Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

Философский дневник. Лев Николаевич Толстой

От издателя

Дорогие читатели! Выпуск в свет книги вели-

кого писателя Земли Русской Льва Николаевича

Толстого — создателя непревзойденных по глу-

бине художественных и философских произведе-

ний — продолжает серию «Мыслители России».

Книга высвечивает еще одну грань его гения, свя-

занную с философским осмыслением человечес-

кой жизни.

Следуя лучшим национальным традициям, Тол-

стой выступил как выдающийся творец русской

культуры, оказавшей огромное влияние на разви-

тие гуманистических идей во всем мире. Многие

философы и общественные деятели XXстолетия

называли его своим идейным наставником и учи-

телем.

Дневники Толстого последних лет его жизни —

уникальный памятник философской мысли. Излюб-

ленный им жанр исповеди получает здесь небыва-

лое по силе искренности воплощение.

Генеральный директор ФГУПИздательство «Известия»

Управления делами Президента Российской Федерации

‘ Эраст Галумов

JI. Н. Толстой

ФИЛОСОФСКИЙ

ДНЕВНИК

1901-1910

Москва

Издательство «ИЗВЕСТИЯ»

2003

ББК 87.3(2).6+84(2Рос=Рус)1

Т53

Составление,

вступительная статья и комментарии

А Н Николюкина

Толстой JI. Н.

Т53 Философский дневник. 1901—1910 / Сост., вступ ст.

и коммент. А. Н. Николюкина — М. Известия, 2003. —

543 с. — (Мыслители России).

ISBN 5-206-00-623-8

В книге впервые современному читателю представлены философские

мысли позднего периода творчества Л Н Толстого, изложенные в его дневни-

ках, которые не переиздавались в полном виде более 50 лет В дневниковых

записях писателя получили яркое отражение его глубокие размышления о Боге

и человеке, свободе, нравственности, справедливости и т д

Книга предназначена как для философов, историков, культурологов —

ученых, преподавателей и студентов, так и для широкого круга читателей, ин-

тересующихся творческим наследием Л Н Толстого

Б Б К 8 7 . 3 ( 2 ) . 6 + 8 4 ( 2 Р о с = Р у с ) 1

© Издательство «Известия», 2 0 0 3

© А Н Николюкин Составление,

вступительная статья

I S B N 5 — 2 0 6 — 0 0 — 6 2 3 — 8 и комментарии, 2 0 0 3

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО

О ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

Л. Н. Толстой придавал особое значение дневникам пос-

ледних лет жизни. Более того, он считал их главным, что

было создано им в эти годы. Постоянному издателю своих

сочинений В. Г. Черткову он писал в мае 1904 г. о работах, скопившихся у него в рукописях: «Всем этим бумагам, кро-

ме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не

приписываю никакого значения и считаю какое бы то ни

было употребление их совершенно безразличным. Дневни-

ки же, если я не успею более точно и ясно выразить то, что

я записываю в них, могут иметь некоторое значение, хотя

бы в тех отрывочных мыслях, которые изложены там. И по-

тому издание их, если выпустить из них все случайное, не-

ясное и излишнее, может быть полезно людям, и я надеюсь, что вы сделаете это».

Однако такое издание не было осуществлено. Испол-

няя волю Толстого, мы в настоящей публикации днев-

ников, «выпустив из них все случайное, неясное и из-

лишнее», т. е. записи бытового, частного, преходящего

характера, предлагаем читателю всю полноту религиозно-

философских размышлений великого мыслителя, запечат-

ленных в его дневниках 1901—1910 гг.

Последнее десятилетие своей жизни Толстой особенно

много думал о смысле жизни, о Боге, о смерти, о предназ-

начении человека. Эти мысли, которые он записывал каж-

дый день, — будь то Дневник или новая книга, над кото-

рой работал, — остаются и для нас в XXI в. известным

мерилом нравственности и достоинства человека, хотя наш

жизненный опыт и миросозерцание могут отличаться от

7

толстовского. Прикасаясь к мысли Толстого, даже не со-

глашаясь с ним, мы невольно вынуждены искать свои от-

веты на вопросы, волновавшие мыслителя.

