Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

безвременном

моменте настоящего. Все остальные состояния этой части веще-

ства отделены от меня во времени. Если бы та часть вещества, которую я сознаю собою, не могла бы общаться с внешним ми-

ром и не могла бы знать о своих состояниях, я бы ничего не знал

о мире. Но та часть, которую я сознаю собою, имеет органы, по-

средством которых она может общаться в известных пределах, определяемых чувством (sens), с внешним миром, и, кроме того, свойство памяти, посредством которого она может до известных

пределов (рождения) знать свои прежние состояния. И потому

человек во всякий момент своей жизни чувствует себя в обще-

нии с внешним миром и с своими прежними состояниями. Разум

же человека показывает ему, что> (Опять запутался.) Надо так:

Не могу.

3) Екатерина II или Николай I, начиная царствовать, удивля-

ются на то, как легко царствовать, как мало усилия нужно для

того, чтобы быть великой царицей, великим царем.

7 июля 1904.

1) Живо понял то, что: какие могут быть для человека от

чего бы то ни было результаты ? Не говорю уже про свою лич-

ную жизнь, какие могут быть результаты в деятельности среди

бесконечного по пространству и времени мира? Писать на теку-

139

чей воде, передвигать бусы на кругом сшитом снурке? Все бес-

смысленно. Удовлетворять своим страстям? Да, но, не говоря о

том, что все это проходит, все ничтожно, всего этого мало чело-

веку. Хочется делать что-нибудь настоящее, не писать на воде.

Что же? Для себя, для страстей. Глупо, но забирает. Сейчас хо-

чется. Для семьи? для общества? для своего народа? Для челове-

чества? Чем дальше от себя, тем холоднее, и странно, тем хуже, безнравственнее. Для себя я постыжусь обобрать человека, не

говорю уже убить, а для семьи оберу, для отечества убью, для

человечества уже нет пределов, — все можно.

Так что же делать? Ничего? Нет, делай все, что тебе хочется, что вложено в тебя, но делай не для добра (добра нет, как и зла), а для того, что этого хочет Бог. Делай не доброе, а законное. Это

одно удовлетворяет. Это одно нужно и важно и радостно.

12 июля 1904. Я. П.

Нынче и вчера думал, особенно нынче, о том, что жизнь есть

сон — сновидение.

1) Жизнь эта наша подобна сновиденью. Как сновиденье от-

носится к жизни настоящей, к бдению, к жизни после пробужде-

ния, так наша настоящая жизнь относится к жизни после про-

буждения — смерти. —

<Все, что составляет матерьял сновидений, мы почерпнули из предшествовавшей жизни, так и матерьял нашей настоящей бдящей жизни мы черпаем из другой, прежней жизни: наши вле- чения, отвращения. >

Жизнь в сновидении происходит вне времени, пространства, вне отдельных личностей: имеешь дело во сне с умершими как с

живыми, хотя знаешь, что они умершие. Также и место — и в

Москве и в деревне, и время — и давнишнее и настоящее.

Жизнь в настоящем, бдящем состоянии — всегда в условиях

пространства, времени, различных личностей. Это не преимуще-

ство, а, напротив, ограничение, слабость. Так что жизнь в снови-

дении показывает, какою должна быть жизнь настоящая до- и по-

смертная, не связанная пространством и временем. Жизнь такая, в которой я могу быть всем везде, всегда.

Смерть есть пробуждение. Сейчас, теперь, живя, я нахожусь

в том положении, в котором нахожусь, когда сплю. Мне кажется, что я переживаю разные события, состояния, но все это ничто и

есть только произведение моего пробуждения. Мне кажется, что

есть время, пространство, а этого ничего нет, есть только про-

140

буждение. И что вся моя жизнь не временна, я почувствую, со-

знаю в момент пробуждения — смерти.

