разъяснить то, что мир состоит из общения раз-
личных сознаний, разделенных иллюзией вещества в простран-
стве и времени.
18 авг. 1904 Пирогово
1) Что же такое мир? И вот, на что не могло ответить наблю-
дение, отвечает сознание. Мир — это существа такие же, как я
(духовные), соприкасающиеся со мной, отделяющие меня от них
и себя от меня. Отделенность свою или их я могу познавать толь-
ко в виде движущегося вещества. И потому матерьяльный мир, движущееся вещество, есть только форма моего отделения и от-
деления всех существ друг от друга. Сознанием, только сознани-
ем я познаю другие существа, весь мир. Сознание говорит мне, что человек (всякий человек) есть другое такое же, как я, отде-
ленное существо. То же говорит оно мне про все живое. То же
говорит мне и про то, что мне представляется мертвым, как зем-
ля, на которой я живу, как звезды, солнце. Я знаю, что земля есть
149
тело, и движущееся тело, только потому, что я знаю свое движу-
щееся тело. Так что истинное существование есть только духов-
ное, и истинное знание тоже только духовное.
19 авг. 1904. Пирогово.
1) Он описывает бедствия анархии 1780—90 годов. Едва ли
они больше бедствий теперешней японской войны, происходя-
щей при самом правильном государственном порядке.
2) Спор с Колей, запишу после. —
Говорил о том, что нет большего и меньшего матерьяльного
блага, что во всем компенсация, что крестьянка, питающаяся хле-
бом и квасом, после родов встающая, заедаемая нечистью и т. п., не несчастнее барыни с своими прихотями, капризами, нервами
и действительными страданиями. Что как нельзя в одном месте
поднять уровень пруда, нельзя дать себе или другому большего
или меньшего блага.
«Если так, то зачем сострадать, помогать людям? Им так же
хорошо, как и мне».
Но дело в том, что мне нехорошо, если я в числе тех, которые
имеют избыток вещественных благ, если я держусь обмана того, что, отнимая от других или удерживая, можно увеличить свое
благо. Мне дурно, и я не могу не стремиться избавиться от этого.
Кроме того, и главное, если я знаю, что смысл моей жизни в люб-
ви, т. е. в перенесении себя в жизнь, интересы других, я буду по-
могать другому, потому что таково его желание, и желание не
вредное, если он хочет пищи, отдыха, буду помогать, как я буду
помогать ребенку, уронившему и сломавшему игрушку. Мое дело
жизни есть служение Богу, исполнение Его воли — единения лю-
дей. Единению этому препятствует неравенство матерьяльное, ил-
люзия того, что можно вещественными средствами увеличить бла-
го, и потому я буду разрушать это неравенство, эту вредную ил-
люзию, которая мешает единению людей. Вот мой ответ. Ответ
этот сводится к тому основному положению, что добро не может
определяться внешними, вещественными последствиями. Оно оп-
ределяется только большим или меньшим исполнением своего
назначения, воли Бога.
20 авг. 1904. Пирогово.
Читая историю французской революции, становится несом-
ненно ясно, что основы революции (на которые так несправед-
150
ливо нападает Тэн) несомненно верны и должны быть провозг-
лашены и что, как он говорит, воображаемый человек, т. е. идеал
человека, гораздо действительнее француза известного времени и
места, и что руководиться этим воображаемым человеком для ус-
тройства жизни гораздо практичнее, чем руководиться соображе-
ниями о свойствах такого-то и такого-то француза; ошибка была
только в том, что провозглашенные принципы предполагалось осу-
ществлять так же, как и прежние злоупотребления: насилием.
