что я вспоминаю, а я именно такой. Мне надо
вспомнить, что я теперь, чтобы сказать, что это — воспомина-
ние. А это не воспоминание, а это то, что я теперь и такой, какой
я теперь, и такой, какой я был 40, 30, 20, 10 лет тому назад. То, что я называю воспоминанием, есть только сознание невозмож-
ности проявить себя тем, чем я есть: соединением всего того, что
я пережил во времени.
29 дек. 1906. Я. П.
1) Что значит любить Бога? Любить Бога значит любить то
Все, чего я сознаю себя частью.
279
2) Ужасно, когда человек, вообразивший свою жизнь в теле, видит, что тело это разрушается, да еще с страданиями! Для че-
ловека, понимающего свою жизнь в духе, разрушение тела есть
только усиление духа; страдания же необходимые условия этого
разрушения.
3) Записано: «Спартанство и изнеженность…» Не помню, дол-
жно быть, что в нашем обществе потеряно сознание греха изне-
женности. Все или большая часть изобретений, которыми мы
гордимся, от железных дорог до телефонов, направлены на уси-
ление изнеженности.
4) То, что в нашем мире считается единственной и самой важ-
ной наукой: естественные науки, политико-экономия, история (как
она изучается), юриспруденция, социология и пр., совершенно
такие же ненужные и большей частью ложные знания, какова в
старину была «наука», включавшая в себя богословие, алхимию, аристотелевскую философию, астрологию.
5) Невозможно обнять с матерьяльной точки зрения всякое
явление жизни. (Записано так): Тщетны попытки выразить сло-
вом… Не помню.
6) Записано так: Каждый занят собой, думает, что он или, по
крайней мере, его современники Не помню.
7) У древних мысли не было о возможности жить без власти
и без разделения на народы; теперь мысль эта уже есть, и нельзя
спрятать ее и переделать ее сообразно жизни, а неизбежно жизнь
переделать по мысли. Так и будет.
8) Как кажется несомненным то, что богатым жить лучше, чем бедным, а между тем как это несомненно несправедливо. И
несправедливо не только до известной степени, но всегда и до
конца: самая большая бедность лучше небольшой бедности, и
самое большое богатство хуже среднего. Всем совершенно рав-
но, и потому тому, кто понимает это, незачем изменять свое по-
ложение. Как вода везде на одном уровне, так и возможность сча-
стия людей в зависимости от богатства или бедности.
9) Записано для себя: перестать писать о общественном уст-
ройстве, а только о религии. И как раз уже теперь чувствую необ-
ходимость написать об исторических теориях и свободе воли и
потому — о нравственности.
10) Как тщетны все убеждения о лучшем устройстве всякого
рода политиков, социалистов, революционеров, так тщетны и мои.
Делай то, что можешь, для себя в той области, где ты властен, а
последствия предоставь той силе, от которой они зависят.
280
11) Часто удивлялся на путаницу понятий таких умных лю-
дей, как Владимир Соловьев (сказал бы: Булгаков, если бы при-
знавал в нем ум), и теперь ясно понял, отчего это. Все от того же
(как и во всей теперешней науке) признания государства, как чего-
то независимо от воли людей существующего, предопределенно-
го, мистического, неизменного.
12) Я огорчаюсь тем, что не увижу при жизни последствий
своей деятельности, а вместе с тем огорчаюсь тем, что не нахожу
в жизни случая такой деятельности, при которой я бы был совер-
шенно уверен, что мною не руководит желание славы людской.
У меня есть то самое, что мне нужно, а я жалуюсь.
13) В современной литературе нам с одинаковой притягательно-
стью предлагается все, что производится. Чем дальше назад, тем
меньше предлагаемое: большая часть отсеяна временем; еще даль-
ше — еще больше. Оттого так важны древние. Предлагаемая лите-
ратура имеет вид конуса вершиной книзу. Близко к этой вершине
браминская мудрость, китайская, буддизм, стоицизм, Сократ, хрис-
тианство; дальше, расширяясь, идут Плутарх, Сенека, Цицерон, Марк
Аврелий, средневековые мыслители, потом Паскаль, Спиноза, Кант, энциклопедисты, потом писатели XIX века и наконец современные.
