Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

горой, во всяком случае то, что я называю собою, есть какое-то беско-

нечно малое по величине существо — сознающее свои пределы

веществом.) Движение же во времени (т. е. отношение движения

того, что я считаю собою, к движению всего остального) соеди-

няет меня со всем существующим. (Все очень неясно и дурно.)

8 и. 1904. Я. П.

Думал не пристально; запишу, когда буду в силе. А именно: 1) Не могу сознавать свое вечное, бесконечное существо ина-

че, как веществом в движении, ограниченным веществом в дви-

жении вне меня.

9 июня 1904. Я. П.

Записать:

1) Ходил утром, молился, и особенно ясно почувствовал воз-

можность жизни без ожидания награды (страха наказания у меня

никогда не было), а только для того, чтобы исполнять свое назна-

чение. Как клетка тела. Не ждать за свои поступки возмездия, ничего не желать, кроме исполнения своего назначения, — ви-

деть в этом все и начало и конец всего — это и есть то отречение

от личности, которое нужно для доброй жизни. — Такое руково-

дящее начало в жизни очень облегчает жизнь: уничтожает то на-

силие над собой, которое требуют различные доктрины. Напри-

мер. Сейчас, нынче от меня требуют денег погорелые, помощи

босяки, совета рабочий, призываемый к воинской повинности. Я

устал, не могу все исполнить. И я мучаюсь, если я руковожусь

правилом, что надо помогать, и т. п. Но как только я сознаю себя

129

9 Зак 3160

живущим только для того, чтобы исполнять свое назначение клет-

ки в теле, я спокойно и радостно делаю, что свойственно моему

назначению, не больше, и не тревожусь.

2) Ожидать награды в будущем — то же, что жить надеждой, живя дурно сейчас. Награда, — не награда, а радость, — есть

сейчас всегда. Живи ею. И когда живешь своим истинным созна-

нием, то живешь вне времени, т. е. всегда в настоящем, в том

моменте, когда ты свободен. И тогда всегда хорошо.

10 июня 1904. Я П

Записать следующее:

1) Сознание в нас, — не сознание, а то безвременное, вне-

пространственное начало жизни, которое мы сознаем, — не-

подвижно, нетелесно, вневременно, внепространственно. Оно

одно неизменно есть, и жизнь состоит в том, что мы все яснее и

яснее, полнее и полнее сознаем его. Сознаем же его яснее и пол-

нее потому, что не сознание растет, — оно неизменно, — а скры-

вающие его пределы утончаются. Как бы темная, густая туча, сквозь которую с трудом просвечивает солнце, двигаясь, засло-

няет солнце все более и более светлыми частями, и солнце вы-

плывает из нее. То же с нашей жизнью. В этом все движение

жизни. Нам кажется, что движемся мы, а это движется то, что

скрывает от нас нашу истинную сущность.

2) Времени, разумеется, нет для истинной жизни; оно есть толь-

ко для тех действий, которые мы совершаем в области «тучи» —

того, что скрывает от нас нашу истинную жизнь. В этих делах

необходимо сообразоваться с временем, с будущим и с веществен-

но-пространственными соображениями. Все дела эти непроиз-

вольны (нам кажутся они только свободными), и все они, начи-

ная с биения сердца и кончая научным открытием или художе-

ственным произведением, все непроизвольны и ведут только к

утончению «тучи», к утончению пределов, скрывающих жизнь.

Свободны мы только в сознании своей божественности, прояв-

ляющейся в настоящем, т. е. вне времени.

3) Жизнь, истинная жизнь только в настоящем, т. е. вне вре-

мени. Как давно я знаю это, а только теперь вполне понял, и то

едва ли «вполне». Всегда, в каждый момент жизни можно вспом-

нить это, перенести свою жизнь в настоящий момент, т. е. в со-

знание Бога. И как только сделаешь это, так отпадает все, что

может тревожить, воспоминания прошедшего, раскаяние, ожи-

дание или страх будущего, и является спокойствие, твердость, 130

радость. Я испытываю это теперь. И не думай, что это уничтожа-

ет энергию жизни, приводит к аскетической умной молитве и гля-

дению на кончик носа. Напротив, это дает несравнимую с обыч-

ной жизнью энергию, бесстрашие, свободу и доброту.

