Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

решение чего-то.

Нынче 21(вечер) апр. 1905. Я. П.

Записать надо:

1) Наука — совершенно, как церковь, — неуловима. Ты гово-

ришь: вот, — указывая на дарвинизм, или преступные типы, или

тому подобное, — вот чепуха или ложь. Тебе отвечают: да это не

наука, а я говорю про настоящую науку, — подразумевая под этим

нечто другое, также отрицаемое людьми, признающими другие, а не эту часть науки.

2) В первый раз понял все значение заповеди: люби Бога всем

сердцем и всею душою твоею. Это значит то самое, чего я теперь

хочу достигнуть, к чему я с таким трудом теперь приучаю себя; а

именно, то, чтобы жить для Бога, служить только Ему, т. е. де-

лать всякое дело только в виду Бога и для того, чтобы делать то, чего Он хочет, независимо от того, чего хочешь сам и чего хотят

от тебя люди. И это можно, можно.

3) Сначала, в первое время жизни человек живет только для

себя, потом для себя и славы людской (людей таких же, как сам, живущих для себя). Потом начинает жить для себя и для толпы и

еще для избранных, наиболее уважаемых людей, и потом начи-

нает жить не только для себя и для славы людской, но и для Бога.

А надо жить только для Бога. Тогда будет хорошо и тебе, будет и

слава людская. Надо приучать себя к этому.

4) Чем хуже становится человеку телесно, тем лучше ему ста-

новится духовно. И потому человеку не может быть дурно. Я долго

искал сравнения, выражающего это. Сравнение самое простое: коромысло весов. Чем больше тяжесть на конце телесном, чем

хуже телесно и в смысле славы людской (тоже телесное), тем выше

поднимается конец духовный, тем лучше душе.

5) Все чаще и чаще думаю о памяти, о воспоминании, и все

важнее и важнее, основнее и основнее представляется мне это

186

свойство. Я получаю впечатление. Его нет в настоящем. Оно есть

только в воспоминании, когда я начинаю, вспоминая, обсуждать

его, соединять с другими впечатлениями и мыслями. Я получил

радость или оскорбление. В настоящем нет ни радости ни оскор-

бления, оно начинает действовать только в воспоминании. Из бес-

численного количества впечатлений, которые я получал, я очень

многие забыл, но они оставили следы в моем духовном суще-

стве. Мое духовное существо образовано из них.

6) Если кто-нибудь сомневается в том, что жизнь есть нечто ду-

ховное, а тело — только необходимое условие, то пусть он подумает

о том, что такое его «я». Ведь никак не тело и не сознание тела в

настоящем, а сознание всего того, что соединено в одно моим вос-

поминанием. Даны все эти воспоминания чувствами тела, но суще-

ство, которое я называю собой, никак не тело. Напротив, тело есть

нечто, хотя и дающее воспоминания, вместе с тем и нарушающее

духовное сознание. (Дурно выражено, а очень важно и нужно.) 7) Удивительны мудрые и верные мысли, выражаемые спи-

ритами. Я записал потому, что имел объяснение этого, а теперь

забыл.

8) Вещество — это предел, в который заключено нераздель-

ное духовное начало; движение есть то, что выражает (проявля-

ет) единство, нераздельность духовного существа. Не будь веще-

ства, не могло бы быть отдельности духовного существа. Или

иначе: Отдельность духовного существа представляется веще-

ством. Не будь движения, отделенное существо не было бы еди-

ным со Всем. Или иначе: единство отделенного существа со Всем

представляется движением.

Не будь нераздельного духовного существа, заключенного в

пределы, не было бы жизни. Жизнь есть единство в разделенно-

сти, или разделенность в единстве.

9) Только признание духовности мира и иллюзорности мате-

рии и движения разрешает загадку бесконечности. Вещество и

движение, пространство и время — иллюзии.

10) Отделейность нельзя сознавать без движения вещества.

