Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

жизнь есть

расширение сознания.

2) Движение, все движение в мире матерьяльном, начиная с

движения сердца до движения Сириуса, есть только иллюзия, про-

исходящая от расширения сознания: все больше и больше ожи-

даю, узнаю и переживаю. (Je m’entends)

3) Для того, чтобы могло быть расширение сознания (благо), нужно, чтоб оно было ограничено. Оно и ограничено простран-

ством и временем.

4) Сначала кажется, что я — матерьяльное (я принимаю свои

пределы за себя), потом кажется, что я — что-то духовное, т. е.

что-то, как матерьялисты говорят, что-то из тонкой материи, от-

дельное. Потом сознаешь, что ни матерьяльного, ни духовного

нет, а есть только прохождение через пределы вечного, бесконеч-

ного, которое есть Все само в себе и ничто (Нирвана) в сравне-

нии с личностью.

5) Живя с сознанием телесности, человекэгоист, борец за

свои радости; живя с сознанием духовного существа, он — гор-

дец, славолюбец; живя в сознании своего участничества в Боже-

стве, он делает то, чего хочет и что делает Бог — блага всем.

7 мая 1904. Я. П.

1) Третьего дня встретил оборванного просящего прохоже-

го. Разговорился с ним: он бывший воспитанник Педагогичес-

кого института. Он — ничшеанец sans le savoir2. Да какой убеж-

денный. «Служение Богу и ближним, подавление своих страс-

‘ Я понимаю то, что хочу сказать (фр )

2 сам того не зная (фр )

119

тей это — узость, нарушение законов природы. Надо следовать

страстям, они дают нам силу и величие». Поразительно, как уче-

ние Ничше, эгоизм, есть необходимое следствие всей совокупно-

сти quasi1 — научной, художественной и, главное, quasi фило-

софской и популяризаторской деятельности. Мы не удивляемся

и не сомневаемся в том, что если в хорошо разработанную землю

попали семена и при этом будет тепло, влага, и ничто не затопчет

посев, то вырастут известные растения. Возможно также верно

определить, какие будут духовные последствия известных ум-

ственных, художественных, научных воздействий.

2) Мне все больше и больше кажется, что нужно и есть что

сказать о причинах подавления духовной жизни людей и сред-

ствах избавления. Все то же старое: Причина всего — насилие, оправдываемое разумом насилие, и средство избавления: рели-

гия, т. е. сознание своего отношения к Богу. То же хочется выра-

зить в художественной форме. Николай I и декабристы. Читаю

много хорошего по этому.

3) Жизнь ограниченного сознания: наша жизнь и жизнь всех

отдельных существ сознается нами движением и материей во вре-

мени и пространстве. Для жизни же неограниченного сознания

нет ни времени, ни пространства, ни движения, ни материи. Та-

кая жизнь непонятна нам; но она есть. Одна она есть. Наша же

жизнь и всех отдельных существ есть только проявление ее. —

Такая неограниченная жизнь невыразима словом, непонятна рас-

судку. Но мы знаем ее; знаем потому, что она есть мы, и мы — это

она. Мы знаем ее помимо рассудка, соединяемся с ней вне обла-

сти рассудка. Для рассудка мы можем объяснить себе существо-

вание такой неограниченной жизни тем, что она соединяет в одно

все существующее так же, как мы воспоминанием соединяем в

одно всю свою прошедшую жизнь и воображением соединяем в

одно жизнь других существ. Мы соединяем так только ограни-

ченное число событий и существ, Бог же соединяет в себе все.

4) Жизнь наша представляется нам расширением своего со-

знания; в сущности же нет расширения, а есть уяснение созна-

ния жизни. Жизнь (Бог) по существу беспредельна и бесконечна, и потому сознание этой беспредельности и бесконечности есть

жизнь в нас. И закон жизни есть все более и более ясное это со-

знание. (Нехорошо, неясно.)

‘ мнимо (лат ).

120

11 мая 1904. Я. П.

