Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

разъяснить то, что мир состоит из общения раз-

личных сознаний, разделенных иллюзией вещества в простран-

стве и времени.

18 авг. 1904 Пирогово

Записать:

1) Что же такое мир? И вот, на что не могло ответить наблю-

дение, отвечает сознание. Мир — это существа такие же, как я

(духовные), соприкасающиеся со мной, отделяющие меня от них

и себя от меня. Отделенность свою или их я могу познавать толь-

ко в виде движущегося вещества. И потому матерьяльный мир, движущееся вещество, есть только форма моего отделения и от-

деления всех существ друг от друга. Сознанием, только сознани-

ем я познаю другие существа, весь мир. Сознание говорит мне, что человек (всякий человек) есть другое такое же, как я, отде-

ленное существо. То же говорит оно мне про все живое. То же

говорит мне и про то, что мне представляется мертвым, как зем-

ля, на которой я живу, как звезды, солнце. Я знаю, что земля есть

149

тело, и движущееся тело, только потому, что я знаю свое движу-

щееся тело. Так что истинное существование есть только духов-

ное, и истинное знание тоже только духовное.

19 авг. 1904. Пирогово.

Читаю Тэна. Очень мне кстати.

1) Он описывает бедствия анархии 1780—90 годов. Едва ли

они больше бедствий теперешней японской войны, происходя-

щей при самом правильном государственном порядке.

2) Спор с Колей, запишу после. —

Говорил о том, что нет большего и меньшего матерьяльного

блага, что во всем компенсация, что крестьянка, питающаяся хле-

бом и квасом, после родов встающая, заедаемая нечистью и т. п., не несчастнее барыни с своими прихотями, капризами, нервами

и действительными страданиями. Что как нельзя в одном месте

поднять уровень пруда, нельзя дать себе или другому большего

или меньшего блага.

«Если так, то зачем сострадать, помогать людям? Им так же

хорошо, как и мне».

Но дело в том, что мне нехорошо, если я в числе тех, которые

имеют избыток вещественных благ, если я держусь обмана того, что, отнимая от других или удерживая, можно увеличить свое

благо. Мне дурно, и я не могу не стремиться избавиться от этого.

Кроме того, и главное, если я знаю, что смысл моей жизни в люб-

ви, т. е. в перенесении себя в жизнь, интересы других, я буду по-

могать другому, потому что таково его желание, и желание не

вредное, если он хочет пищи, отдыха, буду помогать, как я буду

помогать ребенку, уронившему и сломавшему игрушку. Мое дело

жизни есть служение Богу, исполнение Его воли — единения лю-

дей. Единению этому препятствует неравенство матерьяльное, ил-

люзия того, что можно вещественными средствами увеличить бла-

го, и потому я буду разрушать это неравенство, эту вредную ил-

люзию, которая мешает единению людей. Вот мой ответ. Ответ

этот сводится к тому основному положению, что добро не может

определяться внешними, вещественными последствиями. Оно оп-

ределяется только большим или меньшим исполнением своего

назначения, воли Бога.

20 авг. 1904. Пирогово.

Читая историю французской революции, становится несом-

ненно ясно, что основы революции (на которые так несправед-

150

ливо нападает Тэн) несомненно верны и должны быть провозг-

лашены и что, как он говорит, воображаемый человек, т. е. идеал

человека, гораздо действительнее француза известного времени и

места, и что руководиться этим воображаемым человеком для ус-

тройства жизни гораздо практичнее, чем руководиться соображе-

ниями о свойствах такого-то и такого-то француза; ошибка была

только в том, что провозглашенные принципы предполагалось осу-

ществлять так же, как и прежние злоупотребления: насилием.