11) Предел вещества — то вещество, которое я сознаю со-

бою; предел движения — то движение, которое я сознаю собою.

12) Я — не мое тело, а движение моего тела. Я — это воспо-

минание моей жизни, нечто вполне духовное.

13) Мы переходим от животного (обманчивого) сознания к

сознанию духовному, истинному, и когда мы переходим в духов-

ное сознание, нам кажется, что мы сами это сделали, что мы сво-

187

бодны. Но это нам кажется только потому, что мы бы могли оста-

ваться в животном сознании.

Je m’entends.

14) Движение само по себе всегда иллюзия. Мы познаем толь-

ко известную степень движения, а ни самое быстрое, ни самое

медленное недоступно нам.

И что же, движусь ли я в вагоне, подвигаясь назад, с той же

быстротой, с которой еду?

Движения нет. Движение есть только отношение отдельных

существ.

15) Вещество отделяет и соединяет. То же делает и движение.

Без вещества не может быть отделенности, не может быть и без

движения. Вещество познается только движением; движение по-

знается только веществом.

Нынче 4 мая 1905. Я. П.

Записать:

1) Кто-то, математик, сказал Наполеону о Боге: Je n’ai jamais eu besoin de cette h y p o t e s e А я бы сказал: Je n’ai jamais pu faire quoique ce soit de bon sans cette hypotese2.

2) Кажется, уж это записано, а не могу не повторить: Жизнь

вся моя есть, была и будет, от рождения до смерти. Я только не

вижу ее еще всю. Изменить ее я не могу: телесное иллюзорное

идет по телесным законам, духовное — по духовным. Я только

перехожу из одной области в другую, и эти переходы из теле-

сной, т. е. иллюзорной, в духовную, реальную, мне кажутся сво-

бодой. У меня нет свободы, но лучше, чем свобода, то, для чего

нужна свобода, — у меня благо, всегдашнее благо. В этом и не-

сомненный смысл жизни. Мне дано благо, ненарушимое благо.

3) Движение — это отделение себя от себя; вещество — это

отделение себя от Всего. (Это или очень глубоко мудро, или очень

глубоко глупо.) Для отделения себя от себя нужно движение, и от

движения — время. Для отделения себя от Всего нужно веще-

ство, и от вещества — пространство.

4) Я, как отдельное существо, есмь вещество, включающее в

себя другие существа, и есмь движение, включающее в себе дру-

гие движения. И вместе с тем сам включен и в другое вещество, и

другое движение. (Плохо. — Только от того пишу, что записано.) 1 Я никогда не нуждался в этой гипотезе (фр)

2 Я не мог никогда делать ничего хорошего бе з этой гипотезы (фр )

188

5) Для животного существа в человеке нужно счастье извне, для разумного, духовного существа нужно только усилие (уси-

лие сознания) изнутри.

6) Я вижу во сне, что со мной разговаривает человек о том, что было между нами прежде, и я вспоминаю, что это точно было.

Точно так же, как я вспоминаю наяву то, что было. И воспомина-

ние мое наяву не более реально, чем воспоминание во сне. Я верю, что это было. Доказательство только то, что я помню. Если и дру-

гие говорят, что это было, то ведь только их воспоминания. Они

столько же ценны, как и воспоминания тех, с которыми я говорю

во сне. — Так что нельзя отрицать того, что вся эта жизнь есть

сон, пробуждение от которого наступит при смерти. И часто к

старости, как к концу времени сна, нелепость этой жизни сна ста-

новится все яснее и яснее.

7) Саша от боли вспрыснула морфий. Няня не одобрила: по-

страдать надо, когда Бог посылает. А Мечников хочет уничто-

жить не только страдания, но и смерть.

Разве он не жалкий, испорченный ребенок в сравнении с на-

родной мудростью старушки?

8) Судковой говорил, что он представляет себе нравственный

прогресс человечества таким, что люди будут чувствовать жизнь

других не только близких, но всех людей и будут испытывать это

счастье за всех. А я подумал, что это уже есть, и я уже в сознании

могу жить этим и живу. (Неясно, а было ясно.)

