Скачать:PDFTXT
Философский дневник

Не нужно ни суб-

боты, ни определенных дел. Суббота всегда, всегда надо служить

Богу, и дел служения не 5, а бесчисленное множество.

27

4) Вся религия — вечная всемирная, одна: вера в Бога во мне

и вне меня, в людях и животных даже, и потому служение ему

там, где Он есть.

Вся религиябратство людей, основанное на единстве про-

исхождения или зависимости.

5) Есть религиозные люди, которые относятся пренебрежитель-

но и даже отрицают заботу людей о своем теле и также и всякую

профессиональную деятельность. Это неверно. Человек лучший не

может всегда служить Богу. Бывают периоды равнодушия, устало-

сти. И тогда человек может и должен исполнять профессиональ-

ное делошить, строгать, учить и т. п., только бы дело это не было

противно Богу. Не может человек и всегда служить людям профес-

сиональным делом; бывают периоды усталости, и тогда пускай он

служит себе: ест, спит, веселится. Только бы это служение себе не

мешало и не было противно служению Богу. Не пренебрегать надо

этими периодами усталости, неспособности служения Богу, а орга-

низовать их так, чтобы они не мешали служению Богу.

6) Господи, помоги мне делать Твое дело бесстрашно, спо-

койно и любовно.

7) Есть три отрасли педагогики, потому что есть три рода

мышления: 1) логический, 2) опытный и 3) художественный.

Наука, учение есть не что иное, как усвоение того, что думали до

нас умные люди. Умные люди думали всегда в этих 3-х родах: или делали логические выводы из положения — мысли: матема-

тика и математические науки; или наблюдали и, отделив наблю-

даемое явление от всех других, делали выводы о причинах и след-

ствиях явлений; или описывали то, что видели, знали, вообража-

ли. Короче: 1) мыслили, 2) наблюдали и 3) выражали. И потому

три рода наук: 1) математические, 2) опытные и 3) языки.

8) То, что делаешь для себя или для людей с определенной

целью, всегда слабо, и результаты гадательны. То же, что дела-

ешь для Бога без видимой и желательной цели, всегда непреодо-

лимо могущественно и ведет прямо к своей цели. Точно за тобой, со всей своей силой стоит сам Бог.

7 мая 1901. Москва.

1) Ужасен тип людей, хотящих быть всегда правыми. Они го-

товы осудить невинных, святых, самого Бога, только бы быть пра-

выми.

2) Многие истины, как, например, о том, что смысл жизни

только в служении Богу, или просто то, что есть смерть, или что

28

все движение человечества основано на движении религии, —

все эти истины кажутся сначала только отвлеченными рассужде-

ниями, не имеющими связи с жизнью и как бы мало вероятными; но проходит время, и они все становятся не только более вероят-

ными, но несомненными, едиными истинными и нужными, и та-

кими, которым нельзя не верить и по которым надо жить.

3) Смерть, казавшаяся невероятной, становится все более и

более вероятной, и не только вероятной, но несомненной.

4) Видел во сне тип старика, который у меня предвосхитил

Чехов. Старик был тем особенно хорош, что он был почти свя-

той, а между тем пьющий и ругатель. Я в первый раз ясно понял

ту силу, какую приобретают типы от смело накладываемых те-

ней. Сделаю это на Хаджи Мурате и Марье Дмитриевне.

5) Статья Герье, в которой он прямо говорит о том, что цер-

ковь явилась как ответ на требование установления единства веры.

6) Вера настоящая есть признание существования предмета

непостижимого, недоступного ограниченному разуму: Бог, дух, вечная жизнь. И эта вера всегда есть у всех людей, хоть та вера, что не надо искать веры. Там, где останавливается разум, то мес-

то, к которому он привел и дальше которого идти не может, и

есть эта истинная вера, совсем другое, чем доверие.

