Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

высшей радостью — смертью.

3) Как страшно должно бы быть человеку чувствовать себя

одним среди мира, отделенным от всего! Если бы — как он ни

заблудился — человек не чувствовал бы свою духовную связь с

миром, с Богом, он не мог бы жить. Если же он теряет сознание

этой связи, он не может жить и убивает себя. Это объяснение

почти всех самоубийств.

4) То, что многие люди, огромное большинство людей, на-

зывают поэзией, это только неясное, неточное выражение глубо-

ких мыслей (Walt Whitman и др.). Стихотворец скажет неясно и

2 8 5

неопределенно то, что ясно и определенно выражено у Канта, на-

пример, что Бога мы познаем только по сознанию закона Его, — и

люди в восхищении от произведения стихотворца, в особеннос-

ти потому, что оно не обязывает. (Не вышло).

5) Рабочие, вообще бедные, не добрее, а скорее, злее богатых —

осуждают, завидуют им. Этим-то они жалки больше, чем своей

бедностью. Богатые же всегда безнравственнее бедных, пользу-

ются их трудом, живут в праздности и этим-то, главное, жалки.

6) Ошибаюсь или нет, но мне кажется, что только теперь —

хороши ли, дурны ли? — но созрели плоды на моем дереве.

7) Строй жизни общества основан на религиозном понимании

жизни большинства этих людей. Строй жизни так называемых хри-

стианских народов основан на еврейском и ветхозаветном и мнимо-

христианском павловском религиозном понимании жизни. Не этим

ли объясняется преуспеяние евреев во всех отраслях нашей жизни?

8) Записано так: жизнь не движется, а трепещет, дрожит в

каждом существе.

То, что мне кажется, что жизнь движется во времени, есть

иллюзия. Жизнь только все больше и больше проявляется во вре-

мени. Солнце не движется, когда закрывавшие его облака откры-

вают его.

9) Радуйся, и паки реку: радуйся. Если хорошо живешь, то

радость неперестающая. На старости я вижу это. Старость раду-

ет меня. Бывают хорошие минуты, когда радует и приближение к

смерти. (Не точно).

10) Сознание ограничено пространством и временем, но оно

само в себе независимо. Оно свободно, но может выражаться, проявляться только в пространстве и времени.

11) Не хотелось бы умереть, не выразив того, что нынче осо-

бенно ясно чувствовал и понимал. Смешно писать такую всем

известную истину в конце жизни, а истина эта для меня, как я ее

теперь понимаю, скорее, чувствую, представляется совершенно

новой. Истина эта в том, что надо всех любить и всю жизнь стро-

ить так, чтобы можно было всех любить. Хотелось бы написать

такой закон Божий для детей.

12) Да, спасать надо не Россию, а то, что в миллион милли-

онов раз дороже воображаемого существа России, — свою душу

13) Не надо думать, что жизнь религиозных людей должна

быть вся поглощена заботой о поддержании своей религиознос-

ти и должна быть жизнь скучная, посвященная отвлеченной дея-

тельности. Напротив, жизнь людей, установивших религиозную

286

основу ее, не может не быть радостной и совершенно свободной

от заботы о своей религиозности

Думать так все равно, что думать, что люди с государственно-

научным миросозерцанием будут только то и делать, что гово-

рить о политике и науке

14) Религиозное учение должно быть основой воспитания.

Воспитание без религиозного учения (как это происходит у нас) есть не воспитание, а непременно и развращение, и притупление

высших способностей.

15) Для того, чтобы жить не мучительно, надо иметь надежду

радости впереди себя. Какая же может быть надежда радости, ког-

да впереди старость и смерть? Есть только один выход из этого

положения: положить свою жизнь в духовном совершенствовании, в все большем и большем соединении с Богом. Только тогда жизнь

есть неперестающая радость и такая же радость смерть.

16) Евреи более дома в нашем мире, потому что живут в мире

талмудистско-павловском, христиане же — в непоследовательном, внутренно противуречивом мировоззрении ветхозаветно-христиан-

ско-павловском. Их мировоззрение цельно, наше противоречиво.