19 мая 1905. Я. П.

Записать надо:

1) Записано: сознание останавливает время, т. е. иллюзию. Вчера

получилось известие о разгроме русского флота. Известие это по-

чему-то особенно сильно поразило меня. Мне стало ясно, что это

не могло и не может быть иначе: хоть и плохие мы христиане, но

скрыть невозможно несовместимость христианского исповедания

с войной. Последнее время (разумея лет 30 назад) это противоре-

чие стало все более и более сознаваться. И потому в войне с наро-

дом нехристианским, для которого высший идеалотечество и

геройство войны, христианские народы должны быть побеждены.

Если до сих пор христианские народы побеждали некультурные

народы, то это происходило только от преимущества технических

военных усовершенствований христианских народов: (Китай, Ин-

дия, африканские народы, хивинцы и среднеазиатские); но при

равной технике христианские народы неизбежно должны быть

189

побеждены нехристианскими, как это произошло в войне Рос-

сии с Японией. Япония в несколько десятков лет не только срав-

нялась с европейскими и американскими народами, но превзош-

ла их в технических усовершенствованиях. Этот успех японцев

в технике не только войны, но и всех матерьяльных усовершен-

ствований ясно показал, как дешевы эти технические усовер-

шенствования, то, что называется культурой. Перенять их и даже

дальше придумать ничего не стоит. Дорого, важно и трудно доб-

рая жизнь, чистота, братство, любовь, то самое, чему учит хри-

стианство и чем мы пренебрегли. Это нам урок.

Я не говорю этого для того, чтобы утешить себя в том, что

японцы побили нас. Стыд и позор остаются те же. Но только они

не в том, что мы побиты японцами, а в том, что мы взялись де-

лать дело, которое не умеем делать хорошо и которое само по

себе дурно.

3) Не дописал 19-го и пишу нынче утром, 24 мая 1905. Я. П.

Записать надо многое.

1) Сестра Машенька (монахиня) и Пелагея Ильинишна тетуш-

ка (полумонахиня) в моем представлении сливаются в одно суще-

ство. И это так и есть. Духовное существо во всех одно, но здесь, при малом различии формы, это единство яснее представляется.

2) Разница несправедливости земельной собственности и

орудий труда в том, что владение землею включает неизбежно

власть над людьми, живущими на ней, владение же орудиями

труда дает власть только над теми людьми, которые подчиня-

ются этой власти.

3) Без глаза нет солнца. Без меня нет мира. Это не верно. Без

солнца не было бы животного и его глаза, но мир совсем не необ-

ходим для того, чтобы было сознание, т. е. я. — В сознании свое-

го я есть нечто основное, без чего ничего существовать не может.

Я могу допустить, что уничтожится тот мир, который я знаю, но

не могу допустить своего уничтожения.

4) Люди учат других, как им жить, уговаривают их…. все это

недоразумение. Человеку никак нельзя ничего внушить, еще мень-

ше может человек заставить сам себя что-нибудь пожелать, по-

нять, полюбить, даже сделать. —

Сам человек над собой ничего не может сделать. Он изменя-

ется, переходя из сознания животного в сознание духовное, и эти

изменения ему кажутся самопроизвольными. Но это не так: чело-

век так же подлежит неизменным законам в области телесной, как

и в области духовной. Разница только в том, что в области теле-

190

сной он страдает, а в области духовной испытывает постоянное

благо. (Страдания, испытываемые в области телесной (и страда-

ния, необходимые при возрасте, болезнях, старости), показывают

только то, что человеку свойственно благо, что

Скачать:PDFTXT

решение чего-то. Нынче 21(вечер) апр. 1905. Я. П. Записать надо: 1) Наука — совершенно, как церковь, — неуловима. Ты гово- ришь: вот, — указывая на дарвинизм, или преступные типы, или