решение чего-то.
Нынче 21(вечер) апр. 1905. Я. П.
1) Наука — совершенно, как церковь, — неуловима. Ты гово-
ришь: вот, — указывая на дарвинизм, или преступные типы, или
тому подобное, — вот чепуха или ложь. Тебе отвечают: да это не
наука, а я говорю про настоящую науку, — подразумевая под этим
нечто другое, также отрицаемое людьми, признающими другие, а не эту часть науки.
2) В первый раз понял все значение заповеди: люби Бога всем
сердцем и всею душою твоею. Это значит то самое, чего я теперь
хочу достигнуть, к чему я с таким трудом теперь приучаю себя; а
именно, то, чтобы жить для Бога, служить только Ему, т. е. де-
лать всякое дело только в виду Бога и для того, чтобы делать то, чего Он хочет, независимо от того, чего хочешь сам и чего хотят
от тебя люди. И это можно, можно.
3) Сначала, в первое время жизни человек живет только для
себя, потом для себя и славы людской (людей таких же, как сам, живущих для себя). Потом начинает жить для себя и для толпы и
еще для избранных, наиболее уважаемых людей, и потом начи-
нает жить не только для себя и для славы людской, но и для Бога.
А надо жить только для Бога. Тогда будет хорошо и тебе, будет и
слава людская. Надо приучать себя к этому.
4) Чем хуже становится человеку телесно, тем лучше ему ста-
новится духовно. И потому человеку не может быть дурно. Я долго
искал сравнения, выражающего это. Сравнение самое простое: коромысло весов. Чем больше тяжесть на конце телесном, чем
хуже телесно и в смысле славы людской (тоже телесное), тем выше
поднимается конец духовный, тем лучше душе.
5) Все чаще и чаще думаю о памяти, о воспоминании, и все
важнее и важнее, основнее и основнее представляется мне это
186
свойство. Я получаю впечатление. Его нет в настоящем. Оно есть
только в воспоминании, когда я начинаю, вспоминая, обсуждать
его, соединять с другими впечатлениями и мыслями. Я получил
радость или оскорбление. В настоящем нет ни радости ни оскор-
бления, оно начинает действовать только в воспоминании. Из бес-
численного количества впечатлений, которые я получал, я очень
многие забыл, но они оставили следы в моем духовном суще-
стве. Мое духовное существо образовано из них.
6) Если кто-нибудь сомневается в том, что жизнь есть нечто ду-
ховное, а тело — только необходимое условие, то пусть он подумает
о том, что такое его «я». Ведь никак не тело и не сознание тела в
настоящем, а сознание всего того, что соединено в одно моим вос-
поминанием. Даны все эти воспоминания чувствами тела, но суще-
ство, которое я называю собой, никак не тело. Напротив, тело есть
нечто, хотя и дающее воспоминания, вместе с тем и нарушающее
духовное сознание. (Дурно выражено, а очень важно и нужно.) 7) Удивительны мудрые и верные мысли, выражаемые спи-
ритами. Я записал потому, что имел объяснение этого, а теперь
забыл.
8) Вещество — это предел, в который заключено нераздель-
ное духовное начало; движение есть то, что выражает (проявля-
ет) единство, нераздельность духовного существа. Не будь веще-
ства, не могло бы быть отдельности духовного существа. Или
иначе: Отдельность духовного существа представляется веще-
ством. Не будь движения, отделенное существо не было бы еди-
ным со Всем. Или иначе: единство отделенного существа со Всем
представляется движением.
Не будь нераздельного духовного существа, заключенного в
пределы, не было бы жизни. Жизнь есть единство в разделенно-
сти, или разделенность в единстве.
9) Только признание духовности мира и иллюзорности мате-
рии и движения разрешает загадку бесконечности. Вещество и
движение, пространство и время — иллюзии.
10) Отделейность нельзя сознавать без движения вещества.
11) Предел вещества — то вещество, которое я сознаю со-
бою; предел движения — то движение, которое я сознаю собою.
12) Я — не мое тело, а движение моего тела. Я — это воспо-
минание моей жизни, нечто вполне духовное.
13) Мы переходим от животного (обманчивого) сознания к
сознанию духовному, истинному, и когда мы переходим в духов-
ное сознание, нам кажется, что мы сами это сделали, что мы сво-
187
бодны. Но это нам кажется только потому, что мы бы могли оста-
ваться в животном сознании.
Je m’entends.
14) Движение само по себе всегда иллюзия. Мы познаем толь-
ко известную степень движения, а ни самое быстрое, ни самое
медленное недоступно нам.
И что же, движусь ли я в вагоне, подвигаясь назад, с той же
быстротой, с которой еду?
Движения нет. Движение есть только отношение отдельных
существ.
15) Вещество отделяет и соединяет. То же делает и движение.
Без вещества не может быть отделенности, не может быть и без
движения. Вещество познается только движением; движение по-
знается только веществом.
Нынче 4 мая 1905. Я. П.
1) Кто-то, математик, сказал Наполеону о Боге: Je n’ai jamais eu besoin de cette h y p o t e s e А я бы сказал: Je n’ai jamais pu faire quoique ce soit de bon sans cette hypotese2.
2) Кажется, уж это записано, а не могу не повторить: Жизнь
вся моя есть, была и будет, от рождения до смерти. Я только не
вижу ее еще всю. Изменить ее я не могу: телесное иллюзорное
идет по телесным законам, духовное — по духовным. Я только
перехожу из одной области в другую, и эти переходы из теле-
сной, т. е. иллюзорной, в духовную, реальную, мне кажутся сво-
бодой. У меня нет свободы, но лучше, чем свобода, то, для чего
нужна свобода, — у меня благо, всегдашнее благо. В этом и не-
сомненный смысл жизни. Мне дано благо, ненарушимое благо.