7) Думал о требованиях народа и пришел к мысли, что глав-

ное собственность земли; что если бы было установлено отсут-

ствие собственности земли, а принадлежность ее тому, кто ее об-

рабатывает, то это было бы самым прочным обеспечением сво-

боды. Более прочным, чем habeas corpus’. Ведь и habeas corpus не есть физическое обеспечение, а только нравственное, то, что

человек чувствует себя вправе защищать свой дом. Точно так же

и еще больше он должен чувствовать себя вправе защищать свою

землю, ту, с которой он кормит семью.

11 мая 1901. Я. П. Вечер. Записываю то, что в книжечке: 1) Вписать в предисловие о Btittnerbauer’e, что Орлову есть

что сказать, и он умеет сказать. А сказать ему есть то, что он любит

мужика, того, кто кормит нас. От этого же обратили внимание

на Горького. Мы все знаем, что босяки — люди и братья, но зна-

ем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их неверны, преувели-

ченны, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь.

1 неприкосновенность личности (лат.).

29

2) Вера, та самая, которую все считают самой важною, — вера-

доверие великое зло. Она хуже самого легкомысленного своего

рассуждения, она всегда ложь, ложь по способу передачи, и ложь, выгодная тому или тем, кто передает ее.

3) Успехи технические, научные нашего века происходят от

отсутствия веры. Если человек не жалеет рук, здоровья вообще, он, очевидно, накоротке сделает больше того, который будет рабо-

тать правильно, не губя себя. То самое происходит в обществе —

организме. Люди не жалеют своих членов (рабочий народ), губят

его и физически и нравственно, не жалеют здоровья, целости всего

организма, и потому понятно, что они достигнут большего, чем

общество, живущее правильно и жалеющее свои члены.

4) Меня уговаривают молиться, говеть и совершать все те дей-

ствия, которые дают такое великое успокоение, когда веришь в

их действительность. Уговаривать человека, который не верит в

них, не нуждается в них и спокоен без них, все равно, что предла-

гать деньги человеку в степи. Если бы он был в городе, его бы

нечего было просить принять деньги, он бы с руками вырвал их.

Так же и в деле религии колдовства. Это — величайшее успокое-

ние и радость. Как же просить о том, чтобы воспользоваться тем, что дает успокоение и радость.

(Что-то не вышло, в книжечке лучше).

5) Религия колдовства упраздняет истинную религию, требу-

ющую хорошей жизни, потому что дает поправку дурной жизни, как бы разрешает ее.

6) Споришь с человеком и не можешь понять, как он не сдается

на очевидность доказательств. А поищи и ты увидишь, что несог-

ласие его от того, что его мировоззрение несогласно с твоим. Хо-

чешь согласиться, то ищи согласия в религиозном мировоззрении, состоящем в ответе на вопрос: из-за чего жить? Все в этом.

7) Человек живет и если живет, то что бы он ни говорил, у

него есть ответ на вопрос, из-за чего жить? И в этом ответе все.

Все его убеждения вытекают из этого ответа.

8) Женщины, как дети, лгут, не замечая этого. Для достиже-

ния их цели им нужно солгать, и они так заняты достижением

цели, что не замечают своей лжи.

9) Кроме того, у них нет религии никакой, кроме той, какая

им внушена.

10) Отыскивая причину зла в мире, я все углублялся и углуб-

лялся. Сначала причиной зла я представлял себе злых людей, по-

том дурное общественное устройство, потом то насилие, которое

30

поддерживает это дурное устройство, потом участие в насилии

тех людей, которые страдают от него (войско), потом отсутствие

религии в этих людях, и наконец, пришел к убеждению, что ко-

рень всего религиозное воспитание. И потому, чтобы исправить

зло, надо не сменять людей, не изменять устройство, не нару-

шать насилие, не отговаривать людей от участия в насилии и даже

не опровергать ложную и излагать истинную религию, а только

воспитывать детей в истинной религии.

11) Когда я сижу на другом и езжу на нем, то это — порядок.

