мир.
5) Людям необходимо, чтобы жить, быть согласными с сами-
ми собой, т. е. быть правыми. Для живущего духовной жизнью
250
возможно признание неправоты своего животного во имя право-
ты своего духовного я. Но не живущий духовной жизнью, во имя
чего ему признать себя неправым? — Нельзя.
6) Люди мало образованные бывают часто дерзки и упорны в
мыслях. Это от того, что они не знают, какими разными путями
7) Настоящее сознание своей ответственности может быть
только у человека, признающего свое рабство Богу. Только тогда
сознание греха и радость доброго дела.
8) Опасность мнимого знания последствий своей деятельно-
сти — в дерзости поступков, в допущении дел дурных ради доб-
рых последствий. Я знаю, что все люди будут счастливы, если
будет республика или самодержавие, и потому не беда погибель
нескольких для блага всех.
9) Когда я говорю: я не могу этого сделать, я, собственно, го-
ворю, что я не мог этого сделать прежде. То же, что я могу в каж-
дую минуту настоящего, я не знаю и не могу знать. И мне надо
знать, что я не могу знать этого.
24 авг. 1906. Я. П.
1) Не знаю, что от чего: самоуверенность от глупости, или
глупость от самоуверенности. Но если самоуверенность есть
глупость, то нельзя сказать, что глупость — это самоуверен-
ность. Причина — глупость. Самоуверенность частный слу-
чай. (Не стоило.)
2) Прочел у Менделеева, что назначенье, идеал человека —
размножение. Ужасно нелепо. Вот глупость (не свойство, а по-
ступок слова) — последствие самоуверенности. Животные по-
едают друг друга, и потому им надо размножаться, и размноже-
ние может быть идеалом кроликов. Поедание и размножение вза-
имно ограничиваются. У людей же, освободившихся от поедания
другими животными, размножение ничем не может быть ограни-
чено, кроме сознанием добра, совершенствованием. Совершен-
ствование включает целомудрие. Оно-то и ограничивает. Как
ужасно безнравственно и просто глупо менделеевское размноже-
ние. Ведь если люди выдумают химическую пищу, то размноже-
ние все-таки дойдет до того, что будут стоять плечо с плечом.
Поедание и размножение животных есть экилибри, устанавлива-
емый в области эгоистической, телесной жизни. В области ду-
ховной жизни — любовь, приручение и целомудрие.
251
3) Начало самоотречения есть самоотречение семейное, т. е.
воздержание от наслаждения произведения себе подобных — це-
ломудрие, потом уже самоотречение от себя, своей жизни.
4) Сущность всех вер одна и та же. И не может быть иначе, потому что сущность отношения человека к Богу, к Бесконечно-
му, везде для всякого одна и та же.
Браманизм, буддизм, таосизм, конфуцианство, еврейство, хри-
стианство — одно и то же: признание непостижимого Начала, в
зависимости которого наша жизнь, признание в себе отражения, или частицы, или проявления этого Начала и вытекающего из это-
го признания исполнения воли, благой воли этого благого Начала.
5) Все веры различны во внешности, на поверхности, но все
ближе и ближе сходятся по мере углубления.
6) Церковь, наука, искусство, государство, цивилизация, пра-
во, все это эвфемистические наименования оправдываемых и
непрекращаемых гадостей и глупостей, которые делают люди.
7) Думал о том, что теперь делать правительству, и стало со-
вершенно ясно, что главное: прекратить все репрессии, согласить-
ся на все требования, и не для того, чтобы стало лучше. (Хуже не
будет, и очень может быть, что станет лучше), но для того, чтобы
не участвовать в зле, не быть в необходимости сдерживать, карать.
8) В разговоре грубо ошибся в греческом слове и в истори-
ческой дате, и стало неприятно, досадно. Вспомнил о том, зачем, для чего живу: для исполнения Его воли, и как рукой сняло. Труд-
но вспомнить, в чем была неприятность.
