хорошо бы, да нельзя, и потому надо хоть ров-
нять: поступать с другими, как хочешь, чтоб поступали с тобой.
15) Если заметил, что в споре человек защищает свое внеш-
нее положение, поскорей прекрати разговор.
16) Трудно молодому пренебречь телом. И не надо стараться
сразу. Сначала не делать дурного, потом делать хорошее, потом
17) То, что жизнь истинная вне времени, лучше всего доказы-
вает то, что она только в настоящем, которое всегда вне времени.
18) Хотелось написать обращение к детям. Вступление в уро-
ки. Набросал так:
Если напишу, то вложу сюда, а теперь продолжаю дальше: 19) Вспомнил так живо милого мальчика Николашу, что мне
представилось, что я — он, что я улыбаюсь его улыбкой, блещу
его глазами. Так это бывает, когда любишь. Разве это не явное
доказательство того, что во всех нас живет один дух, и что лю-
бовь уничтожает разделение.
20) Время есть снимание покровов с неподвижного, единого
сущего духа Божия.
295
21) Непроницаемость вещества в пространстве скрывает сна-
чала от нас единство сущего духа. Движение во времени снимает
эти покровы.
22) Живут истинной жизнью только старики и дети, свобод-
ные от половой похоти. Остальные только завод для продолже-
ния животных. Оттого так отвратителен разврат в стариках и де-
тях. А люди думают, что вся поэзия — только в половой жизни.
Вся истинная поэзия всегда вне ее.
23) Самый ужасный и вредный человечеству обман — это
фарисейство, лицемерие, выдающее деятельность эгоистическую, для своих целей за служение Богу. (Лицемерие это с давних вре-
мен обличается). Едва ли не более вредное, особенно развившее-
ся в наше время, есть фарисейство политическое. Люди, от царя
до товарища рабочего, уверяют себя и других, что они заняты
благом народа, а они заняты им, сколько курица построением
храма, а движимы только грубым эгоизмом.
Есть еще фарисейство семейное. Человек скуп, властолюбив
и хочет уверить себя и других, что то, что он делает, он делает
для семьи.
24) Нынче думал о начале уроков для детей. 1) Зачем живешь?
Чтобы быть счастливым. Как быть счастливым? Так жить, чтобы
все, живя так, все были счастливы.
<25) Записано, что вместо системы Генри Джорджа должно
быть свободное вознаграждение за землю, которой пользуешься.> 26) Как просто то, что делается: Все, кто внизу, хотят влезть на-
верх, на тех, которые держат верх. Влезают под разными предлога-
ми, самый обычный — просвещение. Но кто же будет держать, когда
все полезут? Хорошо, когда в Англии есть рабы в Индии, в колониях.
27) Читая Паскаля, понял в первый раз, как надо понимать
Phomme dans l’etat de peche1 и la redemption2. To, что есть есте-
ственный ход жизни: переход от непосредственности животного
к требованиям духовной жизни, он (и все церковники) называет
спасением, искуплением, происшедшим от Христа.
28) Ekklesia3 — собрание избранных — первый грех, нару-
шение завета Христа — всемирного братства.
29) Тем вредны и праздны все революции, что деятели их ру-
ководятся только эгоизмом. Изменить же установившийся строй
может только деятельность для Бога.
1 человек в состоянии греха (фр )
2 искупление (фр)
3 Собрание верующих, по церковному пониманию — церковь (греч )
296
30) Читаю письмо с самоуверенным решением вопроса не-
противления…. Если убивают, насилуют,… отказаться от воинс-
кой повинности, а пойдет семейный. И сначала досадно на само-
уверенность, глупость, а подумав, вижу, что ему нельзя иначе.
Если бы он не был так уверен, то он или понимал бы, как я, или
вовсе не жил бы, а ему хочется жить.
31) Я говорю: жизнь раскрывается. Но что же я при этом?
Могу ли я или не могу содействовать этому раскрытию? Можешь.
Можешь не движением, а соблюдением своей неподвижности, перенесением себя в единое сущее, которое всегда неподвижно.
