Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

тем

более большого богатства, кроме своего внутреннего греха

пользования трудом, отнимания для себя труда других лю-

дей, еще и в том — и ужасный грех — в возбуждении зависти

и нелюбви людей.

4) Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта сво-

им умом или хотя отвечает на вопрос, возникший в своей душе, мысль же чужая, воспринятая только умом и памятью, не влияет

на жизнь и уживается с противными ей поступками.

5) Братство, равенство, свободабессмыслица, когда они

понимаются, как требования внешней формы жизни. От этого-то

и была прибавка: «ои la m o r t » В с е три состояния — послед-

ствия свойств человека: братство — это любовь. Только если мы

будем любить друг друга, будет братство между людьми. Равен-

ство — это смирение. Только если мы будем не превозноситься, а

считать себя ниже всех, мы все будем равны. Свобода — это ис-

полнение общего всем закона Бога. Только исполняя закон Бога, мы все наверно будем свободны (Хорошо.)

6) Человек, как разумное существо, не может не быть нрав-

ственным или безнравственным, не может не быть добрым или

злым. Не может быть ни то ни сё, потому что не может не кор-

миться и не плодиться. А и кормиться и плодиться животное мо-

жет безразлично, ни нравственно, ни безнравственно, человек же, 1 «или смерть» (фр )

270

как разумное существо, может безнравственно кормиться чужи-

ми трудами и безнравственно плодиться, не заботясь о детях.

7) Как можно приучить себя класть жизнь в чинах, богатстве, славе, даже в охоте, в коллекционерстве, так можно приучить себя

класть жизнь в совершенствовании, в постепенном приближении

к поставленному пределу. Можно сейчас испытать это: посадить

зернушки и начать следить за их ростом, и это будет занимать и

радовать. Вспомни, как радовался на увеличение силы телесной, ловкости: коньки, плаванье. Также попробуй задать себе хоть то, чтобы не сказать в целый день, неделю ничего дурного про лю-

дей, и достижение будет также занимать и радовать.

8) Самоотречение ценно, нужно и радостно только, когда оно

религиозное, т. е. отрекаешься от себя для того, чтобы исполнить

волю Бога.

9) Пока человек в этой жизни, он не может ни всего отдать, ни

всего понять. И все-таки он должен стараться отдать, и понять как

можно больше. И чем больше отдашь и поймешь, тем больше блага.

10) Человек упорно держится своих мыслей, главное, потому, что он дошел до этих мыслей сам, и, может быть, очень недавно, осудив свое прежнее. И вдруг ему предлагают осудить это свое

новое и принять еще более новое, то, до чего он не дошел еще. А

тут еще одно из самых смешных и вредных суеверий, что стыдно

изменять свои убеждения. Стыдно не изменять их, потому что в

все большем и большем понимании себя и мира — смысл жизни, а стыдно не переменять их.

11) Если есть Бог, то он не три, не два, не двадцать два, даже

не один. Понятие числа неприложимо к Богу.

12) Да, как атлет радуется каждый день, поднимая большую и

большую тяжесть и оглядывая свои все разрастающиеся и крепну-

ющие белые (бисепсы) мускулы, так точно можно, если только

положишь в этом жизнь и начнешь работу над своей душой, радо-

ваться на то, что каждый день, нынче, поднял большую, чем вчера, тяжесть, лучше перенес соблазн. Только любоваться нельзя, да и

не на что, потому что всегда остается так много недоделанного.

13) Нехорошо уверять себя, что любишь людей, что живешь

любовью, повторять фальшивые слова Павла или самому приду-

мывать такие. Где нам любить, когда вся жизнь наша основана на

зле. Все, чем я пользуюсь, сделано с проклятиями, сделано поне-

воле, от нужды, которой я пользуюсь. Говорить про нашу любовь

к людям, даже вызывать в себе чувства, подобные любви, все

равно, что лаком покрывать нетесаное дерево, скородить непаха-

271

ное. Мы живем угнетением братьев. Надо, прежде, чем любить, перестать жить их страданиями.

14) Скажи: если бы то, для достижения чего ты трудишься, могло бы быть достигнуто тем, чтобы твоя деятельность осталась

бы не только неизвестна, но считалась бы подлой, дурной, — про-

должал ли бы делать то, что делаешь? Только когда на такой воп-

рос ответ наверно положительный, можно отдавать все свои силы

на избранную деятельность.

15) Все мне думается, что сон, сновидения, которые представ-

ляются нам событиями, суть воспоминания, но что в сонном со-

стоянии они представляются нам событиями. (Это не ясно, но

тут есть что-то.)

16) Христианское человечество стоит перед дилеммой: отречь-

ся не только от христианства, но и от всякой религии, или отка-

заться от государства, от могущества, силы. Европейцы, францу-

зы, американцы, англичане, немцы как будто склоняются к пер-

вому решению: отказ от религии; надеюсь, что русские изберут

второе.

17) Удивительно, что люди не видят того, что и внутренняя, глубокая причина, и последствия совершающейся теперь в Рос-

сии революции не могут быть те же, как причины и последствия

революции, бывшей больше ста лет тому назад.

18) Мне представляется, что я движусь и весь мир движется, и я называю это временем, тогда как ничто не движется, а проис-

ходит только то, что я открываюсь сам себе вместе с открываю-

щимся мне миром.

Все, что я узнаю: всю мою жизнь, всю жизнь мира, все то, что

я знаю из прошедшего, то, что открылось в свое время другим

людям и передано мне, все то, что я узнаю из будущего, т. е. того, что открывается мне, все это не движется и не есть ни прошед-

шее ни будущее, а есть всегда, вне времени. Оно всегда было, есть и будет и Все неизвестно мне, а только часть этого вечно

сущего раскрылась и раскрывается в моей жизни.