L’assemblee construante1 была бы совершенно права, если бы она

объявила те же самые принципы, а именно: что никто не может

владеть другим, не может владеть землей, никто не может соби-

рать подати, никто не может казнить, лишать свободы; объявила, что отныне никто, т. е. правительство, не будет поддерживать этих

прав, и больше ничего. Что бы из этого вышло — не знаю, и никто

не знает, что бы вышло и теперь, если бы это было объявлено; но

одно несомненно, что не могло бы выйти того, что вышло в Фран-

цузской революции. Частные люди никогда не побьют, не зарежут

и не ограбят одной тысячной того числа, которое побьют и ограбят

правительства, т. е. люди, признающие за собой право убивать и

грабить. Может быть, не было готово французское общество к та-

кому перевороту тогда; может быть, оно не готово и теперь; но

несомненно, что переворот этот должен совершиться, что челове-

чество все более и более приготавливается к этому перевороту и

что придет время, когда человечество будет готово к нему.

22 авг. 1904. Яс. Пол.

Записать нужно одно, самое важное и радостное.

Мне вполне ясно, близко стало то, что жизнь есть просветле-

ние, снимание покровов с сущего. Оно стоит неподвижно, но вок-

руг него все просветляется, снимаются покровы, оно познает все

новое и новое, и ему кажется, что оно движется и что его жизнь в

этом движении. Если бы оно было одно, то просветление это было

бы просветление, а не казалось бы движением. Но оно не одно, оно просветляется среди различно просветляющихся существ, и

эти различные степени просветления дают понятия движения во

времени, которое есть только отношение просветлений. Доступ-

ные моему наблюдению просветления совершаются в кругах спи-

ральных, циклах, кругах, постепенно просветляющихся. (Заболел

живот, и не могу дальше связно писать. И это не то.) 1 Учредительное собрание (фр )

151

Все существа (После).

Сравнить это можно с теплом, светом, заключенным в обо-

лочки льда, вообще тающего от тепла вещества различной тол-

щины. Я одна из таких частиц тепла и света и, по мере таяния

оболочки, вижу все более и более другие частицы тепла, растоп-

ляющие свои различной толщины оболочки. Что это происходит

в людях, я наверное знаю по себе. Знаю, что это происходит в

животных, догадываюсь, что это происходит в растениях, пред-

полагаю, что это же происходит в том, что так далеко от меня

(так не видна мне тающая оболочка), что я считаю эти тела не-

живыми — как планеты, звезды и атомы. — Просветления совер-

шаются в отдельных частях — личностях, и в соединениях час-

тей: в клетках и в теле человека, в отдельных живых существах и

во всей планете с ее обитателями животными и растительными.

(Не хорошо. Но то.)

26 ав. 1904. Пирогово.

1) Говорят о бедствиях анархии, даже террористической. Раз-

ве это может сравниться с бедствиями хоть теперешней япон-

ской войны?

2) Ехал верхом и думал как-то вместе о готовности к смерти

и о том большом деле, которое я делаю и могу сделать. И живо

почувствовал, что нельзя быть готовым к смерти, спокойно уме-

реть, если приписываешь себе какую-либо важность, считаешь

себя не только выше людей, но равным с хорошими людьми.

Только смирение самое большое, искреннее дает спокойствие

перед смертью. Это от того, что, думая о смерти, думаешь о Боге, о Том, по воле Кого жил и к Кому пойдешь. А если думаешь о

нем, то не можешь не чувствовать не то что свою малость, а

полное ничтожество свое — нуль. Если же считаешь себя важ-

ным, великим, то, значит, не думаешь о Боге, о Том, о Ком нельзя

не думать умирая, потому что к Нему идешь. Надо сделаться

малым перед людьми, перед собою, чтобы войти в дом Бога.

Отрекись себе — и ты сольешься с Ним. Чем больше отрече-

ние, тем ближе к Нему.

27 авг. 1904. Пирогово.

