свечи 20 к. работница. Козочка. Вл[адимир] Ак[имович] довозил. Народ в Мананках в полесьи и льном, полотном кругом — бедность. Удивляешься, как они живы. — Ночлег у столяра. Старуха болтунья. Батюшка Пимен. Стонет, причитывая. Плакать надо, а мы что? Рассказ об оскоплении. В окно прищемило. — Ночь бессонная. —
Вышли до зари. Богомолки, как заливало водой, ездили на лодке корову доить. На печи с 9 гусынями. Много. Белев. Чай в трактире. Народ идет с тряпкой, пенькой.
Прасола. Котенок. — Солдатка с самоваром и ее невестка, коротенькая, черномазая, завидует белому хлебу, баранкам — жизнь. Сама сема, муж прялки делает, возит на себе. Лошади не может купить. Отдых на потолке. — Старик возчик. Дворяне хотят из себя царя избрать.
Проелись на отделку, долго не отдохнуть. —
Княгиня добрую душу имеет. Даст денег на лошадь. Дождь пошел. В больнице народ. Погодите, творогу пришлю. Думаю: где прислать, забудет. Прислала. — Князь тоже подписался. Он не хотел. Сказали: не подпишешься: голову долой. Пришел, сам повинился: меня силом заставили: Ну, ступай в иные земли.
Аду принял, там и помер. —
Жид подкупил сжечь застрахованный дом. — Монахи деньги наживают. Гостинник помер, 200 р. оставил.
Игумен ушел из Питера, б[ыл] с гуртами[?], а отец у него невесту отбил.
Как пить бросил: еду лесом, а у мужика колеса скрипят.
Дай деготкю. А Валдекр[?] говорит: в кабак есть деньги, а на деготь нет, с тех слов — и бросил. Измигуливай, Коровина,
Струн не ладь. —
Сосна 20 вершк[ов]. Как пилят — страсть.
[Оптина пустынь.] Пришли в гостиницу. Ефим сердитый. Здесь странноприимный дом. Вот здесь и спи. Ты нажрался, а я не ел. Вот сюда сядь — на плечи.
Старичек, попираясь пришел.
Во всех гостиницах отказ с ложью. И господам не даем. — Номер с клопами.
Сапожник орловской с женой.
Благословите самоварчик. Номер. Шли 50 верст, обещание. Белокурый, моложавый, глуповатый.
Трапеза: Сидят лицами к столу. Я сел, немой (на Кобякова похож) с мычаньем притянул к себе. — Борщ, каша, квас. Из одно[й] чашки 4. Всё вкусно. Едят жадно. —
Швыряет хлеб. Молитва. Никто не молится. — Меня зовет старичек. А того, молодого, не пускай — вытерпит, а то выгоню.
Все полегли на дворе, в избах, в сенях. — Все спят с уморы. Дурная вочь.
[15 июня.] 15. Пошел ходить.
Ид духовного звания, молодой, ражий, курносый, пришел к Амвросию спросить — жениться ли? Другой спорил со мной, что Евангелия мало. Мы закоснели.
Женщина шлифованная. Слава тебе, Господи, Царь небесн[ый], Царица небесная и т. д.
Женщина меня ждала спросить: муж на крестинах опился. Так правда ли, народ говорит, что грех поминать (сама брюхата, арбузом брюхо). — Я жалею его.
В лавке образки, крестики, ленточки, ладонки, книги. Баба богородицкая — «Книжечку, дедушка, выбери». Какую?
2в Евангелие? Это им не идет. Молитву кающегося грешника.
— Отчего нейдет?
— Я говорю, нейдет. А это понятна. — Баба благодарна. Насл[ал] Бог.
Сергей говорит: на кухне еще сердитей. Сергей его усовестил: Если вы так, то мы еще хуже. —
Сапожник пришел, заложивши. Так меня оскорбил, что будь тут, я б ему морду разбил.
Шел, шел, думал благодать найду, а они ругают. — Я дома монастырь сделаю. Певчих позову, полведра поставлю. Отдернут такую, что —
В женской помутка: Монах кричит. Я тебя свяжу, дрянь! Зашли, вонь ужасная, дочь плачет. Вторую ночь не дает спать, дерется. Загогочет, как жеребец, и завоет.
