Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

натянутую, так и тут проявление на равной степени вызывает одинаковые по-

ступки. Чем больше существ одинаково настроенных, тем вернее

передаются влияния. Чем больше стадо, тем сильнее испуг и стрем-

ление. От этого веры в чудотворные иконы, в социализм, крестовые

детские походы, кровопролитные революции. (Неясно, нехорошо.)

1 окт. 1906. Я. П.

Продолжаю записанное в книжечке самое важное о жизни: 1) Если есть что-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь, для кого-

нибудь, то есть только одно, то, что сказано в первых стихах Еван-

гелия Иоанна, есть сознание, т. е. человек сознает нечто. Сначала

ему кажется, что это сознание есть он сам, но, вдумавшись, как это

будет видно после, он видит, что есть только то, что он сознает, а

что то, что он считает собою, есть только то ограничение, вслед-

260

ствие которого он не может сознавать всего того, что сознает. Со-

знание человека значит то, что он чувствует в себе в какой-то не-

полной, ограниченной мере проявление чего-то бесконечного, все-

могущего. И это проявление кажется ему Иваном, Петром, Львом

Толстым. Человек есть проявление (чтобы не повторять слова бес-

конечного, всемогущего, назову это божественным) божественно-

го существа в ограниченном состоянии. Это проявление божества, сознание человеком своей божественности, составляющее его, ог-

раничено тем, во-1-х, что оно представляется в пространстве огра-

ниченным телом, тем, что проявляется оно не во всем существую-

щем, а только в теле, и еще тем, что свойство всемогущества имеет

только над этим своим телом (не в том смысле, что человек может

сделать все, что хочет, с своим телом, но что те части его тела, которые подлежат ему, он может направлять, как хочет). Во-2-х, ограничено тем, что человек сознает себя не всего, а ясно сознает

только ту часть себя, которая заключена в этом его теле, и то не

всю, а только ту часть, которая раскрылась ему и постоянно и рав-

номерно раскрывается. Так что собой человек называет ту часть

мира, которую сознает и в которой чувствует себя всемогущим, и

ту степень раскрытия своего сознания, до которой он дошел. Жиз-

нью же мы называем все большее и большее раскрытие сознания, как во времени, так и в пространстве, т. е. все большее и большее

раскрытие своей божественной сущности и вследствие этого все

большее и большее расширение сознания, перенесение сознания

на другие существа, на все (любовь). Начинается жизнь, когда на-

чинается сознание. Сначала сознание и всемогущество его огра-

ничено своим телом. И в это время тело бывает сильнее всего. Потом

тело слабеет, и всемогущество переносится вне себя, на другие

существа, покоряемые, как свое тело своим нервным аппаратом, любовью, не сейчас, как действует аппарат на тело, но так же вер-

но, хотя бы и через столетия. (Хотелось бы лучше выразить. Мысль

верна, но неясно выражена.) В этом расширении сознания по мере

раскрытия его, в этом жизнь. Кончается она прекращением созна-

ния, того сознания, которое мы знаем. Но так как жизнь есть толь-

ко то, что мы сознаем, то прекращение нашего сознания не может

быть причиной прекращения жизни, так же как прекращение све-

та солнца при его заходе не может быть указанием на уничтоже-

ние солнца. — Нравственный вывод из этого понимания жизни

тот, что так как высшее проявление жизни есть расширение ее, любовь, то к этой цели должны быть направлены усилия человека.

Люби Бога и ближнего. Будь всемогущ над своим телом: работай, 261

играй, будь семьянином, но знай, что высшее призвание и раскры-

тие ведет к любви ко Всему. Таково учение монашества, индусов и

всякое нравственно-религиозное учение и учение христианское.

Главное — уверенность в том, что то, что есть я, есть прояв-

ление божества, и что благо только в одном: в сознании себя этой

частью Бога, и что все бедствия в одном: в признании себя от-

дельным от Бога существом. (Много еще нужно бы и хотелось

бы писать об этом, да устал и плохо думается.)

Когда я говорю о всемогуществе человека, я разумею под этим

то сознание своей жизни, которое может проявляться в момент

настоящего. Если человек сознает себя живым, это значит, что он

может так или иначе проявить это сознание (пускай он будет бес-

силен двигаться, говорить, он, пока жив, может так или иначе

думать. Если человек не может поступить так или иначе — он

мертв. И это не нужно доказывать, это знают все.) И потому жизнь

состоит в этом всемогущем произвольном раскрытии сознания в

каждый момент настоящего.

2) Ребенок, Таничка, служит только себе. Его сознание Бога

есть сознание своей животной жизни, и он прав. Вырос ребенок, и, как зверь, которому надо кормиться, он испытывает потребность

труда. И он входит в общение с природой, работая для своего пи-

тания, и он также прав. Он мужает, и является новая нужда — по-

хоть. Он удовлетворяет ей, и у него и у нее дети, надо кормить их.

В этом его жизнь, и он прав. И у него общение с супругой, детьми.

Круг его деятельности расширяется. И он и жена и дети входят в

общественные условия. Надо, пользуясь ими — школами, дорога-

ми и т. п., — принимать участие в них, и он прав, заботясь об этих

делах. Круг еще больше расширяется. Но общество не одно. Оно

часть человечества и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. И

он приведен к необходимости нравственно-религиозного учения

для всех людей.

Таков ход одного человека. Но люди, проходя через эти сту-

пени, узнали, к чему ведет жизнь человека. И, узнав последнюю

цель, ею руководятся в удовлетворении первых. Религиозно вос-

питывают, религиозно женятся, устраивают общественные дела.

(Все очень слабо.)

2 окт 1906. Я. П.