L’assemblee construante1 была бы совершенно права, если бы она
объявила те же самые принципы, а именно: что никто не может
владеть другим, не может владеть землей, никто не может соби-
рать подати, никто не может казнить, лишать свободы; объявила, что отныне никто, т. е. правительство, не будет поддерживать этих
прав, и больше ничего. Что бы из этого вышло — не знаю, и никто
не знает, что бы вышло и теперь, если бы это было объявлено; но
одно несомненно, что не могло бы выйти того, что вышло в Фран-
цузской революции. Частные люди никогда не побьют, не зарежут
и не ограбят одной тысячной того числа, которое побьют и ограбят
правительства, т. е. люди, признающие за собой право убивать и
грабить. Может быть, не было готово французское общество к та-
кому перевороту тогда; может быть, оно не готово и теперь; но
несомненно, что переворот этот должен совершиться, что челове-
чество все более и более приготавливается к этому перевороту и
что придет время, когда человечество будет готово к нему.
22 авг. 1904. Яс. Пол.
Записать нужно одно, самое важное и радостное.
Мне вполне ясно, близко стало то, что жизнь есть просветле-
ние, снимание покровов с сущего. Оно стоит неподвижно, но вок-
руг него все просветляется, снимаются покровы, оно познает все
новое и новое, и ему кажется, что оно движется и что его жизнь в
этом движении. Если бы оно было одно, то просветление это было
бы просветление, а не казалось бы движением. Но оно не одно, оно просветляется среди различно просветляющихся существ, и
эти различные степени просветления дают понятия движения во
времени, которое есть только отношение просветлений. Доступ-
ные моему наблюдению просветления совершаются в кругах спи-
ральных, циклах, кругах, постепенно просветляющихся. (Заболел
живот, и не могу дальше связно писать. И это не то.) 1 Учредительное собрание (фр )
151
Все существа (После).
Сравнить это можно с теплом, светом, заключенным в обо-
лочки льда, вообще тающего от тепла вещества различной тол-
щины. Я одна из таких частиц тепла и света и, по мере таяния
оболочки, вижу все более и более другие частицы тепла, растоп-
ляющие свои различной толщины оболочки. Что это происходит
в людях, я наверное знаю по себе. Знаю, что это происходит в
животных, догадываюсь, что это происходит в растениях, пред-
полагаю, что это же происходит в том, что так далеко от меня
(так не видна мне тающая оболочка), что я считаю эти тела не-
живыми — как планеты, звезды и атомы. — Просветления совер-
шаются в отдельных частях — личностях, и в соединениях час-
тей: в клетках и в теле человека, в отдельных живых существах и
во всей планете с ее обитателями животными и растительными.
(Не хорошо. Но то.)
26 ав. 1904. Пирогово.
1) Говорят о бедствиях анархии, даже террористической. Раз-
ве это может сравниться с бедствиями хоть теперешней япон-
ской войны?
2) Ехал верхом и думал как-то вместе о готовности к смерти
и о том большом деле, которое я делаю и могу сделать. И живо
почувствовал, что нельзя быть готовым к смерти, спокойно уме-
реть, если приписываешь себе какую-либо важность, считаешь
себя не только выше людей, но равным с хорошими людьми.
Только смирение самое большое, искреннее дает спокойствие
перед смертью. Это от того, что, думая о смерти, думаешь о Боге, о Том, по воле Кого жил и к Кому пойдешь. А если думаешь о
нем, то не можешь не чувствовать не то что свою малость, а
полное ничтожество свое — нуль. Если же считаешь себя важ-
ным, великим, то, значит, не думаешь о Боге, о Том, о Ком нельзя
не думать умирая, потому что к Нему идешь. Надо сделаться
малым перед людьми, перед собою, чтобы войти в дом Бога.
Отрекись себе — и ты сольешься с Ним. Чем больше отрече-
ние, тем ближе к Нему.
27 авг. 1904. Пирогово.
