ному учреждению, которое никак не выросло, а сделано
человеческими руками»*.
Синод сделал роковой для русского религиозного со-
знания шаг. Акт об «отпадении» Толстого потряс веру рус-
скую более, чем само учение Толстого. У Толстого — тос-
ка, мучения, годы размышлений, «Иова страдание», гово-
рит Розанов. У Синода же ни мучений, ни слез, ничего, а
только способность написать «бумагу», какую мог бы на-
писать учитель семинарии: до такой степени в характере и
методе и тоне не отражается ничего христианского.
Философское наследие Толстого остается для нас во мно-
гом еще не освоенным материалом. Идеологические наплас-
тования прошлых десятилетий лежат тяжелым грузом, пре-
пятствуя пониманию философских идей Толстого, его страс-
тного стремления уяснить духовную природу человека не по
распространенным представлениям дарвинизма, а по помыслу
Творца.
А. Н. Николюкин
* Новый Путь. 1903. № 2. Прилож.; Записки Религиозно»фило-
софских собраний. С. 100—101. «
1901
19 янв. 1901. Москва. За это время записано: 1) Люди живут своими мыслями, чужими мыслями, своими
чувствами, чужими чувствами (т. е. понимать чужие чувства, ру-
ководствоваться ими). Самый лучший человек тот, который жи-
вет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, са-
мый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и
своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4-х основ, мо-
тивов деятельности — все различие людей.
Есть люди, не имеющие почти никаких ни своих, ни чужих
мыслей, ни своих чувств и живущие только чужими чувствами; это самоотверженные дурачки, святые. Есть люди, живущие толь-
ко своими чувствами, — это звери. Есть люди, живущие только
своими мыслями, — это мудрецы, пророки; есть — живущие толь-
ко чужими мыслями — это ученые глупцы. Из различных переста-
новок по силе этих свойств — вся сложная музыка характеров.
2) Есть только Бог — дух такой, какого я сознаю в себе, (я), субъект; и Бог, которого я не сознаю, но с которым соприкаса-
юсь: мир существ, объект.
3) Для того, чтобы человек (всякое существо) сознавал себя
существующим, нужно, чтобы он был ограничен. Если бы суще-
ства не были бы ограничены — их не было бы. Мы говорим: че-
ловек сознает себя потому, что он ограничен; можно так же спра-
ведливо сказать: человек ограничен потому, что сознает себя.
4) Иллюзия я, ограниченного телом, происходит от пределов, в которые заключено божеское начало. (Неясно).
5) Мущина1 должен подняться до целомудрия женщины, а не
женщина, как это происходит теперь, спуститься до распущен-
ности мущины.
‘ Здесь и далее в тексте Дневника сохранены некоторые старые лекси-
ческие формы, присущие рукописи дневниковых записей Толстого. — Ред
19
6) Верность жен достигалась и достигается в большинстве
народов насилием мущин над женщинами. Насилие дурно, но
люди считают, что неверность хуже насилия, и потому уничто-
жить насилие можно только тем, чтобы женщины стали цело-
мудренны. Женщины же думают, что все дело в насилии.
7) Исправлять зло в обществе правительственными мерами
значит противиться злу насилием. Надо искать другие средства.
8) Помочь нужде других можно только жертвой. Жертва все-
гда тиха, легка и радостна. Люди же желают помогать, не жерт-
вуя — через других. И для этого всегда нужен шум и усилия и
даже страдания. И люди, пытающиеся помогать так, всегда и хва-
стаются и жалуются.
9) Мы все — и это не сравнение, а почти описание действитель-
ности — вырастаем и воспитываемся в разбойничьем гнезде и толь-
ко когда вырастем и оглядимся, то понимаем, где мы, и чем мы
пользуемся. И вот тут-то начинаются различные отношения к этому
положению; одни пристают к разбойникам и грабят, другие думают, что они не виноваты, если только пользуются грабежом, не одобряя
его и даже стараясь прекратить его, третьи возмущаются и хотят
разрушить гнездо, но они слабы и их мало. — Что же надо делать?
