Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

самих. Только бы они поверили в Него, в этого

внутреннего Бога, и дали бы Ему возможность помочь им. А то

они не дают Ему этой возможности: хотят, чтобы Он помог им,

как они этого хотят, а не так, как Он этого хочет. Все равно, как

сумашедший, который, желая выйти, захлопывает ту дверь, кото-

рую отворяют ему.

6) Приспособления для ласкания внешних пяти чувств, как кра-

сивое убранство жилищ, утвари, а главное одежд, особенно женс-

ких, есть то, что разжигает похоть. Как музыка, духи, гастрономи-

ческая пища, гладкие, приятные на ощупь поверхности. Блеск, свет, красота солнца, деревьев, травы, неба, даже вид человеческого тела

без искусственных украшений, пение птиц, запахи цветов, вкус

простой пищи, плодов, осязание природных вещей не вызывает

похоти. Ее вызывают электрическое освещение, убранство, наря-

ды, музыка, духи, гастрономические блюда, гладкие поверхности.

Нынче 8 фее. 1901. Москва.

Продолжаю выписывать.

7) Хотел начать статью об отсутствии религии так: Ужасно, когда видишь бесполезные страдания одних людей

от нужды, других от излишка; еще ужаснее видеть, как люди эти

неизбежно сами развращаются и самою жизнью, и воспитанием; но ужаснее всего, всего видеть то, что, погибая так физически и

нравственно, люди считают, что так должно быть, что выхода из

этого положения нет и не может быть. И мы, наше общество хри-

стианское в этом положении.

8) Если ты знаешь, что предмет есть, и ты ищешь его, то не

только есть возможность, но можно наверное сказать, что ты най-

дешь его. Только в одном случае не найдешь: это если ты видишь

его, но признаешь не тем, что ты ищешь. (Ищешь письмо, но оно

в другом конверте, и ты решил, что в этом конверте его не может

быть). Это самое происходит в нашем обществе с христианством.

Все знают его, видят, но все решили, что оно не то, что им нужно.

9) <Думал о том, что было бы совершенно ново.> Не верно, и

потому не пишу. А вместо этого вот что:

Обыкновенно говорят: зачем навязывать свои религиозные

убеждения как взрослым, так и детям. Каждый пускай сам составляет

их. — Какое странное смешение понятий! Навязывать, т. е. лишать

23

человека возможности видеть, знать другое — как это делают цер-

ковники, разумеется дурно, но передавать и ребенку и взрослым

все то, что выработала человеческая мысль в области религии, не

только не дурно, но необходимо. Почему, если я учу ребенка или

взрослого тому, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипо-

тенузы, или тому, что электричество имеет два полюса и действует

по таким-то законам, я не насилую; а уча тому, что в человеке есть

духовное, неумирающее начало и что с другими надо поступать

так, как хочешь, чтобы поступали с тобою, я насилую? Такое стран-

ное мнение существует только потому, что принято считать един-

ственную нужную и важную основную науку — науку религии и

нравственности — не наукою, а чем-то произвольным, неважным.

10) Искал определение религии, взял книгу Чичерина — «Ре-

лигия и наука». Искусственные построения на заданную тему. Мое

определение такое: Это — такое установление человеком отноше-

ния к бесконечному, которым определяется цель его жизни.

11) Задумался хорошо, свежо, снова о том, что такое время. И

всем существом почувствовал его реальность или, по крайней мере, реальности того, на чем оно основано. Основано оно на движении

жизни, на процессе расширения пределов, которое не переставая

происходит в человеке. Пускай само времякатегория мышле-

ния, но без движения жизни его бы не было. Время есть отноше-

ние движения своей жизни к движению других существ. Не от того

ли оно идет медленно в начале жизни и быстро в конце, что рас-

ширение пределов совершается все с увеличивающейся и увели-

чивающейся быстротой? Мера скорости — в сознании расшире-

ния. В детстве я подвинусь на вершок в то время, как солнце обой-

дет свой годовой круг и месяц свои 12 и 13 кругов, а в старости я

подвинусь на два вершка, пока солнце обойдет круг и месяц свои

12. Так как мера во мне, то я и говорю, что скоро.

