— Толстой уехал в Бегичевку 2 июня и вернулся в Ясную Поляну около 16 июня.
432. 6716. Остаюсь еще для раздела. — 7 июля состоялось подписание раздельного акта, по которому Толстой отказался от своих прав на недвижимую собственность в пользу жены и детей.
6 августа. Стр. 69.
433. 692. Опять был в Бегичевке. — Толстой выехал из Ясной Поляны вместе с М. Л. Толстой и В. А. Кузминской на лошадях 9 июля и приехал в Бегичевку в ночь на 13 июля. Целью поездки было предполагавшееся временное закрытие столовых, однако до 1 августа пришлось оставить 70 столовых. Толстой пробыл в Бегичевке до утра 29 июля.
434. 695. Выписал Попова. — Е. И. Попова.
435. 6913. Бодянский, — Александр Михайлович Бодянский (1842—1916). См. т. 72, стр. 52. В августе 1892 г., по возвращении из Ясной Поляны, Бодянский был арестован за распространение религиозных взглядов, не согласных с официальной религией, и сослан на пять лет в Закавказье.
436. 6917-18. «С доброй жизни не полетит», — Намек на слова в рассказе И. Ф. Горбунова «Воздухоплаватель»: «Вестимо, от хорошего житья не полетишь».
9 августа. Стр. 69—70.
437. 6924-25. письма от Файнермана и Алехина…. собор. — Письма от И. Б. Файнермана и М. В. Алехина (оба без даты), в которых они высказывали мысль о необходимости, для прекращения разногласий, устроить съезд общинников. См. ответные письма Толстого обоим в т. 66.
438. 6935. читал Бабар[ыкина] Труп, — Петр Дмитриевич Боборыкин (1836—1921), романист и критик. См. т. 72, стр. 351. Познакомился с Толстым в начале 80-х годов. Толстой относился сочувственно к литературной деятельности Боборыкина и в 1900 г., когда происходили выборы в почетные члены Академии наук, предложил кандидатом Боборыкина См. письмо к М. И. Сухомлинову от 2 мая 1900 г. (т. 72). Рассказ Боборыкина «Труп» был напечатан в «Северном вестнике», 1892, № 4.
439. 6938. письмо Диллону, — Запоздалый ответ (без даты) на письмо Диллона от 23 марта 1892 г. См. т. 66. О недоразумениях, возникших между Толстым и Диллоном, в связи с напечатанным в «Daily Telegraph» английским переводом статьи Толстого о голоде, и о поднятой в реакционной прессе в связи с этой статьей травле Толстого см. в комментариях к письмам Толстого к Диллону в тт. 65 и 66.
440. 6938 по случаю письма Лескова. — Письмо Н. С. Лескова не сохранилось.
21 августа. Стр.70—71.
441. 7016. письмо Прокопенке — Семен Павлович Прокопенко (1865—1933), хуторянин и народный учитель, участник земледельческих общин. В 1899 г. вместе с духоборами эмигрировал в Америку и возвратился на родину после Октябрьской революции. Письмо Толстого от 14 августа, ответ на несохранившееся письмо Прокопенки, см. в т. 66.
442. 712. в О жизни сказано…. то так надо. — Эту мысль Толстой развил в гл. XXVII—XXXII своей книги «О жизни». См. т. 26.
443. 7122-24. я записал…. ясно стало, что можно — едва ли не должно уйти. — Это вторая по времени запись в Дневнике о возможности ухода из Ясной Поляны. Впервые мысль об уходе возникла у Толстого 4 июня 1884 г. См. т. 49.
444. 7134. не могу осилить написать отчет. — «Отчет Л. Н. Толстого об употреблении пожертвованных денег с 17-го апреля по 20-е июля» был закончен начерно 11 сентября 1892 г. (см. ниже запись от 15 сентября). Напечатан в «Русских ведомостях», 1892, № 301 от 31 октября.
15 сентября. Стр. 71—72.