Так что же жизнь? И что же наши старания жить так или

иначе? И что мы должны делать? Одно: знать, что жизнь наша не

во времени и пространстве, а вне их. А зная это, я невольно буду

жить тем, что вневременно, внепространственно: разумом и лю-

бовью, — тем, что единит людей. Разум единит людей тем, что

приводит их к единству; любовь — тем, что влечет к соединению

со Всем.

Но, скажут, если смерть есть пробуждение или, скорее, про-

буждение — смерть, то, поняв, что человек спит, он проснется

только от того, что сознает себя спящим, как это и бывает в сно-

видениях.

Одним сознанием того, что он в этой жизни спит, человек не

может разбудить себя от жизни, т. е. умереть, как это бывает при

кошмаре (пожалуй, с этим можно сравнить самоубийство); но че-

ловек может, как и во сне, понимать, что он спит, и продолжать

спать. И в этом главное дело человека. Понимать, что все времен-

ное и пространственное — сон, и что настоящее в этом сновиде-

нии только то, что вне пространства и времени: разум и любовь.

-Я 04. Я. П.

Записать:

1) Как трудно установить все свои отношения к условиям жиз-

ни, к предметам, животным, в особенности к людям. Установишь

к одним — расстроишь с другими. Как невозможно описать пра-

вильный круг по окружностям, а нужно описать его из центра, так и с установлением отношений к миру. Найди центр и устано-

ви отношение каждой части окружности к центру — и будут пра-

вильны отношения всех частей окружности между собою. Так и

установи отношение к Богу — и установятся все отношения к

миру, главное, к людям.

2) Нынче ночью думал о нравственности. Нравственность, добро — это начало всего, Бог, по Arnold’y which makes for righteousnessИз этого все. А несчастные матерьялисты хотят

вывести нравственность из ничего. —

3) Социализм, помимо сейчасного облегчения положения ра-

бочих, есть проповедь учреждения внешних форм, будущего эко-

1 который требует праведности (англ )

141

номического устройства человеческих обществ. И потому il a beau jeu1. Все представляется в будущем, без содержания и осуществ-

ления в настоящем, кроме борьбы за улучшение жизни рабочих.

Главная ошибка в понимании социализма то, что смешивают под

этим понятием две вещи: а) борьба с эксплуатацией капитала и

б) воображаемое движение к осуществлению социалистическо-

го строя. Первое — полезное и естественное дело, второе — не-

возможное, фантастическое представление.

18 июля 1904. Я. П.

Записать:

1) Сновидения нельзя достаточно изучать и наблюдать. Нич-

то так, как они, не открывает тайны душевной жизни. Данные

науки: микроскопические, телескопические, химические, физи-

ческие исследования, исследования микроорганизмов кажутся

нам совершенно ясны и точны. Точно так же кажутся нам во сне

различные рассуждения, которые при пробуждении представля-

ются нам ужасающими нелепостями. И как во сне бывает иног-

да, что критически обсуждаешь свои рассуждения и видишь их

нелепость, так и наяву не нужно большего глубокомыслия для

того, чтобы увидать, что все эти столь восхваляемые нами на-

учные открытия в сущности нелепы и ничего действительно-

го не открывают, а суть только игра ума, главное же — что

поступки людей по отношению всем известных требований со-

вести есть верх безумия.

2) Обратись к людям своей духовной, божеской стороной: ра-

зума и любви, разумной любви, любовного разума — и ты при-

влечешь их к себе и сам привлечешься к ним. Обратись к ним с

телесной, личной стороны — и неизбежно отдаление, борьба, страдание.

3) Мы постоянно забываем, что мы не стоим, а идем и сами

каждый отдельно в возрасте, и все вместе с веком. Заблуждение

это особенно сильно в детстве. Дети любят, чтобы все было по-

старому, и не хотят верить тому движению, в котором они уча-

ствуют. Но с годами движение это убыстряется, как камень, па-

дающий сверху, и старики видят уже быстрое явное движение.

Для правильной жизни надо всегда помнить, что мы не стоим и

движемся, и не цепляться за то, от чего мы уходим.