Быстрота расширения подобна падению — обратно пропор-

циональна квадрату расстояний от смерти.

12) Мы все в жизни как неуки лошади, обратанные, введен-

ные в хомут и оглобли. Сначала бьешься, хочешь жить для себя, по своей воле — ломаешь хомут, рвешь возжи, постромки, но не

уйдешь, умаешься и только тогда успокоишься, когда забудешь о

своей воле и подчинишься высшей воле и повезешь.

Нынче 19 марта.

Записано в Книжке следующее:

1) Как надо помнить и не забывать то, что сказано Кольрид-

жем, что тот, кто любит христианство более, чем истину, очень

24

скоро будет любить свое исповедание или секту более, чем хрис-

тианство, и кончит тем, что будет любить себя более, чем все на

свете. «Не who loves Christianity better than Truth proceeds to love his Church or sect better than Christianity and ends in loving himself better than all».

Это самый существенный ответ тем, которые боятся отказаться

от божественности Христа.

2) Люди, имеющие в виду народ и его благо, совершенно на-

прасно — и я в том числе — приписывают важность волнениям

студентов. Это собственно раздор между угнетателями, между

уже готовыми угнетателями и теми, которые только еще хотят

быть ими.

3) Болезнь застает людей неготовыми к новой, больной фор-

ме жизни, и потому, когда болен, или вовсе не живешь, ожидая

выздоровления, или живешь дурно, не приладившись к новой

форме жизни. Надо учиться жить больному. Можно больному, так же, как и здоровому, жить наилучшим образом. А это все, что

нужно.

4) «Les obligations de l’homme envers Dieu — voila la religion».

VauvenargueКак хорошо!

5) Пришел Александр Петрович, я его очень холодно принял, потому, что он бранил меня. Но когда он ушел, я лишился покоя.

Где же та любовь, то признание целью жизни увеличение любви, которое ты исповедуешь? говорил я себе; и успокоился тогда, ког-

да исправил. Это иллюстрация того, как слабо укоренилось в душе

то, что исповедуешь, но вместе с тем и того, что оно пустило

корешки. Еще нет того, чтобы на всякий запрос был ответ любви, но уже есть то, что когда отступил от этого, то чувствуешь необ-

ходимость поправить. Не сразу отзывается, a fait long feu2.

6) У женщин только два чувства: любовь к мущине и к детям, и выводные из этих чувств, как любовь к нарядам для мущин и к

деньгам для детей. Остальное все головное, подражание мущи-

нам, средство привлечения мущин, притворство, мода.

7) Как только среди общества уменьшается религиозное чув-

ство, так увеличивается власть женщин. Среди вполне религиоз-

ного мира они бессильны; среди мира без религии, как наш, —

вся власть в их руках.

‘«Обязанности человека по отношению к Богу — вот что такое рели-

гия». Вовенарг (фр.).

2 медленно производит свое действие (фр.).

25

8) Атеист говорит: я не знаю Бога, мне не нужно это понятие.

Говорить это все равно, что говорить человеку, плывущему по морю

в лодке, что он не знает моря и ему не нужно это понятие. То бес-

конечное, которое окружает тебя, на котором ты движешься, зако-

ны этого бесконечного, твое отношение к нему, это-то и есть Бог.

Говорить, что ты не видишь Его, это — поступать, как страус.

9) Мы утверждаем реальность звезд, но мы не имеем права

признавать за ними такую же реальность, как за огнем в костре.

Правда, что костер может представляться моему зрению такою

же светящейся точкой, но я познаю костер и слухом, и обоняни-

ем, и осязанием, а звезду только зрением. Тяготение, которое я

ощущаю здесь, я только предполагаю. То же относится и к беско-

нечно малому микроскопа.