А записать нужно только:

1) Понятно, что правительство, т. е. люди правительственные, по своему прошедшему поставленные в необходимость заведы-

262

вать различными частями установленного управления, старают-

ся так или иначе отвечать на предъявляемые к ним требования.

Понятно тоже, что человек, недовольный правительством, тре-

бованиями его, может отказаться исполнять эти требования, мо-

жет, охраняя себя, уехать из пределов влияния правительства, перейти в другое подданство. Но что за странная мысль частного

лица заменить существующее правительство новым, и что за

странная и преступная деятельность, направленная на достиже-

ние такой цели. А между тем это то самое, что теперь делают все

люди нашего праздного круга. —

«Так что же, так и оставаться с Николаем Павловичем или с

персидским шахом?» — «Зачем? Можно и должно бороться уяс-

нением мысли, нельзя у себя — за границей, как Герцен. Главное

же, надо бороться пассивным неучастием в том, что считаешь дур-

ным, бороться уяснением нравственных начал, уничтожающих

оправдания зла». — «Но это будет долго». — «Во-1-х, скоро толь-

ко блох ловят, а во-вторых, такой способ борьбы со злом не только

не возьмет больше времени, но, напротив, достигнет во много раз

скорее цели — и скорее, и вернее. Изменение, сделанное насили-

ем, неизбежно приведет к следующему тоже насильственному из-

менению. Главное же то, что изменение может совершиться толь-

ко при подъеме общественного сознания. Общественное же созна-

ние всегда понижается — и очень — всякой революцией.

2) Только время дает возможность свободы (всемогущества

над тем, что во власти), дает жизнь, т. е. свободу. Время же есть

изменение отношений частей пространства. Не будь ограниче-

ния времени, т. е. будь я сразу, какой я есмь или буду в момент

смерти, т. е. будь я тем существом, включающим в себя все вос-

поминания, весь опыт прожитой жизни, будь это существо сразу, не было бы жизни, не было бы свободы. Свобода и жизнь есть

только потому, что я постоянно раскрываюсь сам себе, и что в

каждый момент этого раскрытия я могу так или иначе отнестись

к условиям, в которых нахожусь. Я сказал: не будь ограничения

времени; но ограничение времени возможно только при ограни-

чении пространства, т. е. что я сознаю себя частью всего про-

странственного мира. Если бы — как ни странно это сказать — я

был Все, то я не жил бы: я бы только был для кого-то. Если бы я

сразу был то, что я есмь — тоже странно сказать, — я тоже не

жил бы. Для того, чтобы жить и быть свободным, необходимо

ограниченное существо в пространстве, проявляющееся во вре-

мени. Это самое я и есмь. (Устал, и нехорошо.)

263

10 окт. 1906. Я. П.

Записать надо многое:

1) Только время, т. е. постоянное движение всего и меня, дает

возможность свободы, т. е. направления движения, происходя-

щего во мне. Только время дает возможность свободы отдельно-

му существу.

2) То, что я называю своею жизнью, есть сознание божествен-

ного начала, проявляющегося в одной части Всего. Часть эта ог-

раничена пределами, представляющимися мне телесностью (ма-

терией) в пространстве. И божественное начало это не только

свободно, но всемогуще и в пределах через изменения во време-

ни. Эти изменения сознания во времени есть то, что я называю

жизнью. Проявилось бы божественное сознание только в теле-

сности в пространстве — и не было бы движения, не было бы

жизни. Жизнь есть проявление божественного начала в пределах

пространства движением во времени.

3) Жизнь есть освобождение (все большее и большее) своей

божественности. Не началось сознание божественности, свобо-

ды — не началась жизнь (сознание это есть во всем органичес-

ком). Кончилось это сознание — кончилась жизнь.

4) Записано так: умирает не то, что сознаваемо, а то, что со-

знает. Это не верно. Надо сказать: Смерть есть прекращение со-

знания в прежней форме.

5) Записано так, после очень тяжелого настроения: Уж очень

отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни

нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!!! Все чаще и чаще

чувствую это.

6) Ходил гулять. Чудное осеннее утро, тихо, тепло, зеленя, запах листа. И люди вместо этой чудной природы, с полями, ле-

сами, водой, птицами, зверями, устраивают себе в городах дру-

гую, искусственную природу, с заводскими трубами, дворцами, локомобилями, фонографами Ужасно, и никак не поправишь….

7) Очень важное. Люди нашего времени гордятся своей нау-

кой. То, что они гордятся так ею, лучше всего показывает то, что

она ложная. Истинная наука тем и познается, или, скорее, несом-

ненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. А что наука

ложная, в этом нет никакого сомнения. Не в том, что то, что она

исследует, неверно, а в том, что это не нужно: некоторое — отно-

сительно, в сравнении с тем, что важно и не исследовано, а мно-

264

roe и совсем не нужно. И я твердо уверен, что люди поймут это и

начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, кото-

рая теперь в загоне, — НАУКУ О ТОМ, КАК ЖИТЬ.

Хорошо бы посвятить остаток жизни, чтобы указать на это

людям.

8) Сначала кажется умным производить начало мира не от

Творца, а от матерьяльных процессов: туманных пятен и т. п.

Потом становится ясно, что оба предположения равны, одинако-

во неосновательны. Когда же глубже вдумаешься в вопрос, то

станет ясно, что производить мир от Бога Творца без сравнения

разумнее, чем производить его от матерьяльных сил. Производя

мир от Творца, допускается, хотя и в грубой форме, начало ду-

ховное. Производство же от вещественных сил в

Скачать:PDFTXT

натянутую, так и тут проявление на равной степени вызывает одинаковые по- ступки. Чем больше существ одинаково настроенных, тем вернее передаются влияния. Чем больше стадо, тем сильнее испуг и стрем- ление.