вот разъяснение этого противоречия открылось мне.
Ведь все существа, люди, живущие теперь и имеющие жить пос-
ле, ведь все это — проявления Бога, это — Бог в одном из тех
состояний, в которых он доступен мне. И потому искать любви
существ, людей современных и будущих, не противно, но соглас-
но с желанием служить Богу, исполнять Его волю. Дело только в
том, чтобы желать, искать любви духовной, а не животной.
9) Есть два сознания: сознание животное, отделяющее, и со-
знание духовное, соединяющее. В первом не свободен, во втором
не может быть вопроса о свободе. Нельзя сказать, что в первом
не свободен, потому что, если я скажу, что не свободен в живот-
ном, чувствующем свое отделение существе, то как же я назову
то состояние, в котором я, человек, существо, не чувствует свое-
го отделения, как это происходит в младенце, в утробном плоде?
Так что если я назову человека свободным вполне при сознании
духовном, я не могу не признать известной степени свободы в
существе животном, сознающем свое отделение. Так что, очевид-
но, есть степени свободы. И, строго говоря, нельзя признать пол-
ной свободы и в человеке при духовном сознании.
Свобода, как и жизнь, есть большая или меньшая. И как жизнь
идет, увеличиваясь, расширяясь, так и свобода.
29 июня 1905. Я. П.
1) Записано так: Время — это сама жизнь. Эта мысль пришла
почти во сне и, как всегда в полусне или во сне, показалась осо-
бенно важной и глубокой. Сущность мысли та, что мир, «Все», неподвижно и невременно, но для меня, отдельного существа, он
постепенно раскрывается: снимаются покровы, скрывающие его
от меня, сознание мое расширяется, освобождается, и в этом моя
жизнь. Это не ясно, но мне не хочется отказаться от этого.
2) (к Силоамской башне). Изменение государственного уст-
ройства может произойти только тогда, когда установится новая
центральная власть, или когда люди местами сложатся в такие
соединения, при которых правительственная власть будет не нуж-
на. А вне этих двух положений могут быть бунты, но не переме-
на устройства.
196
3) Toqueville говорит, что большая революция произошла
именно во Франции, а не в другом месте, именно потому, что вез-
де положение народа было хуже, задавленнее, чем во Франции.
En detruisant en partie les institutions du moyen age on avait rendu cent fois plus odieux ce qui en r e s t a i t Э т о верно. И по той же
причине новая, следующая революция освобождения земли дол-
жна произойти в России, так как везде положение народа по от-
ношению к земле хуже, чем в России.
4) Как хорошо быть больным! В болезни ясно видно, что важ-
но и что неважно в жизни. А в этом вся мудрость. Я испытал это
на днях.
5) Желать умирать нельзя, потому что желать умирать зна-
чить желать будущего, а истинная жизнь вне времени.
6) Я пережил 3 отношения к брачной жизни: 1) брак ненару-
шим, счастлив ли, несчастлив ли, терпи, как свое тело, и нет по-
рывов, отчаяния, романов. 2) Согласье душ, страсть, поэтическая
любовь, Вертер, страдания любви, и 3) Не нравится супруг или
супруга, расходись и возьми нового или новую.
7) Хорошо бы написать об отношении неиспорченных детей к
вегетарьянству, как они твердо знают, что нельзя лишать жизни.
8) Революция только та благотворна, которая разрушает ста-
рое только тем, что уже установила новое. (Гурийцы.) Не склеи-
вать рану, не вырезать ее, а вытеснять ее живой клетчаткой.
9) Увеличение свободы есть просветление сознания.
10) Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности.
11) Как французы были призваны в 1790 году к тому, чтобы
обновить мир, так к тому же призваны русские в 1905.
3 июля 1905. Я. П.
1) Павла Николаевна, как и многие, говорит, что не любит
принципов, потому что нельзя live to it2. Это — неспособйость
мыслить. Принципы — это сознание истины, добра, и вся жизнь
есть приближение к ним. Как же жить без них.
