рая и христианская, и что поэтому плоды ее: насилия, убийства —
грехи еще худшие, чем при личном участии. Это очень важно
13) Записано так: движение есть отношение существ во вре-
мени. Понимаю это так: мир в каждый момент настоящего иной, чем в предшествующий и следующий момент. Эти перемены и
есть движение. (Совсем не ясно.)
14) Мне нужно два главные дела: равнодушие к мнению лю-
дей о моих поступках и доброе отношение ко всем людям и су-
ществам. И оба сходятся в одном: в служении Богу.
15) Самоуверенность свойство животного; нерешительность, робость — человека.
16) (То же, что было в той книжке). Человек может поступать
так или иначе: по воле или против воли Бога. Но жизнь мира от
240
этого не изменится, потому что перемена только во времени, а вре-
мени для мира — нет. Я сделаю противное воле Бога сейчас и ду-
маю, что от этого изменится жизнь мира, но она не изменится, по-
тому что я же сделаю потом то, что должен был сделать. Если же я
не сделаю, то сделает это мой сын, правнук, а не мой, то сын, пра-
внук зулуса. (Нехорошо.) <Записано дальше так: Мир уже есть один, как есмь я один, и потому он измениться не может; изменя- ются отношения во времени, но не мир и не я >. (Неясно.) Мир так
устроен, что я могу измениться, но мир неизменен.
17) О раскольниках при Петре. Дело для них не двуперстное
сложение, а то, что властвует антихрист.
18) Развращение участвующих во власти тем сильнее, чем новее.
<19) Записано так: как в этой жизни я сознаю себя без време-
ни, а все остальное познаю движением во времени, так в пре-
жней жизни я был зародышем>.
19) То, что мы называем и понимаем движением, есть изменение
отношений между положениями существ. Я открываюсь сам себе, и
мир открывается мне. Отношение мое и окружающего в извест-
ный момент одно: в следующий оно будет другое. Переход из од-
ного состояния в другое мне представляется движением. (Неясно.) 20) Записано так: Что будет, если все больше и больше будет
объединяться? Прекратится сознание движения (это и бывает при
смерти). Оно и прекращается по мере расширения жизни. Буду в
Боге. Je m’entends’.
21) Во сне нет ни времени ни личности: и прежде и после —
одно, и два лица — одно.
22) У человека есть, кроме сознания своей жизни, высшее со-
знание, способность спросить себя: истинно ли и добро ли то, что я делаю? У человека, стало быть, есть в нем самом мера ис-
тинного и доброго. В нем, стало быть, есть истина и добро (2).
23) От этого самоуверенность — истинная, когда человек слива-
ет свою жизнь с истиной и добром, и — ложная, когда человек счи-
тает, что его жизнь, какая ни есть, — истина и добро. (Чепухисто.) 24) Видел сон, что я выгоняю сына, сын — соединение Ильи, Андрея, Сережи. Он не уходит. Мне совестно, что я употребил на-
силие, и то, что не довел его до конца. Тут присутствует Стахович, и мне стыдно. Вдруг этот собирательный сын начинает меня сво-
им задом вытеснять с того стула, на котором я сижу. Я долго терп-
1Я понимаю то, что хочу сказать (фр )
241
16 Зак 3160
лю, потом вскакиваю и замахиваюсь на сына стулом. Он бежит. Мне
еще совестнее. Я знаю, что он сделал это не нарочно. Сына нет.
Приходит Таня, в сенях и говорит мне, что я не прав. И прибавляет, что она опять начинает ревновать своего мужа. Вся психология нео-
быкновенно верна, а нет ни времени, ни пространства, ни личности.
25) Если хочется иметь больше значения в мире, славу, то это
значит, что не живешь духовной жизнью. Для духовной жизни
нет большего и меньшего. Есть только единение с Богом, исклю-
чающее область большего и меньшего. Большее и меньшее есть
только для последствий. А последствия вне определения.
26) Есть Бог непостижимый, нераздельный, и я и все существа, частично сознающие Его, имеющие благо сознавать Его, т. е. жить.
27) Назначение человека в том, чтобы служить Богу — миру.
А человек начинает служить себе и, разумеется, портит свою
жизнь. Испортив свою жизнь, начинает служить обществу, чтоб
ему было лучше. И еще больше портит себе. А служить надо Богу
28) Записано так: Мне кажется бесконечность времени и про-
странства, но ее нет. Я имею благо, живя задним числом, созна-
вать в себе силу Бога.
Умирая, я перехожу в дальнейшую форму, высшую, т. е. бо-
лее широкую, неподвижную, и сливаюсь с началом Всего, со-
знаю всю жизнь, неподвижную Нирвану. Смерть есть прекраще-
ние ограничения. Я весь тогда в травке, в слоне, в солнце, во всем —
до тех пор, пока не буду опять ограничен. (Рассуждаю во време-
ни, не могу иначе.)
29) Я стремлюсь к благу. И так и должно быть, только к благу
всех, к тому благу, которое достигается любовью.
Записал это 26 апреля 1906. Я. П.
Революционеры употребляют против правительственных лиц
тот самый аргумент, который правительственные лица употреб-
ляют против своих врагов и на чем воспитали людей: то, что убий-
ство допустимо для общего блага.
30 апр. 1906. Я. П.
1) 300 лет тому назад пытки так же казались необходимы, как
теперь кажется насилие. Как посредством пыток достигались ско-
ро желаемые результаты, так же они достигаются и насилием.
242
2) Власть одного человека над другим губит прежде всего вла-
ствующего. Богатство, деньги есть такая же власть, как и прямая.