Александр Ник(олаевич], батюшка Государь. Ссекли, срубили твою головушку победную — Я подошел. Скула на сторону. Жжет навоз здесь. Нараспев жалуется на баб. Они меня душат. —
В церкви запели Отче наш. Она говорит — проклятый. На спине кругом елозит. Не дает спать. Нас..но на полу.
Чаю хочешь? Нараспев: чай-то у нас может свой пить. Молится, чтобы мне да… а… ли. В Тихвине связали. Ни искры жалости у монаха.
Фекин добрый, пухлый. Уверен, что, прожив 45 лет в монастыре с деньжонками на помин души, дело души его верное.
Я пишу, пришел гостинник. Жалкой, измученный, строгий и злой вид (ему давали деньги уходящие), жалуется и прости, Хр[иста] ради. Один, измучил[ся], бежать, ходил. Был прикащиком, 1000-ми ворочал. А теперь всем служи. — Бедный.
К Ювеналию. 4 комн[аты]. Половики мягкие, для молитвы. Иконы, картины, жалузи. Длинные, сивые космы, крупные руки, тонкий, вострый нос. — Зашла речь о толкованиях Павла, церкви отцов. Я не могу допустить. — Про Магомета, пожалуйста, не говорите. Судить, воевать надо. Положить живот за други своя — это значит воевать. Обязаны защитить. Начальство и власти. Церковь свята. — Плотская брань. Прелесть гордости, прироженая.
Дома всё переменилось, поклоны, ваше сиятельство. — «Царя батюшку убили, меня горькую погубили».
Дома с сапожником.
К Амвросию. Толпы дожидались и дожидаются. — Одна баба спросить пришла бат[юшку] о. Амвросия, поминать ли мужа, он опился на крестинах. Поминать ли? Другая — собирать ли на Иерусалим? Просительное письмо из Иерусалима к благотворителям — набрала 15 р. 3-я — жить ли с деверем?
Выйдет ли дочь замуж? Постройку затеваю, будет ли польза? Открыть ли торговлю — кабаки? С переднего крыльца мущины, с заднего женщины. Рассортировка идет. — Монашки и чистые в переднюю. (Слепая из Новосиля.)
У Амвросия 2 часа. Нищенство это совершенство. — Ищите совершенства, но не удаляйтесь от церкви. В Еванг[елии], в посланиях, соборах и у св[ятых] отцов — откровение. Звезда от звезды отличаются. Как генерал, полковник, поручик, так и там будет (ему кажется, что чины что-то натуральное, с чем можно сравнивать).
И(оанна] Златоуста не видал тот, кто был на небе. — он с Св. Троицой.
Все будут казаться равны, но утешение не одно. Мощи благоухают.
Ювеналий не знал, что в притче об ужине — одни побили посланных. Амвросий не знал, что о церкви говоря, сказано, если брат твой против тебя согрешит.
Он говорил просто: согрешит. А Ювеналий к слову еклезия прибавляет -верующих. —
Амвросий занят тем чином, к[оторый] он заслуживает, и верит болезненно, бедный.
Рысаков: благоразумный злодей.
Предание о разбойнике, что он услужил Христу, рассказывает, как дело.
«Обряд и для лошадей нужен».
А бедный не заслужит чина — келейники двери на запор и выталкивают.
[15 июня.] 15. (Далее, кончая: скоро и помирать написано карандашом и обведено чернилами рукой С. А. Толстой) У тебя Бог есть, а у меня нету, давай Б[ога] делить, кому достанется. —
Время скоро идет, 8 лет. Богатому скоро. Погляжу, наши господа встанут в обед, запрягай кататься, и пойдет кутерьма до разусвета. А наш брат работает, наложил бы, лошадь не везет. — На солнышко глянешь — нет. — Так каждый час провожаем — скорей бы прошел, а ведь так жизнь провожаем, скоро и помирать.
т) Андреичева — 3.
Буландина — 3.
Чебышевка — 7.
Рожество — 18.
Остромки — 10.
Мананки — 10.
Положили 3 лопаты… Зашли да Камень. Не пиши, брехать не станешь (Далее, кончая: возят обведено чернилами рукой С. А. Толстой).
Ср.ть возят.