2) Человек, живущий духовным сознанием, не может быть не
свободен: Он живет в Боге. Но приходит человек в духовное со-
знание не по своей воле.
1 Разрушая частично учреждения средних веков, сделали в сто раз бо-
лее ненавистным то, что от них осталось (фр)
2 жить этим (англ.).
197
5 июля 1905. Я. П.
1) Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда.
Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь
уже видно, что никуда не выведет: надо начинать новое.
2) 0,111…. произошло от деления неизвестного делимого на 10.
7/ю + остаток в 10 раз меньший делимого. Для того, чтобы не
было остатка, надо отнять от делимого и делителя ‘/ш. Отняв от
делимого ‘/ю, будет 7 без остатка; отняв от делителя (10) ‘/ю, бу-
дет 9. 0,7777… равно
Последнее писание заключил глупостью. Нынче:
31 июля 1905. Я. П.
Записываю.
1) Записано так: пассивная революция началась в России.
2) В такие времена борьбы, как теперь в России, нужно, пер-
вое: воздерживаться от того, чтобы помогать той или другой сто-
роне; второе: отыскивать средства примирения.
3) Интеллигенция внесла в жизнь народа в сто раз больше
зла, чем добра.
4) Записано: Не прав ли Сютаев? А теперь не могу вспом-
нить, в чем.
5) Революция теперь никак не может повторить того, что было
100 лет назад. Революции 30, 48 годов не удались потому, что у
них не было идеалов, и они вдохновлялись остатками большой
революции. Теперь те, которые делают русскую революцию, не
имеют никаких: экономические идеалы — не идеалы.
6) Революция плодотворная только та, которую нельзя оста-
новить.
7) Отдельные существа проявляются в этом мире в различных
(по отношению между собой) пределах в пространстве и времени.
Это проявление их есть то, что мы называем жизнью, сознавая его
в себе и наблюдая в других существах. Проявление свое я пережи-
ваю, проявление в других существах (пределы которых ограничен-
нее моих) я вижу вполне, как в менее долговечных, чем человек, существах: собаки, насекомые. В некоторых вижу начала или знаю
по преданиям о началах (растения), в некоторых не знаю ничего о
началах и не вижу концов (планеты, звезды).
8) Смысл жизни для нас в нашей жизни есть благо. Но гово-
рить, что Бог дал нам жизнь для нашеш блага, — антропоморфизм.
198
9) Главная преграда для осуществления учения Христа (от-
крытой истины) женщины — их лживость, их освобождение себя
от своего долга, своего призвания — деторождения.
10) Для существования разумного, нравственного общества
необходимо нахождение женщин под внушением мущин. В нашем
же обществе обратное: мущины находятся под внушением женщин.
И) Гораздо лучше кокетничание женщин плечами и задни-
цей, чем принципами, убеждениями…
12) Записано так: Только благодаря времени: постепенному от-
крыванию существа мира, возможно сознание жизни — движения
жизни. Понимаю я это так: Всем отделенным существам открыва-
ется их духовная сущность постепенно. И это открывание есть то, что мы (для себя) сознаем жизнью, движением жизни.
13) Недоразумение деятелей теперешней русской революции
в том, что они хотят учредить для русского народа новую форму
правления; русский же народ дожил до сознания того, что ему не
нужно никакой.
14) Как хорошо, что я бываю и зол, и глуп, и гадок, и знаю это
про себя. Только благодаря этому я могу (к несчастью, только иног-
да) кротко, прощая, переносить злость, глупость, гадость других.
