Все знают его, видят, но все решили, что оно не то, что им нужно.
9) <Думал о том, что было бы совершенно ново.> Не верно, и
потому не пишу. А вместо этого вот что:
Обыкновенно говорят: зачем навязывать свои религиозные
убеждения как взрослым, так и детям. Каждый пускай сам составляет
их. — Какое странное смешение понятий! Навязывать, т. е. лишать
23
человека возможности видеть, знать другое — как это делают цер-
ковники, разумеется дурно, но передавать и ребенку и взрослым
все то, что выработала человеческая мысль в области религии, не
только не дурно, но необходимо. Почему, если я учу ребенка или
взрослого тому, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипо-
тенузы, или тому, что электричество имеет два полюса и действует
по таким-то законам, я не насилую; а уча тому, что в человеке есть
духовное, неумирающее начало и что с другими надо поступать
так, как хочешь, чтобы поступали с тобою, я насилую? Такое стран-
ное мнение существует только потому, что принято считать един-
ственную нужную и важную основную науку — науку религии и
нравственности — не наукою, а чем-то произвольным, неважным.
10) Искал определение религии, взял книгу Чичерина — «Ре-
лигия и наука». Искусственные построения на заданную тему. Мое
определение такое: Это — такое установление человеком отноше-
ния к бесконечному, которым определяется цель его жизни.
11) Задумался хорошо, свежо, снова о том, что такое время. И
всем существом почувствовал его реальность или, по крайней мере, реальности того, на чем оно основано. Основано оно на движении
жизни, на процессе расширения пределов, которое не переставая
происходит в человеке. Пускай само время — категория мышле-
ния, но без движения жизни его бы не было. Время есть отноше-
ние движения своей жизни к движению других существ. Не от того
ли оно идет медленно в начале жизни и быстро в конце, что рас-
ширение пределов совершается все с увеличивающейся и увели-
чивающейся быстротой? Мера скорости — в сознании расшире-
ния. В детстве я подвинусь на вершок в то время, как солнце обой-
дет свой годовой круг и месяц свои 12 и 13 кругов, а в старости я
подвинусь на два вершка, пока солнце обойдет круг и месяц свои
12. Так как мера во мне, то я и говорю, что скоро.
Быстрота расширения подобна падению — обратно пропор-
циональна квадрату расстояний от смерти.
12) Мы все в жизни как неуки лошади, обратанные, введен-
ные в хомут и оглобли. Сначала бьешься, хочешь жить для себя, по своей воле — ломаешь хомут, рвешь возжи, постромки, но не
уйдешь, умаешься и только тогда успокоишься, когда забудешь о
своей воле и подчинишься высшей воле и повезешь.
Нынче 19 марта.
Записано в Книжке следующее:
1) Как надо помнить и не забывать то, что сказано Кольрид-
жем, что тот, кто любит христианство более, чем истину, очень
24
скоро будет любить свое исповедание или секту более, чем хрис-
тианство, и кончит тем, что будет любить себя более, чем все на
свете. «Не who loves Christianity better than Truth proceeds to love his Church or sect better than Christianity and ends in loving himself better than all».
Это самый существенный ответ тем, которые боятся отказаться
от божественности Христа.
2) Люди, имеющие в виду народ и его благо, совершенно на-
прасно — и я в том числе — приписывают важность волнениям
студентов. Это собственно раздор между угнетателями, между
уже готовыми угнетателями и теми, которые только еще хотят
быть ими.
3) Болезнь застает людей неготовыми к новой, больной фор-
ме жизни, и потому, когда болен, или вовсе не живешь, ожидая
выздоровления, или живешь дурно, не приладившись к новой
форме жизни. Надо учиться жить больному. Можно больному, так же, как и здоровому, жить наилучшим образом. А это все, что
нужно.
4) «Les obligations de l’homme envers Dieu — voila la religion».
VauvenargueКак хорошо!
5) Пришел Александр Петрович, я его очень холодно принял, потому, что он бранил меня. Но когда он ушел, я лишился покоя.
Где же та любовь, то признание целью жизни увеличение любви, которое ты исповедуешь? говорил я себе; и успокоился тогда, ког-
да исправил. Это иллюстрация того, как слабо укоренилось в душе
то, что исповедуешь, но вместе с тем и того, что оно пустило
корешки. Еще нет того, чтобы на всякий запрос был ответ любви, но уже есть то, что когда отступил от этого, то чувствуешь необ-
ходимость поправить. Не сразу отзывается, a fait long feu2.
6) У женщин только два чувства: любовь к мущине и к детям, и выводные из этих чувств, как любовь к нарядам для мущин и к
деньгам для детей. Остальное все головное, подражание мущи-
нам, средство привлечения мущин, притворство, мода.
7) Как только среди общества уменьшается религиозное чув-
ство, так увеличивается власть женщин. Среди вполне религиоз-
ного мира они бессильны; среди мира без религии, как наш, —
вся власть в их руках.
‘«Обязанности человека по отношению к Богу — вот что такое рели-
гия». Вовенарг (фр.).
2 медленно производит свое действие (фр.).
25
8) Атеист говорит: я не знаю Бога, мне не нужно это понятие.
Говорить это все равно, что говорить человеку, плывущему по морю
в лодке, что он не знает моря и ему не нужно это понятие. То бес-
конечное, которое окружает тебя, на котором ты движешься, зако-
ны этого бесконечного, твое отношение к нему, это-то и есть Бог.
Говорить, что ты не видишь Его, это — поступать, как страус.
9) Мы утверждаем реальность звезд, но мы не имеем права
признавать за ними такую же реальность, как за огнем в костре.
