чего я есмь проявление, это есть Бог, столь же неизбежно су-
ществующий, как и я.
8) Вред медицины в том, что люди больше заняты телом, чем
духом. Жизнь сложилась так, что гибнут миллионы молодых, сильных, здоровых, детей — гибнет жизнь, а старательно и ис-
кусно лечат старых, ненужных, вредных. Главное, приучает лю-
дей — даже народ — больше заботиться о теле, чем о душе.
Если бы не было ее совсем, не было бы этого соблазна заботы о
теле, люди больше думали бы о душе, и в общем положение людей
было бы много лучше. Прекрасное выражение в народе, когда болен:
помираю. Болезнь заставляла бы думать о смерти, а не об аптеке.
А живи люди более духовной жизнью, не было бы браунин-
гов, войн, голодных детей и матерей, уничтожающих плод.
9) Говорят: нет духовного начала, все от тела. Если люди жи-
вут для тела, заняты только телом, никогда не борются с ним, то
как же им думать иначе. Ребенок живет для тела, но не объясняет, не оправдывает этого, но горе, когда взрослый продолжает жить
по-ребячески и искусными умствованиями оправдывает это. Толь-
305
20 Зак. 3160
ко тот, кто борется с телом, знает, что такое тело, и знает, что есть
то, что борется с ним и что сильнее его.
10) Свобода, равенство может быть осуществимо только лю-
бовью, а не насилием.
При осуществлении насилием это — величайшее зло.
11) Две науки точные: математика и нравственное учение.
Одно — самое поверхностное, другое — самое глубокое. Точ-
ны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же
разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная при-
рода, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.
7 июня 1907. Я. П
1) Бог, все изменяющий и сам не изменяющийся.
2) Я сознаю тело, сознаю душу, но не сознаю того, что созна-
ет и то и другое. Это-то и есть Он, Бог, Любовь.
3) Жизнь не в теле и не в душе, а в духе. Он один сознает и то
и другое, а его ничто не сознает.
4) Какая обворожительная черта лица — прелесть улыбки!
9 июня 1907. Я. П.
1) Безумная жизнь людей. Вся безумная — и старая и новая, которые борются между собой. Состарившаяся безумная жизнь счи-
тается разумной, новая безумная жизнь считается прогрессом: Вера, политика, наука, искусство, педагогика, промышленность, торгов-
ля, финансы, земледелие, печать, общение полов, медицина, пси-
хиатрия, табак, вино. Все одинаково безумно — и старое и новое.
2) Вера, исповедуемая христианскими народами, — вера ев-
рейская. Оттого успех евреев в сравнении с христианами, хотя и
смутно, но придерживающимися истинного христианства. Если
представить себе народы исповедующими такую религию, кото-
рая требовала бы, главное, энергических порывов, легкомыслия, веселости, то в народах, исповедующих такую религию, самый
большой успех имели бы цыгане.
3) Мир раскрывается мне в известный момент своего разви-
тия, и раскрывается мне, как человеку (так и всем людям), извест-
ным темпом, т. е. с одной и той же быстротой, как ровно поворачи-
вающееся колесо часов. Я могу себе представить существа, из ко-
торых стали люди, за сотни тысяч лет в прошедшем, в тот момент, когда они были звери, могу представить себе и мир вперед на сот-
306
ни тысяч лет, когда волк будет лежать с ягненком (сделается траво-
ядным или ручным). Это относительно момента раскрытия, но я
могу представить себе и более медленный и более быстрый, чем
наш, темп раскрытия. И одно это изменение темпа даст возмож-
ность бытия самых разнообразных, непонятных нам существ.
4) Вся цель теперешней цивилизации — уменьшение труда и
увеличение удовольствий праздности. (Еврейская цивилизация: праздность — условие рая). Тогда как главное благо человека —
матерьяльное — должно быть в увеличении приятности труда.
При теперешней цивилизации человек, его радости, отдаются в
жертву выгоде Пар вместо лошади, сеялка вместо руки, велоси-
5) Вред — и самый большой — медицины в том, что мешает
спокойной торжественности процесса умирания.
6) Самое верное средство прогнать сомнения и укрепить себя
в том, в чем сомневаешься, это то, чтобы проповедовать, учить
других тому, в чем сомневаешься. Ив. Мих. Трегубое.
7) Когда человек лишился способности зрения, он не может уже
отличать свет от тьмы. Так же и человек, лишившийся сознания сво-
ей божественности, теряет возможность различения добра и зла.
8) Одно чувство проникает всю библию и связывает между
собой всю ту кашу самых разных и по смыслу, и по достоинству
мыслей, правил, рассказов, это — чувство исключительной, уз-
кой любви к своему народу.
9) Испытал большую радость общения с Богом, только с Бо-
гом, без людей. И испытал это, благодаря письму Андрея, кото-
рое при отсутствии общения с Богом было бы очень больно.
10) Нынче поймал себя, по случаю письма П. Николаева, на
том, как я еще дорожу славой людской. Тоже превратил в радость.
10 июня 1907. Я. П.
1) Все больше и больше почти физически страдаю от неравен-
ства: богатства, излишеств нашей жизни среди нищеты; и не могу
уменьшить этого неравенства. В этом тайный трагизм моей жизни.
2) Какое великое слово: «Ищите Царства Божия и правды Его, и остальное приложится вам». Это значит: будете искать осталь-
ного во всех разных видах, как все ищут, и наверное не найдете, и Царства Божия не только не найдете, но удалитесь от него. И
наоборот: ищите Царства Божия — и найдете его и все осталь-
ное. Это — единственное средство получения остального. Как
хотелось бы убедить в этом людей.
307
16 июня 1907. Я. П.