Нынче проснулся рано и вот записываю:
1) О том же, о просветлении: Я, постепенно просветляясь
(живя), выражаю себя. То же происходит для рода людей: я, просветляясь, выражаю род всех моих предков. Весь мир (на
152
мой взгляд), просветляясь (живя), выражает все прошедшее
мира. Какая это линия? Т. е. все это просветление идет ли все
вперед и вперед по прямой, которая мне кажется прямой только
потому, что это бесконечно большая, замыкающаяся кривая, или
это — прямая, которая для меня, как бесконечная, не имеет смыс-
ла, но не бессмысленна для бесконечного Разума. Для меня все
это спирали, оси которых составляют большие спирали, оси
которых еще больше, и так до бесконечности. Я не могу и дол-
жен не мочь понять все. Но я знаю направление и движение, знаю, главное, что я, истинный я, не бесконечен, не бессмысле-
нен, но сущий и стою неподвижно, а то, что мне кажется, что я
движусь и все движется, есть только просветление, в чем жизнь.
И это важно и нужно. (Дурно написано, но для меня и для тех, кто войдут в мой ход мыслей, понятно.)
2) О величии людском, о чем уже писал. Но нынче мне особен-
но ясно: Для того, чтобы спокойно, разумно понимать жизнь и
смерть, неизбежно, необходимо понимать свое равенство со всеми
не только людьми, но животными, понимать не только равенство, но ничтожество. Только при таком понимании себя может быть
разумная, спокойная жизнь и бесстрашие перед смертью. Ты —
какая-то бесконечно малая частица чего-то, и ты был бы ничто, если бы у тебя не было определенного призвания—дела. Это толь-
ко дает смысл и значение твоей жизни. Дело же твое в том, чтобы
использовать данные тебе, как и всему существующему, орудия
(иступить топор, источить косу). И все дела равны, и ты не мо-
жешь сделать ничего больше того, что тебе задано, не можешь и не
сделать. Все твое дело в том, чтобы делать охотно. Стало быть, ты
можешь быть супротивником Бога, можешь мучить себя и все-таки
исполнить Его дело. В лучшем случае ты можешь только не про-
тивиться, не корячиться. И потому ничего важного, великого чело-
век не может сделать. Только стоит приписать человеку великое, исключительное — и делаешь из него урода. Стоит приписать это
себе — и погиб: и нет спокойствия, ясности жизни и бесстрашия
смерти. — Прикладываю к себе: мне дана потребность думать, вы-
ражать мысли, писать и сообразовать кое-как свою жизнь с свои-
ми мыслями (что я очень дурно делаю), и потому, как бы мне и
другим нам, бактериям, ни казались важны мои записанные мыс-
ли, они в действительности так же важны, как выращенная рожь, не важнее, чем воспитанная кошка. Я чувствую: как только припи-
сал себе значение большее, чем яблони, клена, принесшего плоды, так лишил себя спокойствия, радости жизни, покорности смерти.
153
1 сент. 1904. Яс. Пол.
1) По мере того, как открывается сущность жизни, т. е. что
человек узнает свою безвременную, беспространственную при-
роду, уничтожается, умаляется его матерьяльная природа, т. е. раз-
биваются пределы, отделяющие его от других существ (земля, и
в землю пойдешь). (Здесь я что-то забыл.)
2) Не только люди к старости, но животные добреют. Добре-
ют ли растения? Что делается в них, мы не знаем, но то, чем про-
являются их жизни в старости, имеет свойства добра: они роня-
ют свои плоды, семена, служат другим и перестают бороться (гни-
ют), уступают место другим.
3) Одна из причин, по которой женщины менее разумны, чем
мущины, та, что они привлекательны для мущин особенно в де-
вическом возрасте, и мущины не исправляют, не осуждают их, а
хвалят. (Пустяк.)
4) Смерть, говорят, похожа на засыпание, но это неспра-
ведливо и неверно. Мы не знаем момента засыпания, и потому
сравнение с засыпанием ничего не объясняет. Мы знаем толь-
ко пробуждение и с ним только можем сравнить смерть. Засы-
пание же есть