Правда, что костер может представляться моему зрению такою
же светящейся точкой, но я познаю костер и слухом, и обоняни-
ем, и осязанием, а звезду только зрением. Тяготение, которое я
ощущаю здесь, я только предполагаю. То же относится и к беско-
нечно малому микроскопа.
10) Главное различие ложной религии от истинной то, что в
ложной религии всегда употребляется возбуждение, воздействие
на внешние чувства, произведение умиления, восторга, экстаза.
Для этого и великолепные здания, и живопись, иконы, и музыка, пение, и ладан, и пафос чтения и движений жрецов, коленопрек-
лонения или скакания или качания шекеров. А между тем для
проявления истинного религиозного чувства нужна, напротив, бездеятельность внешних чувств, тишина, спокойствие, просто-
та. (Тихий ветерок, а не бури Ильи Пророка).
То же нужно и в суждениях о религии, в изложении ее сущно-
сти: не восторженный тон и не красноречие, а простота, ясность, точность, деловитость выражений.
11) Ярцов прекрасно рассказал, в чем, по его мнению, заклю-
чается церковная вера, и почему церковники так держатся за та-
инства, обряды; потому что они любят делать дурное: красть, пре-
любодействовать, величаться, — а все это можно делать безнака-
занно только при условии соблюдения постов, говений, посещения служб, похорон с молитвами для отпущения грехов и
т. п. Для них не сделать чего-нибудь этого — значит или пере-
стать делать дурное, или нести за него ответственность.
12) Что больше живу, то больше ужасаюсь на последствия
алкоголя и никотина. Не говоря о тех явных, грубых последстви-
ях увеличения преступности, заболеваний, страшной траты жиз-
ней, эти наркотики сбивают с людей (это особенно заметно в на-
шем кругу) верхи мыслей и чувств, самый главный и нужный
цвет разума. От этого видишь людей, которые могут служить, писать книги, производить художественные вещи, но не могут
понимать самого главного: смысла жизни, и даже полагающие, 26
что этого совсем и не нужно. Какие-то духовные кастраты. И имя
им легион. Я окружен ими.
Нынче 8 апр. 1901. Моск.
Записано:
1) Главная причина религиозного консерватизма — это то, что
хорошо живется — эгоизм.
2) Есть характера, которые забывают все, что они сделали дур-
ного другим, и хвастаются этим, и помнят все, что им сделали.
3) Скажи, как ты перешел от бдения к сну и в чем состоит
этот переход? Также невозможно понять и сказать, в чем состоит
переход от жизни к смерти.
4) Сколько труда для подавления и предупреждения восста-
ний: и тайная, и явная полиция, и шпионы, и тюрьмы, и ссылки, и войска! И как легко уничтожить причины восстания.
5) Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я
всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, по-
средничество, голодающие и религиозная помощь.
22 апр. 1901. Москва.
Записано следующее:
1) Часто, когда видишь много чуждых людей или когда дума-
ешь о миллионах жителей Азии, то ужасаешься на свою малость, свое ничтожество, чувствуешь, что твое я в этом море людей ничто
или почти ничто. И оно так и есть, если и пока не сознаешь себя
частицей Бога, сыном Бога и не только братом всех этих милли-
онов, но единым с ними, связанным с ними внутренней связью в
Боге — связью любви.
2) Думал о том, что для людей все-таки нужен культ. Какой
же может быть культ при исповедании учения истины? Думал: дни отдыха вроде воскресенья. И в эти дни: 1) критицизм, выска-
зыванье про близких в глаза их недостатков; 2) высказыванье теми, кто испытали это на себе, приемов нравственного совершенство-
вания — исправления — рецепты нравственного совершенство-
вания и разбор их; 3) отыскание хоть раз в месяц падшего суще-
ства и забота о восстановлении его; 4) лечение, облегчение стра-
даний; 5) веселье общее.
3) А потом подумал и решил, что и этого не нужно, нельзя, что все это может и должно перейти в смерть. Не нужно ни суб-
боты, ни определенных дел. Суббота всегда, всегда надо служить
Богу, и дел служения не 5, а бесчисленное множество.
27
4) Вся религия — вечная всемирная, одна: вера в Бога во мне
и вне меня, в людях и животных даже, и потому служение ему
там, где Он есть.
Вся религия — братство людей, основанное на единстве про-
исхождения или зависимости.
5) Есть религиозные люди, которые относятся пренебрежитель-
но и даже отрицают заботу людей о своем теле и также и всякую
профессиональную деятельность. Это неверно. Человек лучший не
может всегда служить Богу. Бывают периоды равнодушия, устало-
сти. И тогда человек может и должен исполнять профессиональ-
ное дело — шить, строгать, учить и т. п., только бы дело это не было
противно Богу. Не может человек и всегда служить людям профес-
сиональным делом; бывают периоды усталости, и тогда пускай он
служит себе: ест, спит, веселится. Только бы это служение себе не
мешало и не было противно служению Богу. Не пренебрегать надо
этими периодами усталости, неспособности служения Богу, а орга-
низовать их так, чтобы они не мешали служению Богу.
6) Господи, помоги мне делать Твое дело бесстрашно, спо-
койно и любовно.
7) Есть три отрасли педагогики, потому что есть три рода
мышления: 1) логический, 2) опытный и 3) художественный.
Наука, учение есть не что иное, как усвоение того, что думали до
нас умные люди. Умные люди думали всегда в этих 3-х родах: или делали логические выводы из положения — мысли: матема-
тика и математические науки; или наблюдали и, отделив наблю-
даемое явление от всех других, делали выводы о причинах и след-
ствиях явлений; или описывали то, что видели, знали, вообража-
ли. Короче: 1) мыслили, 2)