Она также губит прежде всего тех, кто обладает им, и губит хуже, потому что грех ее скрыт.
3) Вопрос: свободен ли человек, мог ли поступить иначе, чем
он поступил? Вопрос упраздняется временем. Не мог, потому что
Что же значит сознание свободы? Значит только то, что я мог
проявить себя, какой я истинно есмь, т. е. мое истинное, духов-
ное я, и проявил или не проявил себя таким.
Не дописал. Нынче 3 мая 1906. Я. П.
Записано следующее:
1) То, что я чувствую, что сделал то, что должен или что не
должен был сделать, не значит то, что я мог сделать то или иное, а то, что я, сделав то, что должно, или не сделав и чувствуя несог-
ласие с собой, не сделал что-либо, а только узнал себя, какой я
действительно есмь, в чем (в узнавании себя) и состоит вся жизнь.
2) Понятие ответственности за поступки, награды и наказа-
ния есть сознание истинного блага в служении Богу и зла от от-
ступления от этого служения, перенесенное во время.
3) Написано у меня так, но я не согласен с этим. Написано
так: Если и допустить, что я мог поступить не так, как поступил, то это показывает только то, что могут быть временные измене-
ния: много разных возможностей и для меня, и для мира. Я есмь, какой есмь, но в жизни мог сделаться таковым раньше или пос-
ле; и мир есть, какой есть, только он по времени и условиям мог
сделаться таким раньше или позже через те или другие факторы.
Но для Бога, если допустить Бога, он так же один и тот же, как
поле ржи для хозяина пашни: какие колосья вырастут, какие про-
падут, когда соберет рожь — раньше или позже — поле будет.
Если даже и не будет в этот год — будет на следующие года.
4) Мое понимание жизни можно выразить так: жизнь челове-
ка — это постепенное раскрытие его для самого себя среди окру-
жающих его явлений, раскрывающихся для него по мере его рас-
крытия.
Движением представляется нам отношение между собой рас-
крывающихся явлений. (Казалось ясно, а теперь недоволен.) 5) Какая радость узнавать в себе Бога! А в этом, только в этом
жизнь. Узнаешь в себе свободное, разумное, любящее и потому
блаженное существо.
243
6) Часто смешивается в нашем сознании желание любви от людей
и любовь к ним. А ничто так не противуположно. Любовь ничего не
ищет вне себя. А желание любви ищет вне себя и недовольно
7) Делать с успехом дела можно только для себя: сластолю-
бие, корысть, слава. Но все эти дела скверные. Для людей же если
захочешь делать: политика, благотворительность, поучения… —
ничего не выходит. Чтобы делать нужное для людей, делай то, что велит Бог, а что выйдет — предоставь ему.
Нынче уже 22 мая 1906. Я. П.
Думал в тяжелую минуту и записал:
1) Только будь в полной преданности воле непостижимого, таинственного начала — Бога (Deus absconditus’) и полагай свою
жизнь в исполнении этой воли, и все будет легко. И как всегда у
меня бывает особое утешение и молитва, теперь это моя молит-
ва и мое утешение.
2) Мир неподвижен, неподвижен и я; мне кажется, что мир и
я движемся, а они не движутся, а раскрываются мне.
29 мая 1906. Я. П.
Очень мне тяжело от стыда моей жизни. И что делать, не знаю.
Господи, помоги мне. Все копаюсь над Двумя Дорогами. Доволь-
но хорошо изредка думаю и часто прямо желаю смерти. Это хо-
рошо. Записать надо очень много:
1) Записано так о заключении Двух Дорог: Мы, русские, нахо-
димся в счастливом, выгодном положении вследствие 3-х условий: 1. Исторический момент. Мы дожили в деспотизме до явного
провала представительного правления.
2. Противоречие между выяснившимся смыслом христиан-
ства и нашей жизнью стало явно и непереносимо.
3. Мы живем преимущественно земледелием, а земледелие, от которого мы отходим вследствие греха власти, есть единствен-
ная разумная форма жизни.
И потому русскому народу надо только перестать признавать
необходимость власти.
Но как же жить без власти? будет резня, анархия, говорили
прежде. Но говорить этого уже нельзя. Во-1 -х, потому, что ясно, что, идя по теперешнему пути с властью, народы идут к само-
уничтожению: нельзя всем властвовать, всем покупать, всем про-
‘ сокровенный Бог (лат.).
244
изводить предметы роскоши и пользоваться ими, а по этому пути
мы идем к этому. Во-2-х, живя промышленной городской жиз-
нью, нельзя быть нравственным. В-З-х, положение народа так
дурно, что хуже быть не может. (Все это плохо.)
2) Учение Христа не касается политики, но оно одно решает
все политические вопросы.
3) Я не понимал прежде того, что разумел Платон под своими
идеями, но теперь понял, когда сам неизбежно пришел к ним.
4) (К этому самому). То, что я в узком смысле называю со-
бою, это сейчас в моем теле. Но более настоящее я — это я и
ребенок, и молодой, и старик — со всем и хорошим и дурным, что есть во мне. (Таким я вижу себя во сне: я и молодой и ста-
рый). Других же людей я вижу во сне так, что они, несколько
лиц, и живые и мертвые — в одном. Я понимаю тогда себя и лю-
дей вне времени и пространства.
5) Как я вижу человека и всякое животное как одно целое (не
могу видеть иначе), а между тем всякое животное есть изменяю-
щееся существо, соединение клеток, поддерживаемое обращени-
ем крови и другими процессами, так я могу видеть и буду видеть
(в другой