безвременном
моменте настоящего. Все остальные состояния этой части веще-
ства отделены от меня во времени. Если бы та часть вещества, которую я сознаю собою, не могла бы общаться с внешним ми-
ром и не могла бы знать о своих состояниях, я бы ничего не знал
о мире. Но та часть, которую я сознаю собою, имеет органы, по-
средством которых она может общаться в известных пределах, определяемых чувством (sens), с внешним миром, и, кроме того, свойство памяти, посредством которого она может до известных
пределов (рождения) знать свои прежние состояния. И потому
человек во всякий момент своей жизни чувствует себя в обще-
нии с внешним миром и с своими прежними состояниями. Разум
же человека показывает ему, что> (Опять запутался.) Надо так:
Не могу.
3) Екатерина II или Николай I, начиная царствовать, удивля-
ются на то, как легко царствовать, как мало усилия нужно для
того, чтобы быть великой царицей, великим царем.
7 июля 1904.
1) Живо понял то, что: какие могут быть для человека от
чего бы то ни было результаты ? Не говорю уже про свою лич-
ную жизнь, какие могут быть результаты в деятельности среди
бесконечного по пространству и времени мира? Писать на теку-
139
чей воде, передвигать бусы на кругом сшитом снурке? Все бес-
смысленно. Удовлетворять своим страстям? Да, но, не говоря о
том, что все это проходит, все ничтожно, всего этого мало чело-
веку. Хочется делать что-нибудь настоящее, не писать на воде.
Что же? Для себя, для страстей. Глупо, но забирает. Сейчас хо-
чется. Для семьи? для общества? для своего народа? Для челове-
чества? Чем дальше от себя, тем холоднее, и странно, тем хуже, безнравственнее. Для себя я постыжусь обобрать человека, не
говорю уже убить, а для семьи оберу, для отечества убью, для
человечества уже нет пределов, — все можно.
Так что же делать? Ничего? Нет, делай все, что тебе хочется, что вложено в тебя, но делай не для добра (добра нет, как и зла), а для того, что этого хочет Бог. Делай не доброе, а законное. Это
одно удовлетворяет. Это одно нужно и важно и радостно.
12 июля 1904. Я. П.
Нынче и вчера думал, особенно нынче, о том, что жизнь есть
сон — сновидение.
1) Жизнь эта наша подобна сновиденью. Как сновиденье от-
носится к жизни настоящей, к бдению, к жизни после пробужде-
ния, так наша настоящая жизнь относится к жизни после про-
буждения — смерти. —
<Все, что составляет матерьял сновидений, мы почерпнули из предшествовавшей жизни, так и матерьял нашей настоящей бдящей жизни мы черпаем из другой, прежней жизни: наши вле- чения, отвращения. >
Жизнь в сновидении происходит вне времени, пространства, вне отдельных личностей: имеешь дело во сне с умершими как с
живыми, хотя знаешь, что они умершие. Также и место — и в
Москве и в деревне, и время — и давнишнее и настоящее.
Жизнь в настоящем, бдящем состоянии — всегда в условиях
пространства, времени, различных личностей. Это не преимуще-
ство, а, напротив, ограничение, слабость. Так что жизнь в снови-
дении показывает, какою должна быть жизнь настоящая до- и по-
смертная, не связанная пространством и временем. Жизнь такая, в которой я могу быть всем везде, всегда.
Смерть есть пробуждение. Сейчас, теперь, живя, я нахожусь
в том положении, в котором нахожусь, когда сплю. Мне кажется, что я переживаю разные события, состояния, но все это ничто и
есть только произведение моего пробуждения. Мне кажется, что
есть время, пространство, а этого ничего нет, есть только про-
140
буждение. И что вся моя жизнь не временна, я почувствую, со-
знаю в момент пробуждения — смерти.
Так что же жизнь? И что же наши старания жить так или
иначе? И что мы должны делать? Одно: знать, что жизнь наша не
во времени и пространстве, а вне их. А зная это, я невольно буду
жить тем, что вневременно, внепространственно: разумом и лю-
бовью, — тем, что единит людей. Разум единит людей тем, что
приводит их к единству; любовь — тем, что влечет к соединению
со Всем.
Но, скажут, если смерть есть пробуждение или, скорее, про-
буждение — смерть, то, поняв, что человек спит, он проснется
только от того, что сознает себя спящим, как это и бывает в сно-
видениях.
Одним сознанием того, что он в этой жизни спит, человек не
может разбудить себя от жизни, т. е. умереть, как это бывает при
кошмаре (пожалуй, с этим можно сравнить самоубийство); но че-
ловек может, как и во сне, понимать, что он спит, и продолжать
спать. И в этом главное дело человека. Понимать, что все времен-
ное и пространственное — сон, и что настоящее в этом сновиде-
нии только то, что вне пространства и времени: разум и любовь.
-Я 04. Я. П.
1) Как трудно установить все свои отношения к условиям жиз-
ни, к предметам, животным, в особенности к людям. Установишь
к одним — расстроишь с другими. Как невозможно описать пра-
вильный круг по окружностям, а нужно описать его из центра, так и с установлением отношений к миру. Найди центр и устано-
ви отношение каждой части окружности к центру — и будут пра-
вильны отношения всех частей окружности между собою. Так и
установи отношение к Богу — и установятся все отношения к
миру, главное, к людям.
2) Нынче ночью думал о нравственности. Нравственность, добро — это начало всего, Бог, по Arnold’y which makes for righteousnessИз этого все. А несчастные матерьялисты хотят
вывести нравственность из ничего. —
3) Социализм, помимо сейчасного облегчения положения ра-
бочих, есть проповедь учреждения внешних форм, будущего эко-
1 который требует праведности (англ )
141
номического устройства человеческих обществ. И потому il a beau jeu1. Все представляется в будущем, без содержания и осуществ-
ления в настоящем, кроме борьбы за улучшение жизни рабочих.