Лев Толстой творил в контексте всемирной литературы, читал современную литературу на многих европейских язы-

ках, и воспринимать, исследовать его наследие необходи-

мо, очевидно, также в ряду произведений всемирной лите-

ратуры. И не столько ради раскрытия так называемого «ми-

рового значения» его творчества, что уже неоднократно

предпринималось с большим или меньшим успехом, сколь-

ко для понимания самих произведений великого писателя

и философа.

Толстой считал, что искусство есть одно из средств еди-

нения людей и народов. С этой мыслью он стал собирать

«мысли мудрых людей», составившие его книги «Круг чте-

ния» и «Путь жизни». Своеобразным прообразом этих книг

стал «Франклиновский журнал», который, по его собствен-

ному признанию в Дневнике (11 июня 1855 г.), он вел с 15

лет. Этический кодекс американского просветителя, фило-

софа и ученого Бенджамина Франклина был во многом

близок Толстому, особенно в начале и в конце его творчес-

кого пути, связуя тем самым нравственные искания ранне-

го и позднего периода жизни писателя.

В письме к художнику Н. Н. Ге 6 марта 1884 г. Толстой

сообщает, что занят отбором и переводом изречений фи-

лософов и писателей разных народов. Это самое раннее

свидетельство о замысле «Круга чтения», тесно связанного

с дневниковыми записями. 15 марта того же года в Днев-

нике появляется запись: «Надо себе составить Круг чте-

ния: Епиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Еван-

гелие. — Это и для всех бы нужно». В это время Толстой, по свидетельству его секретаря Н. Н. Гусева, много читал

китайских философов.

В письме к Г. А. Русанову 28 февраля 1888 г. Толстой

вновь возвращается к той же мысли: «Вопрос в том, что

читать доброе по-русски? заставляет меня страдать укорами

совести. Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее вой-

ти в этот круг, и давно я имею возможность и перевести и

8

издать, — и я ничего этого не сделал. Назвать я могу: Кон-

фуция, JIao-дзы, Паскаля, Паркера, М. Арнольда и мн. др., но ничего этого нет по-русски».

Хотя замысел большого философского произведения от-

носится к середине 1880-х гг., искания нравственной прав-

ды и смысла жизни отразились еще в ранних дневниках, которые Толстой вел с 1847 г., и проходят через всю его

жизнь. Ошибочным представляется довольно широко рас-

пространенное мнение, будто нравственно-религиозные тен-

денции характерны лишь для позднего периода творчества

писателя. Еще более неправомерно существовавшее в про-

шлые десятилетия противопоставление художника Толстого

великому мыслителю Толстому.

Не было двух Толстых, как не было двух Гоголей — ав-

тора «Ревизора», «Мертвых душ», с одной стороны, и «Выб-

ранных мест из переписки с друзьями» — с другой. Подлин-

ный писатель, особенно классик, тем и велик, что его на-

следие являет собой целостность художественного и

идейного, которую современники не всегда могут понять, а

последующие поколения не всегда хотят пересмотреть ут-

вердившуюся точку зрения.

Толстой постоянно пытался осознать и определить по-

нятие Бога. Летом 1906 г. он заносит в свою записную книж-

ку, которой обычно пользовался как черновиком для даль-

нейших записей в Дневнике: «Есть ли Бог? Не знаю. —

Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона и называю Богом». А 16 октября

1906 г. он формулирует эту мысль еще более отчетливо:

«Богом я называю в своей цельности то, что я в ограничен-

ном состоянии сознаю в себе».

Но это лишь одна сторона вопроса. Вера (и не только

религиозная) — важнейший принцип всего мировоззре-

ния Толстого. Вера — это в то же время страстная убеж-

денность в идеалах добра и справедливости, которые ле-

жат в основе всякой толстовской мысли. Со всей опреде-

ленностью выражено это в записи на 2 января в «Круге

чтения»: «Одно из самых грубых суеверий есть суеверие

большинства так называемых ученых нашего времени о

том, что человек может жить без веры».