9) Молитва моя по утрам почти всегда полезна. Часто повторяю
некоторые слова, не соединяя с ними чувства, но большей частью
то одно, то другое из мест молитвы захватит и вызовет доброе чув-
ство: иногда преданность воле Бога, иногда любовь, иногда само-
отречение, иногда прощение, не осуждение. Всегда всем советую.
10) Иногда молюсь в неурочное время самым простым обра-
зом, говорю: Господи, помилуй, крещусь рукой, молюсь не мыс-
лью, а одним чувством сознания своей зависимости от Бога. Со-
ветовать никому не стану, но для меня это хорошо. Сейчас так
вздохнул молитвенно.
11) Совершенно не помню, по какому поводу записано следу-
ющее:
Я просил людей, чтобы они вывели меня из моего положе-
ния. Путь этот ложный. Мне не нужно ничьей помощи, и мне не
выходить нужно из своего положения, а нужно одно: жить хоро-
шо. И тогда и только этим я выйду из своего положения.
252
12) Если люди доведут демократизм управления до того, что
все люди будут участвовать в управлении, то не будет и управле-
ния — люди будут каждый управлять сам собой.
13) Не может быть иного управления, как или большинство
под властью одного или немногих, или меньшинство под влас-
тью большинства. В обоих случаях дурно. Или все управляют
всеми; тогда нет управления.
14) Меня причисляют к анархистам, но я не анархист, а хрис-
тианин. Мой анархизм есть только применение христианства к
отношениям людей. То же с антимилитаризмом, коммунизмом, вегетарьянством.
15) Вся жизнь есть раскрытие неизвестного, снятие покро-
вов. Смерть есть последнее раскрытие в жизни.
16) Вчера пришла поразившая меня мысль о том, что письмо, а тем более печать были главной причиной извращения истин-
ной веры, раскрытой великими основателями религий, отноше-
ния человека к Богу и вытекающих из этого отношения обязан-
ностей. Все большие религии распространялись устно. И мне
кажется, что только так и может распространяться истинная ре-
лигия. И не столько устно, сколько не письмом, не печатью, а жиз-
нью и частью жизни — устной проповедью.
Не говоря о том, что при таком распространении не может быть
закрепления слов и потом лжетолкования их (как послания Павла, больше всего извратившие христианство), при распространении
жизнью и устной проповедью поверка истины всегда в жизни про-
поведника, и всякая ошибка в слове, выражении проходит бесслед-
но; остается его искренность, и она только служит истинным про-
водником. Я как-то почти шутя сказал, что книгопечатание было
самым могущественным средством распространения невежества, и это не шутка, а ужасная и печальная истина. Мы все знаем, к
чему ведет болтовня в жизни, болтовня языком. Такая же, худшая
болтовня происходит теперь в печати. Наше общество с своими
журналами, газетами, книгами, лекциями, совершенно подобно
ошалевшей толпе, в которой все говорят и никто не слушает. Но
это я говорю о всяких самых различных предметах, которыми за-
нята печать, от политики до стихов и драм. В деле же религии не-
сомненно, что письмо и особенно печать препятствуют более все-
го правильному распространению религиозных истин и содейству-
ют извращению и затемнению их. Предмет этот очень важный и
стоит того, чтобы возвратиться к нему и еще обдумать его.
17) Бога нельзя просить о чем-либо. Бог не то что не хочет, не
может изменять ничего, потому что Он установил закон, по которо-
253
му всем равно. Всякое изменение была бы несправедливость. А мы
как дети, которые завидуем, что игрушки другим достались лучше, или плачемся на то, что нам делают больно гребенкой, вычесывая вшей.
18) Хотелось сказать народу: помните, что всякое участие в
насилии только все больше и больше закабаляет вас. И потому
идите только за теми, которые будут вести вас во имя Бога, а не
во имя ваших выгод.
19) Свобода по-китайски Тао, т. е. путь, по которому человек
не может встретить препятствий. Тао значит исполнение закона
своего существования.
20) Люди могут жить разумной и радостной жизнью, только
руководясь религиозным законом. Без религии — страсти и гип-
ноз, т. е. страдания и рабство.