4) Помня о том, что ты живешь только сейчас, в настоящем, т. е. вне времени, нельзя ни печалиться, ни тем более злиться; можно только радоваться и любить. О, помоги мне, Господи, т. е.

тот, Кого я сознаю, чтобы всегда, а если нельзя всегда, то хоть как

можно чаще сознавать Тебя.

5) Применяю это к своей жизни теперь, к моим старческим

недугам. И недуги становятся благом. Я в старости имею две ра-

дости: одну — все радости этой жизни: общение с миром, приро-

дой, животными, главное людьми, работу мысли активной и пас-

сивной (восприятия чужих мыслей), и еще имею радость созна-

ния приближения перехода в новую форму жизни (мои недуги).

И июня 1904. Я. П.

1) Только сознание истинной жизни разрешает три неразре-

шимые вопроса: а) вопрос фатализма, предопределения, б) воп-

рос свободы воли и в) вопрос эгоизма. Вопрос фатализма в том, что если все предопределено, то мне нечего, незачем жить. От-

вет: Все предопределено, кроме той жизни, которая проявляется

в твоем сознании. Она-то и предопределяет все. (Неясно, но так.) Вопрос свободы воли в том, что как же я свободен, когда все пре-

допределено во времени? Ответ: Все предопределено во време-

ни, но ты свободен в настоящем, вне времени. Вопрос эгоизма в

том, что эгоизмдурно, безнравственно, вредно для общей

жизни, а между тем, как ни верти, в основе всякой деятельности

лежит эгоизм. Ответ: Сознание своего «я» и должно быть двига-

телем всего, но сознание своего истинного «я», единого с Богом, а не обманного «я», кончающегося своей личностью, своих пре-

делов, принимаемых за существо. Сознание своего божеского «я»

не только не безнравственно, не вредно, но оно одно нравствен-

но, одно ведет к истинному благу всех людей.

13 июня 1904. Я. П.

1) О Боге думал то, что наш Бог, не говорю уже о Боге церков-

ном — Троице, Боге Творце, Боге деистов, страшно антропомор-

фичен, выдуман нами по нашим слабостям. Бог тот, которого я не

то что сознаю, не то что понимаю, а тот, существование которого

для меня неизбежно, хотя я ничего не могу знать про Него, как

131

только то, что Он есть, этот Бог для меня вечно Deus absconditus1, непознаваемый. Я сознаю нечто вневременное, непространствен-

ное, внепричинное, но я никакого права не имею называть это

Богом, т. е. в этой невещественности, вневременности, непрост-

ранственности, внепричинности видеть Бога и Его сущность. Это

есть только та высшая сущность, к которой я причастен. Но На-

чало, principium2 этой сущности может быть и должно быть со-

всем иное и совершенно недоступное мне. Скажут: это ужасно —

чувствовать себя одиноким. Да, ужасно, когда приучил себя к

мысли, что у тебя есть помощник, заступник. Но ведь это все

равно, что укрыться в шалаш от бомб или, еще хуже, под высокое

дерево от молнии. — Нет Бога, которого я могу просить, который

обо мне заботится, меня награждает и карает, но за то я не слу-

чайное явившееся по чьей-то прихоти существо, а я орган Бога.

Он мне неизвестен, но мое назначение в нем не только известно

мне, но моя причастность Ему составляет непоколебимую осно-

ву моей жизни. (Нехорошо. Может быть, вернусь к этому.) 2) Паскаль говорит где-то, что христианин находится в положе-

нии темного человека, который узнает вдруг свое царское проис-

хождение. Я бы сказал так: Человек, пришедший к сознанию своей

истинной жизни, подобен человеку, который был бы вывезен из сво-

его деревенского уединения в большой город, где бы он нашел все

удобства и соблазны богатой жизни, и который, бесцельно проживя

в увеселениях и рассеянии некоторое время, получил бы известие

от той власти, которая выслала еш в город, что он прислан в город не

для своего увеселения, а для того, чтобы быть в этом городе пред-

ставителем этой власти и исполнить ее поручения.