Можешь тем, чтобы не двигаться вместе с покровами. (Неясно, но je m’entends).
5 апреля 1907. Я. П.
Записать: Едва ли успею нынче.
1) Рассказ о заваленных в шахте двух врагах.
2) Просительная молитва, хотя и ложная по своей цели, все-
таки — польза для души, все-таки это — признание своей зави-
симости от Бога. Ошибка в том, что безвременное настоящее пе-
реносится в будущее, духовное — в телесное.
3) Кролики размножаются и борются, а люди совершенству-
ются и потому не нуждаются в борьбе.
4) Как вся вода вытечет из ведра, если в нем будет хоть одна
дырочка, так и все радости жизни (любви) не удержатся в душе
человека, если в нем будет нелюбовь хоть к одному человеку.
5) Написать жизнь человека, прожившего все три искушения
Христа в пустыне.
6) Что такое часы? Я говорю, что моя жизнь есть постепенное
раскрытие моего духовного неподвижного существа. Что же такое
часы? Написано так: «Я сделал себе тот же самый обман движе-
ния, под которым я нахожусь». Это не то. Не умею ответить.
7) Для того, чтобы не делать ближнему своему дурного —
любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем
дурного; а для того, чтобы приучить себя к этому, надо приучить
себя не думать о нем дурного. Это можно. И тогда только можно
не делать дурного человеку — любить его.
8) Со мной бывает, что, когда я люблю кого-нибудь — так это
было недавно с мальчиком Колей, — я не то что вижу, а чувствую
его улыбку и чувствую себя им. Это особенно часто бывает, ког-
да жалеешь. Это подтверждает то, что Бог один в нас во всех, и
297
9) Память не есть ли сознание (прозрение духа) прошедшего, а разум — сознание (прозрение духа) будущего.
10) Вся разница между человеком и животным та, что чело-
век знает, что он умрет, а животное не знает. Разница огромная.
11) Благотворительница довольна собой, что она сжалилась и
дала бедной. А бедная только о том думает и тем довольна и хва-
лится, что она хорошо умеет выпрашивать. «От меня не отвер-
тится».
12) Есть память своя личная, что я сам пережил; есть память
рода — что пережили предки и что во мне выражается характе-
ром; есть память всемирная, божия — нравственная память того, что я знаю от Начала, от которого изшел.
Сейчас написал письма Попову, Черткову, Сапожнику — и
все очистил, даже отографы.
13) Думаю о том, как распределить мысли для нравственно-
го учения детского, и вижу, что в духовной области нет первого, второго, третьего, нет более или менее важного. Все одинаково
важно, и все — первое. (Евангельские работники, нанятые в раз-
ные часы дня).
14) Особенно живо чувствую (чувствовал) радость, спокойствие, блаженство состояния любви ко всем. Только в таком состоянии
все хорошо и в жизни и в смерти. Хоть редко, но испытываю это.
15) Насмешка, особенно умная, представляет насмехающе-
гося выше того, над чем он смеется; а большей частью (всегда
даже) насмешка есть верный признак непонимания человеком
того предмета, над которым он смеется.
16) Мы думаем, говорим даже: отчего Бог не сказал нам сло-
вами, чего он от нас хочет? Но мы забываем то, что только наша
слабость говорит неточными, недостаточными, односторонними
словами. А что у Бога есть другой язык, другое средство переда-
чи своей воли. Средство это — вся жизнь внешнего мира и то, что вложено в нашу душу.
17) Жизнь раскрывается. Ну, а ты-то что же при этом? Мо-
жешь или не можешь содействовать этому раскрытию?
Можешь тем, чтобы соблюдать свою неподвижность — не дви-
гаться вместе с тем, что закрывает тебя. Двигаясь, ты остаешься
неподвижен. Удерживая свою неподвижность, ты двигаешься.
18) Для того, чтобы простить, надо забыть, желать забыть то, за что прощаешь, и начинать отношения сначала.
19) Только теперь начинаю жить настоящей жизнью. Только
теперь начинаю бояться одного судьи и руководиться Его судом.