445. 7137-38. Мучительно тяжелое впечатление…. для усмирения. — 9 сентября, по пути в Бегичевку, на станции Узловая Сызрано-Вяземской ж. д., Толстой встретился с поездом, в котором ехал карательный отряд, во главе с тульским губернатором Н. А. Зиновьевым, усмирять крестьян села Бобрики. Встреча эта подробно описана в гл. VIII «Царства божия внутри вас» (т. 28).
446. 724-5. От Прокоп[енки]…. письмо. — Письмо не сохранилось.
22 сентября. Стр. 72—73.
447. 7227. Была Кусакова. — Александра Ивановна Кусакова, соседка и приятельница М. А. Шмидт на Кавказе, приезжавшая с «гостинцами» и письмами от нее. См. письмо к О. А. Баршевой и М. А. Шмидт от 9…18 октября (т. 66).
1 октября. Стр. 73.
448. 7329. Читаю Amіеl’а, — Анри-Фредерик Амиель (1821—1881), швейцарский философ-идеалист и поэт, профессор философии Женевского университета, автор дневника, выдержки из которого, под заглавием «Fragments d’un journal inédit» («Отрывки из неизданного дневника»), были опубликованы в двух томах после его смерти, в 1883—1884 гг.
7 октября. Стр. 73—74.
449. 741. С Л[евой] разговор. — Разговор касался вопроса об отбывании Л. Л. Толстым воинской повинности. См. письмо к Т. Л. Толстой от 4 октября в т. 66. В своих воспоминаниях «Правда о моем отце» (Прага, 1923, стр. 40) Л. Л. Толстой пишет, что отец старался в этом вопросе не оказывать никакого давления на его волю, а только советовал зрело обдумать свой шаг. После долгих колебаний Лев Львович решил служить и поступил вольноопределяющимся в стрелковый полк, но через полтора месяца, по медицинском освидетельствовании, был признан негодным для военной службы и освобожден от нее.
450. 7415. к Аmіеl’у хотел бы написать предисловие, — Предисловие к русскому переводу М. Л. Толстой избранных отрывков из «Дневника» Амиеля было написано Толстым в декабре 1893 г. Напечатано в «Северном вестнике», 1894, № 1, стр. 257—260. См. т. 29.
451. 7420-21. как bourgeois gentilhomme… sans le savoir. — Намек на комедию Мольера «Мещанин в дворянстве», где господин Журден с удивлением узнает, что он, сам того не зная, говорит прозой.
452. 7428. Тургеневское Довольно, и Гамлет и Дон-Кихот — Отзывы Толстого о «Довольно» и «Гамлете и Дон-Кихоте» И. С. Тургенева. см. в письме к А. Н. Пыпину от 10 января 1884 г., т. 63, стр. 150. Ср. также в Дневнике 1905 г. запись от 18 марта, т. 55, стр. 129.
453. 7430-31. от Ч[ерткова] письмо — Письмо В. Г. Черткова от 1 октября 1892 г. См. т. 87, стр. 164—166.
454. 7431-32. письмо М[итрофана] Ал[ехина] и Бодянского. Пишу им. Они в остроге. — М. В. Алехин и А. М. Бодянский были заподозрены в агитации среди крестьян штундизма и заключены в тюрьму в г. Волчанске Харьковской губ. Из написанных 7 октября писем известно только письмо к М. В. Алехину (см. т. 66).
6 ноября. Стр. 74—76.
455. 752. были письма от Хилкова. — Письма эти неизвестны.
456. 755-6. по отношению П[опова]. — Возненавидел его. — Запись относится к Е. И. Попову — его увлечению T. Л. Толстой, к которому Толстой относился резко отрицательно.
457. 7510. Верочка — Вера Александровна Кузминская.
458. 761. От Страхова письмо о декадентах. — Письмо это неизвестно. Судя по упоминанию в письме к С. А. Толстой (т. 84, № 544), H. Н. Страхов описывал в нем доклад Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанный в «Русском литературном обществе» 26 октября 1892 г.
459. 763-4. Baudelaire, — Шарль Бодлер (1821—1877), французский поэт-символист. В книге «Что такое искусство?» Толстой резко отрицательно отзывается о стихах Бодлера.