Теперь записываю кое-что прямо:
1) Многие понимают, т. е. думают, что понимают, христианс-
кое учение, вообще религиозно-нравственное учение, «отчасти»,
и берут кое-что, оставляют другое. Это все равно, что брать из
молитвы, изречения, стихотворения одни слова, откидывая дру-
гие. Les grandes pensees viennent du coeur1. Это хорошо: ies grandes pensees viennent, но «du coeur» не нужно. Разве не то же — хри-
стианское учение без непротивления?
2) То, что жизнь есть непрестающее раскрытие того, что
уже есть, подтверждается тем, что мы не можем ничем остано-
вить это раскрытие, представляющееся нам нашим движением.
Я всегда могу заставить себя действовать (т. е. мне кажется, что
я могу). В сущности же, я не могу не действовать, но никак не
могу заставить себя не действовать: остановить обращение кро-
ви, дыхание, заснуть.
3) Самоуверенные и потому ничтожные люди всегда импони-
руют скромным и потому достойным, умным, нравственным лю-
дям именно потому, что скромный человек, судя по себе, никак не
может себе представить, чтобы плохой человек так уважал себя и
с такой самоуверенностью говорил о том, чего не знает.
4) В человеке сердце и разум: т. е. желания и способность
находить средства их удовлетворения. Но это не весь человек.
Человек вполне — это еще способность сознавать себя (вне вре-
мени): свои желания и свой разум.
5) Движение, как вне меня, так и во мне, есть открывание для
меня того вечного, вневременного и внепространственного суще-
ства, которое есть и которого я не могу обнять, но к познанию ко-
торого приближаюсь. В этом открывании меня и мира я могу при-
нимать участие двоякое: пассивное, бессознательное, отдаваясь
течению, признавая реальным переменчивый мир, — и активное, сознательное, признавая себя духовным существом, все более и
более раскрывающимся, сливающимся со Всем. (Неясно выраже-
но, но мне понятно, и надеюсь выразить когда-нибудь яснее).
27 июня 1907. Я. П.
Но кое-что, и очень важное и нужное, осталось.
1) Так ясно почувствовал преимущество косца работника в
росистом лугу рано утром, пускай и в жар полдня, и бедствен-
1 Великие мысли исходят из сердца (фр ) 308
ность его хозяина за раздражающей его газетой и кофеем, с оз-
лоблением, тоской и геморроем.
2) Я недавно еще радовался тому, что живо, жизненно чув-
ствовал необходимость, естественность и радость любовного
общения со всеми людьми, а теперь понял, что чувство это про-
изводное, а основное чувство — это сознание любовного обще-
ния не с людьми, а с источником всего, с Богом. Это чувство вклю-
чает первое. Живо чувствовал это несколько дней: всякую мину-
ту чувствовал Его близость и жил у Него на глазах, исполняя Его
волю. Теперь притупилось, но стараюсь вызвать и надеюсь.
3) Не жить с Богом — сиротливо, чувствуешь себя одиноким.
4) Любовь не есть какое-либо особое чувство (как ее понима-
ют обыкновенно). Любовь есть только последствие более или
менее ясного сознания своей причастности Всему. Пальцы руки
не любят друг друга, а живут общей жизнью. Они не поняли бы, что такое любовь.
Я — неполное сознание Всего. Полное сознание Всего скры-
вается от меня пространством и временем. Пространство и вре-
мя лишают меня возможности сознать Все.
5) Есть Нечто непреходящее, неизменяющееся, короче: не-
пространственное, невременное и не частичное, а цельное. Я знаю, что оно есть, сознаю себя в нем, но вижу себя ограниченным те-
лом в пространстве и движением во времени. Мне представляется, что были за 1000 веков мои предки люди и до них их предки жи-
вотные и предки животных — все это было и будет в бесконечном
времени. Представляется тоже, что я моим телом занимаю одно
определенное место среди бесконечного пространства и сознаю
не только то, что все это было и будет, но что все это и в бесконеч-
ном пространстве и в бесконечном времени все это я же.
В этом кажущееся сначала странным, но в сущности самое
простое понимание человеком своей жизни: Я есмь проявление
Всего в пространстве и во времени. Все, что есть, все это — я же, только ограниченное пространством и временем. То, что мы на-
зываем любовью, есть только проявление этого сознания. Прояв-
ление это естественно более живо по отношению более близких, по пространству и времени, существ.
6) Живо думал о том, чтобы правдиво написать всю свою мер-
зость, ничтожество, не прошедшие только, а теперешние.
7) Хотелось ожидаемым детям сказать вот что: Вы все знаете, что у Христа был любимый ученик Иоанн. Иоанн этот долго жил
и, когда очень состарился, насилу двигался и еле говорил, то всем, 309
кого видел, говорил только все одни и те же короткие 4 слова
Он говорил: дети, любите друг друга. Я тоже стар, и если вы
ждете от меня, чтобы я что-нибудь сказал вам, то я ничего не
могу сказать от себя и повторю только то, что говорил Иоанн: дети, любите друг друга. Лучше этого ничего сказать нельзя, потому что в этих словах все, что нужно людям. Исполняй люди
эти слова, только старайся люди отучаться от всего того, что
противно любви: от ссор, зависти, брани, осуждения и всяких
недобрых чувств к братьям — и всем бы было хорошо и радос-
тно жить на свете. И все это не невозможно, и даже не трудно, а
легко. Только сделай это люди — и всем будет хорошо. И рано
ли, поздно люди придут к этому. Так давайте же сейчас каждый
понемногу приучать себя к этому. (Плохо очень.)
8) Одни люди поднимаются в обществе людей, другие спус-
каются.
9) Человеку естественно исполнять волю Бога: жить в люб-
ви, как естественно птице вить гнездо, петь, выводить птенцов.
Только ложные учения сбивают человека