1 он имеет успех (фр )

142

21 июля 1904. Я. П.

Записать:

1) Во сне кажется естественным то, что безумно, так и в этой

жизни.

2) Говорят: жизнь наша — тайна. Нет никакой тайны для ра-

зумных вопросов. А для неразумных вопросов все тайна.

j j f 04. Я. П.

Записать:

1) Чем больше люди разъединены, тем возможнее, нужнее ка-

жется деспотизмнасилие. Теперь же, когда они все живут од-

ной жизнью, деспотизм — appendix1 не нужный, вредный, губи-

тельный. У бабочки выросли крылья, и ей и тесно в куколке, и

нужно расправить крылья, и куколка пересохла.

2) Я — все тот же я в ребячестве, юности, мужестве, старо-

сти. Весь мир — все тот же во всем том, что мне кажется бес-

конечностью пространства и времени, но я не могу познавать

(сознавать) его таким Всем; я могу познавать его только час-

тями и по пространству и по времени. В этом моя отделен-

ность от Всего. Я не отделен, но сознание мое ограничено.

Если я сам себе представляюсь растущим и все меня окружа-

ющее представляется мне растущим, изменяющимся — и моим

чувствам, и моему воображению, и разуму, то это не значит то, что все изменяется, растет — не только растения, животные, но планета земля, солнце — то это не значит то, что оно изме-

няется и растет, но только то, что я не могу ни видеть, ни по-

знавать чего-либо постоянным, но могу видеть и познавать

только частями во времени и пространстве. Для Бога и я —

дитя, и я — старик, и мои родители, и их родители, и до беско-

нечности, и мои дети, и внуки, и правнуки, и до бесконечнос-

ти — все это со всеми сопутствующими этим жизням услови-

ями существуют всегда, и Бог сознает их собою. И не только

эти жизни, но жизнь планеты земли и всего, что предшество-

вало ей, и солнце, и то, что предшествовало ему, и конец пла-

неты земли и потухающего солнца, и до бесконечности — все

это для Бога есть. Бог сознает все это без стеснений простран-

ства и времени. Я же не могу. Для меня: если я хочу сознать

сразу два предмета (без времени), то мне нужно представить

1 прибавление (лат )

143

их в пространстве. Если же я хочу сознать два предмета сразу, без пространства, то мне нужно время

Так что я мирское, то, что мы называем человеком, есть мое

ограниченное сознание мира в пространстве и времени

-22-04 Я П

VII

Записать:

1) Все о том же- как мне представляется все растущим, расши-

ряющимся, но это иллюзия: бесконечно растущего, расширяюще-

гося не может быть. Для бесконечного нет ни большего, ни мень-

шего. Так что то, что мне кажется растущим, расширяющимся, есть

движение, завершающееся кругом: — змея, кусающая хвост.

2) Очень важное для статьи: Новая жизнь. Главная ошибка

борющихся с существующим злом та, что хотят бороться извне

Перестроится мир не извне, а изнутри. И потому вся энергия на

внутреннюю работу.

3) Еще важнее: Время есть неспособность видеть себя всего

сразу. Или: возможность понемногу видеть себя всего. Я момент

тому назад и я сейчас — два разные предмета, — я не могу их

видеть, сознавать вместе вдруг, и потому я их вижу во времени

Или: благодаря времени я вижу, сознаю себя всего во всех мо-

ментах прошедшего. Время есть способность видеть, сознавать

два предмета в одном и том же пространстве. Я в прошедшем и я

в настоящем — эти два предмета. — Мы говорим: человек имеет

способность воспоминания. Воспоминания нет, а есть я (ограни-

ченное пределами сознание Бога),

Скачать:PDFTXT

безвременном моменте настоящего. Все остальные состояния этой части веще- ства отделены от меня во времени. Если бы та часть вещества, которую я сознаю собою, не могла бы общаться с внешним