10) Жизнь состоит в том, чтобы добывать все более и более
истину о своем назначении и жить более и более согласно с этой
истиной. Всякая же религия (ложная) говорит, что у нее в писа-
нии или предании находится готовая полная, совершенная ис-
тина (Веды, Библия, Евангелие, Коран) и есть средство жить
сообразно с этой истиной (вера, жертвы, молитвы, благодать).
Так что ни искать истины не нужно, ни трудиться над улучше-
нием своей жизни. Это ужасно.
6 февр. Москва. 1901.
Записано довольно много и казалось важным.
1) Главное, надо стараться разрушить постоянно поддерживаемый
правительством обман, что все, что оно делает, оно делает для
порядка, для блага подданных. Все, что оно делает, оно и делает или
для себя (грабит покоренных), или для того, чтобы leur dormer le change1 и уверить их, что оно делает это для них.
2) «Как океан объемлет шар земной, так наша жизнь объята
снами». Мало того — снами: объята бессознательной рефлектив-
ной жизнью. Не только рефлективною, но рассудочною, призна-
1 расквитаться (фр).
20
ваемой большинством людей жизнью, но не имеющей в себе ис-
тинных свойств жизни. Истинная жизнь, жизнь, сознающая свое
божественное начало, только как редкие островки на этом океа-
не бессознательной жизни, совершающейся по определенным ма-
териальным законам. И только эти моменты, складываясь друг с
другом (исключая все разделяющее их), составляют истинную
жизнь. Остальное сон.
3) Как матерьялисты говорят о том, что жизнь есть не что
иное, как физико-химические процессы, совершающиеся по оп-
ределенным законам, то они совершенно правы. Они рассматри-
вают жизнь объективно и, рассматривая так, ничего другого ви-
деть не могут. Но видят они только ту основу, на которой и в ко-
торой зарождается и происходит истинная, не наблюдаемая ими
жизнь. Когда они говорят при этом о внутреннем опыте (упот-
ребляемом ими для психологии), то это только недоразумение: наблюдать наблюдателя нельзя.
Они совершенно правы, отыскивая и устанавливая законы, управляющие видимым внешним миром, но неправы, когда хо-
тят или предполагают по тем же законам объяснить существова-
ние наблюдающего и потому отрицают независимое существо-
вание этого наблюдающего и способ познавания этого наблюда-
ющего: сознание, то самое, чем они пользуются для своих
наблюдений, без чего они не могли бы делать их.
(Неясно высказано.)
Иначе сказать можно это еще так. Есть два способа познания: один внешний — наблюдения, при котором допускается данным
и не требующим объяснения существование наблюдателя, кото-
рому верится; другой — такой, при котором исследуется самый
наблюдатель и на основании его изучения уже признается дос-
товерность внешнего, наблюдаемого. —
4) Наблюдать явления внешнего мира объективно, не скажу
очень полезно, но не лишено своего рода полезности, но призна-
вать явления этого мира всею жизнью есть величайшее заблуж-
дение. Вся жизнь есть только то, что мы сознаем, и поэтому изу-
чать всю жизнь можно только внутренним путем; все же то, что
мы наблюдаем объективно, есть только последствия жизни. Жизнь
есть только то, что мы сознаем как жизнь. Мало того, и сознание
себя отдельной личностью еще не есть настоящая человеческая
жизнь. Настоящая человеческая жизнь начинается только тогда, когда начинается божеское сознание, т. е. человек сознает себя
сыном, слугою Бога, а остальное все только подобие жизни. И в
21
остальном матерьялисты правы, считая все явления наблюдае-
мой ими жизни физико-химическими процессами.
Если изучающий фабрику не был в машинном отделении и
не видит причину движения, и больше того: допускает, что дви-
жение как-то есть само собою и не подлежит исследованию, то
он будет совершенно прав, описав фабрику, как систему колес, шестерен, ремней, производящих видимую ему работу; но будет
в большом заблуждении, если будет думать, что все большее и
большее изучение внешнего механизма приближает его к позна-
нию основ движения всего. Тот же, кто войдет в машинное отде-
ление, увидит паровую машину и в ней признает жизнь. Тот же, кто войдет в топку, тот увидит ее в силе огня.