[Перемышлъ.] 16 Июня. С вечера пришли в Перемышль. Игнатий Климыч был градским головой. Седой, толстый бревном, грубый, животный. — Спросили не билеты, а кто вы будете? — Старуха такая же толстая, дочь девица, свидетельство в рамках училищ. Внучка Соничка 3-х лет. Крестится по 10 раз, приговаривая, и целуется в засос. Перины везде. Рассказ о жиде. «Христианин, какого не видал». Гитара подарена исправником.— Рассказ о келейницах. Старуху за 3-х молодых (Вымарано два слова). Был под судом. В тюрьму сажали. — Вчера во дворе пили молоко. В 3 стана ткут. Песни. Грязь, весело. Как оторвалась от дела, так искать в голове.
[По дороге в Калугу,] (17 Июня.) — Сторож церковный и пьяный мужик подает копеечку. — Заблудился, баба бочком едет пахать. А разве я стара? Пили чай. Солдаты водили арестантов. Это наш спокой, — показывая на кандалы. Парикмахер мальчик. Воротнички измокли. Чистяк трактирщик Неднинской. — Читают подписи картин смерти государя. Ни одного замечания. Трактирщик точно студент. Ходит служить по ярманкам. А косить домой. Другой такой же постарше. Мир вам! Рассказывал, что бабы скачут бочком во весь дух.
Слова гамаза, выдубал, харовина.
Вчера было. Иду, лежит сердитый с ковровыми мешками.
— Здраствуй.
— Здр[авствуй]. Откуда? — Откуда кто? — Да детей много ль? — Иди, иди, где-нибудь баб справляй.
Много есть, что его баба учит. Ни сохи наладить, ни косы. Бог помочь, девушка. — Спаси Христос, дедушка. — Много ль тебе лет, девуш[ка]? -15. — Давно уже пашешь? — 3-е лето.— Лешит вдоль полоску. —
[Калуга.] В Калуге хозяин ткнул. Билеты есть. Туда идите.
18 Июня. Попы стоят на подворьи. Указали Знаменье. Юнкер проситель указал Григор[ия] Ивановича], потом догнал, говорит — Иван Тихонов. На крутом берегу, под горой. Лесенка в горе, дом хороший. Кожевенник, В двери 4 продушены. Отворил мальчик 13 лет. Батенька. Не на хорах ли? Провел в горницу, один стол н стулья.
Образа. Пришел в жилетке, рубаха на выпуск, молодой, рыжеватый, характерный, быстрый. Чего надо? Нельзя ли поговорить? Не о чем говорить. Мы православны. А я нет, так у нас с тобою пря.
Так прощайте. Пошли, сзади смех. —
К попу. Дьячек навстречу, с косой.—По какому делу?—Женщина: сватьбу венчать! Дьячек рассказал, что отобрали книги. К попу. Старичек рассказал, что началось дело из Петербурга. Донесли. Судебный следователь опечатал книги. — Судили в окружном суде и оправдали. Они говорят: Слово плоть бысть, против причастия. Поп прямо сказал то же, что говорят в Опт[иной] Пустыне, что добрые дела — это пост, хождение в церковь, принятие попов.
Вчера. Мужик едет сеять, сели на полоску — соха, борона, мешок. Работаешь, работаешь, не разгибаючись, а придешь домой, есть нечего.
3-го дня. Идем стежкой, мокро. Мальчик плачет.—Дедушка, дай бумажку. — Это книжки. Есть грамотны? Нате. — (Все): И я! и я! Неправда, вот он. Стали заходить за гору кучей, роем около книжки, зашли. Гогочут опять.
4-го дня. Читали письмо в обед. Мужика из Киева, после бунта: работы стали. NN в остроге с 1500 чел. Мы его посещаем каждое воскресенье.
Оттуда к Иконникову, Аверьян Семеновичу. Общий вид веселого достатка. Два сына извощики на углу Спаса. — Дома нот старика. Пошел к Спасу. Два брата краснорожие, серьезные и добрые. С другими нельзя, а с Иконниковым можно. — Сказал, почему я узнал. — Это негодный попишка нас подвел. Что ж, вера вся одна. Аще не родитесь свыше, не внидете и ц[арство] б[ожие]. Лжеучителей до чем познать? — По плодам. В волчьей одежде. Внешнее очищает, а внутри исполнены скверны.—Говорил свободно и прекрасно. Потом заробел. Не пошел в номер. Обещал приехать в 2.
Извощик не приехал. Ходил в окружный суд. Всё та же канитель. Бедняк украл полушубок. Его в арестанские