298
20) Читал письмо Веригина и подумал об ужасном вреде осуж-
дения. Да, лучше 100 раз ошибиться, считая дурного за хороше-
го, чем один раз разлюбить одного.
9 апреля 1907. Я. П.
Запишу одно, что сейчас думал:
1) Моисей не увидал обетованной земли, в которую вел на-
род. Я очень люблю эту аллегорию. Мы часто жалеем, что не
видим плодов своих трудов, но то, чтобы не видеть, делать без
ожидания награды, есть необходимое, существеннейшее условие
всякого истинно доброго дела.
Нынче, 30 апр. 1907. Я. П.
1) Время — это одна из форм проявления истинной жизни, та
форма, в которой нам, людям, доступна эта жизнь.
2) Живут истинной жизнью более всего дети, вступая в жизнь
и не зная еще времени. Они всегда хотят, чтобы ничто не переме-
нялось. Чем дальше они живут, тем больше подчиняются иллю-
зии времени. К старости иллюзия эта все слабеет — время ка-
жется быстрее, и наконец старики все больше и больше вступа-
ют в жизнь безвременную. Так что наиболее живут настоящей
жизнью дети и старики. Люди же, живущие половой жизнью, больше готовят матерьял жизни истинной, чем сами живут ею.
3) Осуждают эгоизм. Но эгоизм — основной закон жизни. Дело
только в том, что признать своим «ego»’: свое сознание или свое
тело, или, вернее, свое духовное или телесное сознание.
4) Анархизм с допущением насилия — смешное недоразуме-
ние. Анархизм есть только один разумный — христианство, игно-
рирование каких бы то ни было внешних политических форм жиз-
ни и жизнь каждого для своего «я», но не телесного, а духовного.
5) Пространственное, матерьяльное «я» моего тела так же, как и временное «я», связано со Всем, со всем бесконечным про-
странственным миром. Было ясно, когда я записал, а теперь не
могу вспомнить. Временная связь это — то, что «я» — произве-
дение моих бесчисленных, бесконечных предков и родоначаль-
ник таких же потомков. Но пространственно в каждый момент
не могу вспомнить, чем все связано.
6) Записано: любовь — это расширение жизни, и поставле-
но Ш Это-то и есть связь пространственная: любовью я сознаю
‘ я (лат.).
299
собою все существующее. И как во времени моя связь скрывает-
ся в бесконечности, так и здесь.
7) У каждого человека есть высшее, то, до которого он до-
шел, миросозерцание, во имя которого он живет. Изменяет же
миросозерцание он сам. И всякий человек способен воспринять
только то, что согласно с его миросозерцанием. Все же несоглас-
ное, как бы он ясно ни понимал сказанное, прочитанное, прохо-
дит через него, не оставляя никакого следа. — Есть такое миро-
созерцание: хороша жизнь высших светских людей с украшени-
ями влюбления, искусств, роскоши. Другое такое: хорошо участие
в благоустроенности, как в Европе. Еще другое: хорошо быть
приятным, веселым. Еще: хорошо всех удивить. Все это не то.
Всякое миросозерцание надо ясно и подробно выразить.
8) Бедные испытывают больше счастья, чем богатые, потому
что удовлетворение нужды, — одежда, когда ее не было, пища, когда голодал, дом, когда не было крова, — без сравнения радост-
нее, чем удовлетворение прихотей богатых.
9) Память о ближайшем все больше и больше пропадает с
годами: человек все больше и больше сознает свое неподвижное
«я». Так же пропадает мысль о будущем. Человек становится не-
годным для мира.
10) Как стареясь человек приходит к все большему и больше-
му сознанию своего духовного единства, так стареется и мир и
приходит к единению и успокоению.
11) Записал 6 тем рассказов для детей:
1)0 жестоком помещике, которого пожалела старуха; 2) О неунывающем весельчаке в бедствиях;
3) Об Агафьи Михайловниной жалости к собакам, кошкам, мышам, тараканам;
4) О заваленных врагах