Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

другим не есть черта доб-

рая и христианская, и что поэтому плоды ее: насилия, убийства —

грехи еще худшие, чем при личном участии. Это очень важно

13) Записано так: движение есть отношение существ во вре-

мени. Понимаю это так: мир в каждый момент настоящего иной, чем в предшествующий и следующий момент. Эти перемены и

есть движение. (Совсем не ясно.)

14) Мне нужно два главные дела: равнодушие к мнению лю-

дей о моих поступках и доброе отношение ко всем людям и су-

ществам. И оба сходятся в одном: в служении Богу.

15) Самоуверенность свойство животного; нерешительность, робость — человека.

16) (То же, что было в той книжке). Человек может поступать

так или иначе: по воле или против воли Бога. Но жизнь мира от

240

этого не изменится, потому что перемена только во времени, а вре-

мени для мира — нет. Я сделаю противное воле Бога сейчас и ду-

маю, что от этого изменится жизнь мира, но она не изменится, по-

тому что я же сделаю потом то, что должен был сделать. Если же я

не сделаю, то сделает это мой сын, правнук, а не мой, то сын, пра-

внук зулуса. (Нехорошо.) <Записано дальше так: Мир уже есть один, как есмь я один, и потому он измениться не может; изменя- ются отношения во времени, но не мир и не я >. (Неясно.) Мир так

устроен, что я могу измениться, но мир неизменен.

17) О раскольниках при Петре. Дело для них не двуперстное

сложение, а то, что властвует антихрист.

18) Развращение участвующих во власти тем сильнее, чем новее.

<19) Записано так: как в этой жизни я сознаю себя без време-

ни, а все остальное познаю движением во времени, так в пре-

жней жизни я был зародышем>.

Что-то было записано неясно.

19) То, что мы называем и понимаем движением, есть изменение

отношений между положениями существ. Я открываюсь сам себе, и

мир открывается мне. Отношение мое и окружающего в извест-

ный момент одно: в следующий оно будет другое. Переход из од-

ного состояния в другое мне представляется движением. (Неясно.) 20) Записано так: Что будет, если все больше и больше будет

объединяться? Прекратится сознание движения (это и бывает при

смерти). Оно и прекращается по мере расширения жизни. Буду в

Боге. Je m’entends’.

21) Во сне нет ни времени ни личности: и прежде и после —

одно, и два лица — одно.

22) У человека есть, кроме сознания своей жизни, высшее со-

знание, способность спросить себя: истинно ли и добро ли то, что я делаю? У человека, стало быть, есть в нем самом мера ис-

тинного и доброго. В нем, стало быть, есть истина и добро (2).

23) От этого самоуверенность — истинная, когда человек слива-

ет свою жизнь с истиной и добром, и — ложная, когда человек счи-

тает, что его жизнь, какая ни есть, — истина и добро. (Чепухисто.) 24) Видел сон, что я выгоняю сына, сын — соединение Ильи, Андрея, Сережи. Он не уходит. Мне совестно, что я употребил на-

силие, и то, что не довел его до конца. Тут присутствует Стахович, и мне стыдно. Вдруг этот собирательный сын начинает меня сво-

им задом вытеснять с того стула, на котором я сижу. Я долго терп-

1Я понимаю то, что хочу сказать (фр )

241

16 Зак 3160

лю, потом вскакиваю и замахиваюсь на сына стулом. Он бежит. Мне

еще совестнее. Я знаю, что он сделал это не нарочно. Сына нет.

Приходит Таня, в сенях и говорит мне, что я не прав. И прибавляет, что она опять начинает ревновать своего мужа. Вся психология нео-

быкновенно верна, а нет ни времени, ни пространства, ни личности.

25) Если хочется иметь больше значения в мире, славу, то это

значит, что не живешь духовной жизнью. Для духовной жизни

нет большего и меньшего. Есть только единение с Богом, исклю-

чающее область большего и меньшего. Большее и меньшее есть

только для последствий. А последствия вне определения.

26) Есть Бог непостижимый, нераздельный, и я и все существа, частично сознающие Его, имеющие благо сознавать Его, т. е. жить.

27) Назначение человека в том, чтобы служить Богу — миру.

А человек начинает служить себе и, разумеется, портит свою

жизнь. Испортив свою жизнь, начинает служить обществу, чтоб

ему было лучше. И еще больше портит себе. А служить надо Богу

в себе или себе в Боге.

28) Записано так: Мне кажется бесконечность времени и про-

странства, но ее нет. Я имею благо, живя задним числом, созна-

вать в себе силу Бога.

Умирая, я перехожу в дальнейшую форму, высшую, т. е. бо-

лее широкую, неподвижную, и сливаюсь с началом Всего, со-

знаю всю жизнь, неподвижную Нирвану. Смерть есть прекраще-

ние ограничения. Я весь тогда в травке, в слоне, в солнце, во всем —

до тех пор, пока не буду опять ограничен. (Рассуждаю во време-

ни, не могу иначе.)

29) Я стремлюсь к благу. И так и должно быть, только к благу

всех, к тому благу, которое достигается любовью.

Записал это 26 апреля 1906. Я. П.

Революционеры употребляют против правительственных лиц

тот самый аргумент, который правительственные лица употреб-

ляют против своих врагов и на чем воспитали людей: то, что убий-

ство допустимо для общего блага.

30 апр. 1906. Я. П.

Записать надо:

1) 300 лет тому назад пытки так же казались необходимы, как

теперь кажется насилие. Как посредством пыток достигались ско-

ро желаемые результаты, так же они достигаются и насилием.

242

2) Власть одного человека над другим губит прежде всего вла-

ствующего. Богатство, деньги есть такая же власть, как и прямая.