17) Глядел на портреты знакомых писателей 1856 года, всех умер-

ших, живо представил себе, что это все тот один Он, который во

мне, который проявлялся различно во всех их, который проявляется

теперь во всех людях, встречающихся мне, и в Великанове, и в Shaw.

Ах, если бы всегда не только помнить, но чувствовать это!

18) По мере остарения все менее и менее чувствуешь реаль-

ность людей. В детстве все люди, которых я знал, были, каза-

лось, неизменны, такие, какие были, но по мере движения жизни

они все более и более изменяющиеся духовные проявления. И

теперь для меня маленькая Таничка есть уже не определенное

существо, а изменяющаяся форма проявления духа.

19) Все думал о том, что время есть, как говорит Амиель, вра-

щение передо мной сферы. Но я-то где? И вдруг мне ясно стало, что я вращаюсь вместе со сферой (бесконечной) и вместе с тем

стою над ней (или в ней), созерцая ее. И мне вдруг пришла уди-

вительная мысль по своей простоте и по тому, что она никогда не

приходила мне, — именно, что если есть движение (а мы все со-

знаем движение жизни), то движение может быть только относи-

тельно чего-нибудь неподвижного. И это неподвижное духовное

и есть то я, которое созерцает движущуюся жизнь.

Как удивительно ясно и просто — не доказательство, а уясне-

ние той бессмертной духовности, которая составляет сущностью

287

человека, да и всякого существа. Жизнь трепещет в каждом су-

ществе именно от того, что каждое существо движется вместе со

всеми и вместе с тем неподвижно, как сознание.

2 февр. 1907. Я. П.

Записать есть кое-что, но сел за дневник затем, чтобы запи-

сать показавшееся мне очень важным то, что я, гуляя утром, ду-

мал. Именно:

1) Был анархист-экспроприатор и на деревне говорил с му-

жиками о том, что не надо работать на господ и отобрать то, что

они (господа) считают своим. Хотелось бы спросить у него и его

учителей: а на богатого мужика, у которого 10 лошадей ходят в

извоз или работается кирпич и т. п., можно или нельзя работать?

Если можно еще, то где надо остановиться? И если установим, на каких нельзя работать, то как мы установим, утвердим это?

Установим законы, приводимые в действие насилием? Но ведь

тогда опять будут злоупотребления властью. —

И это рассуждение мне вдруг с совершенной ясностью (никог-

да прежде не испытанной мною) показало ужасное заблуждение

устройства человеческой жизни. Всякое устройство основывает-

ся на насилии и поддерживается насилием. Ведь совершенно ясно, что ни на какое устройство жизни все люди никогда не будут со-

гласны, так что заставить их исполнять установленное устройство

можно только насилием, т. е. правом насилия, данным некоторым

людям. Устройство общества, основанное на насилии, имеет це-

лью препятствовать насилию людей друг над другом. А между тем, как и рассуждение, так и опыт и вся история показывают нам, что

право насилия, данное некоторым, не могло помешать и не мешает

людям отступать от установленного устройства и совершать наси-

лия друг над другом. И выходит, что установленное насилием уст-

ройство только увеличивает теми, кто пользуется насилием, коли-

чество людей, насилующих друг друга.

Казалось, должно бы быть ясно, что если общение животных

руководимо одними телесными чувствами, — что мы называем ин-

стинктом, то общение людей, имеющих, кроме телесных чувств —

инстинкта, — еще свойства разума, не может быть руководимо и

инстинктом и разумом, а должно быть руководимо вполне или тем

или другим. Вот эти-то два начала, руководящие жизнью людей, и

производят то заблуждение насильнического устройства, от кото-

рого страдают люди. Всякое устройство, основанное на насилии, есть неправильное смешение двух несовместимых начал: чувствен-

288

ных, инстинктивных стремлений и разума, между которыми все-

гда было и не может не быть противоречия. В первобытных обще-

ствах, при низкой степени развития разума, когда люди руководят-

ся одним инстинктом, противоречие это незаметно; но чем дольше

живут общества, чем больше получает значения разум, тем проти-

воречие это становится очевиднее и невыносимее. В настоящее вре-

мя в христианском мире оно дошло до последней степени.