Когда же этот другой хочет выпростаться из-под меня, то это бес-

порядок.

13 мая Нынче, кажется, 13 м. 1901. Я. П.

Сейчас ходил и думал:

1) Очень неверно, неточно, неопределенно сказано: люби ближ-

него. Это сказано в библии; в Евангелии же только повторено, выб-

рано самое важное из всего. Любить велеть нельзя, любовь есть

высшее проявление души и потому ничем не может быть вызыва-

емо. Оно вызывает все другое. Любить можно велеть только Бога, потому что это свойственно человеку: как только он свободен от

соблазнов, он невольно больше всего любит Бога, т. е. истину, доб-

ро, любовь. Надо сказать: не то, что люби ближнего — этого нельзя, а будь добр к ближнему (люби Бога). Это всегда можно.

2) Странное дело: любить и презирать нельзя, а быть добрым

и презирать не только можно, но быть добрым с людьми, кото-

рых не любишь, можно только тогда, когда презираешь их. Когда

не презираешь людей, а хочешь любить, то вместо того, чтобы

любить, чтобы быть добрым с ними, делаешься зол, ненавидишь.

<Чудесно выражено это в учении 12 Апостолов Одних люби, как свою душу (это тех, когда любим), других обличай.> <Нет, не идет выражение учения 12 Апостолов. — А надо сказать так: не ищи для людей ничего для себя и>

Слово: презирать — неверно. Надо не презирать, а не ожи-

дать от людей того, чего они дать не могут, и главное не ожидать

от них любви к себе. (Вышло неясно).

Нынче 8 июня.

Пишу «Крабочему народу». Записано около 16 пунктов. На-

пишу теперь хоть несколько:

1) Работа физическая без напряжения сверх силы вызывает

добродушное желание общения. Шел мимо сторожа. Он пашет, собаки набросились, а он добродушно хвалится собаками.

31

2) Все на свете растет, продолжительно изменяется, делая

спиральные круги. Так, по крайней мере, нам кажется; и жизнь

людей — круг спирали завершается в этой жизни, — так и жи-

вотные и растения и планеты.

3) Ужасно одиноко положение того, кто не чувствует своего

единения со всеми отдельными существами. Когда подумаешь о

всех людях, существах, живущих отдельно, — ужас берет. Успо-

каивает и радует даже, когда их обнимаешь разумом и любовью.

4) Сейчас, мая 20, почувствовал верность, близость, радость

смерти, т. е. перехода в другую жизнь. В будущую жизнь можно

смотреть через два окна: одно внизу, на уровне животного: в окно

это виден один ужасный мрак и страшно; другое окно выше, на

уровне духовной жизни, и через него открывается свет и радость.

5) Умирание есть путешествие. Всякое путешествие есть труд, но труд этот всегда вознаграждается, а кроме того и путешествие

бывает более или менее трудное.

Нынче 9 июн. Я. П. 1901. Хочу записать: 1) Одно из самых вредных дел, в особенности для той самой

цели, которой хотят достигнуть, есть обучение искусству, т. е. тем

образцам, которые считаются лучшими, тому вкусу, который цар-

ствует. Ничто так не задерживает развития искусства. Разве мы

не знаем, какие уродливые вкусы считались высшими, и какие

безобразия — образцами.

2) Вся жизнь была только увеличение и укрепление своего

божественного сознания. Как же может оно уничтожиться? Мы

не сомневаемся в том, что в матерьяльном мире ничто не исчеза-

ет, ни материя, ни энергия. Как же думать, что уничтожится ду-

ховное существование? Мы думаем так только потому, что не

верим в духовное существование, и еще потому, что не видали, во что оно претворяется, как видим

Скачать:PDFTXT

Не нужно ни суб- боты, ни определенных дел. Суббота всегда, всегда надо служить Богу, и дел служения не 5, а бесчисленное множество. 27 4) Вся религия — вечная всемирная, одна: