более обширное существо, включающее в себя отдельные
личности. И это вероятно потому, что вся жизнь человеческая есть
только все большее и большее расширение сознания.
8) Хорошо бы всегда помнить, что жизнь, плотская жизнь от-
дельного существа, не есть состояние, а есть непрестанное движе-
ние. Жизнь есть состояние только для сознания духа, того самого, по отношению которого жизнь телесная есть постоянное движение.
9) Жизнь мирская (от рождения до смерти) есть все большее
и большее сознание человеком своей духовности. Для того, что-
бы это было возможно, должно совершаться все большее и боль-
шее раскрытие духовного существа. Раскрытие же это представ-
ляется нам движением во времени тела в пространстве.
10) Движение относится ко времени так же, как тело к про-
странству.
290
11) Астрономия — это наука, в которой очевиднее всего ил-
люзорность пространства и времени. Надо быть совершенным
идиотом или ученым для того, чтобы не понимать, что если
столько-то миллиардов верст до Сириуса, то должны, по этому
рассуждению, быть и такие звезды, для определения расстояния
которых недостанет пространства от нас до Сириуса, чтобы вы-
писать линейку, изображающую в цифрах это расстояние. И то
будет только крошечная дробь цифры расстояния еще дальней-
ших миров, и так без конца. А что если это так, то очевидно, что
и миров этих совсем нет, а это есть только указание на иллюзор-
ность нашего представления в формах времени и пространства.
12) Доброму богатому жалко бедного и стыдно за свое богат-
ство и часто искренно хочется сделать добро бедному. Даже доб-
рый бедный почти всегда завидует богатому, досадует за то, что
он беден, и хочется скорее сделать зло, чем добро, богатому.
Вот этим-то, главное, и жалки бедные.
13) Легко сказать: надо не ненавидеть дурных людей, а, на-
против, жалеть и любить их. Это так. Но для того, чтобы это мож-
но было искренно сделать, есть только одно средство: видеть, чувствовать и любить в них того Бога, который и в тебе, и в них.
Для того же, чтобы быть в состоянии это сделать, надо в себе
сознавать этого Бога и любить Его. И потому все, все в этом.
14) Суди о других, как о себе же. Ведь это — ты же. И потому
будь в их дурных делах так же снисходителен, как ты бывал и
бываешь к себе. И так же, как в своих грехах, надейся на их рас-
каяние и исправление.
15) Видел во сне, что мы приготавливаемся к изданию несу-
ществующего журнала нравственности. 1-й отдел. Религиозно-
метафизические учения. Истории и обзор религии. 2-й отдел: а) правила жизни, относящиеся к одному себе, б) к людям. 3-й от-
дел: Воспитание детей.
16) У всех вер одни и те же основы. И не может быть иначе —
17) Самоотречение нужно и в религиозных учениях, нужно
отречься от своего дорогого, привычного, для того, чтобы можно
было сойтись с другими учениями.
18) Почему мы стремимся вперед, все вперед?— потому что
жизнь только в раскрытии.
19) Освобождение народа, конституция, всякие свободы, ве-
личие государств, патриотизм, наилучшее общественное устрой-
ство — все это только покровы, под которыми скрываются за-
291
висть, властолюбие, честолюбие, тщеславие, праздность, отчая-
ние. Последствия же всех этих добрых намерений: борьба всех
против всех, ненависть вместо любви и все больший и больший
упадок нравственности.
20) Жизнь наша представляется нам движением. Для того же, чтобы было движение, нужно, чтобы была точка неподвижная, по
отношению которой совершается движение. Такая точка есть наше
сознание своей духовности. То, что нам представляется движени-
ем, есть снятие покровов с того духа, который мы сознаем в себе.
21) Наша жизнь представляется нам движением с началом —
рождением, и концом — смертью. И мы по этой своей временной
жизни хотим судить и о всей жизни, приписывая и ей движение, начало и конец. Говорим о сотворении мира или зачатке его, и о
конце мира, и о движении жизни в мире, тогда как эти понятия
свойственны только нашей ограниченной части жизни, а никак
не могут быть свойственны всей жизни мира.
22) Одно из самых пагубных заблуждений людей, желающих улуч-
шать свою жизнь, состоит в том, чтобы думать, что возможно такое
общественное расположение, распределение людей, при котором
людям может быть лучше, чем при каком-нибудь ином: хроничес-
кая борьба партий, сословий, из которых устанавливается подобие
порядка, все это — только самообманы, вносящие только новое зло
тем, что отдаляют людей от единой нужной для лучшего устройства
общества деятельности — от работы людей над самими собой.
23) Пресса все более и более заменяет личное общение лю-
дей. И замена эта особенно невыгодна для любовного общения
людей между собою. Как ни велики выгоды распространения пе-
чати, едва ли эта невыгода не перевешивает их все.
24) Четыре ступени религиозно-метафизического сознания: 1) Я знаю, что существую.
2) Знаю, что существуют другие люди и существа.
3) Знаю, что начало, основа существования всех людей, жи-
вотных и всего существующего — та же, что и во мне.
4) Стремлюсь соединить основу своей жизни с жизнью дру-
гих существ— любовью.