Нынче 13 февр. 1907. Я. П.

Записать надо многое:

1) Для того, чтобы ясно понять нереальность пространства

(телесности) и времени (движения), что и то, и другое есть толь-

ко ограниченность нашего мышления, надо подумать о том, что

как мое тело в пространстве, так и мое движение во времени оди-

наково бесконечно малы в сравнении с бесконечно великим (ко-

торого я не могу не допустить), и бесконечно велики в сравнении

с бесконечно малым, которое также необходимо мыслится.

2) Сейчас подумал о том, как умственно ограниченные люди, так называемые материалисты, вперед отгораживают себя от вся-

ких серьезных рассуждений о свойствах человеческой природы и

разума (Канта, Платона, Христа) тем, что все это неопределенная, неясная, взаимно противоречивая «философия», в области которой

они считают всякие рассуждения бесполезными. Они готовы гово-

рить с вами о политике, об естественных науках, об экономических

законах, но только не о философии и религии. Они сразу затыкают в

себе то единственное отверстие, через которое могут проникнуть в

человека серьезные и нужные ему мысли и знания. Они поступают

так, как поступил бы человек, которому необходимо вычислить ку-

бические меры, но который вперед говорит, что он готов слушать

вас, но только не говорите ему о математике, потому что он знает, есть математика п’ых измерений и есть математические парадоксы.

3) Какое удивительное явление, что браманизм, несмотря на

свое гораздо более высокое, чем еврейство, религиозное понима-

ние, подвергся таким же, если еще не худшим извращениям или, скорее, наростам.

4) Как редко встречаешь и — еще реже — испытываешь ис-

тинную любовьлюбовь к любви, любовь не только ко всем

людям, но ко всему, к Богу. Боже, помоги мне жить в этой любви, т. е. приди и вселись в меня.

5) Революционерами руководят, главное, зависть и често- и

властолюбие. И что хуже всего, это то, что эти гадкие чувства

289

19 Зак 3160

прикрываются мнимой любовью и состраданием к народу и, что

смешнее всего, мнимой любовью к свободе: они закабаляют себя

во власть, в самую ужасную неволю, из любви к свободе!

6) Мы думаем и говорим: отчего Бог не сказал нам словами

свою волю, но мы забываем, что словами, всегда неточными, не-

ясными, всегда неполными, говорят по своему несовершенству

только люди; а что у Бога есть другой язык, другое средство пе-

редачи истины: наше сознание Его сущности.

7) Записано так:

Сейчас ходил и думал: Основа жизни нашей — беспредель-

ное стремление к благу. Но, как отдельные, ограниченные суще-

ства, мы никогда не получаем всего того блага, которого желаем.

Полное благо можем мы получить только как участники жизни

не только всего человечества, но всего существующего. И эту воз-

можность участия в жизни Всего мы имеем, когда сознаем себя

тем духовным началом, которое дает нам жизнь. Сознание это

проявляется в нас любовью.

Ничто лучше этого сознания не подтверждает той истины, что

жизнь наша—в любви не к себе одному, но ко Всему, и не кончается

или, скорее, не ограничивается мирской, телесной жизнью от рож-

дения до смерти. Так что мы живем здесь и своею отдельной жиз-

нью, и жизнью другого более обширного существа, включающего

наши отдельные существования так же, как наше тело включает в

себя составляющие его отдельные клетки. И потому наша деятель-

ность для блага Всего не пропадает так же, как не пропадает дея-

тельность отдельных клеток для всего организма. Смерть поэтому, может быть, есть только перенесение сознания из отдельной лич-

ности в

Скачать:PDFTXT

высшей радостью — смертью. 3) Как страшно должно бы быть человеку чувствовать себя одним среди мира, отделенным от всего! Если бы — как он ни заблудился — человек не чувствовал