Моя жизнь со всем видимым из моей жизни миром раскрыва-

ется мне, но она всегда была и есть и будет; и моя смерть, о кото-

рой я знаю по наблюдению и сознанию, тоже уже есть. И есть все

то, что сопряжено с смертью. Так что случиться со мною и со

всем миром ничего не может, так как все уже есть.

Жизнь есть все большее и большее открытие того, что есть, и

потому смерть должна быть тоже открытие, но открытие чего-то

такого, чего мы не знаем и не можем знать, так как о том, что

272

открывает жизнь, мы знаем по рассказам людей, о том же, что

откроет смерть, ничего не можем знать.

Жизнь есть равномерное, постепенное раскрытие себя. При рас-

крытии я сознаю в себе бесконечную, неограниченную силу, и со-

знание этой силы дает мне чувство свободы. Мне кажется, что то

раскрытие, которое составляет мою жизнь, есть мое движение и я

делаю свою жизнь. Но я не делаю ее, я только имею радость учас-

тия в ней. Все, что я сделаю, уже есть. (Все, что я делаю, это только

одно из воспоминаний Бога.) Но я имею счастье сознавать себя

участником жизни мира. (Не ясно, но я не отчаиваюсь.) 19) Часто бывает тревога, недовольство собой от того, что чув-

ствуешь себя terre a terreничего не хочется делать, мысли не ходят.

Не надо тревожиться. И это состояние, хотя бы полного идиотизма, хорошо и радостно, только бы быть в согласии с людьми и не делать

худого. Корень этого чувства недовольства опять в тщеславии: ты, мол, должен что-то сделать, отличиться, а ты ничего не должен де-

лать, а ждать, чтобы тобой делал хозяин то, что Ему нужно.

17 ноября 1906. Я. П.

Записать:

1) Что сновидения — воспоминания, видно из того, что не

знаешь, что было прежде и что после. Связываешь же все воспо-

минания в последовательный ряд событий в момент пробужде-

ния. От этого и кажется, что длинный сон кончается и сливается

с звуком действительным, пробуждающим.

2) Подумал, что если буду так совершенствоваться, то, du train que cela va2, нечего будет делать скоро. Какое безумие! Не бойся, 1000 лет пройдет, и то не очистишься от самой мерзкой грязи, а что

дальше, то идеал дальше. Идеал — полное отречение, а ты в теле.

Нынче в «Мыслях мудрых людей» чудная выписка Лаотсе, которую я нынче только как следует понял, что совершенство и

польза, и значение, и употребление — только в пустоте. Ступица, сосуд, двери. Для человека высшая и сила, и польза, и благо — в

отречении от себя.

3) Часто, особенно теперь, с новой силой вспоминаю и пони-

маю: Fais се que dois, advienne que pourra3. Человек ходит, Бог

водит. Все в этом: в том, чтобы не думать о последствиях поступ-

1 не имеющим возвышенных мыслей и чувств (фр)

2 так, как оно идет (фр )

3 Делай то, что должно, и пусть будет, что будет (фр )

273

18 Зак 3160

ков, а о доброте, божественности поступков. Понимание этого

изменяет всю жизнь.

4) Я не движусь, а открываюсь сам себе. Сознавать это осо-

бенно важно потому, что если думаешь, что движешься, то занят

условиями, последствиями движения. Если же знаешь, что ты еси

вечное, непространственное, божеское «я», то не думаешь о дви-

жении, а только о том, чтобы быть тем, что ты еси, т. е. свобод-

ным, даже всемогущим.

5) Как странно и смешно просить Бога. Не просить надо, а

исполнять Его закон, быть Им. Одно человеческое отношение к

Богу — это то, чтобы быть благодарным Ему за то благо, которое

он дал мне, как частице Его. Хозяин поставил своих работников

в такое положение, что, исполняя то, что он показал им, они по-

лучают высшее доступное их воображению благо (благо душев-

ной радости), а они просят его о чем-то. Если они просят, то это

значит только то, что они не делают то, что им предназначено.

6) Удивительное место Паскаля, где он говорит: «Наша душа

брошена в тело, где она находит: число, время, измерение», — я

бы сказал: пространство, время, материю, движение. «Он рас-

суждает об этом и называет это природой, необходимостью и не

может мыслить иначе». То самое, что я думаю теперь. И какое

ужасное заблуждение думать, что то самое, что ограничивает

истинную жизнь, и есть сама жизнь.

7) Понятны верования буддизма о том, что, пока не дойдешь

до полного самоотречения, будешь возвращаться к жизни (пос-

ле смерти). Нирвана — это есть не уничтожение, а та новая, неизвестная, непонятная нам жизнь, в которой не нужно уже

самоотречения. Неправ только буддизм в том, что он не призна-

ет цели и смысла этой жизни, ведущей к самоотречению. Мы

не видим его, но он есть, и потому эта жизнь так же реальна, как и всякая другая.

8) Ничего нет гнуснее того эгоизма, который относится к сво-

ему телесному я, и ничего выше того, который сознает одно свое

духовное я и ему одному служит.

Нынче приезжает Лева. Буду работать и запишу результаты.

Боюсь. Я уже теперь плох.

18 ноября 1906. Я. П.

Теперь записываю:

1) Все заблуждения философов — от построений объектив-

ных. А несомненно только субъективное, не субъект Ивана, Пет-

274

pa, а субъективное общечеловеческое, познаваемое не одним ра-

зумом, но разумом и чувством — сознанием.

2) Надо приучаться спокойно переносить дурные, преврат-

ные о тебе суждения, даже не

Скачать:PDFTXT

тем более большого богатства, кроме своего внутреннего греха пользования трудом, отнимания для себя труда других лю- дей, еще и в том — и ужасный грех — в возбуждении зависти и