жизни) всех людей как одно целое, изменяющееся су-
щество — (Идеи).
6) Записано так: Я понимаю существо этого комара, потом
понимаю существо комара (вообще), потом существо насекомо-
го, живого существа, потом соединения существ — мира — Бога.
(Опять идеи.) Не ясно еще, но я понимаю.
7) Человек посредством сознания может избавиться от зла —
все претворить в благо для себя и для мира.
8) Как я больно, мучительно чувствую нелюбовь людей, вро-
де как болит член тела. И как восторженно, радостно, умиленно
чувствую любовь. Первое — хорошо, второе — дурно.
9) Все мы живем и грабежом, и милостыней, и трудом. Дело
только в том, сколько чего %. Я весь живу милостыней и грабе-
жом. И мучаюсь.
10) У нас глупое православие, такой же глупый раскол и ра-
зумные секты. У европейцев умное католичество и глупые сек-
ты. (Неправда.)
11) Мне представляется, что все существа совершают круги
от рождения к смерти. Вот так:
245
Одна часть круга скрыта, но это только так кажется мне, пото-
му что я не могу понимать сущностей, какие они действительно
суть. Они не движутся, но стоят, но не такие, какие я понимаю.
12) Часто испытываю отчаяние от непонимания людьми са-
мых очевидных, простых истин и от ужасной самоуверенности.
13) Смотрю, Верочка служит няней, работает, а мои болтают-
ся, играют. Кто счастливее? Разумеется, нет сравнения.
14) Я не могу понимать существа иначе, как во времени: как
они рядом со мной появляются и совершают круг: козявка, во-
рон, дуб.
15) Удивительно, как это люди хотят заставить других людей
сделать себя свободными. Человеку надо только знать, что он сво-
боден. Петуху надо перестать смотреть на черную черту от носа, встать и идти. Как у Силоамской купели.
16) Три главные черты в людях в разных долях составляют
все различия характеров:
1) Разумность — знание, инстинкт того, что важно, о чем боль-
ше всего думать, и что не важно;
2) умственная ловкость, память, сообразительность и
3) чуткость, способность переноситься в другого и чувство-
вать за него.
17) Проповедовать христианство надо не столько рабочим, сколько неработающим господам.
18) Безумие теперешнего правительства, при свободе печати
позволяющего себе репрессии.
19) Господа, все праздные люди, живущие чужим трудом, все
виноваты и все знают это и сваливают вину друг на друга: рево-
люционеры на консерваторов, консерваторы на революционеров.
20) Разум дан человеку не для того, чтобы вырабатывать пра-
вила, как жить, а для того, чтобы жить по разуму.
Зайцы живут не по правилам, а по внутреннему закону. Так дол-
жен жить и человек. Правила, предписываемые людям, внешние
законы произошли от завоевателей. И эти правила теперь мешают
людям жить по разуму. Поэтому первое и главное, что должны сде-
лать люди, это то, чтобы бросить все внешние правила, законы.
21) Я открываюсь себе среди других отделенных существ
(идеи) и не могу видеть их, как и себя, вполне.
22) Сознать себя отделенным существом значит познать су-
ществование того, от чего отделен, познать существование Все-
го — Бога.
246
23) Служить Богу нельзя. Ему не может быть нужна никакая
служба. Он только дает благо существования всем, делится со
всеми ради любви. Он — любовь.
6 июня 1906. Я. П.
1) Наукой люди, руководящие общественным мнением, на-
зывают данные, получаемые от наблюдения; все же то, что дает-
ся сознанием (самое основное и нужное), признается не наукой.
2) Невыгоды представительного правления: нерешительность, споры, раздражение, развращение народа; выгоды (мнимые) то, что
злоупотребления власти видны и могут быть исправляемы. Выгода
же истинная одна: та, что видно зло от самой власти, от всякой власти.