3) Движение — это отделение себя от себя; вещество — это
отделение себя от Всего. (Это или очень глубоко мудро, или очень
глубоко глупо.) Для отделения себя от себя нужно движение, и от
движения — время. Для отделения себя от Всего нужно веще-
ство, и от вещества — пространство.
4) Я, как отдельное существо, есмь вещество, включающее в
себя другие существа, и есмь движение, включающее в себе дру-
гие движения. И вместе с тем сам включен и в другое вещество, и
другое движение. (Плохо. — Только от того пишу, что записано.) 1 Я никогда не нуждался в этой гипотезе (фр)
2 Я не мог никогда делать ничего хорошего бе з этой гипотезы (фр )
188
5) Для животного существа в человеке нужно счастье извне, для разумного, духовного существа нужно только усилие (уси-
лие сознания) изнутри.
6) Я вижу во сне, что со мной разговаривает человек о том, что было между нами прежде, и я вспоминаю, что это точно было.
Точно так же, как я вспоминаю наяву то, что было. И воспомина-
ние мое наяву не более реально, чем воспоминание во сне. Я верю, что это было. Доказательство только то, что я помню. Если и дру-
гие говорят, что это было, то ведь только их воспоминания. Они
столько же ценны, как и воспоминания тех, с которыми я говорю
во сне. — Так что нельзя отрицать того, что вся эта жизнь есть
сон, пробуждение от которого наступит при смерти. И часто к
старости, как к концу времени сна, нелепость этой жизни сна ста-
новится все яснее и яснее.
7) Саша от боли вспрыснула морфий. Няня не одобрила: по-
страдать надо, когда Бог посылает. А Мечников хочет уничто-
жить не только страдания, но и смерть.
Разве он не жалкий, испорченный ребенок в сравнении с на-
родной мудростью старушки?
8) Судковой говорил, что он представляет себе нравственный
прогресс человечества таким, что люди будут чувствовать жизнь
других не только близких, но всех людей и будут испытывать это
счастье за всех. А я подумал, что это уже есть, и я уже в сознании
могу жить этим и живу. (Неясно, а было ясно.)
19 мая 1905. Я. П.
1) Записано: сознание останавливает время, т. е. иллюзию. Вчера
получилось известие о разгроме русского флота. Известие это по-
чему-то особенно сильно поразило меня. Мне стало ясно, что это
не могло и не может быть иначе: хоть и плохие мы христиане, но
скрыть невозможно несовместимость христианского исповедания
с войной. Последнее время (разумея лет 30 назад) это противоре-
чие стало все более и более сознаваться. И потому в войне с наро-
дом нехристианским, для которого высший идеал — отечество и
геройство войны, христианские народы должны быть побеждены.
Если до сих пор христианские народы побеждали некультурные
народы, то это происходило только от преимущества технических
военных усовершенствований христианских народов: (Китай, Ин-
дия, африканские народы, хивинцы и среднеазиатские); но при
равной технике христианские народы неизбежно должны быть
189
побеждены нехристианскими, как это произошло в войне Рос-
сии с Японией. Япония в несколько десятков лет не только срав-
нялась с европейскими и американскими народами, но превзош-
ла их в технических усовершенствованиях. Этот успех японцев
в технике не только войны, но и всех матерьяльных усовершен-
ствований ясно показал, как дешевы эти технические усовер-
шенствования, то, что называется культурой. Перенять их и даже
дальше придумать ничего не стоит. Дорого, важно и трудно доб-
рая жизнь, чистота, братство, любовь, то самое, чему учит хри-
стианство и чем мы пренебрегли. Это нам урок.
Я не говорю этого для того, чтобы утешить себя в том, что
японцы побили нас. Стыд и позор остаются те же. Но только они
не в том, что мы побиты японцами, а в том, что мы взялись де-
лать дело, которое не умеем делать хорошо и которое само по
3) Не дописал 19-го и пишу нынче утром, 24 мая 1905. Я. П.
1) Сестра Машенька (монахиня) и Пелагея Ильинишна тетуш-
ка (полумонахиня) в моем представлении сливаются в одно суще-
ство. И это так и есть. Духовное существо во всех одно, но здесь, при малом различии формы, это единство яснее представляется.
2) Разница несправедливости земельной собственности и
орудий труда в том, что владение землею включает неизбежно
власть над людьми, живущими на ней, владение же орудиями
труда дает власть только над теми людьми, которые подчиня-
ются этой власти.
3) Без глаза нет солнца. Без меня нет мира. Это не верно. Без
солнца не было бы животного и его глаза, но мир совсем не необ-
ходим для того, чтобы было сознание, т. е. я. — В сознании свое-
го я есть нечто основное, без чего ничего существовать не может.
Я могу допустить, что уничтожится тот мир, который я знаю, но
не могу допустить своего уничтожения.
4) Люди учат других, как им жить, уговаривают их…. все это
недоразумение. Человеку никак нельзя ничего внушить, еще мень-
ше может человек заставить сам себя что-нибудь пожелать, по-
нять, полюбить, даже сделать. —
Сам человек над собой ничего не может сделать. Он изменя-
ется, переходя из сознания животного в сознание духовное, и эти
изменения ему кажутся самопроизвольными. Но это не так: чело-
век так же подлежит неизменным законам в области телесной, как
и в области духовной. Разница только в том, что в области теле-
190
сной он страдает, а в области духовной испытывает постоянное
благо. (Страдания, испытываемые в области телесной (и страда-
ния, необходимые при возрасте, болезнях, старости), показывают
только то, что человеку свойственно благо, что