9

Христианство было и остается основой развития рус-

ской культуры. Именно «вера» для Толстого — это позна-

ние смысла жизни чрез Бога. В той же записи на 2 января

Толстой поясняет: «Сущность всякой религии состоит толь-

ко в ответе на вопрос, зачем я живу и какое мое отношение

к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной

религии, от самой возвышенной и до самой грубой, кото-

рая не имела бы в основе своей этого установления отно-

шения человека к окружающему его миру».

Учение Толстого вызывало немало ложных трактовок, попыток использовать его в интересах собственных убежде-

ний. Даже не касаясь работ В. И. Ленина, стремившегося

трактовать идейное наследие писателя применительно к за-

дачам «пролетарской революции», укажем хотя бы на весь-

ма субъективную трактовку Н. А. Бердяева, увидевшего

в творчестве Толстого разрушительное начало, привед-

шее, вопреки учению о непротивлении, к революции.

«Толстой, — писал Бердяев, — идеализировал простой на-

род, в нем видел источник правды и обоготворял физичес-

кий труд, в котором искал спасения от бессмыслицы жизни.

Но у него было пренебрежительное и презрительное отно-

шение ко всякому духовному труду и творчеству. Все острие

толстовской критики всегда было направлено против куль-

турного строя. Эти толстовские оценки также победили в

русской революции, которая возносит на высоту представи-

телей физического труда и низвергает представителей труда

духовного… Поистине Толстой имеет не меньшее значение

для русской революции, чем Руссо имел для революции фран-

цузской. Правда, насилия и кровопролития ужаснули бы

Толстого, он представлял себе осуществление своих идей

иными путями. Но ведь и Руссо ужаснули бы деяния Робес-

пьера и революционный террор. Но Руссо так же несет от-

ветственность за революцию французскую, как Толстой за

революцию русскую. Я даже думаю, что учение Толстого

было более разрушительным, чем учение Руссо»*.

В ходе работы над «Кругом чтения» и особенно над пос-

ледовавшими затем книгами «На каждый день» и «Путь

* Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 283—284.

10

жизни» Толстой все больше и больше переходил от изрече-

ний «мудрых людей» прошлых эпох к своим собственным

высказываниям, обращался к своим дневниковым записям, мыслям, высказанным в письмах. Если в «Мыслях мудрых

людей», этом начальном этапе работы, было всего несколько

собственно толстовских мыслей, то в книге «Путь жизни», конечном результате работы писателя в этом жанре, кар-

тина прямо обратная: всего несколько изречений других

писателей, а все остальное принадлежит Толстому.

Эта тенденция к «обезличиванию» мыслей отражает ос-

новную направленность работы Толстого последнего деся-

тилетия жизни — достижение органического синтеза заим-

ствованной мысли со своей и стремление к утрате автор-

ства, как то случалось в народной литературе, фольклоре.

Дневник, хотя Толстой продолжал его многие десятилетия, стал итоговой вехой на пути развития жанра, разработан-

ного в «Круге чтения».

Размышляя о значении своего Дневника, Толстой за-

писывает 19 марта 1906 г.: «Думал о том, что пишу я в

дневнике не для себя, а для людей — преимущественно для

тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и

что в этом нет ничего дурного. Это то, что мне думается, что от меня требуется. Ну, а если сгорят эти дневники? Ну

что ж? Они нужны, может быть, для других, а для меня

наверное — не то что нужны, а они — я. Они доставляют

мне благо».

Среди множества идей, наполняющих Дневник, особен-

но часто повторяется одна — о том, что жизнь есть благо:

«Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет

никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в

сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой. В

жизни может быть зло, а самая жизнь не может быть злом.

Благо может быть только в жизни. И потому нельзя гово-

рить, что отсутствие жизни может быть благо» (21 марта

1902 г.).

Что же такое жизнь? — задается вопросом Толстой и

отвечает: «Жизнью мы называем две вещи: а) наше созна-

ние духовного начала, проявляющегося в мире, и б) на-

блюдаемое нами во времени и пространстве проявление

11

этого начала. В сущности есть только одно первое понятие

жизни, как проявление сознаваемого нами духовного на-

чала. Оно одно

Скачать:PDFTXT

Философский дневник Толстой читать, Философский дневник Толстой читать бесплатно, Философский дневник Толстой читать онлайн