21) В последнее время, глядя на людей, лишенных всякой ре-
лигии, я стал уважать людей, верующих в Бога, хотя представля-
ющих себе Его в самых грубых формах. Вера в Иверскую все-
таки лучше, чем полное отсутствие признания высшего закона.
22) Думаю, что в духовном совершенствовании всегда проис-
ходят неперестающие временные упадки и подъемы, но подъе-
мы все большие и большие. Трудно представить себе духовное
просветление без затемнения страстей. (Забыл. Неясно — не то.) 23) Я вижу желудь. Желудь есть дубок, дуб; дуб есть часть
леса. Лес есть часть растений, растения — часть земной поверх-
ности. Земная поверхность — часть земли, земля — часть пла-
нет, планеты — спутники одного солнца, и т. д. И тоже назад: желудь из клеток, клетки из своих составных физиологических, химических частей, и те из составляющих их. Так что, собствен-
но, ничего нет, а все идет, движется перед моим сознанием. Т. е.
мое сознание раскрывается. (Записано не то, запутался, устал.)
2 сент. 1906. Я. П.
1) Самое большое нравственное усилие и единственное, ко-
торое может сделать человек, это то, чтобы вспомнить, кто он.
«Кто Я». Стоит мне в самые дурные минуты вспомнить это, и все
уясняется, все тяжелое, неприятное, уничтожается. Кто я? Я —
духовное существо, то, которое есть прежде, чем был Авраам.
И для этого существа все равно, что о нем думают, все равно, теперь умереть или после, должно бы быть все равно — страдать
или не страдать, но не могу, хотя наверное страдания готовят урав-
новешивающую их радость.
254
2) Жизнь есть только совершенствование или раскрытие себя
во всей силе. Вот это-то и есть сознание, вспоминание себя.
Смерть есть конец совершенствования в одном направлении, пол-
ное раскрытие. Когда это раскрытие, или совершенствование в
одном направлении, совершилось, не нужно ни памяти, ни тела.
(Неясно; но je m’entends’.)
3) Совершенствование общества не может совершаться через
революцию. Если зло и может содействовать добру, не могу я
желать делать зло, если знаю, что зло — зло. (Не то.) 4) Как старость посредством воспоминания просевает впе-
чатления. Какое сильное впечатление — похоть и все чувствен-
ные удовлетворения, а теперь, в старости, впечатления природы, отношений с людьми, охоты, земледелия, веселья живы с нео-
быкновенной силой, впечатления чувственные не вызывают ни-
чего приятного, скорее совестно.
5) Соня пожелала священника, и я не только согласился, но
охотно содействовал. Есть люди, которым недоступно отвлечен-
ное, чисто духовное отношение к Началу жизни. Им нужна фор-
ма грубая. Но за этой формой то же духовное. И хорошо, что оно
6) Снимаются покровы. Когда все сняты, кончается жизнь.
7) Людям, не верующим в Бога, нельзя не бояться безвластия, анархии. Они не верят в то, что миром управляет Бог. Из-за уп-
равления людского не видят управления божеского.
8) Без подчинения закону невозможна общественная жизнь.
И потому анархисты только тогда могут быть правы, когда они
верят в общий и доступный всем людям закон Бога.
9) Западные народы далеко впереди нас, но впереди нас на
ложном пути. Для того, чтобы им идти по настоящему пути, им
надо пройти длинный путь назад. Нам же нужно только немного
свернуть с того ложного пути, на который мы только что вступи-
ли и по которому нам навстречу возвращаются западные народы.
10) Наши хулиганы — это образчик того, к чему мы идем.
11) Меня восхваляют, а я знаю, что я не только самый обык-
новенный, но скорее плохой, чем хороший человек. Как хорошо
помнить это!
12) Как смерть умиротворяет. Над смертью так естественна
любовь. А люди смертью возбуждают к злобе.
13) Соня открывается нам, умирая, открывается до тех пор, пока видна. Так же открываюсь и я сам себе,