3) (К Двум Дорогам). Что будет? Для того, чтобы ответить на
этот вопрос, надо решать его не ввиду наших представлений о
жизни народа и народов, как мы делаем обыкновенно, а став на
точку зрения человека, нормального человека (Робинзона), чело-
века, как все люди, кормящего себя и свою семью. (Нехорошо.) 4) Говорят: успехи цивилизации: прогресс, печать, пар, элек-
тричество, машины, каменный уголь, изменяют жизнь народов.
Но ведь все эти изобретения произошли только от того, что су-
ществовало насилие власти. Уничтожьте насилие власти, и унич-
тожатся все эти изобретения, по крайней мере, большая часть их.
5) День не есть та минута, которую я переживаю, но есть все, что совершается от восхода до захода солнца. Дано мне это пред-
ставление и опытом, и воспоминанием, и разумом. Тоже и пред-
ставление о моем 40-летнем сыне. Это не TOI плешивый человек, который сейчас рассуждает о политике, а это то существо, кото-
рое рожалось, играло, училось, заблуждалось, мужало и которое
будет стареться и умрет. И так все.
6) Самое обычное заблуждение — что люди растут до 20, 25
лет одинаково и физически и духовно. Ошибка в том, что рост
физический останавливается, но духовный не перестает до глу-
бочайшей старости и смерти.
3 июля 1906. Я. П.
1) Я знаю, что живу в этом мире, что, живя, мне надо увеличи-
вать любовь. Я спрашиваю, для чего это? И ответа нет. Но я верю, не могу не верить, что это хорошо, что это так надо. В этом вера.
247
Когда я спрашиваю себя: кто сделал, что это так, и кто знает, для чего это так? Я тоже не нахожу ответа. Но я верю, не могу не
верить, что есть Тот или То, Кто или что сделало это и знает, зачем.
В этом вера в Бога.
2) Слабоумные и потому самоуверенные, упрямые люди не
видят, просто не видят того, что опровергает их суждения. Чело-
век доказывает им то, что опровергает их. Он говорит, что дока-
зывающий сам не верит и притворяется.
3) Ты как лошадь на колесе. Делать — работать будешь. Зада-
ча твоя только в том, чтобы делать, работать то, что тебе велено.
Велено же тебе только то, чтобы себя делать лучше. А лучше
значит покорнее Богу. А чем покорнее будешь Богу, тем тебе бу-
дет лучше и всем людям.
Благодарю Того, кто сделал это так. Лучше для человека ни-
4) Богатые землевладельцы осуждают рабочих, крестьян. Да
ведь все, что они могут сделать дурного, все лучше того, что де-
лаете вы. Вы своей жизнью, основанной на грабеже, разрушаете
всякую нравственность в людях, а потом жалуетесь на их без-
5) К Кругу Чтения. Четыре отдела:
1. Человек живет не для себя, а для исполнения воли Бога.
2 Что такое Бог? Закон и законодатель.
3 В чем воля Бога? В возвеличении в себе духа Божия
4. Что ожидает человека? Ничего не ожидает, а благо сейчас-
ное и вечное дает исполнение воли Бога.
6) Если признать то, что время есть постепенное раскрытие для
нас недоступного для нашего воспринимания во всем его значении: сущности себя и окружающего мира, то нам не нужно понятие дви-
жения самого в себе. Движение, при таком понимании, есть только
перемена отношений меня и предметов. При раскрытии их во вре-
мени есть переход предметов из прошедшего в настоящее. Момент
тому назад летающий стриж был перед окном, в теперешний, насто-
ящий момент он за 2 аршина. Переход от одного места, т. е. отноше-
ния к другим предметам, я воспринимаю движением. Переход со-
вершается постоянно, и потому постоянно все в движении.
7) Записано: теперешние бедствия привычны и распределе-
ны, но хуже трудно. (Не помню, к чему.)
8) Записано: чтобы узнать волю народа, надо вникнуть в со-
стояние каждого. (Тоже не помню.)
248
9) К Кругу Чтения.
1. Жизнь есть обязанность.
2 Перед кем?
3. В чем обязанность
4. И в чем последствия исполнения.
