Философский дневник. Лев Николаевич Толстой
От издателя
Дорогие читатели! Выпуск в свет книги вели-
кого писателя Земли Русской Льва Николаевича
Толстого — создателя непревзойденных по глу-
бине художественных и философских произведе-
ний — продолжает серию «Мыслители России».
Книга высвечивает еще одну грань его гения, свя-
занную с философским осмыслением человечес-
кой жизни.
Следуя лучшим национальным традициям, Тол-
стой выступил как выдающийся творец русской
культуры, оказавшей огромное влияние на разви-
тие гуманистических идей во всем мире. Многие
философы и общественные деятели XXстолетия
называли его своим идейным наставником и учи-
телем.
Дневники Толстого последних лет его жизни —
уникальный памятник философской мысли. Излюб-
ленный им жанр исповеди получает здесь небыва-
лое по силе искренности воплощение.
Генеральный директор ФГУПИздательство «Известия»
Управления делами Президента Российской Федерации
‘ Эраст Галумов
JI. Н. Толстой
1901-1910
Москва
Издательство «ИЗВЕСТИЯ»
2003
ББК 87.3(2).6+84(2Рос=Рус)1
Т53
Составление,
вступительная статья и комментарии
А Н Николюкина
Толстой JI. Н.
Т53 Философский дневник. 1901—1910 / Сост., вступ ст.
и коммент. А. Н. Николюкина — М. Известия, 2003. —
543 с. — (Мыслители России).
ISBN 5-206-00-623-8
В книге впервые современному читателю представлены философские
мысли позднего периода творчества Л Н Толстого, изложенные в его дневни-
ках, которые не переиздавались в полном виде более 50 лет В дневниковых
записях писателя получили яркое отражение его глубокие размышления о Боге
и человеке, свободе, нравственности, справедливости и т д
Книга предназначена как для философов, историков, культурологов —
ученых, преподавателей и студентов, так и для широкого круга читателей, ин-
тересующихся творческим наследием Л Н Толстого
Б Б К 8 7 . 3 ( 2 ) . 6 + 8 4 ( 2 Р о с = Р у с ) 1
© Издательство «Известия», 2 0 0 3
© А Н Николюкин Составление,
вступительная статья
I S B N 5 — 2 0 6 — 0 0 — 6 2 3 — 8 и комментарии, 2 0 0 3
РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО
О ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
Л. Н. Толстой придавал особое значение дневникам пос-
ледних лет жизни. Более того, он считал их главным, что
было создано им в эти годы. Постоянному издателю своих
сочинений В. Г. Черткову он писал в мае 1904 г. о работах, скопившихся у него в рукописях: «Всем этим бумагам, кро-
ме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не
приписываю никакого значения и считаю какое бы то ни
было употребление их совершенно безразличным. Дневни-
ки же, если я не успею более точно и ясно выразить то, что
я записываю в них, могут иметь некоторое значение, хотя
бы в тех отрывочных мыслях, которые изложены там. И по-
тому издание их, если выпустить из них все случайное, не-
ясное и излишнее, может быть полезно людям, и я надеюсь, что вы сделаете это».
Однако такое издание не было осуществлено. Испол-
няя волю Толстого, мы в настоящей публикации днев-
ников, «выпустив из них все случайное, неясное и из-
лишнее», т. е. записи бытового, частного, преходящего
характера, предлагаем читателю всю полноту религиозно-
философских размышлений великого мыслителя, запечат-
ленных в его дневниках 1901—1910 гг.
Последнее десятилетие своей жизни Толстой особенно
много думал о смысле жизни, о Боге, о смерти, о предназ-
начении человека. Эти мысли, которые он записывал каж-
дый день, — будь то Дневник или новая книга, над кото-
рой работал, — остаются и для нас в XXI в. известным
мерилом нравственности и достоинства человека, хотя наш
жизненный опыт и миросозерцание могут отличаться от
7
толстовского. Прикасаясь к мысли Толстого, даже не со-
глашаясь с ним, мы невольно вынуждены искать свои от-
веты на вопросы, волновавшие мыслителя.