1) Илья Васильевич, лакей, вследствие праздника и гулянья

не в духе. И я не успел оглянуться, как заразился тем же дурным, недобрым расположением. Одно из важнейших правил в жизни:

не зевать, когда другие зевают. Не поддаваться никакому вну-

шению, не проверив его. Отдаваться только такому, какое при-

знаешь добрым: поддаваться внушению Христа, Марка Аврелия, а не Мопасана и т. п. Не забывать и того, что ты тоже внушаешь.

2) Вчера, гуляя, думал: Моя жизнь (которую я знаю основа-

тельно одну) есть, несомненно, если не расширение (расшире-

ние мне не нравится), то уяснение сознания (оно было темно —

становится яснее). И, дойдя до высшей степени ширины, яснос-

ти, т. е. что я сознаю собою другие существа или даже все суще-

ства, оно исчезает — наступает смерть. Но такое же сознание

я вижу, знаю — живет в других людях, существах, которые огра-

ничивают мое сознание, соприкасаются с ним. И в них, во всех

этих существах происходит то же: они уясняют свое сознание, увеличивают его, живя, и это увеличившееся, уяснившееся в них

сознание уничтожается смертью. Так что жизнь вообще есть про-

явление истинно и неограниченно существующего, сущего, «то

бV»1, в бесконечно многих ограниченных сознаниях, которые нам

представляются матерьяльными движущимися существами так

же, как и мы сами. Эти зарождающиеся и уничтожающиеся со-

знания суть как бы дыхания Бога. Бог дышит нашими жизнями.

Это сравнение не точно. Сравнение будет вернее с живыми клет-

ками тела. Каждая живет и умирает и, живя и умирая, служит

всему. Но, чтобы сравнение было полно, надо прибавить, что клет-

ка человек (про другие не знаю, но думаю, что и они смутно со-

знают) сознает то, что он и все другие клетки имеют источником

одно общее начало.

Из этого понимания жизни прямо вытекает нравственное

учение всех религий. Человек, дух, сын божий, брат всех су-

ществ, призван служить всем существам, Всему, Богу. Как хо-

рошо! Особенно ясно выясняется из этого понимания жизни

нравственное обязательство не только не уничтожать жизнь су-

ществ, но служить жизни. Жизнь всякая есть проявление Бога.

Уничтожить жизнь — значит уничтожить орган, вместе со мной

служащий Богу — служащий и мне.

1 сущее (греч.).

121

20 мая 1904 Я П

1) Часто с необычайной ясностью чувствую, сознаю случай-

ность этого мира, этой жизни. Она — не все, но она и не ничто, она — частица Всего.

2) Ехал верхом дорожкой между только посаженными кро-

шечными березками и 40-летними старыми березами моей по-

садки и живо представил себе, как через 40 лет крошечные бе-

резки будут старые, а на место старых будут молодые от корня. И

эта мысль — боюсь глупого самомнения, но все-таки скажу —

эта мысль показалась мне тем же, чем было упавшее яблоко для

Ньютона. Я подумал: что такое значит то, что я знаю, что будет

через 40 лет, через минуту, через 100 лет; мог бы знатьничто

не мешает этому — мог бы знать, что будет через 1000, милли-

оны лет? Что это значит? Значит, что во мне есть разум, предви-

дящий будущее, уничтожающий время. Время есть для моего тела, но для разума есть только более и менее ясное Более ясное я

называю настоящим. Но его нет. Это только точка соприкоснове-

ния, менее ясное я называю прошедшим, еще менее ясное я на-

зываю будущим. Так что наиболее ясное есть прошедшее, бли-

жайшее к настоящему, менее ясное — будущее, и тем более яс-

ное, чем оно ближе к настоящему. (Вот и запутался Ньютон )

Сознание себя в своем теле и вне его в других существах

так же, как и сознание себя в прошедшем и будущем, есть со-

знание своего духовного существа. Сознание себя в своем теле

есть сознание самое ясное, сознание в соприкасающихся суще-

ствах — менее ясное, сознание в познаваемых только разумом

существах — еще менее ясное. Духовное существо сознает себя в

своем теле внутренним опытом, в соприкасающихся существах —

внешними чувствами, во всех остальных — воображением. Во

всех проявлениях своих это — все то же духовное существо, ко-

торое мы называем разумом

Яблоко мое в том, что не только рассуждение, но воображе-

ние и воспоминание есть не что иное, как разум.