Нынче проснулся рано и вот записываю:

1) О том же, о просветлении: Я, постепенно просветляясь

(живя), выражаю себя. То же происходит для рода людей: я, просветляясь, выражаю род всех моих предков. Весь мир (на

152

мой взгляд), просветляясь (живя), выражает все прошедшее

мира. Какая это линия? Т. е. все это просветление идет ли все

вперед и вперед по прямой, которая мне кажется прямой только

потому, что это бесконечно большая, замыкающаяся кривая, или

это — прямая, которая для меня, как бесконечная, не имеет смыс-

ла, но не бессмысленна для бесконечного Разума. Для меня все

это спирали, оси которых составляют большие спирали, оси

которых еще больше, и так до бесконечности. Я не могу и дол-

жен не мочь понять все. Но я знаю направление и движение, знаю, главное, что я, истинный я, не бесконечен, не бессмысле-

нен, но сущий и стою неподвижно, а то, что мне кажется, что я

движусь и все движется, есть только просветление, в чем жизнь.

И это важно и нужно. (Дурно написано, но для меня и для тех, кто войдут в мой ход мыслей, понятно.)

2) О величии людском, о чем уже писал. Но нынче мне особен-

но ясно: Для того, чтобы спокойно, разумно понимать жизнь и

смерть, неизбежно, необходимо понимать свое равенство со всеми

не только людьми, но животными, понимать не только равенство, но ничтожество. Только при таком понимании себя может быть

разумная, спокойная жизнь и бесстрашие перед смертью. Ты —

какая-то бесконечно малая частица чего-то, и ты был бы ничто, если бы у тебя не было определенного призвания—дела. Это толь-

ко дает смысл и значение твоей жизни. Дело же твое в том, чтобы

использовать данные тебе, как и всему существующему, орудия

(иступить топор, источить косу). И все дела равны, и ты не мо-

жешь сделать ничего больше того, что тебе задано, не можешь и не

сделать. Все твое дело в том, чтобы делать охотно. Стало быть, ты

можешь быть супротивником Бога, можешь мучить себя и все-таки

исполнить Его дело. В лучшем случае ты можешь только не про-

тивиться, не корячиться. И потому ничего важного, великого чело-

век не может сделать. Только стоит приписать человеку великое, исключительное — и делаешь из него урода. Стоит приписать это

себе — и погиб: и нет спокойствия, ясности жизни и бесстрашия

смерти. — Прикладываю к себе: мне дана потребность думать, вы-

ражать мысли, писать и сообразовать кое-как свою жизнь с свои-

ми мыслями (что я очень дурно делаю), и потому, как бы мне и

другим нам, бактериям, ни казались важны мои записанные мыс-

ли, они в действительности так же важны, как выращенная рожь, не важнее, чем воспитанная кошка. Я чувствую: как только припи-

сал себе значение большее, чем яблони, клена, принесшего плоды, так лишил себя спокойствия, радости жизни, покорности смерти.

153

1 сент. 1904. Яс. Пол.

Записать надо:

1) По мере того, как открывается сущность жизни, т. е. что

человек узнает свою безвременную, беспространственную при-

роду, уничтожается, умаляется его матерьяльная природа, т. е. раз-

биваются пределы, отделяющие его от других существ (земля, и

в землю пойдешь). (Здесь я что-то забыл.)

2) Не только люди к старости, но животные добреют. Добре-

ют ли растения? Что делается в них, мы не знаем, но то, чем про-

являются их жизни в старости, имеет свойства добра: они роня-

ют свои плоды, семена, служат другим и перестают бороться (гни-

ют), уступают место другим.

3) Одна из причин, по которой женщины менее разумны, чем

мущины, та, что они привлекательны для мущин особенно в де-

вическом возрасте, и мущины не исправляют, не осуждают их, а

хвалят. (Пустяк.)

4) Смерть, говорят, похожа на засыпание, но это неспра-

ведливо и неверно. Мы не знаем момента засыпания, и потому

сравнение с засыпанием ничего не объясняет. Мы знаем толь-

ко пробуждение и с ним только можем сравнить смерть. Засы-

пание же есть

Скачать:PDFTXT

разъяснить то, что мир состоит из общения раз- личных сознаний, разделенных иллюзией вещества в простран- стве и времени. 18 авг. 1904 Пирогово Записать: 1) Что же такое мир? И вот,