Главное, что я хочу сказать, вот что:
Наблюдая в мире, в растении процесс обмена вещества, са-
мосохранения, роста и цикла рождения, размножения и смерти, и такой же процесс сознавая в себе, мы говорим, что это жизнь.
Наблюдая потом тот же процесс в передвигающемся, проявляю-
щем чувства животном, и находя такой же процесс в себе, мы го-
ворим: растительный процесс еще не жизнь — вот это жизнь, —
отодвигаем линию, отделяющую жизнь от нежизни. Но мало это-
го: наблюдая в других людях и себе умственную жизнь, достига-
ющую разностороннего улучшения жизни, мы еще отодвигаем
линию, отделяющую жизнь от нежизни: говорим: то животная
жизнь, а вот это настоящая жизнь. Но потом мы еще можем ото-
двигать линию, отделяющую жизнь от нежизни, еще более ог-
раничить то, что называли жизнью. Наблюдая в других, лучших
людях жизнь религиозную, жизнь не для себя, а для цели вне себя, и видя в себе это свойство, мы говорим, и имеем на это полное
право, что только такая жизнь — не для себя, а для Бога, — есть
жизнь. Так определяется жизнь христианством.
Так что я знаю три жизни: 1) жизнь растительную, бессозна-
тельную; 2) жизнь, сознающую себя отдельным существом, и 3) жизнь, сознающую себя божественной сущностью в пределах
личности. Эту жизнь только я называю жизнью.
Хотим мы того, или не хотим, мы должны сами своим решени-
ем определять то, где начинается и кончается жизнь. Обычно мы
начало жизни определяем рождением, а смерть — прекращением
физиологических процессов. Но мы можем определять пределы
ее и иначе: не физиологически, но психологически: можем назы-
вать жизнью только то, что совершается при сознании личности, и
тогда жизнь начнется не с рождения и кончится не физической
22
смертью. Можем признавать пределами ее уничтожение религиоз-
ного сознания, и тогда жизнь еще сузится. И так и должно.
5) Люди молят Бога помочь им извне, а Он всегда готовый
помочь им в них самих. Только бы они поверили в Него, в этого
внутреннего Бога, и дали бы Ему возможность помочь им. А то
они не дают Ему этой возможности: хотят, чтобы Он помог им,
как они этого хотят, а не так, как Он этого хочет. Все равно, как
сумашедший, который, желая выйти, захлопывает ту дверь, кото-
рую отворяют ему.
6) Приспособления для ласкания внешних пяти чувств, как кра-
сивое убранство жилищ, утвари, а главное одежд, особенно женс-
ких, есть то, что разжигает похоть. Как музыка, духи, гастрономи-
ческая пища, гладкие, приятные на ощупь поверхности. Блеск, свет, красота солнца, деревьев, травы, неба, даже вид человеческого тела
без искусственных украшений, пение птиц, запахи цветов, вкус
простой пищи, плодов, осязание природных вещей не вызывает
похоти. Ее вызывают электрическое освещение, убранство, наря-
ды, музыка, духи, гастрономические блюда, гладкие поверхности.
Нынче 8 фее. 1901. Москва.
Продолжаю выписывать.
7) Хотел начать статью об отсутствии религии так: Ужасно, когда видишь бесполезные страдания одних людей
от нужды, других от излишка; еще ужаснее видеть, как люди эти
неизбежно сами развращаются и самою жизнью, и воспитанием; но ужаснее всего, всего видеть то, что, погибая так физически и
нравственно, люди считают, что так должно быть, что выхода из
этого положения нет и не может быть. И мы, наше общество хри-
стианское в этом положении.
8) Если ты знаешь, что предмет есть, и ты ищешь его, то не
только есть возможность, но можно наверное сказать, что ты най-
дешь его. Только в одном случае не найдешь: это если ты видишь
его, но признаешь не тем, что ты ищешь. (Ищешь письмо, но оно
в другом конверте, и ты решил, что в этом конверте его не может
быть). Это