предлагают те или другие акции, торгуясь из-за денежки. Таких агентов более ста. Они то перебегают к своим доверителям ко внешним перилам круга, то снова, крича во всё горло, с лицами и глазами, налившимися кровью, предлагают друг другу свой изменчивый товар. Вся зала заинтересована ходом дел, и никто не может передать даже ближайшему соседу роковой новости, как криком изо всей силы. Совершенный пандемониум. Не знаю, как они могут понимать друг друга. Ровно в четыре часа раздается звонок, адский крик утихает и зала мало-по-малу пустеет» («Современник» 1857, № 8, стр. 89).

1569. 11822. Bouffes Parisiens. — Опереточный театр, открытый в 1855 г. и руководимый создателем оперетки Оффенбахом (1819—1880). В этот вечер на сцене исполнялось несколько одноактных пьес, из которых «Croquefer, ou le dernier des Paladins» представляла собой веселую пародию на романтические драмы с средневековыми сюжетами.

7/19 марта. Стр. 118—119.

1570. 11836. Colonne Vendôme — Колонна на Вандомской площади, воздвигнутая в 1810 г. в честь побед Наполеона I. На вершине колонны стояла статуя Наполеона в историческом сюртуке и низкой треугольной шляпе. На вершину колонны, к подножию статуи, можно было подняться по внутренней винтовой лестнице; этот подъем совершил и Толстой. Впоследствии, при Коммуне, колонна была низвергнута, но через несколько лет, в 1874 г., восстановлена снова, причем статуя Наполеона была заменена фигурой Победы.

1571. 1194. Aux Variétés. — Точнее: Théâtre des Variétés на бульваре Montmartre, — театр, в котором ставились водевили, легкие комедии и оперетки; он пользовался большой популярностью среди парижской публики.

1572. 1194. Le quadrille des Lanciers. — Одноактная комедия Кормона и Гранже. Название свое она получила от модного в то время танца с фигурами, представлявшего собой переделку на новый лад старинного кадриля.

1573. 1195. на бал — Вероятно, на какой-нибудь публичный бал (bal publique), которые устраивались ежедневно в разных увеселительных заведениях Парижа, как Concerts Musard, Jardin Mabile, Salon Colongues, Salle Valentino и др. Наибольшего процветания публичные балы достигли в эпоху Луи-Филиппа и Второй империи (1852—1870). Они отличались большим оживлением, граничащим с разнузданностью (канкан). См. A. Delvau, «Les Plaisirs de Paris», Paris, 1859. Подобно другим путешественникам, Толстой также побывал на этих парижских увеселениях, которые, однако, произвели на него отталкивающее впечатление (см. записи 1, 14 и 21 марта).

1574. 1196. Редкина — Вероятно, Василий Евграфович Редкин, помещик Одоевского уезда, Тульской губ., дважды бывший Одоевским уездным предводителем дворянства (1864—1867 и 1882—1885 гг.). В эпоху борьбы зa отмену крепостного права Редкин принадлежал к числу сторонников освобождения крестьян и в сентябре 1858 г. подписал заявление 105 тульских дворян о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости с наделом земли; в числе подписавших это заявление были также Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев (см. т. 60).

8/20 марта. Стр. 119.

1575. 1198. Chapelle St. Louis. — Точнее: la Sainte-Chapelle — церковь, примыкающая к зданию Дворца правосудиям построенная королем Людовиком Святым (1215—1270). Она является памятником чистой готики во Франции.

1576. 1199 Plaideurs — Единственная комедия в стихах Расина, написанная в 1668 г. и изображающая типы из старофранцузского судебного мира.

9/21 марта. Стр. 119.

1577. 11910—11. Tribunеаux, — Судебные учреждения, помещающиеся во Дворце правосудия; очевидно, Толстой не ограничился одним осмотром здания, но присутствовал также на заседании суда, к чему и относятся его дальнейшие лаконические записи: «доброе, спокойное лицо девушки. Адвокаты, за молоко». Вторично он посетил судебные учреждения 11/23 марта и присутствовал на заседании суда присяжных.

1578. 11912. Библиотека публичная. — В настоящее время Национальная библиотека в Париже, одно из самых крупных книгохранилищ в мире; в 1857 г. она заключала в себе свыше 1 миллиона томов, не считая богатейших коллекций рукописей, рисунков, гравюр, монет и т. п. Помещается она в бывшем дворце кардинала Мазарини. Упоминаемые в записи Толстого «закулисы» — вероятно, так наз. «галлерея Мазарини», боковая зала, примыкающая к большому читальному залу и служащая для хранения эстампов.

1579. 11913. Воbiпо. — Небольшой театр вблизи Люксембургского сада, посещавшийся преимущественно учащейся молодежью Латинского квартала.

1580. 11913. Тургенев старый. — Декабрист Николай Иванович Тургенев (1789—1871), воспитанник Геттингенского университета, помощник статс-секретаря Государственного совета, автор экономического исследования: «Опыт теории налогов» (1818). Он состоял активным членом Союза благоденствия и в качестве такового был, по постановлению Верховной следственной комиссии, приговорен к смертной казни, замененной затем по конфирмации пожизненной каторгой. Так как он в момент декабрьского восстания находился за границей и отказался вернуться в Россию для суда, то он был осужден заочно и таким образом избежал участи своих сотоварищей по тайным обществам. Проведя несколько лет в Англии, Н. И. Тургенев в 1833 г. поселился в Париже, где он приобрел себе дом на rue de Lille; кроме того в окрестностях Парижа у него была вилла (в Vert-Bois). В 1847 г. он издал на французском языке трехтомный труд: «La Russie et les Russes», в котором, с одной стороны, подверг обстоятельному разбору постановления Верховной следственной комиссии, а с другой — начертал широкий проект либеральных реформ в духе умеренного декабризма. В 1856 г. по случаю коронации Александра II Н. И. Тургенев, вместе с другими декабристами, получил амнистию и был восстановлен в правах: однако он не воспользовался этим для возвращения на родину, так как был связан с Францией семейными отношениями, и ограничился только тремя поездками в Россию, жизнью которой он продолжал живо интересоваться. Н. И. Тургенев до конца жизни остался верен либеральным идеям своей молодости и горячо приветствовал реформы Александра II и, прежде всего, отмену крепостного права. В конце 1850-х и начале 1860-х гг. им было написано несколько записок, посвященных обсуждению этих реформ («О

Скачать:TXTPDF

музей в Париже, с собранием произведений искусства всех времен и народов. Музей помещается в бывшем дворце французских королей, многократно подвергавшемся перестройкам и расширению. Последние перестройки были произведены Наполеоном III в