10) Главное различие ложной религии от истинной то, что в

ложной религии всегда употребляется возбуждение, воздействие

на внешние чувства, произведение умиления, восторга, экстаза.

Для этого и великолепные здания, и живопись, иконы, и музыка, пение, и ладан, и пафос чтения и движений жрецов, коленопрек-

лонения или скакания или качания шекеров. А между тем для

проявления истинного религиозного чувства нужна, напротив, бездеятельность внешних чувств, тишина, спокойствие, просто-

та. (Тихий ветерок, а не бури Ильи Пророка).

То же нужно и в суждениях о религии, в изложении ее сущно-

сти: не восторженный тон и не красноречие, а простота, ясность, точность, деловитость выражений.

11) Ярцов прекрасно рассказал, в чем, по его мнению, заклю-

чается церковная вера, и почему церковники так держатся за та-

инства, обряды; потому что они любят делать дурное: красть, пре-

любодействовать, величаться, — а все это можно делать безнака-

занно только при условии соблюдения постов, говений, посещения служб, похорон с молитвами для отпущения грехов и

т. п. Для них не сделать чего-нибудь этого — значит или пере-

стать делать дурное, или нести за него ответственность.

12) Что больше живу, то больше ужасаюсь на последствия

алкоголя и никотина. Не говоря о тех явных, грубых последстви-

ях увеличения преступности, заболеваний, страшной траты жиз-

ней, эти наркотики сбивают с людей (это особенно заметно в на-

шем кругу) верхи мыслей и чувств, самый главный и нужный

цвет разума. От этого видишь людей, которые могут служить, писать книги, производить художественные вещи, но не могут

понимать самого главного: смысла жизни, и даже полагающие, 26

что этого совсем и не нужно. Какие-то духовные кастраты. И имя

им легион. Я окружен ими.

Нынче 8 апр. 1901. Моск.

Записано:

1) Главная причина религиозного консерватизма — это то, что

хорошо живется — эгоизм.

2) Есть характера, которые забывают все, что они сделали дур-

ного другим, и хвастаются этим, и помнят все, что им сделали.

3) Скажи, как ты перешел от бдения к сну и в чем состоит

этот переход? Также невозможно понять и сказать, в чем состоит

переход от жизни к смерти.

4) Сколько труда для подавления и предупреждения восста-

ний: и тайная, и явная полиция, и шпионы, и тюрьмы, и ссылки, и войска! И как легко уничтожить причины восстания.

5) Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я

всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, по-

средничество, голодающие и религиозная помощь.

22 апр. 1901. Москва.

Записано следующее:

1) Часто, когда видишь много чуждых людей или когда дума-

ешь о миллионах жителей Азии, то ужасаешься на свою малость, свое ничтожество, чувствуешь, что твое я в этом море людей ничто

или почти ничто. И оно так и есть, если и пока не сознаешь себя

частицей Бога, сыном Бога и не только братом всех этих милли-

онов, но единым с ними, связанным с ними внутренней связью в

Боге — связью любви.

2) Думал о том, что для людей все-таки нужен культ. Какой

же может быть культ при исповедании учения истины? Думал: дни отдыха вроде воскресенья. И в эти дни: 1) критицизм, выска-

зыванье про близких в глаза их недостатков; 2) высказыванье теми, кто испытали это на себе, приемов нравственного совершенство-

вания — исправления — рецепты нравственного совершенство-

вания и разбор их; 3) отыскание хоть раз в месяц падшего суще-

ства и забота о восстановлении его; 4) лечение, облегчение стра-

даний; 5) веселье общее.

3) А потом подумал и решил, что и этого не нужно, нельзя, что все это может и должно перейти в смерть.

Скачать:PDFTXT

самих. Только бы они поверили в Него, в этого внутреннего Бога, и дали бы Ему возможность помочь им. А то они не дают Ему этой возможности: хотят, чтобы Он помог