460. 7612-13. Соболевский, — Александр Владимирович Соболевский (р. 1870), студент Военно-медицинской академии. В 1898 г. военный врач в крепости Новогеоргиевске, в 1905 г. старший ординатор военного госпиталя в Омске. Сохранилось четыре письма его к Толстому от 1892—1905 гг.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРОМУ ТОМУ.
I
В 52 томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого публикуются впервые Дневники и Записные книжки за 1891—1894 гг.
Начало 90-х годов было отмечено тяжелым всенародным бедствием — голодом, охватившим многие районы России.
Разразившийся голод был прямым следствием экономического и политического закабаления народа. Реформа 1861 г., проведенная феодально-крепостническим правительством в интересах помещиков, ограбила крестьян. После реформы, с развитием капиталистических отношений в стране, процесс обезземеливания и разорения крестьянства шел с возрастающей быстротой. «Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю».19 Ускоренным темпом шло в эти годы и расслоение крестьянства: из его среды выделялась зажиточная кулацкая верхушка — деревенская буржуазия, а среднее крестьянство и беднота превращались в деревенских пролетариев.
К концу 80-х годов экономическое положение трудового крестьянства стало поистине катастрофическим. Разоренные и обнищавшие крестьяне оказались к этому времени не в состоянии обрабатывать даже те жалкие обрезки надельной земли, которые у них сохранились после реформы. Земля продавалась за бесценок или сдавалась в аренду помещикам и кулакам. «Помещики выжимали последние соки из отсталого крестьянского хозяйства различными грабительскими способами (аренда, штрафы). Основная масса крестьянства из-за гнета помещиков не могла улучшать свое хозяйство. Отсюда крайняя отсталость сельского хозяйства в дореволюционной России, приводившая к частым неурожаям и голодовкам».20
В своих публицистических статьях 80-х годов Толстой многократно писал о тяжелом положении крестьянства. Еще в 1873 г. он отдал немало сил борьбе с разразившимся в Самарской губернии голодом.21 Теперь, в 1891—1892 гг., писатель целиком посвятил себя оказанию помощи голодающим крестьянам.
Первые вести о приближающемся голоде дошли до Толстого летом 1891 г. Тяжелое народное бедствие глубоко встревожило писателя. Сочувствуя народу, Толстой обличает пустую болтовню сытых и богатых людей о помощи «младшему брату».
«Все говорят о голоде, все заботятся о голодающих, хотят помогать им, спасать их. И как это противно! Люди, не думавшие о других, о народе, вдруг почему-то возгораются желанием служить ему. Тут или тщеславие — высказаться, или страх; но добра нет», — записывает он в Дневнике 25 июня 1891 г. Лицемерная «забота» тунеядцев о голодающем труженике, которого они обобрали и трудами которого они кормятся, представляется Толстому заботой о «поддержании жизни мучимого работой раба, прогоняемого сквозь строй, чтобы додать ему его 5000»22 (палок. — А. Ш.). Толстой считает, что все силы надо употреблять на противодействие несправедливому социальному строю, при котором одни живут в роскоши, а другие голодают, и резко отвергает мысль о помощи населению за счет пожертвований богатых людей. Об этом он, в частности, пишет в июле 1891 г. Н. С. Лескову. Он решительно высказывается против того, чтобы «собрать побольше мамона неправды и, не изменяя подразделения, увеличить количество корма». «Делать этого рода дела, — пишет Толстой, — есть тьма охотников, — людей, которые живут всегда не заботясь о народе, часто даже ненавидя и презирая его, которые вдруг возгораются заботами о меньшом брате, — и пускай их это делают. Мотивы их и тщеславие, и честолюбие, и страх, как бы не ожесточился народ. Я же думаю, что добрых дел нельзя делать вдруг по случаю голода».23
Говоря о «противодействии» существующему строю, Толстой, однако, не имеет в виду насильственной борьбы с ним. Главное, по мнению Толстого, это всегда проповедовать и делать добро, «любить и голодных,