15) Страдаешь от того, что люди не религиозны, не понимают
религиозных требований, и досадуешь на них—огорчаешься. Надо
понять, что способность религиозного отношения к жизни (выс-
шая теперь человеческая способность) не может быть передана
рассуждением или каким бы то ни было духовным воздействием
людям, не имеющим ее. Как нельзя научить собаку затворять дверь, или лошадей не топтать траву, или диких людей готовить себе
жилища и пищу, пока у них не развился рассудок, так нельзя на-
учить людей — каково большинство людей теперь — тому, чтобы
они жили, понимая все значение своей жизни, т. е. жили, руковод-
ствуясь религиозным сознанием. Люди такие только начинают вы-
рабатываться — являются один на тысячи, и являются’ совершен-
но независимо от образа жизни, матерьяльного достатка, образо-
вания, столько же и даже больше среди бедных и необразованных.
Количество их постепенно увеличивается, и изменение обществен-
ного устройства зависит только от увеличения их числа.
16) Ничто так не подвигает к добру, как сознание того, что
тебя любят. Оно подвигает и тем, что радостно быть любимым, и
делаешь то, что вызывает любовь, подвигает и прямо, непосред-
ственно тем умилением, которое возбуждает любовь, возбуждае-
мая и испытываемая.
199
17) Слишком хорошо, легко бы было жить, если бы не было
того, что тревожит, огорчает, испытует.
18) Все совершающиеся изменения в жизни людей, все суще-
ственные — совершаются по духовным причинам. Но это не толь-
ко не значит того, что изменения эти произвольны, но, напротив, показывает, что они непроизвольны, так как изменения духов-
ные вне власти человека — они сама жизнь.
19) Цивилизация лжехристианская завела христианские на-
роды в такой тупик, из которого ясно, что нет никакого выхода, и
надо идти назад, не всю дорогу назад, а ту часть дороги, которая
завела в тупик.
20) Сидим на дворе, обедаем 10 кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мо-
роженое спокойно. Удивительно!!!!
21) Борьба света и тьмы, добра и зла происходит во мне, а я
думаю, мне кажется, что это я борюсь. Так записано. В сущности
же я понимаю это так: Раскрывается для меня сущность жизни, снимаются покровы, скрывающие ее, а я думаю, что я иду. То
бывает, что едешь, и тебе кажется, что берега бегут, а тут: Берега
идут, а тебе кажется, что ты идешь.
22) Записано так: религиозное сознание указывает все боль-
шее и большее благо в духовном, и потому человек все больше и
больше стремится к духовному благу.
23) Разница между правилами и законами та, что правила пред-
писываются, а законы сознаются. Таковы законы христианства.
24) Русская революция должна разрушить существующий по-
рядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
25) Откровенно говорить можно только с Богом. Только Ему
26) Хорошо, когда люди отталкивают — приближаешься к
Богу. На это особенно хорошо унижение.
27) Рассуждением нельзя вызвать в другом религиозного созна-
ния, но уяснять религиозное сознание словом, выяснять благость
нужно (этого же и хочется). Нужно затем, что, когда в человеке за-
рождается религиозное сознание, он находит помощь в своем дви-
жении. Уяснение своего религиозного сознания повышает общее.
28) Социализм есть одно из малых приложений христианства, но неверное, потому что неполное.
29) Сущность религиозного сознания в том, что человек пе-
рестает сознавать себя царем, купцом, отцом, мужем, а сознает
себя той математической точкой в пространстве и времени, кото-
200
рая имеет смысл только в этой точке, в нематерьяльном созна-
нии, цель, задача которой одна: исполнить то, что должно. —
(Очень плохо, а очень важно, вернусь к этому. Все духовно слаб.) Писал все это нынче, 1 августа.
Нынче 10 августа 1905. Я. П
1) Различие между мущиной и женщиной: у мущины по-
хоть всегда, но такая, что можно ее удержать. У женщины вре-
менами — неудержимая. — (Рассказ (В.)).
2) Какая явная нелепость — насилием уничтожать насилие.
27 августа 1905 Я. П
1) Кто свободнее: монгол, раб Чингис Хана или Богдыхана, который может отнять у него имущество, жену, детей,