Лев Толстой творил в контексте всемирной литературы, читал современную литературу на многих европейских язы-
ках, и воспринимать, исследовать его наследие необходи-
мо, очевидно, также в ряду произведений всемирной лите-
ратуры. И не столько ради раскрытия так называемого «ми-
рового значения» его творчества, что уже неоднократно
предпринималось с большим или меньшим успехом, сколь-
ко для понимания самих произведений великого писателя
и философа.
Толстой считал, что искусство есть одно из средств еди-
нения людей и народов. С этой мыслью он стал собирать
«мысли мудрых людей», составившие его книги «Круг чте-
ния» и «Путь жизни». Своеобразным прообразом этих книг
стал «Франклиновский журнал», который, по его собствен-
ному признанию в Дневнике (11 июня 1855 г.), он вел с 15
лет. Этический кодекс американского просветителя, фило-
софа и ученого Бенджамина Франклина был во многом
близок Толстому, особенно в начале и в конце его творчес-
кого пути, связуя тем самым нравственные искания ранне-
го и позднего периода жизни писателя.
В письме к художнику Н. Н. Ге 6 марта 1884 г. Толстой
сообщает, что занят отбором и переводом изречений фи-
лософов и писателей разных народов. Это самое раннее
свидетельство о замысле «Круга чтения», тесно связанного
с дневниковыми записями. 15 марта того же года в Днев-
нике появляется запись: «Надо себе составить Круг чте-
ния: Епиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Еван-
гелие. — Это и для всех бы нужно». В это время Толстой, по свидетельству его секретаря Н. Н. Гусева, много читал
китайских философов.
В письме к Г. А. Русанову 28 февраля 1888 г. Толстой
вновь возвращается к той же мысли: «Вопрос в том, что
читать доброе по-русски? заставляет меня страдать укорами
совести. Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее вой-
ти в этот круг, и давно я имею возможность и перевести и
8
издать, — и я ничего этого не сделал. Назвать я могу: Кон-
фуция, JIao-дзы, Паскаля, Паркера, М. Арнольда и мн. др., но ничего этого нет по-русски».
Хотя замысел большого философского произведения от-
носится к середине 1880-х гг., искания нравственной прав-
ды и смысла жизни отразились еще в ранних дневниках, которые Толстой вел с 1847 г., и проходят через всю его
жизнь. Ошибочным представляется довольно широко рас-
пространенное мнение, будто нравственно-религиозные тен-
денции характерны лишь для позднего периода творчества
писателя. Еще более неправомерно существовавшее в про-
шлые десятилетия противопоставление художника Толстого
великому мыслителю Толстому.
Не было двух Толстых, как не было двух Гоголей — ав-
тора «Ревизора», «Мертвых душ», с одной стороны, и «Выб-
ранных мест из переписки с друзьями» — с другой. Подлин-
ный писатель, особенно классик, тем и велик, что его на-
следие являет собой целостность художественного и
идейного, которую современники не всегда могут понять, а
последующие поколения не всегда хотят пересмотреть ут-
вердившуюся точку зрения.
Толстой постоянно пытался осознать и определить по-
нятие Бога. Летом 1906 г. он заносит в свою записную книж-
ку, которой обычно пользовался как черновиком для даль-
нейших записей в Дневнике: «Есть ли Бог? Не знаю. —
Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона и называю Богом». А 16 октября
1906 г. он формулирует эту мысль еще более отчетливо:
«Богом я называю в своей цельности то, что я в ограничен-
ном состоянии сознаю в себе».
Но это лишь одна сторона вопроса. Вера (и не только
религиозная) — важнейший принцип всего мировоззре-
ния Толстого. Вера — это в то же время страстная убеж-
денность в идеалах добра и справедливости, которые ле-
жат в основе всякой толстовской мысли. Со всей опреде-
ленностью выражено это в записи на 2 января в «Круге
чтения»: «Одно из самых грубых суеверий есть суеверие
большинства так называемых ученых нашего времени о
том, что человек может жить без веры».