Главная ошибка в понимании социализма то, что смешивают под
этим понятием две вещи: а) борьба с эксплуатацией капитала и
б) воображаемое движение к осуществлению социалистическо-
го строя. Первое — полезное и естественное дело, второе — не-
возможное, фантастическое представление.
18 июля 1904. Я. П.
1) Сновидения нельзя достаточно изучать и наблюдать. Нич-
то так, как они, не открывает тайны душевной жизни. Данные
науки: микроскопические, телескопические, химические, физи-
ческие исследования, исследования микроорганизмов кажутся
нам совершенно ясны и точны. Точно так же кажутся нам во сне
различные рассуждения, которые при пробуждении представля-
ются нам ужасающими нелепостями. И как во сне бывает иног-
да, что критически обсуждаешь свои рассуждения и видишь их
нелепость, так и наяву не нужно большего глубокомыслия для
того, чтобы увидать, что все эти столь восхваляемые нами на-
учные открытия в сущности нелепы и ничего действительно-
го не открывают, а суть только игра ума, главное же — что
поступки людей по отношению всем известных требований со-
2) Обратись к людям своей духовной, божеской стороной: ра-
зума и любви, разумной любви, любовного разума — и ты при-
влечешь их к себе и сам привлечешься к ним. Обратись к ним с
телесной, личной стороны — и неизбежно отдаление, борьба, страдание.
3) Мы постоянно забываем, что мы не стоим, а идем и сами
каждый отдельно в возрасте, и все вместе с веком. Заблуждение
это особенно сильно в детстве. Дети любят, чтобы все было по-
старому, и не хотят верить тому движению, в котором они уча-
ствуют. Но с годами движение это убыстряется, как камень, па-
дающий сверху, и старики видят уже быстрое явное движение.
Для правильной жизни надо всегда помнить, что мы не стоим и
движемся, и не цепляться за то, от чего мы уходим.
1 он имеет успех (фр )
142
21 июля 1904. Я. П.
1) Во сне кажется естественным то, что безумно, так и в этой
жизни.
2) Говорят: жизнь наша — тайна. Нет никакой тайны для ра-
зумных вопросов. А для неразумных вопросов все тайна.
j j f 04. Я. П.
1) Чем больше люди разъединены, тем возможнее, нужнее ка-
жется деспотизм — насилие. Теперь же, когда они все живут од-
ной жизнью, деспотизм — appendix1 не нужный, вредный, губи-
тельный. У бабочки выросли крылья, и ей и тесно в куколке, и
нужно расправить крылья, и куколка пересохла.
2) Я — все тот же я в ребячестве, юности, мужестве, старо-
сти. Весь мир — все тот же во всем том, что мне кажется бес-
конечностью пространства и времени, но я не могу познавать
(сознавать) его таким Всем; я могу познавать его только час-
тями и по пространству и по времени. В этом моя отделен-
ность от Всего. Я не отделен, но сознание мое ограничено.
Если я сам себе представляюсь растущим и все меня окружа-
ющее представляется мне растущим, изменяющимся — и моим
чувствам, и моему воображению, и разуму, то это не значит то, что все изменяется, растет — не только растения, животные, но планета земля, солнце — то это не значит то, что оно изме-
няется и растет, но только то, что я не могу ни видеть, ни по-
знавать чего-либо постоянным, но могу видеть и познавать
только частями во времени и пространстве. Для Бога и я —
дитя, и я — старик, и мои родители, и их родители, и до беско-
нечности, и мои дети, и внуки, и правнуки, и до бесконечнос-
ти — все это со всеми сопутствующими этим жизням услови-
ями существуют всегда, и Бог сознает их собою. И не только
эти жизни, но жизнь планеты земли и всего, что предшество-
вало ей, и солнце, и то, что предшествовало ему, и конец пла-
неты земли и потухающего солнца, и до бесконечности — все
это для Бога есть. Бог сознает все это без стеснений простран-
ства и времени. Я же не могу. Для меня: если я хочу сознать
сразу два предмета (без времени), то мне нужно представить
1 прибавление (лат )
143
их в пространстве. Если же я хочу сознать два предмета сразу, без пространства, то мне нужно время
Так что я мирское, то, что мы называем человеком, есть мое
ограниченное сознание мира в пространстве и времени
-22-04 Я П
VII
1) Все о том же- как мне представляется все растущим, расши-
ряющимся, но это иллюзия: бесконечно растущего, расширяюще-
гося не может быть. Для бесконечного нет ни большего, ни мень-
шего. Так что то, что мне кажется растущим, расширяющимся, есть
движение, завершающееся кругом: — змея, кусающая хвост.
2) Очень важное для статьи: Новая жизнь. Главная ошибка
борющихся с существующим злом та, что хотят бороться извне
Перестроится мир не извне, а изнутри. И потому вся энергия на
внутреннюю работу.
3) Еще важнее: Время есть неспособность видеть себя всего
сразу. Или: возможность понемногу видеть себя всего. Я момент
тому назад и я сейчас — два разные предмета, — я не могу их
видеть, сознавать вместе вдруг, и потому я их вижу во времени
Или: благодаря времени я вижу, сознаю себя всего во всех мо-
ментах прошедшего. Время есть способность видеть, сознавать
два предмета в одном и том же пространстве. Я в прошедшем и я
в настоящем — эти два предмета. — Мы говорим: человек имеет
способность воспоминания. Воспоминания нет, а есть я (ограни-
ченное пределами сознание Бога),