10) На днях был в самом дурном расположении духа, и про-
тивен мне был только я сам. Слава Богу.
11) Получил от Гончаренко озлобленное письмо. Сначала огор-
чило, но потом подумал: как ему тяжело злиться. — Вспомнил
жалкого Александра Петровича и начинаю чувствовать жалость, но только начинаю. Очень трудно. Главная трудность — само-
уверенность людей.
12) Все зло от того, что нет религии. А нет религии от того, что одни люди настаивали на том, что религия в мурцовке и в
том, что поп, накрыв фартуком, простит грех и т. п., и взрослые
не могли верить этому. И свою религию не могли выдумать, а
13) Мы часто смотрим на древних, как на детей. А дети мы
перед древними, перед их глубоким, серьезным, не засоренным
пониманием жизни.
14) Меня обидели. Как хорошо! Могу простить, могу иметь
радость прощения.
15) Если русский народ — нецивилизованные варвары, то у
нас есть будущность. Западные же народы — цивилизованные
варвары, и им уже нечего ждать. Нам подражать западным наро-
дам все равно, как здоровому, работящему, неиспорченному ма-
лому завидовать парижскому плешивому молодому богачу, сидя-
щему в своем отеле. Ah, que je m’embete!1
He завидовать и подражать, а жалеть.
16) Есть два сознания: одно — отделенности от Всего, дру-
гое — единства со Всем.
17) Какое спокойствие и бесстрашие, если желать только од-
ного: исполнить волю Бога, дело Божие сейчас: любить людей и
об одном этом думать!
18) Пробудись, возрасти, укрепись во мне и покори моего жи-
вотного и заставь его служить Тебе, исполняя Твою волю.
19) Братцы, любите друг друга! говорил Иоанн в старости. Люди
любят слушать это. Я вчера радостно испытал это с телеграфистом.
1 Ах, как я бешусь со скуки1 (фр )
249
20) Что бы было, если бы все разговоры, все газеты, книги, лекции проповедовали бы все одно и то же, как теперь пропове-
дуют революцию, проповедовали бы христианскую любовь, ра-
дость любви, благость ее.
21) Индусы покорены англичанами, а они свободнее англичан: они могут жить без англичан, а англичане не могут жить без них.
22) Какая ужасная привычка приказывать! Нет ничего более
развращающего, нарушающего отношение естественного, доб-
рого, разумного человека к человеку. Бедные и подвластные не
знают этого греха; и это незнание с избытком искупает невыгоду
их положения. Надо всем отвыкать приказывать.
23) Пришла мысль: не есть ли все, что делается теперь, толь-
ко освобождение печати после долгого запрета для того, чтобы
истина христианская сильнее охватила бы людей.
24) Дурное расположение духа — нездоровье — это самая
нужная проверка твердости христианского сознания — экзамен.
Чем хуже физическое состояние, тем больше можно и должно
жить сознанием. Как это хорошо. Благодарен за это.
25) Все более ясно мне, что жизнь есть пробуждение. (Было
ясно, теперь забыл.)
26) Если жизнь в духе (сознаешь ее в духе), то нет смерти, есть только освобождение от уз тела.
27) Как можно положить жизнь в увеличении чинов, славы, богатства, мускулов (и как многие, умирая, живут этим (табакер-
ка Семена)), так можно положить ее в увеличении духовной си-
лы — любви. И можно умереть, не заметив этого, думая только
об увеличении этого блага.
Нынче 30 июля 1906. Я. П.
1) Есть ли Бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовно-
го существа. Источник, причину этого закона я называю Богом.
2) Чем больше служишь другим (с усилием), тем радостнее; чем больше служишь себе (без усилия), тем тяжелее жизнь.
3) Дело, предстоящее русскому народу, в том, чтобы развязать
грех власти, который дошел до него. А развязать грех можно толь-
ко тем, чтобы перестать участвовать во власти и повиноваться ей.
4) Жизнь моя раскрывается мне, раскрывается и жизнь мира, а мне кажется, что я движусь и движется