21 мая.

Вчера говорил с Бригсом о свободе воли и благодаря ему мно-

гое уяснил себе, а именно:

1) Я говорил и думал, что свободы нет ни в плотской, ни в духов-

ной области, но что во власти человека переходить из одной облас-

ти в другую. Я даже думал и сказал: что человек может переходить

по своей воле как из низшей области в высшую, так и обратно. Это

122

неверно. Человек не может произвольно переходить из одной обла-

сти в другую, но он всегда переходит из низшей степени сознания в

высшую. (В этом жизнь.) И переходит не произвольно, а по законам

жизни. Иллюзия же обладания свободой происходит от того, что по

закону жизни всегда, переходя от низшего сознания к высшему, че-

ловек чувствует себя все более и более свободным. (На низшей сту-

пени сознания, когда человек сознает только свою отдельность от

Всего, сознает себя телесным существом, он испытывает наиболь-

шую несвободу. Поднимаясь выше, он все более и более чувствует

себя свободным. Признав же себя только одним из проявлений Бога, он чувствует себя вполне свободным.) Подвигаясь же от каждой

низшей ступени сознания к высшей по основному закону жизни, человеку, чувствующему себя все более и более свободным, т. е. все

более осуществляющим вложенное в него стремление к благу, ка-

жется, что это он сам свободно избрал эту свободу и благо. Если бы

человек незаметно для себя плыл бы по реке, и в этом движении

перед ним открывалось бы по берегам то самое, что он желает ви-

деть, то очень естественно, что ему представилось бы, что это дви-

гается не то судно, на котором он плывет, а что это он сам по своей

воле приближается к тем местам, к которым он желает приблизить-

ся. Иллюзия его разрушилась бы, как только он приблизился бы к

местам, в которых он не желает быть. Так точно и непрестающее

движение жизни, влекущее человека из низшей области сознания в

высшую, от меньшей свободы к большей, от меньшего блага к боль-

шему, представляется ему его свободной деятельностью. Иллюзия

эта разрушается, как скоро человек совершает поступок, вызванный

сознанием низшей степени, когда в нем начинает проявляться со-

знание высшей степени. Вопрос о свободе воли возникает только во

времена переходов от низшей степени сознания к высшей (а процесс

этого перехода совершается всегда). И никто никогда не говорит, что

человек может свободно выбрать дурное вместо хорошего, но гово-

рят обыкновенно, осуждая человека, что он мог выбрать хорошее вмес-

то дурного. Происходит это от того, что во всех людях постоянно

совершается процесс перехода из низшей сферы сознания в выс-

шую (в этом жизнь), и нам кажется, коща происходит борьба низ-

шего сознания с высшим, — что это мы сами произвольно делаем

или не делаем. Мы чувствуем себя свободными, но мы не свободны.

2) И как хорошо знать, что мы не свободны, а что мы — ору-

дия в руках Бога!

Нет гордости, довольства собой, приписывания себе заслуг, нет

превознесения себя над другими. Нет, главное, осуждения других.

123

Представляются две опасности: при признании свободы воли: самовозвеличение, гордость, осуждение, нетерпимость к людям.

При отрицании свободы воли: равнодушие к своей душевной де-

ятельности, фатализм, нравственная бездеятельность. Но истина

не может быть вредна. И первая альтернатива удовлетворяет всем

требованиям души человека. Боятся нравственной бездеятельно-

сти, но не говоря уже о том, что нравственные усилия, как каж-

дый испытал, всегда бессильны,

Скачать:PDFTXT

жизнь есть расширение сознания. 2) Движение, все движение в мире матерьяльном, начиная с движения сердца до движения Сириуса, есть только иллюзия, про- исходящая от расширения сознания: все больше и больше