25) Я ничего непосредственно не могу знать о том, что было, когда меня не было, не могу знать, какова была моя утробная жизнь
и первое детство, не знаю непосредственно и все то, что происходи-
ло во время моего сна и забвения. Всего этого не было бы, если бы
292
не было таких же людей, как я, от которых я узнаю то, что ими было
сознано о моей неизвестной мне жизни и о том, что предшествовало
ей. Все это —только результат моего общения с другими людьми, которые своими рассказами дают мне представление о том, что про-
исходило и со мною, и до меня. Сведения эти нужны только для
внешней связи явлений, но, сами по себе, они не составляют части
моей жизни, не нужны мне и часто недостоверны, и достоверность
и недостоверность их не важны для меня. Важно для меня и состав-
ляет мою истинную жизнь все то, что непосредственно было созна-
но мною и было открыто моему сознанию через мысли сознатель-
ных существ, общавшихся со мной в этой жизни или живших тыся-
чи лет назад и выразивших словами то, что смутно таилось в моем
сознании и потому, получив форму выражения, составило часть его.
Так что мысли Будды, Канта, Христа, Амиеля и других составляют
часть моей жизни, между тем как большая часть моей жизни в мо-
лодости (совершенно забытая) и жизнь людей, живущих рядом со
мной и каждый день общающихся со мной. (Это неясно, но поста-
раюсь после лучше выразить.)
19 февр. 1907. Я. П.
Только, чтобы записать:
Для того, чтобы ответить о свободе воли — на вопрос, свобо-
ден ли человек? — надо прежде сказать, что у человека есть два
сознания: телесное и духовное (т. е. человек сознает себя то ду-
ховным, то телесным). Для телесного сознания не может быть
речи о свободе, так как жизнь телесная происходит в условиях
пространства и времени (и нет настоящего). Для духовного же
сознания точно так же не может быть речи о свободе, так как для
него не существует ничего могущего стеснить его, оно всемогу-
ще. И это сознание проявляется только в том, чего нет для теле-
сного сознания, в настоящем. И потому на вопрос о свободе воли
ответ: не свободен в телесном сознании и свободен в духовном.
Если же спросят: свободен ли человек переходить из одного
сознания в другое? ответ: жизнь — только в духовном сознании.
22 февр.
Только, чтобы записать:
1) Для чего я — отделенное проявление Бога? Для того, что-
бы я имел благо сознания себя и общения со всем миром. (Разъ-
яснить после.)
2) Детям нужен и не вреден догматизм.
293
17 марта 1907. Я. П.
1) Странная вещь, неслыханная мной, это — причина нелюбви
сыновей к отцам (разумеется, в нехристианских семьях): это —
зависть и соперничание сыновей с отцами.
2) Много раз изменял искушения Христа. Записано так: (и не
дурно). (Записано в уроках).
2) Настоящее — тот вневременный момент, который соеди-
няет прошедшее с будущим. И в этом настоящем я могу вызвать в
себе сознание и сделать этот момент реальным. Прошедшее же и
будущее — иллюзия. Прошедшее Неясно.
3) Я только один и есть и был и буду, и я — мгновенное про-
явление во времени.
4) Я духовное не хочу быть в теле; стало быть, я в теле не по
своей воле, и есть воля высшая.
5) Чувствую благо старости и болезней, освобождающих меня
от заботы о мнении людском. Помогает этому и то, что меня те-
перь больше бранят, чем хвалят.
6) Только в области сознания человек свободен. Сознание же
возможно только в моменте настоящего.
7) Я чувствую себя вечным, одним истинно существующим.
И я же, когда сужу о себе, вижу себя ничем, бесконечно малой
частицей чего-то бесконечно великого. Что же правда: первое или
второе? Если второе, то сознание своего первого, вечного «я» —
обман. Но этого не может быть, потому что без этого обмана (пер-
вого «я») нет жизни, нет ничего, нет, главное, и второго «я».
Если же правда — первое, то второе: вся телесная жизнь есть
обман. Но этого тоже не может быть, потому что без телесной
жизни я не мог бы делать этих рассуждений. И потому есть и то, и другое: Я — духовное, непространственное, невременное су-
щество в телесных, пространственных и временных условиях.
И потому, отвечая на вопрос о свободе воли, надо изменить
вопрос так:
Откуда происходит представление о свободе воли?
8) Благотворительность подобна тому, что бы сделал чело-
век, который, иссушив сочные луга водосточными канавами, по-
том поливал бы эти луга в тех местах, где они представлялись бы
особенно сухими. У народа отберут то, что ему нужно, и тем ли-
шат его возможности кормиться своим трудом, а потом старают-
ся поддержать его слабых, распределяя между ними часть того, что у него отобрано.
294
9) Я — не только не я, плотский JI. Н., от рождения и до смер-
ти, но я, даже с телесной точки зрения, есмь только плотское про-
явление всех моих предков без конца и передаточное звено меж-
ду ними и моими потомками, тоже без конца: Я — мгновенная
10) Предание рода есть грубое проявление сознания своего
единства.
11) Любовь дурно выражает сознание единства людей. (Так за-
писано: не помню значения.) Должно быть, то, что любовь есть только
последствие этого сознания, а что сознание единства глубже.
12) Жизнь человека всегда есть переход из сознания живот-
ного в сознание духовное. Но какой же может быть переход, ког-
да времени нет?
Перехода и нет, а я и телесное сознание и духовное доступно мне
только через время, иначе сказать: в форме времени. Ты говоришь, что время только форма, что времени нет. А что же значит то, что
тебя не было прежде, а теперь ты еси и живешь в мире и умрешь?
Это значит то, что я не могу вместе понимать бытие и небы-
тие в этом мире. Так что я и есмь и меня нет в этом мире.
13) Как должно бы быть мучительно тем, у кого много денег.
У них много просят, и как им разобрать, кому дать? Одно сред-
ство — отдать все.