Все дело в том, чтобы постоянно вспоминать, а потом и по-

стоянно помнить, что ты не праздный, веселящийся путешествен-

ник, а посланник, представитель высшей власти, имеющий от нее

определенное поручение.

(Не хотел записывать, чувствуя, что нынче слаб. И вышло

плохо, а вчера так было хорошо — ясно и сильно.)

15 июн. 1904. Я. П.

Записано две вещи. Одна пустая, другая важная.

1) (пустая). Взяточничество. Стараются уничтожить взяточни-

чество, считают это позором и считают позором те люди, которые

1 Бог сокровенный (лат )

2 первопричина (лат )

132

владеют землей, отдают деньги в рост, пользуются прислугой, во-

юют, ходят в распутные дома. Почему взяточничество хуже дру-

гих дел? Нисколько. Только потому, что оно невыгодно правите-

лям. И сколько таких неверных оценок хорошего и дурного. Такие

же неверные оценки образованья, просвещенья. Человек не знает

теории Дарвина, Маркса — он невежда. Другой не знает, как, ког-

да, где сеют хлеб, чем различаются деревья, — это очень мило.

2) (важное). Шопенгауер неправ, говоря, что мы сострадаем

страданиям телесным потому, что едины. Единство наше — не

телесное, а духовное. Наживин пишет о том, почему мы жалеем

убитых солдат, брошенные семьи, заброшенных больных. Ведь

все это должно быть, все это благо.

Да, все должно быть, все благо, и, когда мы сострадаем, наша

жалость к страдающему есть иллюзия. Это есть только вызов к

единению, это есть сознание разрозненности. Мы страдаем не за

убитых солдат, а за тех, которые их ведут на бойню, не за бро-

шенные семьи, а за тех, которые их забросили, не за больных, а

за тех, кто сделал их больными и не служит им.

Я испытал это чувство в остроге при прощании политичес-

ких. Я расплакался, и Егор Егорыч, заключенный, стал утешать

меня, что ему не так тяжело, как я думаю. Я тогда ясно сознал

свое чувство и сказал ему, что мне жалко не его, а тех, которые

поставили их в это положение. Это так: страдающему всегда луч-

ше, чем тому, от кого он страдает.

18 июня 1904. Я. П.

Думал о себе:

1) что не обманываю ли я себя, хваля бедность? Увидал это на

письме к Молоствовой. Вижу это на Саше. Жаль их, боюсь за них без

коляски, чистоты, амазонки. Объяснение и оправдание одно: не люб-

лю бедность, не могу любить ее, особенно для других, но еще боль-

ше не люблю, ненавижу, не могу не ненавидеть то, что дает богат-

ство: собственность земли, банки, проценты. Дьявол так хитро подъ-

ехал ко мне, что я вижу ясно перед собой все лишения бедности, а не

вижу тех несправедливостей, которые избавляют от нее. Все это спря-

тано, и все это одобряется большинством. Если бы вопрос был пря-

мо поставлен, как бы мне больно ни было, я решил бы его в пользу

бедности. Надо ставить себе вопрос прямо и прямо решать его.

Думал еще:

2) Мечников придумывает, как посредством вырезания киш-

ки, ковыряния в заднице обезвредить старость и смерть. Точно

133

без него и до него никто не думал этого Только он теперь хватил-

ся, что старость и смерть не совсем приятны. Думали прежде вас, г-н Мечников, и думали не такие дети по мысли, как вы, а вели-

чайшие умы мира, и решали и решили вопрос о том, как обезвре-

дить старость и смерть, только решали этот вопрос умно, а не

так,

Скачать:PDFTXT

горой, во всяком случае то, что я называю собою, есть какое-то беско- нечно малое по величине существо — сознающее свои пределы веществом.) Движение же во времени (т. е. отношение движения