Она также губит прежде всего тех, кто обладает им, и губит хуже, потому что грех ее скрыт.

3) Вопрос: свободен ли человек, мог ли поступить иначе, чем

он поступил? Вопрос упраздняется временем. Не мог, потому что

время нельзя воротить.

Что же значит сознание свободы? Значит только то, что я мог

проявить себя, какой я истинно есмь, т. е. мое истинное, духов-

ное я, и проявил или не проявил себя таким.

Не дописал. Нынче 3 мая 1906. Я. П.

Записано следующее:

1) То, что я чувствую, что сделал то, что должен или что не

должен был сделать, не значит то, что я мог сделать то или иное, а то, что я, сделав то, что должно, или не сделав и чувствуя несог-

ласие с собой, не сделал что-либо, а только узнал себя, какой я

действительно есмь, в чем (в узнавании себя) и состоит вся жизнь.

2) Понятие ответственности за поступки, награды и наказа-

ния есть сознание истинного блага в служении Богу и зла от от-

ступления от этого служения, перенесенное во время.

3) Написано у меня так, но я не согласен с этим. Написано

так: Если и допустить, что я мог поступить не так, как поступил, то это показывает только то, что могут быть временные измене-

ния: много разных возможностей и для меня, и для мира. Я есмь, какой есмь, но в жизни мог сделаться таковым раньше или пос-

ле; и мир есть, какой есть, только он по времени и условиям мог

сделаться таким раньше или позже через те или другие факторы.

Но для Бога, если допустить Бога, он так же один и тот же, как

поле ржи для хозяина пашни: какие колосья вырастут, какие про-

падут, когда соберет рожь — раньше или позже — поле будет.

Если даже и не будет в этот год — будет на следующие года.

4) Мое понимание жизни можно выразить так: жизнь челове-

ка — это постепенное раскрытие его для самого себя среди окру-

жающих его явлений, раскрывающихся для него по мере его рас-

крытия.

Движением представляется нам отношение между собой рас-

крывающихся явлений. (Казалось ясно, а теперь недоволен.) 5) Какая радость узнавать в себе Бога! А в этом, только в этом

жизнь. Узнаешь в себе свободное, разумное, любящее и потому

блаженное существо.

243

6) Часто смешивается в нашем сознании желание любви от людей

и любовь к ним. А ничто так не противуположно. Любовь ничего не

ищет вне себя. А желание любви ищет вне себя и недовольно

7) Делать с успехом дела можно только для себя: сластолю-

бие, корысть, слава. Но все эти дела скверные. Для людей же если

захочешь делать: политика, благотворительность, поучения… —

ничего не выходит. Чтобы делать нужное для людей, делай то, что велит Бог, а что выйдет — предоставь ему.

Нынче уже 22 мая 1906. Я. П.

Думал в тяжелую минуту и записал:

1) Только будь в полной преданности воле непостижимого, таинственного начала — Бога (Deus absconditus’) и полагай свою

жизнь в исполнении этой воли, и все будет легко. И как всегда у

меня бывает особое утешение и молитва, теперь это моя молит-

ва и мое утешение.

2) Мир неподвижен, неподвижен и я; мне кажется, что мир и

я движемся, а они не движутся, а раскрываются мне.

29 мая 1906. Я. П.

Очень мне тяжело от стыда моей жизни. И что делать, не знаю.

Господи, помоги мне. Все копаюсь над Двумя Дорогами. Доволь-

но хорошо изредка думаю и часто прямо желаю смерти. Это хо-

рошо. Записать надо очень много:

1) Записано так о заключении Двух Дорог: Мы, русские, нахо-

димся в счастливом, выгодном положении вследствие 3-х условий: 1. Исторический момент. Мы дожили в деспотизме до явного

провала представительного правления.

2. Противоречие между выяснившимся смыслом христиан-

ства и нашей жизнью стало явно и непереносимо.

3. Мы живем преимущественно земледелием, а земледелие, от которого мы отходим вследствие греха власти, есть единствен-

ная разумная форма жизни.

И потому русскому народу надо только перестать признавать

необходимость власти.

Но как же жить без власти? будет резня, анархия, говорили

прежде. Но говорить этого уже нельзя. Во-1 -х, потому, что ясно, что, идя по теперешнему пути с властью, народы идут к само-

уничтожению: нельзя всем властвовать, всем покупать, всем про-

сокровенный Бог (лат.).

244

изводить предметы роскоши и пользоваться ими, а по этому пути

мы идем к этому. Во-2-х, живя промышленной городской жиз-

нью, нельзя быть нравственным. В-З-х, положение народа так

дурно, что хуже быть не может. (Все это плохо.)

2) Учение Христа не касается политики, но оно одно решает

все политические вопросы.

3) Я не понимал прежде того, что разумел Платон под своими

идеями, но теперь понял, когда сам неизбежно пришел к ним.

4) (К этому самому). То, что я в узком смысле называю со-

бою, это сейчас в моем теле. Но более настоящее я — это я и

ребенок, и молодой, и старик — со всем и хорошим и дурным, что есть во мне. (Таким я вижу себя во сне: я и молодой и ста-

рый). Других же людей я вижу во сне так, что они, несколько

лиц, и живые и мертвые — в одном. Я понимаю тогда себя и лю-

дей вне времени и пространства.

5) Как я вижу человека и всякое животное как одно целое (не

могу видеть иначе), а между тем всякое животное есть изменяю-

щееся существо, соединение клеток, поддерживаемое обращени-

ем крови и другими процессами, так я могу видеть и буду видеть

другой

Скачать:PDFTXT

другим не есть черта доб- рая и христианская, и что поэтому плоды ее: насилия, убийства — грехи еще худшие, чем при личном участии. Это очень важно 13) Записано так: движение