Очевидно, и среди современных есть такие, которые останутся, но
трудно попасть на них, во-1-х, потому, что их так много, что нельзя
пересмотреть всех, а во-2-х, потому, что так как толпа всегда глупа и
безвкусна, выставляется на вид только самое плохое.
14) Записано для Дорикова Круга Чтения 1) о том, что обряды
должно заменить разумное понимание жизни, и 2) что веселье
бывает хорошее и дурное. Часто думал об обрядах. Опасно то, когда исполнение обряда признается добрым поступком, но жалко
и лишиться обрядов. Некоторым они нужны. Подумал о том, хоро-
шо ли бы было ввести, например, обряд в том, чтобы при встрече
с каждым человеком войти в общение с ним. Но не говоря о невоз-
можности исполнения в городах, если бы и исполнять в деревне, то, как сейчас, перешло бы в формальность. Нет, обряд — это все-
гда замена религии формой, всегда убивание религии.
15) Часто говорят, что надо не сердиться на дурных людей, но жалеть их. Для того, чтобы это было искренно, надо, чтобы
ты сам испытывал счастье от доброй жизни. Только тогда искрен-
но то сожаление, что дурной, заблудший человек лишен того бла-
га, которое ты имеешь.
16) Для Детского Закона Божия записывал простые прави-
ла: 1) Не осуждать. 2) Не объедаться. 3) Не разжигать похоти.
281
4) Не одурманиваться. 5) Не спорить. 6) Не передавать недоброго
о людях. 7) Не лениться. 8) Не лгать. 9) Не спорить. 10) Не отни-
мать силой. 11) Не мучать животных. 12) Жалеть чужую работу.
13) Обходиться добром со всяким. 14) Старых людей уважать. 15) 17) Человек в мире подобен работнику, которого хозяин взял
на содержание с уговором, чтобы работник исполнял хозяйское
дело и получал тем больше награждения, чем лучше исполнит, и
вместе с тем был готов всякую минуту быть отосланным хозяи-
ном на другую работу или вообще туда, куда захочет хозяин, мо-
жет быть и на полное уничтожение.
18) Время, вследствие нашей неспособности, невозможнос-
ти понять себя всего, дает возможность понять большую часть
себя в последовательности. Пространство же, вследствие нашей
неспособности, невозможности понять себя всего, дает возмож-
ность понять хотя часть себя в одно и то же время вне себя.
19) Для практических целей всегда кажется выгодным употреб-
ление насилия. Но достижение этих целей обманчиво. Для духов-
ной цели нужно непротивление злу, и достигаются невидимые цели.
20) Христианская вера, вообще, только в том и состоит, что-
бы не верить себе, не верить тому, что тебе кажется, а верить
Богу, тому, что Он велит: не верить кажущимся последствиям, а
верить в неизвестные и всегда благодетельные последствия ис-
полнения воли Божьей.
21) Ты, политический деятель, говоришь, что руководит тво-
ей деятельностью любовь к людям. Ты трудишься для их буду-
щего блага. Но ведь кроме политической деятельности перед
тобой огромное поле проявления твоей любви и не в будущем, а
в настоящем, и без примеси того зла, которое неизбежно в тво-
ей деятельности.
22) С особенной ясностью, приложимостью к жизни почув-
ствовал всю сложность условий жизни и невозможность пред-
видеть последствий своих поступков: — Разумны только поступ-
ки, вытекающие или из животных потребностей, или из духов-
ных требований: и те и другие — веления Бога.
23) Самой умной и почтенной деятельностью считается по-
литика и наука. А между тем нет более праздного и вредного
занятия.
24) Я борюсь с своей привычкой руководствоваться в своей
деятельности славой людской. Нечему удивляться, когда вся
жизнь, кроме телесных побуждений, была руководима только
этим. Огромная привычка. Думаю, что это не мое исключитель-
282
ное положение, а таково свойство всех живущих духовной жиз-
нью. Первая форма духовной жизни есть жизнь для славы (так
это даже признавалось хорошим у древних), с редкими проблес-
ками жизни для служения. Чем дальше, тем больше жизни для
Бога и меньше для славы. Так со мной было.