9
Христианство было и остается основой развития рус-
ской культуры. Именно «вера» для Толстого — это позна-
ние смысла жизни чрез Бога. В той же записи на 2 января
Толстой поясняет: «Сущность всякой религии состоит толь-
ко в ответе на вопрос, зачем я живу и какое мое отношение
к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной
религии, от самой возвышенной и до самой грубой, кото-
рая не имела бы в основе своей этого установления отно-
шения человека к окружающему его миру».
Учение Толстого вызывало немало ложных трактовок, попыток использовать его в интересах собственных убежде-
ний. Даже не касаясь работ В. И. Ленина, стремившегося
трактовать идейное наследие писателя применительно к за-
дачам «пролетарской революции», укажем хотя бы на весь-
ма субъективную трактовку Н. А. Бердяева, увидевшего
в творчестве Толстого разрушительное начало, привед-
шее, вопреки учению о непротивлении, к революции.
«Толстой, — писал Бердяев, — идеализировал простой на-
род, в нем видел источник правды и обоготворял физичес-
кий труд, в котором искал спасения от бессмыслицы жизни.
Но у него было пренебрежительное и презрительное отно-
шение ко всякому духовному труду и творчеству. Все острие
толстовской критики всегда было направлено против куль-
турного строя. Эти толстовские оценки также победили в
русской революции, которая возносит на высоту представи-
телей физического труда и низвергает представителей труда
духовного… Поистине Толстой имеет не меньшее значение
для русской революции, чем Руссо имел для революции фран-
цузской. Правда, насилия и кровопролития ужаснули бы
Толстого, он представлял себе осуществление своих идей
иными путями. Но ведь и Руссо ужаснули бы деяния Робес-
пьера и революционный террор. Но Руссо так же несет от-
ветственность за революцию французскую, как Толстой за
революцию русскую. Я даже думаю, что учение Толстого
было более разрушительным, чем учение Руссо»*.
В ходе работы над «Кругом чтения» и особенно над пос-
ледовавшими затем книгами «На каждый день» и «Путь
* Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 283—284.
10
жизни» Толстой все больше и больше переходил от изрече-
ний «мудрых людей» прошлых эпох к своим собственным
высказываниям, обращался к своим дневниковым записям, мыслям, высказанным в письмах. Если в «Мыслях мудрых
людей», этом начальном этапе работы, было всего несколько
собственно толстовских мыслей, то в книге «Путь жизни», конечном результате работы писателя в этом жанре, кар-
тина прямо обратная: всего несколько изречений других
писателей, а все остальное принадлежит Толстому.
Эта тенденция к «обезличиванию» мыслей отражает ос-
новную направленность работы Толстого последнего деся-
тилетия жизни — достижение органического синтеза заим-
ствованной мысли со своей и стремление к утрате автор-
ства, как то случалось в народной литературе, фольклоре.
Дневник, хотя Толстой продолжал его многие десятилетия, стал итоговой вехой на пути развития жанра, разработан-
ного в «Круге чтения».
Размышляя о значении своего Дневника, Толстой за-
писывает 19 марта 1906 г.: «Думал о том, что пишу я в
дневнике не для себя, а для людей — преимущественно для
тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и
что в этом нет ничего дурного. Это то, что мне думается, что от меня требуется. Ну, а если сгорят эти дневники? Ну
что ж? Они нужны, может быть, для других, а для меня
наверное — не то что нужны, а они — я. Они доставляют
мне благо».
Среди множества идей, наполняющих Дневник, особен-
но часто повторяется одна — о том, что жизнь есть благо:
«Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет
никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в
сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой. В
жизни может быть зло, а самая жизнь не может быть злом.
Благо может быть только в жизни. И потому нельзя гово-
рить, что отсутствие жизни может быть благо» (21 марта
1902 г.).
Что же такое жизнь? — задается вопросом Толстой и
отвечает: «Жизнью мы называем две вещи: а) наше созна-
ние духовного начала, проявляющегося в мире, и б) на-
блюдаемое нами во времени и пространстве проявление
11
этого начала. В сущности есть только одно первое понятие
жизни, как проявление сознаваемого нами духовного на-
чала. Оно одно