25) Ездил верхом, и так хорошо было, что хотелось молиться.
Искал формы молитвы, и нет другой, как только благодарность.
26) (К Детскому закону Божию). Не надо указывать на зло, а
вызывать сознание добра. И тогда зло они сами найдут.
27) Положение нашего христианского мира подобно тому, в
каком находились бы люди, зашедшие в тупик, из которого выхо-
да нет. Люди толпятся, теснятся, жмут друг друга, положение ста-
новится все хуже и хуже, но они все еще верят, что выход впере-
ди, и вместо того, чтобы остановиться и идти назад, продолжают
28) Как трудно различить, служишь ли людям для их блага
(ради внутреннего стремления любви) или для благодарности, похвалы от них. Поверка одна: будешь ли делать то же, зная, что
никто не узнает. При каждом поступке неживотного побуждения, спроси: для кого?
29) Можно так определять характеры.
1) Чуткость большая, меньшая и до тупости.
2) Ум — больший, меньший и до глупости.
3) Страстность большая, меньшая и до апатии, холодно-
сти. 4) Смирение большее, меньшее и до самоуверенно-
сти.
Можно присоединить еще правдивость и лживость, хотя это
свойство не такое основное. И характеры определять проводи-
мыми чертами.
30) Человеку свойственно стремиться к увеличению. Это мо-
жет быть увеличение количества рублей, картин, лошадей, уве-
личение чинов, мускулов, знаний, а увеличение одно только нуж-
но: увеличение доброты.
31) Люди, подчиняющиеся какой бы то ни было власти, без
всякого сравнения свободнее людей, участвующих во власти.
32) Воля Бога в том, чтобы было хорошо, но не мне одному, а
всем. О том, что хорошо для деревьев, я почти не знаю; что нуж-
но для животных, я приблизительно знаю; о том, что хорошо для
людей, я совсем знаю. Вот и надо исполнять эту волю Бога.
283
33) Историко-экономические мнимые законы — это толь-
ко отрицание свободы человека, отрицание нравственности, оправдание зла.
31 дек. 1906 Я. П. 12-й час.
1) То, что мы понимаем движением, есть проявление все боль-
шее и большее в себе вечного сознания. Движение есть сознание
своей божественности. Без движения не было бы жизни. Благо-
даря этому движению, жизнь трепещет в нас. Неясно, но поста-
раюсь выразить яснее.
Та же мысль прекрасно выражена у Амиеля: чтобы увидать
всю сферу, надо обойти ее, или чтобы она вертелась. Движение
жизни есть вертящаяся бесконечная сфера.
1907
Няне. 1907. Я. П.
Записать надо много и, кажется, порядочного.
1) Нынче думал о том, что невозможно спокойно жить с высо-
ким о себе мнением, что первое условие и спокойной и доброй жиз-
ни это — то, что говорил про себя Франциск, когда его не пустят. И
нынче все утро был занят этим уменьшением своего знаменателя.
И, кажется, небесполезно: живо вспомнил в себе все то, что теперь
осуждаю в сыновьях: игрецкую страсть, охоту, тщеславие, разврат, скупость… Главное, понять, что ты — самый ниже среднего уровня
по нравственности, слабости, по уму, в особенности по знаниям, ос-
лабевающий в умственных способностях человек, и не забывай это-
го, и как легко будет жить. Дорожить оценкой Бога, а не людей. При-
знавать справедливость низкой оценки людей.
2) Есть только два пути жизни: жить для радостей тела, ста-
вить выше всего эти радости, или жить для души, ставить выше
всего радости духа. При следовании первому пути радости есть, но они кратковременны, и чем дальше, тем они слабее и реже, и
кончается ужасом смерти и самым губительным для радостей тела
концом: страданиями и смертью. При следовании второму пути
радость не прекращается, и чем дальше, тем радости больше, и
кончается